КУРСА «ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ»




Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ

вид дисциплины общий курс (ОПД.Ф.04)

специальность История

 

 

Учебно-методический комплекс разработан: Учебных часов по учебному плану:

к.и.н., доцентом Ярмуллиной А.З.. всего 180 ч, в том числе

лекций 54 ч,

семинарских 36 ч,

СРС 90 ч.,

зачеты VII семестр,

экзамены VIII семестр

 

 

Сибай 2013

 

ВЫПИСКА

ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 030401

Квалификация – Историк, преподаватель истории

ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины (5 346 ч)

 

ОПД.Ф.00 Федеральный компонент(4 300 ч)

 

ОПД.Ф.04 История исторической науки. Историография:(180 ч)

Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс Историографии (истории исторической науки) является одним из важнейших в рамках профессиональной подготовки историков. Знание историографии важно для историков всех направлений и специализаций. Изучение этого учебного курса призвано завершить теоретическую и, отчасти, методологическую подготовку специалистов на историческом отделении.

Слово «историография» (от греч. «история» – разведывание, исследование прошлого и «графо» – пишу) употребляется в современной исторической науке в нескольких значениях. Во-первых, историография рассматривается как синоним исторической литературы, исторической науки в целом; во-вторых, этот термин применяют для обозначения литературы по какой-либо проблеме (например, историография Гражданской войны или историография раннего христианства) или какого-либо направления в исторической науке (например, либеральная или церковная историография); наконец, термином «историография» обозначается история исторической науки, вообще исторических знаний. В последнем из указанных смыслов этот термин и применяется при изучении данной дисциплины.

Итак, под историографией (историей историографии) в данном курсе понимается наука, изучающая развитие исторического знания во всем многообразии его форм и проявлений. Хронологические рамки курса охватывают историю историографии от первых форм рецепции прошлого до рубежа ХХ – XXI вв.

Общая актуальность изучения материала дисциплины может быть сведена к следующим позициям.

1. В современном мире происходят стремительные изменения, формируется новая парадигма, что заставляет нас постоянно переосмысливать исторический процесс. Это неминуемо приводит к необходимости изучения прошлого исторической науки. Для современной научной парадигмы, в сущности, само по себе историческое знание представляется как история историографии.

2. В самой исторической науке также наблюдаются весьма существенные изменения: формируется принципиально новые направления исторических исследований (интеллектуальная история, социально-антропологические исследования, клиометрия, история повседневности, гендерная история и мн. др.), появляются новые методы историографии и т.д. Все это также обусловливает актуальность историографических исследований.

3. Наука может развиваться стабильно, если написана ее история. История историографии, таким образом, систематизирует знания о ней, о методах ее изучения и намечает пути дальнейшего развития науки о прошлом.

Главной целью историографии как учебной дисциплины является изучение развития исторических знаний и исторической науки, становления и эволюции направлений и школ в историографии, их связи с идейно-политическими течениями.

В этой связи основными задачами курса являются следующие:

1. изучение эволюции методологии исторической науки, борьбы мнений по важнейшим теоретическим и методологическим вопросам; эта задача является основной при изучении всего курса историографии;

2. изучение процесса расширения и изменения тематики исторических исследований;

3. изучение процесса развития научной критики исторических источников и приемов источниковедческих исследований;

4. изучение процесса распространения исторических знаний, развития организационных форм исторической науки (течения, направления и школы в историографии);

5. изучение развития методики исторических исследований и форм изложения исторического материала.

В результате изучения курса историографии студент должен знать содержание крупнейших исторических учений прошлого и современности, основные направления развития методологии исторической науки и закономерности ее эволюции, ознакомиться с содержанием программных произведений ученых – историков, владеть навыками историографического анализа исторических текстов, уметь характеризовать и сравнивать содержание и направленность тех или иных исторических концепций и школ в историографии, представлять основные перспективы развития исторического знания в XXI в.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ»

 

№ п/п Тема Аудиторные занятия СРС
ЛЗ ПЗ  
  Историография как наука      
  Дореволюционная историография отечественной истории. Историография эпохи феодализма. Зарождение и развитие исторической мысли (XI – XVI вв.)      
  Развитие отечественной историографии в XVII в.      
  Дворянская историография 1 четверти XVIII в.      
  В.Н. Татищев – крупнейший дворянский историк 2 четверти XVIII в.      
  Историография 2 четверти и середины XVIII в.      
  Просветительство и историография России во 2 половине XVIII в.      
  Буржуазные тенденции в русской историографии 2 половины XVIII в.      
  А.Н. Радищев – зачинатель революционной исторической мысли в России.      
  Расцвет и кризис дворянской историографии. Н.М. Карамзин.      
  Исторические взгляды декабристов      
  Русская историография первой половины XIX в. (Критическое направление в отечественной историографии)      
  Дворянская историография 2-ой четверти и середины XIX в.        
  Буржуазная историография сер. XIX в. С.М. Соловьев и русская историческая наука.      
  Оформление революционно-демократического направления в русской историографии. Исторические взгляды В.Г. Белинского и А.И. Герцена      
  Историография эпохи капитализма. Важнейшие особенности и пути развития историографии в России 2 пол. XIX в. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов – представители революционно-демократического направления в русской историографии.      
  Дворянская историография в пореформенный период.      
  Государственная школа в русской историографии.      
  В.О. Ключевский – выдающийся буржуазный историк пореформенного периода.      
  Народническая историография.      
  Возникновение марксистской историографии.      
  Историография конца XIX – начала XX в. Ленинская концепция русского исторического процесса.      
  Буржуазно-дворянская историография.      
  Мелкобуржуазная историография.      
  Формирование взглядов М.Н. Покровского и его историческая концепция.      
  Советская историография отечественной истории. Вопросы периодизации советской и российской историографии отечественной истории.      
  Реорганизация системы учебных и научных исторических учреждений (1917 - середина 1930-х гг.)      
  Разработка теоретико-методологических проблем в отечественной историографии в 1920-е годы      
  Дискуссии в марксистской историографии (1920 - начало 1930-х гг.)      
  Процесс унификации знаний в советской исторической науке (вторая половина 1920 - 1930-е гг.)      
  Советская историография тоталитарного периода (конец 1930-х - начало 1950-х гг.)      
  Советская историография в период «оттепели» (середина 1950 - конец 1960-х гг.)      
  Процессы «торможения» в советской исторической науке (конец 1960 - первая половина 1980-х гг.)      
  Советская историография в период «перестройки» (1985 – 1991 гг.)      
  Современное развитие отечественной историографии (1991 – начало 2000-х гг.)      
  Всего:      

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Объект и предмет познания историографии, как истории исторической науки. Место историографии среди исторических дисциплин, ее значение для развития научных исследований, преподавательской работы и других видов профессиональной деятельности историка. Историография в системе высшего исторического образования. Задачи и структура курса историографии.

Принципы и категории периодизации процесса исторического познания. Основные периоды и этапы развития исторических знаний и исторической науки.

Этапы становления и развития историографии как специальной исторической дисциплины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: