Методические рекомендации. Развитие речи в начальной школе.




Развитие речи в начальной школе.

 

 

Безверхова Валентина Николаевна

 

Развитие речи в начальной школе - основа формирования успешной личности.

 

В последние годы все чаще преподаватели вузов отмечают, что абитуриенты на вступительных экзаменах отвечают сбивчиво, неразборчиво, запутанно, не умея логически выстроить свой ответ, показать свои знания экзаменаторам. При оценивании сочинений достаточно распространено примечание, типа: тема не раскрыта. Наибольшее затруднение вызывают творческие задания, требующие от будущего студента показать не столько знания, сколько умение самостоятельно решать творческую, нестандартную задачу. Экзаменующиеся скованы и закомплексованы. Отмечая недостатки подготовленности абитуриентов, мы нередко забываем, что абитуриент вчерашний выпускник нашей школы.

В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5-6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одарённые дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкция – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется.

И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным результатам: многие выпускники вашей школы так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основе работы по развитию речи, начиная с К.Д. Ушинского, выделяется два принципиальных положения:

1. Связь работы по развитию речи с развитием мышления.

2. Взаимность между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся;

Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи; разновидностями речи (такими, как пересказ, изложение, сочинение, ответ и т.д.), типами сообщения(описание, повествование, рассуждение).

Языковые особенности устной и письменной речи объясняются психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними.

Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог: “Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в том время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная (Прил. I п, 7).

В устной речи, как речи звучащей, большую роль интонация, поэтому она быстрее по темпу и менее полная, в процессе речи используется нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты.

Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятием устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи. Чтобы дети говори хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо “вывести учащихся в роль увлекательного рассказчика”, умеющего передать замысел простыми словами.

Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картинки и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит.

Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывание детей. Нужно требовать от учений рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали его отношение к высказанному.

Внимание детей должно акцентироваться на таких сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтактических конструкций, лексическое богатство.

При работе над развитьем связной речи учащихся необходимо формулировать специальные умения:

1. Умение раскрывать тему высказывания.

2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.

3. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.

4. Умение совершенствовать написанное (для письменной речи).

5. Умение строить высказывание в определённой композиционной форме.

6. Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.

Формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи.

 

Методы развития речи учащихся.

Под развитием речи учащихся понимают практическую сторону обучения языку, т.е. формирование тех умений и навыков, которые обеспечивают обогащение активного запаса слов, сводное пользование всеми средствами грамматики – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями разнообразных типов, словообразовательными моделями, а также формирование умений строить текст (устно и письменно) с целью выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Ребенок усваивает слова, их значение, их формы и сочетания, синтаксические конструкции из речи окружающих людей, воспринимая и понимая её, постоянно связывая языковые формы и их значения, улавливая и обобщая аналогии форм и значений. Поэтому для развития речи нужна, во-первых, речевая среда, дающая образцы языка, и, во-вторых, нужна речевая активность самого субъекта, т.е. ребёнка, учащегося. Из этой первой закономерности выводится метод обучения, который получил называние имитационного, или обучение по образцам.

Есть такие умения, которые могут быть усвоены только по образцу и никак иначе, например, произношение звука речи или сочетания звуков.

В рамках имитационного метода находит место и поисковая деятельность (например, выбор наиболее точного слова, построение наилучшего для данной ситуации предложения). И обобщения – вплоть до моделирования, например; выделение и обобщения типичных признаков текста-описания, который предназначен для письменного изложения, - и даже творчество (пересказ и изложение с творческими дополнениями и изложениями и т.п.).

Метод обучения “по образцам” имеет свой собственный набор методических приёмов, видов упражнений: это устный пересказ (близкий к тексту образца и сжаты, выборочный) и письменное изложение в разнообразных вариантах; составление предложений по типу данного или по модели, по схеме, обучение произношению и интонации по примеру произношения учителя; выразительное чтение стихотворений по примеру артистического исполнения, на основе звукозаписи, фонохрестоматии; различные рассказы и сочинения по аналогии с прочитанным, а в литературно-творческих кружках – пародии.

“По образцу” школьники работают над типами речи – описания, повествованием и рассуждением, над жанрами – очерком, газетной заметкой, интервью, репортажем, отзывом о книге и пр., над стилями речи.

Обучение “по образца” лишь подготавливает учащихся к другим методам работы.

Из функции языка – быть средством общения (коммуникации) и из функции речи – осуществлять общение выводится второй метод развития речи учащихся – коммуникативный метод.

Коммуникативный метод имеет свой арсенал методических приёмов, средств обучения, типов заданий, упражнений: создание речевых ситуаций, беседы, ролевые игры, прогулки, экскурсии и другие виды деятельности, которые могут вызвать у учащихся потребность в высказываниях и помочь им в сборе материала для сочинений, рассказов, докладов и т.п.

Третий метод вытекает из дидактической закономерности, состоящей в том, что новые способы деятельности учащихся, его новые умения формируются на основе знания правил, закономерностей, моделей, структуры явлений и систем, способов решения задач (алгоритмов) и пр. Согласно третьему методу, учащейся должны знать тип и структуру тех текстов, которые они создают, правила их создания и на этой основе конструировать собственные сочинения.

Назовём (условно) этот метод методом конструирования текста. В современных пособиях по развитию речи учащихся используется в целях сознательного конструирования своих сочинений и других высказываний следующие теоритические основы: во-первых, грамматика – морфология и синтаксис, а также лексикология и фразеология, теория словообразования, а для устного варианта речи – фонетике, орфоэпия, теория интонации, просодика; во-вторых, стилистика и теория культуры речи; в-третьих теория сложного синтаксического целого (синтаксис текста); в-четвёртых, теория функционально-смысловых типов речи – повествования, описания и рассуждения; в-пятых, логике; в-шестых, теория литературных жанров, а так же сведения из теории литературы и композиции и сюжете произведения, о его теме и идейном содержании, о средствах художественной изобретательности.

 

Обобщая систему методов развития речи, а также приёмов, относящихся к этим методам, можно сделать следующие выводы:

1. Развитие речи в школе – не самопроизвольный процесс: речи, сочинению, созданию текста можно и необходимо учить, опираясь на языковую теорию, на лучшие образцы и на коммуникативные потребности личности, учить и постепенно, целенаправленно.

2. Между методами развития речи нет противоречий, они взаимодействуют, дополняют друг друга.

3. В этой системе представлены самые разнообразные виды речи: устная и письменная, монолог и диалог, стили и типы речи.

4. Вся работа по развитию речи неразрывно связана с курсом русского языка.

5. Система развития речи учащихся есть важнейшее практическое приложение всех языковых знаний и умений. В ней реализуется важнейшая языка – быть средством общения.

 

Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.

На уроках речевой культуры должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии, и тогда даже в самых реалистических (прозаических) высказываниях типа “Как мы ходили в лес за грибами” ребёнку захочется сказать о чём-то своём и по-своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно “творить чудеса”. Детей надо учить так, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от учителя. Общение в своей основе – всегда творчество.

Вышеизложенные педагогические идеи, а также идея игрового обучения, (т.к. типичной и первичной формой детской деятельности является игра. Именно в игре проявляются доминирующие в каждом возрасте инстинкты, развивающиеся с определённой последовательностью. Игра, как творческое перевоплощение, содержит в себе зерно подлинного драматического искусства. И если начала этого искусства имеют глубокие корни в самом существе детской природы, то вполне естественно, что драматическое искусство выходит в общую систему воспитания, как элемент художественного. Этим и объясняет наличие в авторской программе “Художественное слово” большого количества разнообразных игровых и актёрских заданий (этюдов)) положенных в основу авторской программы Н.Е. Познер, В.Н. Безверховой “Художественное слово”.

Основными принципами программы “Художественное слово”, рассчитанной на четыре года обучения в начальной школе (занятия проводятся по группам 12-18 человек) являются:

1. Упор на интересы ребёнка.

2. Индивидуальная тема продвижения.

3. Гуманистичности (доброты, доброжелательности).

4. Частой смены темы (разрядки).

5. Раскрепощенность детей.

6. Сотворчество (ученик-учитель; ученик-родители; ученик-ученики).

В ходе урока можно выделить следующие части:

1-я часть урока: поклон, осанка, упражнения на артикуляцию, дикцию, силу звука, посыл звука, работа над интонацией, логистическим ударением.

2-ая часть урока: знакомство с новыми понятиями курса, коллективные и индивидуальные творческие задания.

3-я часть урока: игры и задания на координацию движений развитие чувства ритма, фантазию, внимание. Специальная физическая и движенческая разрядка после творческого напряжения, для контраста и лучшего усвоения материала.

-

Задание «Сочиняем считалочку сами» предлагается учащимся I-ого года обучения после освоения ими тем “Рифма и ритм в стихотворении”. Задание было также мотивировано тем, что на следующем уроке нам предстоит познакомится с новой игрой, а сложная задача – выбор ведущего будет решенос помощью самой удачной из придуманных считалок. Так появились считалочки:

Люмоков Андрей:

Топ-Топ-топ, бежал малыш,

Топ-Топ-топ, устал малыш,

Топ-Топ-топ, он хочет спать,

Топ-Топ-топ, он лёг в кровать,

Топ-Топ-топ, кто так устал,

Топ-Топ-топ, тот водой стал.

Семенов Алеша:

Топ-Топ-топ, бежал малыш,

Топ-Топ-топ, упал малыш,

Топ-Топ-топ, кто упадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Иванов Коля:

Тру-ту-ту, бежал малыш,

Тру-ту-ту, упал малыш,

Тру-ту-ту, упал он в лужу,

Потом выбрался на сушу,

Тру-ту-ту, придумал сам,

Тру-ту-ту, придумал вам.

Вторым этапом знакомства с понятиями ритм и рифма является коллективное сочинение стихотворения. На втором году обучения родилось стихотворение:

На дереве в лесу белку мы увидели,

Смотрит осторожно – как бы не обидели,

Мы поближе подошли –

И она исчезла;

Мы грибы ей принесли –

С ветки белка слезла.

В лапки гриб она взяла

И скорее унесла.

Оглянулись ми, и вот

Белка уж детей ведёт.

Все бельчата хороши,

У всех пушистые хвосты,

Глазки-бусинки у них;

Весело смотреть на них.

С белками прощаемся.

Домой мы возвращаемся.

Только вышли на опушку

И увидели ловушку.

Серый зайка в ней сидит.

Печально на небо глядит.

Мы за палкой побежали.

Мы ловушку разломали,

Ведь в темнице не годится

Быть не мишке, не лисице,

Все на воле жить должны –

Все тогда будут дружны.

Следуй в лес тогда бесстрашно,

Ведь с друзьями неопасно.

Итоговый работой по теме “Ритм и рифма стихотворения”

Могут явиться четверостишия, сочиненные ребятами самостоятельно:

Никифорова Ульяна:

Ветку клёна в руки взяли –

Осень мы нарисовали.

Лист – налево, лист – направо,

Осень выглядит на славу.

Михайлова Маша:

Живут в поле ромашки,

Сочиняют сказки.

Одна – про мячик,

Другая – про собачек,

Третья – про ведьму опасную,

Четвёртая – про девицу красную!

Такая последовательность видов работ по этой теме позволит, по мнению авторов, полнее познакомить учащихся с понятием «ритм» и «рифма» и избежать формального, неосознанного выполнения заданий.

Знакомство с понятием «сравнение» в программе «Художественное слово» осуществляется на втором году обучения и начинается с работы над устойчивыми сравнительными оборотами русского языка, т.е. по принципу: от знакомого к незнакомому, от простого к сложному.

Помогает усвоение этого понятия и работа над текстом «После грозы», где ребятам предлагается заменить подчеркнутые слова и словосочетания сравнительными оборотами.

При сравнении исходного и полученного текста ученики приходят к осознанному видению роли и значения сравнений в речи. Дома ребятам предлагается создавать свой текст, используя сравнения.

Базисная программа по русскому языку вводит понятие «логическое ударение» лишь в пятом классе.

Работа в среднем звене, я столкнулась с тем, что если понимание самого понятия трудности не вызывает, то умения использовать логическое ударение в своей речи за 1-2 урока невозможно. Программа «Речь», хоть и предполагает введение этого понятия раньше базисной, но за такое же малое количество времени.

Авторы программы «Художественное слово» считают, что выработать у учащихся умение использовать громкость, темп, окраску голосов, логическое ударение как средство выразительности свой устной речи за один-два урока невозможно.

Работа над этими средствами выразительности речи должна осуществляться, по мнению авторов, на материале скороговорок и I-ой части каждого урока, как уже было указано выше.

Предлагаемая программа «Художественное слово» направлена на формирование умений, необходимых для реализации структуры речевой деятельности.

Современная учебная деятельность больше внимания уделяет формированию навыков письменности.

Живая же, устная речь, как правило, «отодвигается» на второй план. Хотя пожалуй, не требует доказательств то, что даже грамотно написанные доклад, лекция, любое другое, предназначенное для публичного выступления высказывание не достигнет цели, если выступающий не владеет умением найти адекватные средства для передачи его содержания, такие как: интонация, логическое ударение, темп речи, сила звука, дикционные и артикуляционные навыки.

По словам Станиславского «знакам препинания присущи обязательные «голосовые интонации», без которых эти знаки не выполняют своего назначения. Каждый из них имеет свою, для него только характерную обязательную «голосовую фигуру». Точку характеризует финальное завершающие голосовое понижение. Если этого нет, то нельзя понять, окончена ли фраза и будет ли за ней следовать другая. Поставить заканчивающую точку – это значит «положить фразу на дно».

Запятая требует обязательного звукового «загиба кверху», который, наподобие приподнятого указательного пальца, предупреждает слушателей, что фраза не окончена и заставляет их ждать продолжения фразы, не только не снижая внимания, но еще больше усиливая его.

Интонация обладает силой эмоционального воздействия на слушателя. Интонация – звуковое приспособление для отражения чувства и переживания.

Работу по выразительному чтению нужно начинать с деления на речевые такты, с расстановки логических пауз, помня, что неправильная их расстановка меняет смысл фразы.

Если логическая пауза механически формирует такты, фразы и тем способствует выяснению их смысла, то психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе, такту, стараясь передать их подтекст. Психологическая пауза богата внутренним содержанием.

Ударение наряду с интонацией и паузой является «третьим важным элементом и козырем в нашей речи». «Правильное дарение не только в том, чтобы поставить его на том слове где ему быть надо, но и в том, чтобы снять его с тех слов, на которых ему не надо быть», - писал К.С. Станиславский. (К.С. Станиславский. Соч., т.Ш, изд. «Ис-во», М., 1955, с.331).

В речи нередко возникает необходимость подать одни ударения сильнее, другие – слабее, т.е. несколько стушевать их.

Для этого придётся воспользоваться целым комплексом ударений: сильными, средними и слабыми.

Речи свойственны соответствующая сила звука и темп. Силу звуков и речи надо искать не в напряжении, не в громкости и крике, а в повышениях и понижениях голоса, в интонации, в контрасте между высокими и низкими звуками.

Нельзя недооценивать технику речи. Необходимо развивать артикуляцию губ, языка, а поскольку в артикуляции губного аппарата большую роль играют мускулы, надо систематически развивать их.

Человек высокой культуры обязан обладать превосходной дикцией, произношением. Кроме того, надо настойчиво тренировать и развивать дыхание, заботиться о правильной постановке голоса. При неправильном дыхании, неправильной постановке голоса излишне напрягаются связки, что ведёт к их утомлению и преждевременному изнашиванию.

Как пример освоения технических средств выразительности речи можно привести фрагменты работы со скороговорками.

Скороговорка

«От топота копыт…»

Скороговорка произносится хором вслух, ритмично под «дирижёра». «Дирижёр» - учитель регулирует и градацию силы звука.

Начинаем шепотом, затем тихим звучанием и т.д., с небольшим наращиванием звучания. Потом в обратном порядке чуть тише и т.д. до шепота.

Это упражнение на развитие динамического диапазона речи, на координацию дыхательно-голосовых и артикуляционных усилий. Шепот и тихое звучание должны быть полными, т.е. с сохранением той же глубины дыхания и интенсивности артикуляции, что и при громкой речи. Учитель регулирует плавность, постепенность усиления и ослабления звука, предостерегает от крикливости, следит, чтобы при усилении звучания не повышалась резко его тональность, отвечает за синхронность произношения.

Полезны для тренировки упражнения с мячом. Мячик может быть эффективно использован и в дикционно-скороговорочной тренировке. Обратимся к упражнению «Скороговорки в круге».

Группа образует круг, у одного из участников игры в руке мячик. Бросая его кому-либо из партнеров по кругу, он произносит первое слово скороговорки, например: «на дворе…». Второй, поймав мячик, перекидывает его третьему, производя следующее слово «трава» и и.д.. Необходимо добиться, чтобы не возникало пауз между словами, для этого внимание участников игры должно быть предельно сосредоточенны. На втором этапе освоения упражнения бросок мяча сопровождается произнесением речевого такта: «На дворе трава – на траве дрова…». Затем ребятам предлагается бросать мячик, произнеся два речевых такта: «На дворе трава, на траве дрова…» и т.д. Естественно, что скорость полета мячика, бросаемого плавно и мягко, в принципе остаётся одинаковой. Следовательно, возникает необходимость «укладывать» в одно и тоже движение все более длинное речевое звено. Это само по себе требует повышения скорости произнесения. Параллельно идет работа и над координацией движений.

Интересной формой усложнения тренировки может быть одновременный запуск двух скороговорок и двумя мячиками. В результате возникает упражнение на рассредоточение, расслоение внимания, одновременный охват двух параллельно развивающихся сюжетов. Здесь важно преодолеть чисто техническую трудность: надо стараться не подбрасывать мячик одновременно одному и тому же участнику игры. Конечно, использовать в игре нужно лишь те скороговорки, которые отработаны и нейтрально-медлительном темпе.

Следующее упражнение сочетает в себе работу над технической стороной речи и фантазией, воображением, образным видением.

Педагог показывает какой-нибудь предмет и предлагает ребятам представить себе, а затем рассказать, как именно он может зазвучать. Затем педагог предлагает принести на занятие предметы, которые надо будет наделить голосом, а в дальнейшим и речью.

Как пример имитационного упражнения, можно называть упражнение «Утро в деревне», в котором ребята подражают «голосам» домашний животных,

Работа над дикцией младших школьников.

Принципиальной особенностью обучения орфоэпии в начальных классах является связь орфоэпической работы с дикционной. Дикция (от лат. –произнесение) – «произношение, манера произношения, степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков» (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. – М., 1985, - с. 70).

Значение дикции для устной речи обычно сравнивают со значением каллиграфии для письменной: как четкий, разборчивый, красивый почерк облегчает восприятие содержания письменного текста, так и хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми.

Второе обстоятельство, диктующее взаимосвязь орфоэпической и дикционной работы в обучении, заключается в аналогичном воздействии их на усвоение грамотного письма. Как орфоэпия помогает овладению орфографией, так и хорошая дикция благотворно сказывается на правильном написании слов.

Наконец, третий, не менее важный фактор, требующий одновременной работы над орфоэпической и дикционно правильной учащихся начальных классов – это сама специфика речевого развития детей младшего школьного возраста.

Ко времени поступления в школу артикуляционная база всех звуков родного языка, как правило, у детей сформирована. Вместе с тем, нормально устроенный речевой аппарат учащихся функционирует в большинстве случаев недостаточно энергично или же излишне напряженно. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по свои артикуляционно-акустическим признакам, невысок. Названные психофизические особенности детей младшего школьного возраста заставляют признать дикционную работу не просто желательной, но и обязательной в начальных классах.

Предлагается комплекс упражнений:

I. Артикуляционная гимнастика

(Цель – активизация кончика языка):

-«Чищу зубы». Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева на право и наоборот.

-«Лошадка цокает копытами». Щелкать кончиком языка по твёрдому нёбу и др.

П. II. Упражнения со звуками

/Р/ и /Р/ и др., например: произношение изолированного звука: покажи, как тигр рычит, как трактор работает и т.д.

1. Произнесение гласных:

а э и о у ы

э и о у ы а

и о д ы а э

о у ы а э и

у ы а а и о

ы а э и о у

и – э – а – о – у – ы

2. Произнесение стечения согласных с гласными:

- нри – нрэ – нра – нро – нру – нры

- три – трэ - …

- дри – дрэ - …

- дли – длэ …

и др.

3. Упражнения в произнесении звуков в контексте: в словах, пословицах, стихотворных отрывках.

III. Упражнения со скороговорками:

1. С убыстрением темпа проговаривания.

2. Произнесение с различной силой голоса: шепотом, впол-голоса, громко.

3. Проговаривание с действием задачей. (создание детьми и учителем ситуации и сюжетов, позволяющих одно и то же предложение, фразу, скороговорку с разной интонацией, например:

Творческая задача – проговорить скороговорку «Был тупо-груб… «, ласково, испуганно, рассерженно, насмешливо и т.д.

4. Чтение скороговорок с последовательным перемещением в них логического ударения:

Шла Саша по шоссе.

Шла Саша по шоссе.

Шла Саша по шоссе.

К.С. Станиславский недаром назвал логическое ударение указательным пальцем, отмечающим самое важное слово в предложении или такте. Логически ударные слова, по его определению, - это не что иное как придорожные вехи, по которым находит себе верны путь к сердцу зрителя или слушателя логическая мысль говорящего.

Средствам интонации одно и то же предложение может быть представлено как несущее самые разные, иногда прямо противоположные значения.

К числу именно таких интонационных средств относится собственно логическое ударение.

Сущность собственно логического ударения и заключается в подчеркивании интонационно-голосовом выделении именно тех слов или словосочетаний, которые в данном высказывании, с точки зрения автора, являются актуальными, главными по смыслу (логическому и эмоциональному значению).

В ходе урока нами были выделены 3 части.

На 2-ой части урока осуществляется знакомство учащихся с новыми понятиями курса, даются коллективные и индивидуальные творческие задания.

Именно во второй части урока идёт работа над текстом на всех уровнях:

слово

словосочетание

предложение

текст

Словарная работа в школе складывается на четырех направлений:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;

Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

В-третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

В-четвертых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Примером работы над словосочетанием может служить упражнение «Подбери определение к слову…»:

- человек (какой?) добрый, отзывчивый, равнодушный, жестокий, честный, принципиальный, жадный, щедрый и т.д.

Работа по созданию текста идёт при освоении темы «Сравнение», «Антонимы» (см. Прил. № 6), «Рассказ по картинкам», «Сочиняем сказку вместе», «Типы речи: описание повествование, рассуждение» (см. Прил. № 7).

3-ья часть урока наполнена играми и заданиями на координацию движение, напр.: упр. «Горошина», «Книжка» и др.;

Развитие чувства ритма, например: отхлопывание заданного ритмового рисунка, размера и др.;

Развитие фантазии, образного видения, воображения например: упр. «Шарик», «Путешествие на ковре-самолете» и др.;

Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления (упр. «Баранья голова», «Разведчики».

Опираясь на вышеизложенное, можно говорить о том, что вся структура и содержание программы «Художественное слово» направлены на создание условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка, формирование технической и эстетической базы для дальнейшего восприятия и воспроизведения художественных произведений, развитие ораторских способностей обучающихся.

 

 

После грозы

Еще вчера все небо покрыто тучами. Весь вечер шёлсильный, проливнойдождь. Когда сверкала молния, становилось очень светло.

Я почти ничего не боюсь, не признаюсь, что вчера, слыша раскаты грома, я дрожал от страха.

Зато утром выглянуло солнце и заблестела роса.

Я снял обувь и побежал по холодной мокрой траве. Добежав до озера, почувствовал, что мои ноги замерзли, стали сосем холодными. Вдруг я почувствовал боль – острые края осоки, растущей около берега, порезали мне ступню.

Но вот я подошёл к воде, наклонился и нарушил спокойную гладь озера.

«Вода очень теплая!» - образовался я.

После утреннего купания я чувствовал себя освеженным.

Для выбора:

Свежий как огурчик, холодные как ледышки, светло как днем, дождь как из ведра, дрожал как осиновый лист, острые как нож, как парное молоко, заблестела как золото.

 

Тема «Сравнение»

Афанасьев Максим 2 «в» кл.

Жила-была девочка как девочка. И, как все дети, ходила в садик.

Однажды ей встретилась злая как волк собака. Девочка испугалась и задрожала как осиновый лист.

С тех пор она стала бояться всех собак, как заяц волка.

Как-то раз она шла с папой в садик. Ей было весело и она щебетала как птичка. Вдруг – собака. Девочка прижалась к папе и представила, что она смелая как лев. После этого случая она перестала бояться собак.

Кузьмина Таня 2 «в» кл.

У меня в деревне есть собака Тузик. Она рыжая, как солнышко. При беге её шерстка переливается, как радуга. У Тузика глаза маленькие, как бусинки, а лапы белые, как снег зимой. Как и человек, мой пёс очень умный, он всё понимает.

 

 

Создание условий

4. Авторская программа Познер Н.Е., Крыловой В.Н. (Цели, задачи, структура и содержание)

Для чего же нужно художественное слово?

Отнюдь не для подготовки актёрских кадров. Слово нужно всем: учителям, лекторам, врачам, инженерам, административным и политическим деятелям.

Каким убогим, невыразительным стал наш «… великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» в нашей повседневной жизни. Мы чаще всего обходимся ограниченным набором заготовленных на все случаи жизни фраз. Кончится дело тем, что словарный запас Эллочки-людоедки для нас будет классикой. Даже поздравляя друг друга с праздником, мы не можем оторваться от шаблонной фразы: «Желаем крепкого здоровья, успехов в труде и счастья в личной жизни».

Помимо необходимости обогащения словарного запаса, конечно, обращает на себя внимание интонационная невыразительность нашей речи, неумение аргументировать защитить своё мнение. Иногда прекрасные мысли не доходят до своего слушателя из-за недостаточной выразительности речи, плохой дикции, косноязычия автора.

Речь должна быть в меру эмоциональна, приятна по тембру в силе звука. Вежливый и внимательный человек скорее будет услышан и понят своим партнёром.

Следует обратить особое внимание на своё поведение в момент беседы. Если человек при разговоре не смотрит на своего собеседника, крутит что-то в руках или чрезмерно размахивает ими, то трудно сосредоточиться и понять его речь.

Приятно воспринимать плавную, размеренную, образную, логическую речь, образцы которой нам представляет русская классическая литература. Очень хочется, чтобы дети открывали её для себя и своих друзей.

Мы убеждены в том, что образование надо не «давать», а его надо «брать». Отсюда наше стремление развить у детей жажду познания, «зацепить» их любознательность, не давать им максимальную информацию, а пробудить в них желание узнать, уточнить, выяснить что-то самим.

Ребенок от природы необыкновенно одарен и интересен. Задача педагогов – дать ему «закрыться», поощрить его фантазию, творческое начало, сохранить его индивидуальность. Это очень легко – выдрессировать ребенка с голоса читать стихи с выражением. Но мы этим закроем для него литературу. А наша задача – раскрыть для него мир литературных героев, пробудить в нем такие добрые чувства, как сопереживание, внимание, чувство такта, сострадания, уважения; научить ребенка не только видеть, слышать, чувствовать, но и выразить свои чувства, впечатления, иметь собственное мнение, отойти от шаблонов, штампов, «сметь свое суждение иметь».

Именно поэтому мы занимаемся раскрытием творческого потенциала ребенка. В этом нам помогает и путешествие на ковре-самолете с героями любимых сказок, и игра в волшебный воздушный шарик, который существует в нашем воображении; и цирковое представление, в котором мы являемся и авторами, и исполнителями, и зрителями одновременно.

Хотелось бы разбудить в ребенке образное видение; ведь и в кляксе можно увидеть зайчика, в кроне дерева – ежика и медведя; в звуках музыки услышать шум водопада, пение птиц, почувствовать запах цветов.

Ассоциативное мышление поможет в дальнейшем детям постичь мир поэзии.

Речь должна быть объемной, поэтому мы с ребятами учимся словом рисовать качественные особенности предметов и явлений: слон – большой, оса- маленькая, утюг – горячий, лед – холодный, пирог – вкусный, варенье – сладкое, лимон – кислый, горчица – горькая.

Образное видение ребенка зиждется на жизненных наблюдениях, поэтому очень важно у детей развивать внимание и наблюдательность. В этом нам помогают в качестве упражнений увлекательные игры: «Баранья голова», «Волшебный чемодан», «Сумасшедший дом», «Разведчики» и т.д.

«Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно,

Что было всем понятно».

Прекрасными помощниками в нашей борьбе с «сашиной кашей», о которой нам рассказал С. Михалков, являются чистоговорки и скороговорки.

Технику речи (дыхание, артикуляцию, дикцию посыл звука, силу звука, темпо-ритм) мы тренируем именно на них.

Мы стремимся разнообразить работу со скороговорками, предлагая ребятам различные актерские задачи и превращая технические упражнения в увлекательную игру. Важно, чтобы ребенок полюбил скороговорки и произносил их чисто, но не автоматически. Например, скороговорку «Без корабль карамель…» можно произносить с разными актерскими задачами: сообщение, сплетня, секрет, смешная история и т.д.

На скороговорке «Расскажите про покупки…», которую им даем как диалог, тренируется общение, восприятие, реакция, к тому же даются и различные актерские задачи.

Технически скучные упражнения по артикуляции мы даем в форме сказки и семье Криворотых.

Одна из наших чистоговорок выражает цель наших дикционных упражнений:

«Мы будем разговаривать



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: