В целях глубокого освоения содержания курса студенты должны проводить большую самостоятельную работу, связанную с изучением, как работ самих историков, так и исследований об их жизни и творчестве. Особое внимание следует уделить рассмотрению работ, рекомендованных для подготовки к семинарским занятиям.Требуется ознакомление с трудами крупных отечественных историков, историографическими работами. Студенты должны делать выписки из используемой литературы, готовить историографические сообщения, рекомендации по применению работ историков на школьных уроках истории. Возможно написание курсовых и дипломных работ. Проверить свои знания студенты могут, выполнив предлагаемые тестовые задания.
Семинарское занятие 1
Историография как наука
План:
1. Предмет истории исторической науки.
2. Задачи историографии как специальной исторической дисциплины.
3. Принципы и методы историографического познания.
4. Периодизация отечественной историографии.
Семинарское занятие 2
Зарождение и развитие исторической мысли (XI – XVI вв.)
План:
1. Зарождение летописания и его особенности.
2. Проблематика, основные идеи «Повести временных лет».
3. Летописание XII-XIII вв.
4. Основные памятники историографии в Русском централизованном государстве (XIV – XVI вв.)
Семинарское занятие 3
Развитие отечественной историографии в XVII в.
План:
- Летописи XVII в.
- Учебные заведения и учреждения XVII в. – центры создания трудов по истории России.
- Исторические сочинения XVII в. Творчество А. Лызлова, С. Медведева, Ф. Грибоедова, С. Ремезова, и др.
Семинарское занятие 4
Дворянская историография 1-ой четверти XVIII в.
План:
|
1. Преобразования Петра I и их роль для развития исторических знаний.
2. Исторические труды Ф. Прокоповича, А. Манкиева, П. Шафирова, Б. Куракина...
3. Поиски, публикация, критика источников.
Семинарское занятие 5
В.Н. Татищев – крупнейший дворянский историк 2-ой четверти XVIII в.
План:
- Биография В.Н. Татищева. Начало научных изысканий. Основы мировоззренческой концепции Татищева.
- В.Н. Татищев – как источниковед и археограф.
- «История Российская с самых древнейших времен» В.Н. Татищева.
- Место В.Н. Татищева в отечественной историографии.
Семинарское занятие 6
Дворянская и просветительская историография XVIII в.
План:
1. Деятельность Академии наук. Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер.
2. Борьба М.В. Ломоносова с «норманнской теорией». Историческая концепция М.В. Ломоносова.
3. М.М. Щербатов и его «История Российская от древнейших времен».
4. Взгляды И.Н. Болтина на российскую историю.
Семинарское занятие 7
Буржуазные тенденции в русской историографии 2-ой половины XVIII в.
План:
1. Новые направления в исторической науке.
2. Зарождение буржуазной историографии (Н.И. Новиков, В.В. Крестинин, И. Голиков, М.Д. Чулков, С.Е. Десницкий и др.).
3. Рост интереса общества к истории.
4. История в периодической печати, художественной литературе, в программах учебных заведений.
Семинарское занятие 8
Расцвет и кризис дворянской историографии. Н.М. Карамзин.
План:
1. Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина.
2. «История государства Российского» Н.М. Карамзина.
3. Политический смысл исторической концепции Карамзина.
|
4. Периодизация истории России Н.М. Карамзина.
5. Общественная оценка «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.
Семинарское занятие 9
Русская историография первой половины XIX в.
(Критическое направление в отечественной историографии)
План:
1. И.-Ф.-Г. Эверс
2. Н.А. Полевой
3. М.Т. Каченовский
Семинарское занятие 10
Дворянская историография 2-ой четверти и середины XIX в.
План:
1. Историческая концепция М.П. Погодина:
· Биография. Отношение к М.П. Погодину современников и потомков.
· Теоретические основы концепции М.П. Погодина.
· Периодизация истории России М.П. Погодина.
· Постановка вопроса о соотношении исторического развития России и стран Западной Европы.
· Место М.П. Погодина в русской историографии.
2. Историческая концепция Н.Г. Устрялова:
· Биография Н.Г. Устрялова. Начало научных изысканий.
· Теоретические основы концепции Н.Г. Устрялова.
· Периодизация Русской истории Н.Г. Устрялова.
· Место Н.Г. Устрялова в отечественной исторической науке.
Семинарское занятие 11
Славянофильское и западническое направления
В исторической науке середины XIX в.
План:
1. Исторические концепции славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин…).
2. «Государственная школа» в русской историографии. Исторические взгляды К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, В.И. Сергеевича, А.Д. Градовского…
Семинарское занятие 12
Буржуазная историография середины XIX века.