За время своего существования Русенский университет развил ряд направлений, которые критически важны для преобразования в университет третьего поколения. Прежде всего отметим, что университет основал или является членом таких специализированных учреждений, как:
· Центр развития менеджмента ибизнеса вг. Русе, созданный врамках Программы технической помощи ЕС странам Центральной Европы как совместное предприятие Русенского университета, Русенской торгово-промышленной палаты иТоргово-промышленной палаты Мид-Йоркшира (Великобритания). Каждый партнер владеет одной третью уставного капитала. Центр специализируется на бизнес-консультировании и финансовом планировании и сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в Лондоне для привлечения инвестиций, направляемых на поддержку стартапов. Другими видами его деятельности являются управление персоналом и иностранные инвестиции. Центр представляет собой важное связующее звено между университетом и национальными и международными компаниями.
· Союз спонсоров университета, постепенно превращающийся в клуб бизнес-ангелов, финансирующих молодых предпринимателей. В настоящее время его участники как приглашенные гости читают лекции, а также предоставляют рабочие места студентам выпускных курсов.
· Центр карьеры, укрепляющий связь между студентами и бизнесом. Он был основан в мае 2005 г. при поддержке Агентства международного развития США(USAID), Проекта «Рынок труда» и компании Job-tiger. В 2008 г. в Центре было зарегистрировано более 5% студентов, с тенденцией к дальнейшему увеличениюэтой доли. Центр карьеры организует консультации по поиску подходящей работы, составлению резюме и сопроводительных писем и другим вопросам. Он содействует компаниям в поиске подходящих молодых специалистов. Центр успешно развивается в сотрудничестве с компаниями города и всего региона, многие из которых являются промышленными или представляют ИТ-сектор.
|
· Центр НИОКР (центр трансфера технологий), основанный в 1965 г. Его главной задачей является организация «исследований и производства, а также студенческих стажировок». На сегодняшний день Центр представляет собой площадку для деловых контактов университета с государственными и частными компаниями и организациями. В рамках Центра НИОКР группы лучших ученых, аспирантов, студентов и технических специалистов проводят на контрактной основе фундаментальные научные исследования, занимаются прикладными разработками, внедрением результатов исследований и консультированием. Конкретные результаты работы этих научных групп находят применение по всей стране и в ряде других стран, таких как Германия, Венгрия, Чехия, Россия, Беларусь и Латвия. Наряду с созданием новых научных знаний и технических продуктов Центр НИОКР содействует наращиванию научного потенциала сотрудников университета посредством модернизации и обновления материально-технических ресурсов и совершенствования процесса обучения в целом.
Помимо этих институций, в университете организуется множество мероприятий, посвященных стимулированию предпринимательства:
· Студенческий конкурс «Написание бизнес-плана», учрежденный в 2000 г. на факультете бизнеса и менеджмента и с тех пор управляемый им. За период с 2002 по 2007 гг. в нем приняли участие 64 студента двух факультетов.
|
· «Встречи клуба», организуемые университетом и Русенской торгово-промышленной палатой с целью сблизить преподавателей и компании малого и среднего бизнеса. Во время таких встреч менеджеры компаний вместе с представителяминаучного сообщества обсуждают темы, представляющие взаимный интерес.
· Обучение лекторов как «Консультантов по бизнес-связям» в рамках одноименной программы бизнес-школы Даремского университета (Великобритания). Этот университет специализируется на проблемах малого и среднего бизнеса.
Планы на будущее
Русенский университет обладает видением, согласно которому исследования, образование,сотрудничество с бизнесом и коммерциализация ноу-хау имеют одинаковую важность. К запуску готовится ряд видов деятельности для обеспечения реализации этого видения.
Рисунок 3.3. Сеть внутренних и внешних взаимодействий Русенского университета
Центр предпринимательства, наряду слекциями факультета бизнеса именеджмента становится основным организационным элементом всистеме поддержки техностартеров. Центр предоставляет возможность техностартерам, другим студентам и выпускникам университета, а такжевсем заинтересованным людям заниматься коммерциализацией их ноу-хау. УЦентра должны быть налажены горизонтальные связи совсеми факультетами икафедрами университета ивертикальные иерархические связи сректоратом (ректор и проректоры), который является органом управления университета. Необходимо разработать университетский регламент, который будет регулировать генерирование доходов от коммерциализации ноу-хау, создание системы финансовых поощрений для стимулирования преподавателей побуждать студентов заниматься предпринимательской деятельностью. Чем более щедрой будет система вознаграждений для поддержки (новых) предпринимателей, тем больше их активностей будет инициировано внутри и вовне университета, что сделает его более привлекательным для студентов и сотрудников. Получение дохода от инициатив техностартеров не является первым приоритетом. Центр предпринимательства — это долгосрочная инициатива, которая призвана способствовать усилиям университета, направленным на прививание культуры коммерциализации ноу-хау. Центру предстоит стать движущей силой и средством координации всех активностей, связанных с предпринимательством в технологической сфере, и даже коммерциализацией ноу-хау.
|
В университетском Центре непрерывного образования будут организованы специальные программы обучения предпринимательству для окончивших университет техностартеров.
Небольшой собственный фонд университета — Фонд научных исследований — выделяет часть средств техностартерам на базовые исследования. Дополнительное финансирование должно поступить из фондов ЕС, государственного бюджета и Инновационного фонда Болгарии.
На рис. 3.3 представлена локальная сеть внутренних и внешних взаимодействий Русенского университета, направленных на поддержку технологического предпринимательства; международные контакты здесь не представлены.
Русенский ниверситет дал жизнь ряду компаний. Поскольку в прошлом деятельность по поддержке компаний не была особенно развита, они фактически создали себя сами, извлекая пользу из лекций по предпринимательствуи общего предпринимательского климата в университете, в том смысле, что много (неявной) поддержки было оказано предпринимателям со стороны отдельных лекторов. Истории некоторых из таких компаний представлены ниже.
Компания Networx
Когда Свилен Максимов занялся прокладкой кабелей высокоскоростного Интернета в общежитии Русенского университета в 2000 г., он не мог и представить, что спустя шесть лет будет возглавлять крупную русенскую компанию сболее чем 60 сотрудниками. Обучаясь на факультете информатики Русенского университета, а затем в Университете Линца (Австрия), он столкнулся с тем, что студенты в общежитиях испытывали потребность в скоростном Интернете. На последнем году своего обучения он занялся прокладкой кабелей и оказанием Интернет-услуг; впоследствии к нему присоединились двое друзей. Они работают вместе много лет и до сих пор являются единственными акционерами компании, которую назвали Networx. Вспоминая прошлое, Свилен говорит:«Общежития были самым подходящим местом, поскольку студенты всегда хотят экспериментировать, — именно так мы приобретали опыт. Мы многому научились у студентов с креативным складом ума, которые подсказали новые идеи. Также, пусть и несколько иным способом, мы учились и у студентов-хакеров, незаконно подключавшихся к нашим кабелям и пытавшихся украсть наши идеи. Это были уроки по обеспечению безопасности. К счастью, была также и третья категория студентов — добросовестные клиенты, которые вовремя оплачивали счета. Если бы мы начинали деятельность в центре города, наша идея бы не сработала».
Для начала партнеры арендовали небольшой офис на территории университетского кампуса, впоследствии выехав оттуда, когда спрос на их услуги начал расти. Университет готов был поддержать компанию, однако на то время не имел для этого офисных помещений. Тем не менее на факультете бизнеса и менеджмента читалась лекция по предпринимательской деятельности, которую партнеры посчитали весьма полезной: «Это была одна из немногих лекций, которая давала практические знания, взятые из реальной жизни». Однако Свилен с сожалением вспоминает о том, что большинство студентов не проявляли интереса к предпринимательству. Во время участия в организованном корпорацией Cisco конкурсе Свилен позаимствовал высказывание: «Я учусь по ходу дела». Он воспринимает это высказывание буквально и слушаетв машине аудиокниги о предпринимательстве. Он учится постоянно, очень интересуясь абсолютно всем.
К 2008 г. компания Networx проложила на территории города 107 километров оптоволокна, заменив медные и воздушные кабели. Используя технологию, которая позволила увеличить скорость Интернета до 100 Мб/с, доступной всем и каждому клиенту, компания принесла в дома и офисы Интернет и кабельное телевидение, на 20 лет опередив свое время. Networx предлагает услуги Интернет-телефонии (VoIP), видео по запросу и обеспечивает общегородское покрытие Wi-Fi, делая г. Русе одним из немногих городов мира, где можно получить доступ к Интернету буквально из любой точки. На момент написания книги эта услуга была бесплатной, но компания планировала начать продажу ваучеров, с помощью которых клиенты будут покупать необходимый объем Интернет-трафика по аналогии с карточками предоплаты мобильной связи.
Networx передает множество работ субподрядчикам; например, прокладка труб, в которые закладываются кабели, отдается на субподряд строительным фирмам. Один кабель содержит 96 волокон, каждое из которых способно передавать 10 Гб/с. Единственный конкурент Networx в г. Русе использует устаревшие коаксиальные кабели. Networx воспользовалась кредитным финансированием, таким образом владельцам удалось избежать размывания акционерного капитала.
Свилен думает, что необходимо изменить отношение студентов и преподавателей университета к предпринимательской деятельности, хотя и признает, что за время, прошедшее с момента окончания им университета, «кое-какие изменения произошли». Большинство студентов поступают в университет только лишь для получения диплома. У таких студентов отсутствует серьезное отношение к учебе, хотя они и надеются трудоустроиться в солидные компании. Именно поэтому образование необходимо сделать более дорогостоящим, следуя примеру других стран. Обучение должно быть более Интернет-ориентированным; ведь в реальной жизни Networx покупает в Интернете практически все необходимое.
Компания Ecohumus
По уикендам часто можно видеть, как Иван Петков помогает своему отцу на ферме. Эта ферма является высокотехнологичным производством с уборочными комбайнами, тракторами и другими видами необходимого оборудования. Отцу и сыну удалось основать и транспортную компанию: для перевозок используется грузовик, которым управляет наемный водитель. Компания работает по всей Болгарии, а в скором времени ее деятельность будет охватывать и ЕС. Интересуясь транспортной проблематикой, Иван поступил на соответствующий факультет Русенского университета. Здесь в сфере его внимания оказалось производство биокомпоста. Это естественное удобрение, которое производится красными калифорнийскими червями из коровьего, свиного и куриного навоза. Биокомпост представляет собой черный высохший волокнистый порошок с легким запахом «весеннего леса». Его легко перевозить, и он имеет длительный период хранения. Производство биокомпоста является естественным процессом, имеющим два преимущества. Во-первых, это естественное удобрение, а во-вторых, оно дает фермерам недорогой способ переработки животного навоза, что представляет все более острую проблему, поскольку законодательное регулирование утилизации навоза с каждым годом становится все более строгим. Навоза всегда в избытке, а указанный производственный процесс относительно прост и не капиталоемкий.
Иван — отличный пример человека с предпринимательской жилкой. Он хотел заняться чем-то новым, имеющим коммерческий потенциал и при этом не наносящим вреда экологии. Ухватившись за идею использования красных калифорнийских червей для получения биокомпоста, он начал собирать в Интернете необходимую информацию и обнаружил, что в расположенном поблизости Аграрном университете Пловдива на эту тему читается лекция. Эта лекция стала для Иванаповоротным моментом, и при поддержке этого лектора и начал проводить эксперименты до тех пор, пока не овладел производственным процессом в совершенстве. Затем он вместе с отцом создал компанию, названную ими Ecohumus IVP. Параллельно с этим Иван нашел много дополнительных исследований свойств биокомпоста. Оказалось, что существует широкий спектр возможностей его применения в сельском хозяйстве и садоводстве: благодаря ему значительно увеличивается урожайность (до 40 и даже 50%) по сравнению с минеральными удобрениями; улучшается структура почвы; а время года для применения биокомпоста не критично. Кроме того, ускоряется созревание фруктов и в них формируется больше витамина С. Хотя все эти знания были подкреплены научными экспериментами, рынок биокомпоста развивается медленными темпами. «Фермеры консервативны, — говорит Иван. — Они не любят экспериментировать».
Иван вместе с отцом построил резервуар для производства биокомпоста, используя навоз с собственной фермы и ферм других хозяев, которые, ради того, чтобы избавиться от избытка навоза, доставляют его бесплатно. Для биокомпоста выделено хранилище, поскольку не все удается сразу продать, а установка должна обрабатывать не менее 10 м3 в год. Максимальный объем переработки в первый год составил 40 м3, в последующие годы (с размножением червей) увеличившись до 160 м3.
На данный момент Иван завершает обучение по программе магистратуры в области предпринимательства. Ему особенно интересен маркетинг. Иван хочет начать с верхних сегментов рынка; если удастся это сделать — остальные рыночные сегменты последуют за ним. Биокомпост хорошо подходит для интенсивного земледелия, практикуемого в теплицах. Теперь, когда Болгария вошла в состав ЕС, Иван ожидает расширения возможностей для своей компании, поскольку законодательное регулирование использования минеральных удобрений в ЕС довольно строгое, а биокомпост может стать выходом из положения. Предстоит сделать еще очень многое, но Ивану лишь 23 года. У него достаточно времени, чтобы вывести продукт на рынок, а затем выступить в качестве первопроходца в его использовании, убеждая последовать этому примеру и других фермеров.
Компания Dartek
Асен Тасеви два его партнера решили стать предпринимателями еще в 1994 г. На момент основания собственной ИТ-компании они уже были хорошими программистами, учились на втором курсе факультета информатики Русенского университета и разрабатывали бизнес-программы для управления складскими запасами и другие приложения. Оказалось, что рынок еще не был готов к подобным продуктам. На тот момент в Русе открылось несколько успешных компаний по разработке программного обеспечения — представительств зарубежных фирм, получавших выгоду от низкой стоимости рабочей силы в Болгарии. Но работа в стиле «работников сборочного цеха» (то есть как офис с временной занятостью без возможности развивать технологию) не входила в планы партнеров. Они поняли, что должны попробовать нечто другое, поскольку не хотели отказываться от идеи создать собственное дело. Вместо разработки программного обеспечения они стали ремонтировать и обслуживать компьютерную технику — как оказалось, традиционно данная ниша была свободна. Они обнаружили, что есть много и других возможностей и сделали следующий логический шаг: начали продавать компьютеры. В качестве клиентов они выбрали компании среднего размера, поскольку головные офисы крупных компаний по преимуществу находились в Софии, что было слишком далеко.
Продажи оборудования росли вместе с быстро развивающимся рынком. Ключевым фактором успеха стал тот факт, что компания не просто продавала технику, но и обслуживала ее. Они обнаружили дополнительную незанятую нишу для своих услуг, став центром гарантийного ремонта для торговой розницы, которая не могли сама обеспечивать обслуживание дефектного оборудования. В порядке эксперимента Dartek начала предоставлять услуги по поддержке компьютеров (борьба с почтовым спамом и вирусами, срочные вызовы по ремонту оборудования) крупным компаниям в г. Русе. Они могли бы разработать комплекс работ и по профилактическому обслуживанию, но рынок еще не созрел для этого: компании вызывают их при отказе своих систем и пока не готовы тратить деньги на профилактику.
Несмотря на то, что университет был готов помочь Тасеву и его партнерам, реальной поддержки после открытия компании получить не удалось, поскольку в университете не имели понятия, как это осуществить. Не забывайте — шел 1994 год! В то время компьютерной техники практически не было и в самом университете; она появилась позже благодаря программам ЕС.
В 2007 г. в компании работало 15 человек, включая трех партнеров. Основная часть доходов по-прежнему приходится на продажи оборудования, однако их доля от оказания услуг увеличивалась. Компания предоставляет гарантийное обслуживание (ремонт компьютерного оборудования по гарантии) не только крупным розничным торговцам, но и производителям, для которых выгоднее передать эти работы местной компании, чем доставлять вышедшее из строя оборудование в Софию. Сегодня в число клиентов компании входят такие фирмы, как Dell, Siemens, Lenovo, Philips, Samsung, Acer и другие известные компании. Dartek уверенно смотрит в будущее, ведь рынок продаж и гарантийного обслуживания компьютерного оборудования находится на подъеме. Все же в бизнесе эта компания уже более восьми лет и за это время продемонстрировала гибкость при выборе спектра видов деятельности. Чтобы найти свои рынки потребовалось время, но теперь, когда бизнес компании приобрел устойчивость, подтверждаемую числом постоянных сотрудников и парком машин для выездов на вызовы по ремонту оборудования, стоящих наготове рядом с ее офисом, она может заняться экспансией в текущих видах деятельности и, кто знает, однажды она начнет оказывать услуги и профилактического обслуживания.