Функционирование и развитие правоохранительных органов в Советское время




1920-е – 1950-е годы. связан с формированием нового советского законодательства и правоохранительных институтов, а также с усилением роли правоохранительных органов в условиях формирования новой государственной системы.

На первом этапе развитии советской историографии правоохранительной системы основным являлось обобщение исторического и правового опыта функционирования системы и правоохранительных органов. Попытки рассмотрения данного вопроса предпринимались уже в начале двадцатых годов. Работы по истории правоохранительных органов НКВД (народный комиссариат внутренних дел СССР), милиции, суда, прокуратуры имели общую особенность, в основном, их содержание носило описательный характер, редко аналитический.

В основном историографии 20-х годов касалась судов как субъектов правоохранительной системы. В 1918 г. вышла работа П. И. Стучки «Народный суд о вопросах и ответах». В работе сделана попытка раскрыть сущность единого народного суда для советского правосудия.

В 1920 г. председатель революционного военного трибунала республики К. Х. Данишевский опубликовал работу о реввоентрибуналах. В нем автор изложил общие сведения по истории создания советской военной юстиции. Данишевский стоял у истоков развития этих трибуналов, а также обосновал их задачи, заявляя, что «революционные военные трибуналы – это, в первую очередь, органы уничтожения, изоляции, обезвреживания и терроризирования врагов рабоче-крестьянского отечества и только во вторую очередь – это суды, устанавливающие степень виновности данного субъекта».

Наиболее фундаментальной работой по правовой теории и судебной практики можно считать труд Н. В. Крыленко «Суд и право в СССР». В ней было исследована судебная практика и советское право, автор дал оценку теме организации прокуратуры в советской республике.

Для историографии 30-х годов рассмотрение вопросов функционирования, кадровой подготовки и организационного устройства милиции, суда и прокуратуры постепенно пошла на убыль. Это связывалось с репрессиями в стране и запрете на всякую информацию, ограничение доступам к архивам.

В 1917 г. НКВД принимает Декрет "О рабочей милиции ", в котором говорилось, что все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. Это постановление стало юридической основой создания советской милиции. Коллегия НКВД в 1918 приняла решение о том, что "милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции". С этого момента милиция из "народной" начинает переход в категорию профессиональной.

В условиях 1920-х гг. несколько изменяются основные на­правления и формы работы советской милиции. На милицию было возложено

· поддержание по­рядка и спокойствия в стране,

· обеспечение проведения в жизнь законов,

· охрана учреждений и пред­приятий.

Кроме этого, в период нэпа была также образована ведомственная милиция, которая выполняла те же функции и подразделялась на специальные виды в зависимости от охраняв­шихся объектов: горно-приисковую, промысловую, фабрично-­заводскую, ярмарочную, торгово-промышленную.

 

В начале 30-х годов В. Якубсон в книге «Милиция и уголовный розыск в борьбе с преступностью» провел серьезное исследование результатов борьбы уголовного розыска и милиции с преступностью. Придя к выводу, что данные правоохранительные органы полностью справлялись со своей работой.

В 1931 г. СНК СССР издал Постановление «О Рабоче-­крестьянской милиции Союза ССР ». Впервые регламентировалась организация и деятельность милиции в масштабе союзного государства. В Положении указывалось, что главная задача милиции - обе­спечение в стране революционного порядка и общественной безопасности.

Ноябрьский 1917 Декрет о суде N1 упразднил прокуратуру. В 1922 г. в Советском госу­дарстве была образована прокуратура. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должности являлся народный комиссар юстиции.

На прокуратуру возлагалось:

· осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);

· наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ;

· поддержание обвинения в суде;

· наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Эти четыре основные функции прокуратуры сохраняются затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.

В этот же период возникла и адвокатура. Согласно Положению о ней, предусматри­валась организация коллегий защитников, на которые возлагалось:

· обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам,

· представи­тельство сторон в гражданском процессе,

· оказание помощи насе­лению - дача консультаций по юридическим вопросам.

В 1930-е гг. произошла реорганизация органов прокура­туры. На нее возлагались обязанности:

· надзор за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции;

· за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;

· за законностью действий органов милиции, ОГПУ;

· по поддержанию обвинения в суде.

С 1936 г. все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, а не республик. В 1946 переименована в Генеральную прокуратуру.

В мае 1955 г. принимается новое Положение о прокурорском надзоре СССР, в котором подчеркивался принцип единообразия, законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система правоохранительных органов. Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных советов.

На основании закона об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов. К функциям адвоката были отнесены:

· защита обвиняемого;

· представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика;

· участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии;

· оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

Судебные органы

Декрет СНК "О суде №1" опубликованный в ноябре 1917 г, регламентировал организацию и деятельность судебных органов после Октябрьской революции.

· Он упразднил все существующие ранее органы юстиции.

· Вместо мировых судей были созданы местные суды, действовавшие в составе местного судьи и двух очередных заседателей.

· Местные судьи избирались на основании прямых демократических выборов

· Прежние мировые судьи не лишались права быть избранными в местные судьи

· При осуществлении правосудия местным судам были подсудны все гражданские дела с ценой иска до 3 тыс. руб. и мелкие уголовные дела

· Приговоры и решения местных судов были окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежали.

· Кассационной инстанцией в данном случае являлись уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.

· Разрешалось по всем спорным делам сторонам обращаться к третейскому суду.

· При вынесении судебных решений местные суды должны были руководствоваться законами свергнутых правительств только в той части, в которой используемые законы не отменены революцией.

· Предусмотрено создание революционных трибуналов для борьбы с контрреволюционными преступлениями.

В развитие Декрета о суде № 1 был издан Декрет о суде № 2 в 1918 г. Согласно декрету, создавались окружные народные суды, члены которых избирались местными Советами

В 1922 г. были упразднены революционные трибуналы. В этом же году было принято первое советское Положение о судоустройстве, в результате применения которого сложилась новая судебная система. Она состояла из трех звеньев.

· Основным звеном стали районные (городские) народные суды

· Судами среднего звена стали губернские суды.

· Высшим судебным органом – Верховный Суд РСФСР. В 1923 г. в связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР.

Принятие Конституции СССР 1924 г., Основ судоустройства СССР и союзных республик 1924 г., Закона СССР от 16 августа 1938 г. " О судоустройстве Союза ССР " стали вехами в формировании и становлении единой судебной системы Советского государства.

Эту систему составили

· суды Союза ССР – Верховный Суд СССР, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта

· суды союзных республик – верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и районные (городские) народные суды.

Правосудие должно было защищать общественное и государственное устройство СССР, социалистическую систему хо­зяйства и социалистическую собственность.

В Законе были сформулированы принципы отправления правосудия:

· единый и равный суд для всех граждан СССР;

· единое и обязательное для всех судов законодательство;

· процессуальная независимость судей;

· национальный язык судопроизводства;

· рассмотрение дел во всех судах СССР с участием народных заседателей;

· выборность судей и народных заседателей;

· открытое разбирательство дел в судах;

· обеспечение обвиняемому права на защиту.

Основным звеном судебной системы был народный суд, судьи кото­рого избирались на 3 года гражданами на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

К компетенции областных (и им равных) судов относились уголов­ные дела о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях со­циалистической собственности, об особо важных должностных и хо­зяйственных преступлениях. Кроме того, эти суды являлись кассационной инстанцией - рассматривали жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов.

Верховный суд союзной республики являлся высшим судебным ор­ганом, на который возлагался надзор за судебной деятельностью всех республиканских судов. Кроме того, он мог рассматривать по сущест­ву уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к его ведению.

С началом Великой Отечественной войны организация и деятельность судебных органов была перестроена. В местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, должны передаваться на рассмотрение военных трибуналов. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения обвиняемому копии обвинительного заключения, без участия народных заседателей и адвоката. Приговоры приводились в исполнение немедленно, обжалованию не подлежали. Принцип выборности судей военных трибуналов в период войны не осуществлялся.

В 1953 году были упразднены военные трибуналы, органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях; началась реабилитация невинно осужденных граждан, обвиненных в политических преступлениях и объявленных врагами народа.

В целом в 1960-х - первой половине 1980-х годов судебная система не претерпела каких-либо радикальных изменений. Принятая в 1977 г. новая Конституция СССР не вне­сла существенных изменений в судебную систему страны. В Конституции СССР были закреплены основные принципы, уже нашедшие отражение в действовавшем тогда за­конодательстве. Это касалось прежде всего применения принципа коллегиальности, независимости народных заседателей, а также возможности участия представителей общественности в судебном разбирательстве. В Конституции СССР была впервые включена норма, в соответствии с которой «никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».

В судебной системе СССР в период перестройки произошли некоторые преобразования. Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию СССР 1 декабря 1988 г., была начата реформа судебной системы. Пер­вым ее шагом было создание органа, по своим полномочиям на­поминавшего конституционный суд. Он назывался Комитетом конституционного надзора. Хотя он официально и не был вклю­чен в судебную систему страны, к его ведению были отнесены и судебные функции. В России, как и в некоторых других союзных республиках, был учрежден высший судебный орган конституци­онного контроля - Конституционный суд РСФСР. 26 декабря 1990 г. был учрежден Высший Арбитражный суд СССР, важнейшей задачей которого являлось разрешение хозяйст­венных споров.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: