Формирование информационной культуры




 

1. Информационная культура общества и личности должна обеспе­чивать возможности:

непрерывного образования человека - при этом информаци­онная культура выступает средством социальной защиты лично­сти, способной к самостоятельному наращиванию знаний, из­менению сферы деятельности, регулированию собственного по­ведения на основе всестороннего анализа ситуации;

повышения его ответственности за принимаемые решения — при этом информационная культура выступает средством защи­ты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что принципиальные решения в любой сфере — социаль­ной, экономической, технологической - принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации.

Информационная культура как интегративное. "навигаторское" качество личности может быть:

• высокой;

• средней;

• низкой.

В целях формирования информационной культуры библиотеки устанавливают контакты с другими организациями и, прежде всего, с учебными заведениями, расположенными в районе их деятельности, а также:

• крупнейшими книгохранилищами;

архивами;

• музеями;

• видеотеками;

• игротеками;

• центрами информации.

Формирование информационной культуры — важнейшее на­правление деятельности библиотек.

2. Информационная культура предполагает знание:

процесса информатизации, специфических особенностей ин­формационного общества и их влияния на жизнь каждого че­ловека;

правовых норм, связанных с распространением и использова­нием информации и касающихся обеспечения доступности информации, охраны интеллектуальной собственности, вклю­чая авторское право, информационной безопасности и т. д.;

возможностей библиотек и информационных центров раз­личных уровней;

совокупности информационных ресурсов, как электронных, так и традиционных (фондов и СБА библиотек и архивов, библио­графических, фактографических и полнотекстовых БД и т. д.). Информационная культура предполагает умение:

· формировать собственные поисковые системы;

· использовать формальные и неформальные каналы коммуникации для получения необходимой информации;

· использовать поисковый аппарат, помогающий ориентироваться в совокупных информационных ресурсах (СБА библиотек, поисковые системы Интернет, справочный аппарат библиографических и реферативных изданий и т. д.);

· определять уровень информационной культуры от различных видов научного наблюдения до эксперимента.

Среди мероприятий, специально осуществляемых в целях повышения уровня информационной культуры читателей, следует назвать:

индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;

групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны и мира, о том, как пользоваться ею, как разви­вать и совершенствовать свою информационную культуру;

• проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов.

3. Культура чтения предполагает:

• знание правил пользования библиотеками;

• ориентацию в источниках, в том числе в справочно-библио-графическом аппарате библиотеки;

• систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу;

• знание правил гигиены чтения;

• владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного;

• умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников;

• владение приемами конспектирования, реферирования и т. д. Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать "зрелый читатель" ("читатель-мастер"):

познавательные:

• выделять главное в тексте, использовать "свернутые" записи (заметки, тезисы, конспекты и др.);

• выявлять в тексте связи между явлениями;

• привлекать в процессе чтения дополнительные источники;

• формулировать гипотезы, намечать пути их проверки;

• производить анализ, синтез, обобщение на материале изучаемого текста;

проектировочные:

•формулировать цель чтения и отдавать себе отчет в требова­ниях к читательской деятельности;

•формулировать цели работы над различными источниками информации;

•прогнозировать результаты работы;

•определять приемы, с помощью которых можно достичь не­обходимого результата;

•определять задачи, темп и ритм чтения;

конструктивные:

•конспектировать кратко, сжато, своими словами и с элементами цитирования;

•цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать;

• делать выводы и обобщения;

•составлять план или тезисы своего выступления по литературным материалам;

Коммуникативные.

• формулировать вопросы к изучаемому тексту;

• внимательно воспринимать устные сообщения о книге, анализировать их;

•самому активно участвовать в обсуждении произведений

печати;

• рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе

чтения;

• строить логически законченное сообщение со вступлением,

заключением и выводами;

• высказывать собственное отношение к прочитанному, фор­мулировать и аргументировать свою оценку книги или статьи;

организаторские:

• организовывать свое время, контролировать непроизводительные затраты времени и избегать их;

• организовывать читательскую деятельность: рабочее место, ги­гиенические условия чтения, контролировать утомляемость;

• организовывать контакты с другими людьми для достижения искомых целей в русле читательской деятельности;

• развивать в процессе чтения свои знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной читательской деятельности;

• организовывать накопленную в процессе чтения информацию таким образом, чтобы по окончании чтения ею можно было бы воспользоваться.

 

Сергеева, Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение: конспект лекций / Ю.С. Сергеева. – М.: Приор-издат, 2006. – 176с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: