1920-е – 1950-е годы. связан с формированием нового советского законодательства и правоохранительных институтов, а также с усилением роли правоохранительных органов в условиях формирования новой государственной системы.
На первом этапе развитии советской историографии правоохранительной системы основным являлось обобщение исторического и правового опыта функционирования системы и правоохранительных органов. Попытки рассмотрения данного вопроса предпринимались уже в начале двадцатых годов. Работы по истории правоохранительных органов НКВД (народный комиссариат внутренних дел СССР), милиции, суда, прокуратуры имели общую особенность, в основном, их содержание носило описательный характер, редко аналитический.
В основном историографии 20-х годов касалась судов как субъектов правоохранительной системы. В 1918 г. вышла работа П. И. Стучки «Народный суд о вопросах и ответах». В работе сделана попытка раскрыть сущность единого народного суда для советского правосудия.
В 1920 г. председатель революционного военного трибунала республики К. Х. Данишевский опубликовал работу о реввоентрибуналах. В нем автор изложил общие сведения по истории создания советской военной юстиции. Данишевский стоял у истоков развития этих трибуналов, а также обосновал их задачи, заявляя, что «революционные военные трибуналы – это, в первую очередь, органы уничтожения, изоляции, обезвреживания и терроризирования врагов рабоче-крестьянского отечества и только во вторую очередь – это суды, устанавливающие степень виновности данного субъекта».
Наиболее фундаментальной работой по правовой теории и судебной практики можно считать труд Н. В. Крыленко «Суд и право в СССР». В ней было исследована судебная практика и советское право, автор дал оценку теме организации прокуратуры в советской республике.
|
Для историографии 30-х годов рассмотрение вопросов функционирования, кадровой подготовки и организационного устройства милиции, суда и прокуратуры постепенно пошла на убыль. Это связывалось с репрессиями в стране и запрете на всякую информацию, ограничение доступам к архивам.
В 1917 г. НКВД принимает Декрет "О рабочей милиции ", в котором говорилось, что все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. Это постановление стало юридической основой создания советской милиции. Коллегия НКВД в 1918 приняла решение о том, что "милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции". С этого момента милиция из "народной" начинает переход в категорию профессиональной.
В условиях 1920-х гг. несколько изменяются основные направления и формы работы советской милиции. На милицию было возложено
· поддержание порядка и спокойствия в стране,
· обеспечение проведения в жизнь законов,
· охрана учреждений и предприятий.
Кроме этого, в период нэпа была также образована ведомственная милиция, которая выполняла те же функции и подразделялась на специальные виды в зависимости от охранявшихся объектов: горно-приисковую, промысловую, фабрично-заводскую, ярмарочную, торгово-промышленную.
В начале 30-х годов В. Якубсон в книге «Милиция и уголовный розыск в борьбе с преступностью» провел серьезное исследование результатов борьбы уголовного розыска и милиции с преступностью. Придя к выводу, что данные правоохранительные органы полностью справлялись со своей работой.
|
В 1931 г. СНК СССР издал Постановление «О Рабоче-крестьянской милиции Союза ССР ». Впервые регламентировалась организация и деятельность милиции в масштабе союзного государства. В Положении указывалось, что главная задача милиции - обеспечение в стране революционного порядка и общественной безопасности.
Ноябрьский 1917 Декрет о суде N1 упразднил прокуратуру. В 1922 г. в Советском государстве была образована прокуратура. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должности являлся народный комиссар юстиции.
На прокуратуру возлагалось:
· осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);
· наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ;
· поддержание обвинения в суде;
· наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Эти четыре основные функции прокуратуры сохраняются затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.
В этот же период возникла и адвокатура. Согласно Положению о ней, предусматривалась организация коллегий защитников, на которые возлагалось:
· обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам,
· представительство сторон в гражданском процессе,
· оказание помощи населению - дача консультаций по юридическим вопросам.
В 1930-е гг. произошла реорганизация органов прокуратуры. На нее возлагались обязанности:
|
· надзор за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции;
· за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;
· за законностью действий органов милиции, ОГПУ;
· по поддержанию обвинения в суде.
С 1936 г. все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, а не республик. В 1946 переименована в Генеральную прокуратуру.
В мае 1955 г. принимается новое Положение о прокурорском надзоре СССР, в котором подчеркивался принцип единообразия, законности и иерархической подчиненности органов прокуратуры только Генеральному прокурору.
На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система правоохранительных органов. Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных советов.
На основании закона об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов. К функциям адвоката были отнесены:
· защита обвиняемого;
· представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика;
· участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии;
· оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.
Судебные органы
Декрет СНК "О суде №1" опубликованный в ноябре 1917 г, регламентировал организацию и деятельность судебных органов после Октябрьской революции.
· Он упразднил все существующие ранее органы юстиции.
· Вместо мировых судей были созданы местные суды, действовавшие в составе местного судьи и двух очередных заседателей.
· Местные судьи избирались на основании прямых демократических выборов
· Прежние мировые судьи не лишались права быть избранными в местные судьи
· При осуществлении правосудия местным судам были подсудны все гражданские дела с ценой иска до 3 тыс. руб. и мелкие уголовные дела
· Приговоры и решения местных судов были окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежали.
· Кассационной инстанцией в данном случае являлись уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.
· Разрешалось по всем спорным делам сторонам обращаться к третейскому суду.
· При вынесении судебных решений местные суды должны были руководствоваться законами свергнутых правительств только в той части, в которой используемые законы не отменены революцией.
· Предусмотрено создание революционных трибуналов для борьбы с контрреволюционными преступлениями.
В развитие Декрета о суде № 1 был издан Декрет о суде № 2 в 1918 г. Согласно декрету, создавались окружные народные суды, члены которых избирались местными Советами
В 1922 г. были упразднены революционные трибуналы. В этом же году было принято первое советское Положение о судоустройстве, в результате применения которого сложилась новая судебная система. Она состояла из трех звеньев.
· Основным звеном стали районные (городские) народные суды
· Судами среднего звена стали губернские суды.
· Высшим судебным органом – Верховный Суд РСФСР. В 1923 г. в связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР.
Принятие Конституции СССР 1924 г., Основ судоустройства СССР и союзных республик 1924 г., Закона СССР от 16 августа 1938 г. " О судоустройстве Союза ССР " стали вехами в формировании и становлении единой судебной системы Советского государства.
Эту систему составили
· суды Союза ССР – Верховный Суд СССР, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта
· суды союзных республик – верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и районные (городские) народные суды.
Правосудие должно было защищать общественное и государственное устройство СССР, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность.
В Законе были сформулированы принципы отправления правосудия:
· единый и равный суд для всех граждан СССР;
· единое и обязательное для всех судов законодательство;
· процессуальная независимость судей;
· национальный язык судопроизводства;
· рассмотрение дел во всех судах СССР с участием народных заседателей;
· выборность судей и народных заседателей;
· открытое разбирательство дел в судах;
· обеспечение обвиняемому права на защиту.
Основным звеном судебной системы был народный суд, судьи которого избирались на 3 года гражданами на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.
К компетенции областных (и им равных) судов относились уголовные дела о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях. Кроме того, эти суды являлись кассационной инстанцией - рассматривали жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов.
Верховный суд союзной республики являлся высшим судебным органом, на который возлагался надзор за судебной деятельностью всех республиканских судов. Кроме того, он мог рассматривать по существу уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к его ведению.
С началом Великой Отечественной войны организация и деятельность судебных органов была перестроена. В местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, должны передаваться на рассмотрение военных трибуналов. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения обвиняемому копии обвинительного заключения, без участия народных заседателей и адвоката. Приговоры приводились в исполнение немедленно, обжалованию не подлежали. Принцип выборности судей военных трибуналов в период войны не осуществлялся.
В 1953 году были упразднены военные трибуналы, органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях; началась реабилитация невинно осужденных граждан, обвиненных в политических преступлениях и объявленных врагами народа.
В целом в 1960-х - первой половине 1980-х годов судебная система не претерпела каких-либо радикальных изменений. Принятая в 1977 г. новая Конституция СССР не внесла существенных изменений в судебную систему страны. В Конституции СССР были закреплены основные принципы, уже нашедшие отражение в действовавшем тогда законодательстве. Это касалось прежде всего применения принципа коллегиальности, независимости народных заседателей, а также возможности участия представителей общественности в судебном разбирательстве. В Конституции СССР была впервые включена норма, в соответствии с которой «никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».
В судебной системе СССР в период перестройки произошли некоторые преобразования. Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию СССР 1 декабря 1988 г., была начата реформа судебной системы. Первым ее шагом было создание органа, по своим полномочиям напоминавшего конституционный суд. Он назывался Комитетом конституционного надзора. Хотя он официально и не был включен в судебную систему страны, к его ведению были отнесены и судебные функции. В России, как и в некоторых других союзных республиках, был учрежден высший судебный орган конституционного контроля - Конституционный суд РСФСР. 26 декабря 1990 г. был учрежден Высший Арбитражный суд СССР, важнейшей задачей которого являлось разрешение хозяйственных споров.