Политика управления прибылью – политика, реализующая план (программу) действий в сфере определения приоритетных направлений формирования, распределения и использования прибыли, обеспечивающих предусмотренное общее экономическое развитие организации и удовлетворение интересов собственников.
Основные этапы процесса разработки политики управления прибылью организации:
1. Идентификация различных видов прибыли организации в процессе их учета.
2. Анализ тенденций изменения прибыли организации в предшествующем периоде.
На первом этапе анализа рассматривается процесс формирования прибыли организации в разрезе отдельных ее видов, изучается динамика и темпы прироста прибыли, которые сопоставляются с темпами прироста активов организации, объемов производства и реализации продукции.
На втором этапе анализа рассматривается процесс распределения и использования чистой прибыли организации.
На третьем этапе анализа изучается «качество прибыли »– дается обобщенная характеристика структуры источников формирования чистой прибыли.
3. Исследование и прогнозирование факторов, влияющих на формирование прибыли организации.
4. Обеспечение эффективного контроля прибыли организации. Объектом такого контроля являются выполнение установленных плановых заданий по формированию прибыли и ее распределению и использованию по предусмотренным направлениям; равномерность получения прибыли во времени.
5. Оценка результативности разработанной политики управления прибылью. Этот этап завершает процесс разработки политики управления прибылью организации. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых организацией.
|
На величину прибыли оказывают влияние различные факторы. По сути это вся совокупность факторов, оказывающих влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации. Существуют различные подходы к классификации факторов. Однако, для целей анализа финансовых результатов деятельности организации целесообразно выделять внешние и внутренние факторы. В их состав входят факторы, которые могут оказывать как прямое, так и косвенное влияние. Воздействие прямых факторов можно довольно точно определить, в частности, с помощью методов факторного анализа. Косвенные факторы оказывают, как правило, опосредованное воздействие на финансовые результаты. Влияние этих факторов можно оценить с определенной долей вероятности, в частности, с помощью методов экспертных оценок.
Приведем пример деления внешних и внутренних факторов на прямые и косвенные.
Внешние факторы | Внутренние факторы | |
Прямые факторы | · уровень инфляции; · нормы амортизации; · система налогообложения; · и др. | · объем реализованной продукции; · себестоимость продукции; · производительность основного технологического оборудования; · и др. |
Косвенные факторы | · конъюнктура рынка; · нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров; · и др. | · качество продукции; · политика ценообразования организации; · качество менеджмента; · и др. |
Одним из наиболее значимых внешних факторов, оказывающих прямое воздействие на финансовые результаты организации, является инфляция.
|
Поскольку прибыль является конечным результатом деятельности организации, отражающим качество ее бизнеса, понятие «качество прибыли» должно содержательно раскрывать особенности ее формирования за счет различных источников.
Высокое качество прибыли характеризуется:
· ростом объема выпуска продукции;
· снижением операционных затрат;
· другими источниками, полученными преимущественно за счет интенсивных факторов.
Низкое качество прибыли характеризуется:
· ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях, в частности за счет монопольно высоких цен;
· несоответствием цены и качества продукции, что приводит к получению «незаработанной» прибыли. Зачастую в основе этого лежит недобросовестная конкуренция. В этом случае источники прибыли «зыбки», поскольку строятся посредством формирования «нужного» общественного мнения за счет агрессивной рекламы.
Анализ качества прибыли дает возможность пользователям финансовой отчетности проводить оценку деятельности различных организаций с учетом факторов формирования прибыли. Объектом анализа являются все стадии формирования финансовых результатов.
Эффективность функционирования организации зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения и использования.
Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом организации. За ее счет осуществляется финансирование развития организации, выплачиваются дивиденды акционерам, создаются и пополняются фонды организации. При распределении чистой прибыли необходимо обеспечить оптимальное соотношение между капитализируемой и потребляемой ее частями.
|
При этом на соотношение между капитализируемой и потребляемой прибылью влияет ряд факторов.
К внешним факторам относятся:
· правовые ограничения;
· система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
· рыночная норма прибыли на инвестированный капитал, рост которой приводит к повышению доли капитализированной прибыли и наоборот;
· стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов.
К внутренним факторам относятся:
· уровень рентабельности организации, поскольку при его низком уровне и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на формирование обязательных фондов и резервов, выплату дивидендов и т.д.;
· инвестиционная политика организации;
· финансовая устойчивость организации;
· наличие альтернативных источников формирования инвестиционных ресурсов;
· платежеспособность организации, при низком уровне которой организация должна сокращать потребляемую часть прибыли.
При анализе использования чистой прибыли целесообразно рассчитывать следующие показатели:
· коэффициент капитализации – отношение доли прибыли, направляемой на формирование резервного капитала и фондов организации к общей сумме чистой прибыли;
· коэффициент устойчивого роста – отношение капитализируемой прибыли к величине собственного капитала.
Капитализация чистой прибыли безусловно позволяет расширить деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации, связанные с привлечением дополнительных заемных источников, выпуском новых акций и др. Вместе с тем, сохраняется действующая система управления организацией, поскольку состав собственников и доли их участия в капитале не изменяются. Размеры капитализации чистой прибыли можно оценить не только с помощью темпов роста собственного капитала организации, но и факторов, влияющих на их изменение.