Учебно-методический комплекс
по дисциплине
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ
вид дисциплины общий курс (ОПД.Ф.04)
специальность История
Учебно-методический комплекс разработан: Учебных часов по учебному плану:
к.и.н., доцентом Ярмуллиной А.З.. всего 180 ч, в том числе
лекций 54 ч,
семинарских 36 ч,
СРС 90 ч.,
зачеты VII семестр,
экзамены VIII семестр
Сибай 2013
ВЫПИСКА
ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 030401
Квалификация – Историк, преподаватель истории
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины (5 346 ч)
ОПД.Ф.00 Федеральный компонент(4 300 ч)
ОПД.Ф.04 История исторической науки. Историография:(180 ч)
Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс Историографии (истории исторической науки) является одним из важнейших в рамках профессиональной подготовки историков. Знание историографии важно для историков всех направлений и специализаций. Изучение этого учебного курса призвано завершить теоретическую и, отчасти, методологическую подготовку специалистов на историческом отделении.
|
Слово «историография» (от греч. «история» – разведывание, исследование прошлого и «графо» – пишу) употребляется в современной исторической науке в нескольких значениях. Во-первых, историография рассматривается как синоним исторической литературы, исторической науки в целом; во-вторых, этот термин применяют для обозначения литературы по какой-либо проблеме (например, историография Гражданской войны или историография раннего христианства) или какого-либо направления в исторической науке (например, либеральная или церковная историография); наконец, термином «историография» обозначается история исторической науки, вообще исторических знаний. В последнем из указанных смыслов этот термин и применяется при изучении данной дисциплины.
Итак, под историографией (историей историографии) в данном курсе понимается наука, изучающая развитие исторического знания во всем многообразии его форм и проявлений. Хронологические рамки курса охватывают историю историографии от первых форм рецепции прошлого до рубежа ХХ – XXI вв.
Общая актуальность изучения материала дисциплины может быть сведена к следующим позициям.
1. В современном мире происходят стремительные изменения, формируется новая парадигма, что заставляет нас постоянно переосмысливать исторический процесс. Это неминуемо приводит к необходимости изучения прошлого исторической науки. Для современной научной парадигмы, в сущности, само по себе историческое знание представляется как история историографии.
2. В самой исторической науке также наблюдаются весьма существенные изменения: формируется принципиально новые направления исторических исследований (интеллектуальная история, социально-антропологические исследования, клиометрия, история повседневности, гендерная история и мн. др.), появляются новые методы историографии и т.д. Все это также обусловливает актуальность историографических исследований.
|
3. Наука может развиваться стабильно, если написана ее история. История историографии, таким образом, систематизирует знания о ней, о методах ее изучения и намечает пути дальнейшего развития науки о прошлом.
Главной целью историографии как учебной дисциплины является изучение развития исторических знаний и исторической науки, становления и эволюции направлений и школ в историографии, их связи с идейно-политическими течениями.
В этой связи основными задачами курса являются следующие:
1. изучение эволюции методологии исторической науки, борьбы мнений по важнейшим теоретическим и методологическим вопросам; эта задача является основной при изучении всего курса историографии;
2. изучение процесса расширения и изменения тематики исторических исследований;
3. изучение процесса развития научной критики исторических источников и приемов источниковедческих исследований;
4. изучение процесса распространения исторических знаний, развития организационных форм исторической науки (течения, направления и школы в историографии);
5. изучение развития методики исторических исследований и форм изложения исторического материала.
В результате изучения курса историографии студент должен знать содержание крупнейших исторических учений прошлого и современности, основные направления развития методологии исторической науки и закономерности ее эволюции, ознакомиться с содержанием программных произведений ученых – историков, владеть навыками историографического анализа исторических текстов, уметь характеризовать и сравнивать содержание и направленность тех или иных исторических концепций и школ в историографии, представлять основные перспективы развития исторического знания в XXI в.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ»
№ п/п | Тема | Аудиторные | занятия | СРС |
ЛЗ | ПЗ | |||
Историография как наука | ||||
Дореволюционная историография отечественной истории. Историография эпохи феодализма. Зарождение и развитие исторической мысли (XI – XVI вв.) | ||||
Развитие отечественной историографии в XVII в. | ||||
Дворянская историография 1 четверти XVIII в. | ||||
В.Н. Татищев – крупнейший дворянский историк 2 четверти XVIII в. | ||||
Историография 2 четверти и середины XVIII в. | ||||
Просветительство и историография России во 2 половине XVIII в. | ||||
Буржуазные тенденции в русской историографии 2 половины XVIII в. | ||||
А.Н. Радищев – зачинатель революционной исторической мысли в России. | ||||
Расцвет и кризис дворянской историографии. Н.М. Карамзин. | ||||
Исторические взгляды декабристов | ||||
Русская историография первой половины XIX в. (Критическое направление в отечественной историографии) | ||||
Дворянская историография 2-ой четверти и середины XIX в. | ||||
Буржуазная историография сер. XIX в. С.М. Соловьев и русская историческая наука. | ||||
Оформление революционно-демократического направления в русской историографии. Исторические взгляды В.Г. Белинского и А.И. Герцена | ||||
Историография эпохи капитализма. Важнейшие особенности и пути развития историографии в России 2 пол. XIX в. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов – представители революционно-демократического направления в русской историографии. | ||||
Дворянская историография в пореформенный период. | ||||
Государственная школа в русской историографии. | ||||
В.О. Ключевский – выдающийся буржуазный историк пореформенного периода. | ||||
Народническая историография. | ||||
Возникновение марксистской историографии. | ||||
Историография конца XIX – начала XX в. Ленинская концепция русского исторического процесса. | ||||
Буржуазно-дворянская историография. | ||||
Мелкобуржуазная историография. | ||||
Формирование взглядов М.Н. Покровского и его историческая концепция. | ||||
Советская историография отечественной истории. Вопросы периодизации советской и российской историографии отечественной истории. | ||||
Реорганизация системы учебных и научных исторических учреждений (1917 - середина 1930-х гг.) | ||||
Разработка теоретико-методологических проблем в отечественной историографии в 1920-е годы | ||||
Дискуссии в марксистской историографии (1920 - начало 1930-х гг.) | ||||
Процесс унификации знаний в советской исторической науке (вторая половина 1920 - 1930-е гг.) | ||||
Советская историография тоталитарного периода (конец 1930-х - начало 1950-х гг.) | ||||
Советская историография в период «оттепели» (середина 1950 - конец 1960-х гг.) | ||||
Процессы «торможения» в советской исторической науке (конец 1960 - первая половина 1980-х гг.) | ||||
Советская историография в период «перестройки» (1985 – 1991 гг.) | ||||
Современное развитие отечественной историографии (1991 – начало 2000-х гг.) | ||||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Объект и предмет познания историографии, как истории исторической науки. Место историографии среди исторических дисциплин, ее значение для развития научных исследований, преподавательской работы и других видов профессиональной деятельности историка. Историография в системе высшего исторического образования. Задачи и структура курса историографии.
Принципы и категории периодизации процесса исторического познания. Основные периоды и этапы развития исторических знаний и исторической науки.
Этапы становления и развития историографии как специальной исторической дисциплины.