Урок 15. Сувениры на проволочных кольцах
Тип урока: решение учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с технологией соединения деталей на крючках; способствовать формированию умений различать свойства тонкой проволоки, использовать способы придания спиралевидной и кольцевой формы проволоке путем ее накручивания на стержень; содействовать развитию навыков изготавливать изделия из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями; совершенствовать умения работать по алгоритму | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: Познакомятсяс технологией соединения деталей на крючках; Научатсяразличать способы соединения деталей; различать свойства тонкой проволоки, использовать способы придания спиралевидной и кольцевой формы проволоке путем ее накручивания на стержень; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении изделия из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями | Метапредметные: познавательные – планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; наблюдать и сравнивать свойства изучаемых материалов, способы их обработки, конструктивные и технологические особенности разных художественных техник, приемы их выполнения; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (подвижное проволочное соединение деталей, свойства и прием); регулятивные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки; коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться | Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда |
Образовательные ресурсы: учебник (с. 50–51); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; картон, цветная бумага, ножницы, шило, проволока, чертежные инструменты |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Тема урока «Сувениры на проволочных кольцах». – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке мы… | Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||||||||||||||||||||||||||
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Какими способами можно подвижно соединять детали из разных материалов? – Что такое подвижное соединение деталей изделия? – Какие способы подвижного соединения деталей использовали вы в своих работах? Какие материалы используются для соединения? | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. | Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий. Проявлять интерес и активность в выборе решения; устанавливать личностный смысл знания. Анализировать, выделять и формулировать задачу; осознанно строить речевое высказывание. Вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками | ||||||||||||||||||||||||||
– Что такое проволока? Чаще всего проволока бывает круглого сечения, реже – квадратного, шестиугольного или полукруглого. – Как получают проволоку? В настоящее время существует два способа получения проволоки. 1-й способ – прокатка –постепенное обжатие слитка между валками прокатного стана. – Прокаткой получают проволоку толщиной более 5 мм. В простонародье такую проволоку называют катанкой. 2-й способ – волочение. Более тонкую проволоку производят волочением. Суть этой технологии – протягивание металлических прутьев через конические сужающиеся отверстия. Теперь вы знаете, что слово «проволока» произошло от слова «волочить». Проволока выпускается из разных металлов и нередко имеет покрытие, например, эмалевое или полимерное. Диаметр проволоки измеряется в миллиметрах. – Любую ли проволоку можно использовать для соединения картонных деталей? У вас на столах коробочки с надписями: «алюминий», «медь» и «сталь». Вам предстоит самостоятельно узнать свойства образцов проволоки из этих коробочек и записать свои наблюдения в карточку «Свойства проволоки». Диаметр образцов проволоки одинаковый | – Проволока – это металлическое изделие (полуфабрикат) большой длины, но небольшого поперечного сечения разной формы.
– В древности проволоку получали кузнечным способом.
Проводят эксперимент и заполняют карточку «Свойства проволоки», которую вклеивают в рабочие тетради.
Свойства проволоки
Упражняются в накручивании проволоки на основу (карандаш, фломастер). Сгибают проволоку в виде крючка. Тренируются выполнять разные способы соединения деталей на крючках | ||||||||||||||||||||||||||||
III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж | Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений). – Как придать соединяющей детали из проволоки нужную форму? – Рассмотрите варианты сувениров в группе. Продумайте назначение сувенира, его место в интерьере. Продумайте варианты усовершенствования технологического процесса, выберите материалы. Используйте законы композиции. | Работают в группах. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность | Осуществлять бережливость при выполнении трудовых приемов. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата | ||||||||||||||||||||||||||
– Составьте технологическую карту изготовления изделия, используя рисунки-подсказки. – Какими способами можно разметить детали будущих сувениров? – Как изготовить детали сувенира с двусторонним изображением? О чем следует помнить при копировании с помощью кальки и копировальной бумаги? | Составляют технологическую карту изготовления изделия: 1. Выполнить разметку всех деталей на цветном картоне. 2. Вырезать детали. 3. Необходимые детали склеить. 4. Подготовить проволоку. 5. Выполнить отверстия с помощью шила. 6. Соединить детали с помощью проволочных колец | ||||||||||||||||||||||||||||
IV. Рефлексивно-оценоч-ный этап. Уборка рабочих мест | Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Какой способ работы с картоном и проволокой использовали? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? – Что еще можно изготовить из проволоки? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы.
Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
| Проводить самооценку и организовывать взаимооценку. Строить логическую цепочку рассуждений и доказательств. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. | ||||||||||||||||||||||||||
Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными | Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской | Оценивать качество уборки рабочих мест | |||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | Рассказать друзьям о сувенирах на проволочных кольцах | Планировать самостоятельную работу |