Регулирование/сертификация профессии в сфере туризма




Черногория

Существенные факты в отношении развития туризма в Черногории

Благоприятные условия инвестиций в Черногории являются результатом открытой правительственной и институциональной поддержки инвесторов и благоприятного налогового климата, включающего в себя следующие основные элементы:

- иностранным компаниям в Черногории государство гарантирует соблюдение законности. Иностранные инвесторы могут работать в Черногории в качестве юридических или физических лиц.

- в Черногории нет ограничений на сумму инвестируемого капитала. Иностранным инвесторам предлагается свободно инвестировать в любые отрасли и переводить все активы, включая прибыль и дивиденды.

- иностранные инвесторы могут приобретать права на недвижимость, например, на коммерческую недвижимость, офисные помещения, жилые помещения или строительные площадки

- ограничения заключаются только в том, что иностранцы не могут приобретать имущественные права на природные богатства, общественные блага, сельскохозяйственные угодья, леса и лесные угодья, культурные памятники и недвижимость в пределах 1 км от границы. Однако, иностранец может обладать правами на концессию, долгосрочную аренду, механизмы BOT (строительство-эксплуатация – передача) и вступать государственно-частные партнерства по вышеуказанным категориям, так же, как и граждане..

- либеральная визовая система, для большинства стран в Черногории нет визового режима.

-налоговый режим Черногории стал одним из наиболее конкурентоспособных режимов в целом в Европе. Обзор основных ставок налогообложения в Черногории:

 

Таблица 1. Ставка налогообложения в Черногории

 

НАЛОГ СТАВКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НДС Стандартная ставка – 17 % Пониженная ставка – 7 % Нулевая ставка – 0 %
Налог на прибыли корпорации Единая ставка Flat rate – 9 %
Личный подоходный налог Единая ставка – 9 %
Имущественный налог Пропорциональная ставка в диапазоне 0.08 % - 0.8 % от рыночной стоимости недвижимого имущества

- реализованные стимулы к инвестированию (серди прочих):

Стратегия устойчивого развития туризма основывается на эффективном использовании природной исключительности морской и прибрежной зоны Черногории, т.е. на высоком качестве предлагаемых туристских продуктов. Основные цели:

- создание уникального туристского продукта в Черногории, сочетая все формы туризма и используя все места, популярные у туристов, и учитывая запросы и требования прибывающих в страну туристов;

- разработка новой стратегии развития активного экотуризма и этнотуризма наряду с уникальным предложением туристских услуг;

- модернизация существующей инфраструктуры: сокращение количества койко-мест и максимальное повышение качества предоставляемых туристских услуг;

- расширение и благоустройство территории пляжей (учитывая, что более 95% прибывающих туристов предпочитают именно пляжный отдых);

- развитие качественного яхтинга, в максимальной степени используя широкие возможности имеющихся и строящихся яхт-марин, инфраструктуры, торговых предприятий, чартерных яхт, аренды судов и т.п.;

- увеличение продолжительности туристского сезона и полное использование имеющихся возможностей требуют модернизации и повышения уровня имеющейся инфраструктуры до уровня международных стандартов, возведения уникальных, конкурентоспособных и высококачественных гостиниц и курортов.

План предусматривает модернизацию или прекращение работы однозвездочных гостиниц, кардинальное сокращение количества двузвездочных гостиниц для привлечения более перспективных рынков туристских услуг и более состоятельных туристов, тратящих в день бόльшие суммы.

Налоговый режим:

- корпоративный налог: налог с корпораций составляет 9%, и является самым низким в Европе.

- подоходный налог: с 1 января 2009 года ставка подоходного налога была снижена с 12% до 9%, и эта ставка подоходного налога применяется в отношении лиц, чье официальное место жительства находится в Черногории, или чей основной бизнес находится в Черногории, или тех, кто находится в этой стране более 183 дней в году.

- налог на добавленную стоимость: был введен в 2003 году и составляет 7% или 17%. Меньшая ставка применяется главным образом в отношении оплаты за проживание в гостиницах (заказы гостиничных номеров) в туристском секторе, а более высокая ставка применяется, помимо всего прочего, в отношении сделок с недвижимостью. НДС не применяется в отношении экспорта.

- налог на передачу недвижимой собственности: ставка этого налога была повышена с 2 до 3% 7 января 2008 года; цель данного налога состоит в привлечении дополнительных значительных финансовых средств в государственный бюджет Республики.

- коммунальные налоги: ставка земельного налога варьируется от 0,08% до 0,8% от стоимости земельного участка. Точный размер ставки налога определяется местными органами власти и зависит от типа недвижимого имущества.

- налоговые стимулы: в 2004 году Черногория приняла отдельный закон об особых экономических зонах, предоставляющий предпринимателям преимущества беспошлинной торговли. Действует правило освобождения от уплаты налогов для вновь созданных компаний (в течение трех лет), для вновь созданных компаний с иностранными инвестициями в объеме более 100 000 евро (в течение пяти лет), а также для компаний, работающих в особых экономических зонах (в течение десяти лет) и в плохо развитых регионах.

 

Таблица 2. Результаты и эффективность

Прибытия Внутренние (млн.) Международные (млн.)
2005 год 0,05 0,75
2010 год 0,2 1,1

Источник: Horwath HTL и MONSTAT, Декабрь 2012

Прямой вклад отрасли туризма в ВВП страны в 2011 году составил 7,5% от ВВП. Согласно прогнозу, прямой вклад отрасли туризма в ВВП страны должен вырасти до 11,8% в год, и к 2022 году этот вклад должен составить 17,8% от ВВП.

Египет

Основные показатели на данное время:

В 2011 году количество иностранных туристов, прибывших в страну, составило 14,051 миллиона человек.

Доходы от туризма в 2011 году составили 8,68 миллиардов долларов США, в то время как в период с 2008 по 2010 год Египет стабильно получал ежегодно доходы от туризма в размере порядка 10 миллиардов долларов США.

Прямой вклад отрасли туризма в ВВП страны в 2011 году составил порядка 15,16 миллиардов долларов США (6,7% от ВВП). В этом же году число рабочих мест в сфере туризма в стране составило 5,8% от общего числа рабочих мест в стране.

Используемая модель:

Туристская отрасль в Египте оказалась одной из самых динамичных в плане приватизации и экономической либерализации этой отрасли; и эта отрасль развивалась согласно предпринимательской модели. Несмотря на то, что в туристском секторе в Египте традиционно доминировал контроль со стороны государства, тем не менее эта отрасль имеет богатые традиции участия частного сектора в этой сфере. Начиная с 70-х годов правительство постепенно убрало централизованный контроль за деятельностью этой отрасли, дав возможность частному сектору свободно работать в условиях конкуренции. Развитие туризма, главным образом, основывалось на масштабном и успешном развитии инфраструктуры размещения туристов.

Это развитие поддерживалось активным продвижением туристских продуктов Египта на внешних рынках, а также регулированием инвестиций и вопросов земельной собственности со стороны государства.

Государственный сектор перешел от роли собственника / оператора к роли регулятора и покровителя (промоутера).

С ведущей ролью частного сектора политика ценообразования в туристской отрасли полностью ориентируется на рыночную конъюнктуру. Кроме того, политика Египта в сфере туризма длительное время была ориентирована на увеличение числа туристов, прибывающих в страну, что привело к стабильному росту количества туристов, посещающих Египет, начиная с 1980-х годов. Это привело к значительному снижению цен на туристские услуги по мере усиления конкуренции на рынке туризма в Средиземноморском регионе.

В дальнейшем произошел спад притока туристов из-за нескольких террористских атак и политического кризиса в стране. Поэтому статистические данные показывают существенную разницу в показателях за тот или иной год.

Таблица 2. Результаты и эффективность

  Иностранные туристы (млн.)
1995 год 2 871
2000 год 5 116
2005 год 8 244
2010 год 14 051

Источник: Horwath HTL database

В 2010 году количество иностранных туристов, прибывших в Египет, составило 14 миллионов человек, на 17.9% больше чем в 2009 году, и на 390% больше, чем в 1995 году.

В течение 2008/2009 финансового года количество туристов, приехавших в страну, достигло 12,3 миллиона человек. Десять стран, обеспечивших наибольшее количество туристов, прибывших в Египет в указанный год, составили 61,4% от всего количества туристов; этот список стран возглавляет Россия, за ней следуют Германия, Великобритания, Италия, Франция, Ливия, Саудовская Аравия, Польша, Судан и Нидерланды.


Таблица 3. Организация туризма в Египте

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕН-НЫЙ УРОВЕНЬ
Министерство туризма
Осуществление национальной Стратегии развития туризма
Региональные организации, отвечающие за развитие туризма
Установление туристских зон и контроль за осуществлением застройки выделенных территорий Приобретение и продажа земель, выделенных для строительства туристских объектов
Государственный орган, отвечающий за работу конференц-центра
Продвижение туризма как на местном, так и на международных рынках
Контроль всех учебных учреждений в туристском секторе
Руководство деятельностью Каирского конференц-центра
Четыре полуавтономные государственные организации
Египетский Комитет по развитию туризма
Академия туризма
Орган, отвечающий за развитие туризма
МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ

 

- в последнее время Египет стал привлекательным для инвесторов, благодаря благоприятной для инвесторов политике, проводимой правительством страны, и улучшению общей инвестиционной среды в этой стране.

- устойчивость модели развития туризма, проводимой в районе побережья Красного моря, опирающаяся на хорошо сбалансированное сочетание имеющегося недвижимого имущества, международных отелей, управления и предоставляемыми услугами (здравоохранение, образование,...)

- данная модель показала свою жизнеспособность, несмотря на террористские атаки, имевшие место в Египте, и политическую нестабильность в стране.

- стране удалось сохранить привлекательность Красного моря для туристов, благодаря успешным бизнес-моделям курортов, считающихся безопасными, хорошо охраняемыми и находящимися далеко от всяких политических перетурбаций.

- создание туристских дестинаций, рассчитанных, главным образом, на пляжный отдых, адаптированных к требованиям туристов из Европейских стран. Было спроектировано и построено несколько типов курортов: либо с нуля, либо с использованием исторического и природного наследия.

 

Малайзия

Основные текущие цифры:

В 2010 году Малайзия заняла 9-е место в мире по количеству посетивших ее туристов – 24.6 миллиона. Это прогресс по сравнению с данными 2000 года. В 2000 году, с 10.2 миллионами туристов, Малайзия была на 14-м месте.

Поступления от туризма в 2010 году принесли 17.8 миллионов долларов США.

Основные факты о развитие туризма в Малайзии

В 1992 году Федеральное правительство подготовило Исследование Национальной Политики в отношении туризма (NTPS), которое рекомендовало широкие стратегии для планирования, развития и маркетинга туризма. В настоящий момент это исследование пересматривается с учетом устаревания большей части его содержания. Тем не менее, стратегические цели, изложенные в NTPS, до сих пор используются в качестве руководящих принципов и их можно резюмировать следующим образом:

- Формирование внешней политики;

- Поощрение справедливого экономического и социального развития;

- Поощрение сельских предприятий;

- Создание рабочих мест;

- Ускорение интеграции и культурного обмена городских/сельских областей;

- Поощрение участия всех этнических общин в секторе туризма;

- Улучшение международного образа Малайзии;

- Формирование национального единства..

- Национальный план экотуризма (1996)

Национальный план экотуризма был подготовлен в 1996 году ведущей экологической НГО, Всемирный Фонд Природы Малайзии (WWF Malaysia) для MOCAT (Министерства Культуры, Искусств и Туризма). Он содержит стратегии и руководства для развития и управления экотуризмом в Малайзии, на основе принципов устойчивого развития. В силу его комплексности и очень конкретных руководящих принципов, в частности, в Разделе 3, Национальный плана экотуризма можно считать скорее проектом, чем стратегическим программным документом.

- Генеральный План сельского туризма (2001)

Генеральный План Сельского Туризма был подготовлен для MOCAT MOCAT (Министерства Культуры, Искусств и Туризма), группой консультантов из Ирландии от имени Программы Развития ООН (UNDP (ПРООН)) и Всемирной Организации Туризма. Стратегический взгляд на сельский туризм, в соответствии с документом RTMP, состоит в создании «нового бренда туристского опыта для гостей, в частности, длительное пребывание/посетители с высоким уровнем трат».

- Вторая национальная стратегия туризма (2003 – 2010)

В настоящее время, Вторая национальная стратегия туризма (SNTP) находится на последней завершающей стадии. Поскольку не целесообразно раскрывать содержание исследования, которые не было официально принято MOCAT/MOT Министерством Культуры, Искусств и Туризма/Международной Организацией Туризма), будет достаточно сказать, что основной вывод исследования состоит в обеспечении механизма для преобразования «малодоходного туризма" Малайзии «высокодоходный». Кроме того, в качестве основного курса для увеличения поступлений от туризма рассматривается сотрудничество внутри региона.

- План трансформации туризма 2020

Правительство Малайзии представило План трансформации туризма 2020 для выведения отрасли туризма на новые высоты на пути движения страны к 2020 году. Целью этого плана является улучшение положения Малайзии и вхождение ее в первую десятку стран в отношении глобального приема туристов к 2015 году.

Таблица 4. Результаты и эффективность.

  Международные посетители (тыс.чел.))
  10 222
  16 431
  24 577
  24 714

В 2011 году Малайзию посетило около 24 миллионов международных туристов, на 33.5% больше чем было зарегистрировано в 2005 году и на 58.6 % - чем в 2000 году.

Рост доходов от туристов был еще более впечатляющим, от 4 936 миллионов долларов США в 2000 году до 18 259 миллионов долларов США в 2011 году, с годовым приростом 12,6%.

 

Таблица 5. Организация туризма в Малайзии

 


Национальный уровень
Министерство туризма
Совет по развитию туризма в Малайзии
Это федеральное агентство. В его функции входит стимулирование и реклама туризма в Малайзии, координация всех маркетинговых или рекламных мероприятий, связанных с туризмом, осуществляемых любой организацией, правительственным или неправительственным агентством.    
Разработка национальной стратегии в области туризма, осуществление стратегии, координация, мониторинг и оценка эффективности туристских программ и проектов
Государственные учреждения
- Министерство жилищного строительства и местное самоуправление - Министерство сельского хозяйства - Министерство транспорта - Министерство добывающей промышленности - Министерство науки, технологий и окружающей среды  
(SEPU) поручено разработать стратегии и политики в области развития туризма в каждом штате
Государственный орган экономического планирования (SEPU)
Государственный уровень

 


Местные органы власти
Местный уровень


Сильные стороны:

- успешный переход к туризму, поддерживаемому сильной политической волей к развитию этой отрасли и к изменению образа страны с приданием ему современных черт

- выгода для страны от всех типичных активов успешного тропического приморского и пляжного назначения, в очень безопасной окружающей среде

-с помощью успешных планов и значительных инвестиционных льгот были привлечены массовые инвестиции, превратившие Малайзию в привлекательное место отдыха

- страна расположена в одной из наиболее экономически динамичных областей в мире

Среди всех реализованных мер государственной поддержки в рамках вышеуказанных моделей были выявлены нижеследующие меры. Они являются типичными для всех или большинства стран:

- благоприятный для инвестиций климат (стартапы компаний, налоговый режим и т.п.); открытая государственная и институциональная поддержка инвесторов, благоприятная налоговая политика и режим.

- иностранные инвесторы имеют возможность владеть правами в отношении земельного участка: долгосрочные кредиты (49 лет) в Черногории.

- приватизация государственных национальных компаний (Черногория, Египет)

- эффективный режим разрешений для ведения бизнеса во всех странах

- формирование национальных стратегий и генерального плана, концентрация на стратегическом и генеральном планировании выделенных ключевых зон (Стратегический план развития береговой зоны Черногории, Пятилетний план инфраструктурного развития зон Синайского полуострова и Красного моря в Египте

- эффективная политика по продвижению, специальные агентства по продвижению: Черногория (Национальная туристская организация Черногории), Египет (Египетский главный орган по развитию туризма), Малайзия (Совет Малайзии по продвижению туризма).

 

2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА

 

2.1 Анализ эффективности государственного регулирования отрасли

 

Правовая система основывается на Законе Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II «О туризме в Республике Казахстан» (с изменениями от 15.07.2011 г.), Закон о туристской деятельности.

Закон содержит в себе детализацию базовых концепций (определений), регламентирует государственное регулирование туристской деятельности, её организацию, а также – права и обязанности туристов.

Соответственно, государственное регулирование туристской деятельности должно охватывать нижеследующие вопросы:

- определение политики развития туристской отрасли, инвестирования в туризм;

- принятие норм, направленных на улучшение отношений в сфере туристской деятельности;

- лицензирование туристской деятельности, стандартизация в сфере туристской деятельности;

- распределение бюджета на продвижение и реализацию государственных программ по развитию туризма в соответствии с бюджетным законодательством

- обеспечение кадров для туристской деятельности;

- обеспечение участия внутригосударственных туристов, туроператоров и туристских агентств и их объединений в международных туристских программах;

- содействие продвижению туристского продукта на национальном и международном туристских рынках;

- обеспечение рационального и эффективного использования, регистрации и защиты туристских ресурсов страны.

Взаимодействие и процесс принятия решений

Стратегия

На основе Положения о Департаменте индустрии туризма № 86 от 19 марта 2012 гoда, Департамент индустрии туризма осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию в области туристской деятельности, в том числе координацию программ и планов развития туризма акиматов областей и городов.

Кроме того, согласно постановлению Правительства «Об утверждении Программы по развитию туристской индустрии Республики Казахстан на 2010-2014 годы» № 1048 от 11 октября 2010 года, рамки ответственности каждого государственного ведомства за развитие и реализацию Программы по развитию индустрии туризма указаны в постановлении Правительства.

Областные отделы по туризму взаимодействуют с Министерством индустрии в рамках Концепции по развитию туристской индустрии Республики Казахстан до 2020 г.

Они сотрудничают и вместе реализуют Концепцию по развитию туристской индустрии Республики Казахстан до 2020 г.

Таким образом, каждая область определяет свою собственную стратегию по туризму и соответствующие планы мероприятий, на основе их предусмотренного бюджета. Далее область обменивается информацией напрямую с Департаментом индустрии туризма.

Региональная стратегия и региональные годовые планы должны соответствовать Национальной стратегии развития туризма.

Так как Департамент индустрии туризма координирует программы и планы развития туризма 14 областей и 2 городов, региональная стратегия обсуждается между соответствующими управлениями Департамента, по результатам которого она может быть возвращена на более детальную проработку или внесение изменений. После их принятия, региональные стратегии объединяются с тем, чтобы сформировать для Департамента ежегодную программу национальной стратегии.

После согласования, глобальная стратегическая программа направляется на правительственный уровень (в специальный департамент по туризму).

Указ президента может быть реализован также и напрямую (напр., Бурабай 2016)

План действий

Каждая область устанавливает план действий, соответствующий стратегии. Указанный план действий содержит основные цели, которые должны быть достигнуты в течение года. Региональные/местные власти, занимающиеся вопросами туризма, согласовывают эти ежегодные задачи с Департаментом индустрии туризма. Данные цели в основном являются количественными (например, увеличение въездного туризма на 10%) и основываются на Концепции по развитию туристской индустрии Республики Казахстан до 2020 г., определенной правительством.

Годовой отчет о ходе выполнения Концепции предоставляется Департаменту индустрии туризма. Однако, они не находятся в прямом подчинении Департамента индустрии туризма.

Рисунок 3. Общий организационный график

Национальный уровень  
Overall organization chart

ПРЕЗИДЕНТ  
Правительство  


Департамент индустрии туризма  

Региональный уровень  
Акиматы 14 областей Акиматы 2 городов: Астана и Алматы
Республиканская бюджетная комиссия  
Министерство по инвестициям и развитию  
Совет по туризму
Департамент стратегического планирования  
Инвестиционный Департамент  
Управление мониторинга и регулирования туристского рынка  
Управление по продвижению Национального туристского продукта  
Управление региональ-ного развития и инвестиционных проектов
Управление стратегии развития туристской отрасли  
Председатель  
Управления по туризму
КТА
КАГиР
Примечание - источник: Horwath HTL  


Иные связанные с туризмом вопросы: связь между Министерствами

Налоговое регулирование:

В настоящее время налог на туристов не установлен.

Министерство финансов является учреждением, ответственным за налоговые льготы, но они в отношении туризма не предусмотрены. Соответственно, Департамент индустрии туризма участия в данном вопросе не принимает.

Регулирование въезда:

Ответственным за визовые вопросы является Министерство иностранных дел. При этом Департамент индустрии туризма вправе давать рекомендации через свой департамент миграции и коммуникаций.

Регулирование прав собственности:

Департамент индустрии туризма участия не принимает. Данный вопрос выходит за пределы обыкновенного права, никаких специальных норм в отношении туризма не обнаружено.

Регулирование в сфере охраны окружающей среды:

Формируется и реализуется Министерством охраны окружающей среды. Никаких исключений или специальных мер в отношении мест для туризма не предусмотрено.

Регулирование цен:

Никаких мер для регулирования действующих в сфере туризма цен, особенно цен за размещение в гостиницах, не принимается.

Статистика:

Статистика туризма Казахстана формируется Агентством Республики Казахстан по статистике (далее - Агентство). Первоначальный сбор данных по статистике туризма и их обработка производится сотрудниками региональных статистических управлений. Свод обработанных первичных данных по статистике туризма осуществляется РГП «ИВЦ». Агентство осуществляет анализ агрегированных данных по статистике туризма, полученных от РГП «ИВЦ» и формирует статистические бюллетени и сборники, которые размещаются на сайте Агентства www.stat.kz.

В Республике Казахстан, в соответствии с международной методологией предусмотрены общегосударственные статистические исследования:

- по деятельности туристских фирм (форма 1-туризм, квартальной периодичности), где предусмотрены показатели по объему реализованных услуг; по числу обслуженных туристов по целям поездок, по видам использованного транспорта и др.;

- по деятельности мест размещения (гостиницы, дома отдыха, туристские лагеря и другие места размещения, форма 2-туризм, квартальной периодичности), где приводится информация по количеству номеров, по числу койко-мест, по числу размещенных лиц – в разбивке по целям поездок, по коэффициенту заполняемости гостиницы, по объему оказанных услуг и др.;

- по расходам домашних хозяйств на поездки (анкета Н-050, годовой периодичности);

- также дважды в год (летом и зимой) Агентство проводит обследование посредством интервьюирования 10000 посетителей на железнодорожных станциях, автовокзалах и аэропортах, ресторанах, кафе, для сбора данных по целям прибытия, периоде пребывания в стране, расходам посетителей и т.п..

Информация направляется, исходя из периода 3 месяцев.

Основываясь на имеющейся в наличии информации, основными вопросами являются:

Ресурсы:

- имеется базовая информация с разбивкой по типу размещения в гостинице по области. Доступны дополнительные сортировки по категориям, но не соответствующие, так как классификация не является обязательной, это означает, что некоторые из них не классифицированы.

- квартиры, коттеджи, домики и т.д., которые присвоен вид деятельности 55200 в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД), отчитываются в отчет Агентства 2-туризм «Отчет о деятельности мест размещений».

Вторичное жильё (дома) не включается.

Показатели:

- в отношении гостиниц по области и по категории имеются данные о заполняемости.

- имеются данные о выручке.

- отдельной информации в отношении мест для размещения лагеря и гостевых домиков не имеется, исследования по качеству не проводились. Туристские лагеря и гостевые дома включены в ОКЭД 55200 и 55300 и проходят в отчете Агентства 2-туризм «Отчет о деятельности мест размещений». С 2013 года, информация будет формироваться отдельно по типам мест размещения (т.е. отдельно по туристским лагерям, домам отдыха и т.д.

- кроме того, в отношении апартаментов с собственной кухней / коттеджей, нет данных о количестве арендованных недель в год, а также подробного уровня заполняемости

Потребность:

- имеются данные о прибывающих и о коэффициенте загрузки по одному лицу на одну ночь, с разбивкой по типу размещения, и по области.

- пилотное исследование "Анкета выборочного обследования владельцев квартир в аренду для туристов" будет запущено в 2013 году Агентством. Респонденты будут владельцы квартир и домов. На данном этапе никаких подробностей о ряде интервью, которые будут проводиться, продолжительность обследования, и т.д..

- агентством проводиться анкетирование в аэропортах, железнодорожных вокзалах, автовокзалах и т.д. с 2009 года.

- никакой ежегодной информации в отношении средних показателей расходов/количества дней/типа места проживания туристов не имеется. Имеющиеся данные о расходах "Хозяйственные расходы на путешествия".

Тем не менее, в 2009 г. в аэропорту, на железнодорожном вокзале, в автовокзалах, в театре, ресторанах и парках было проведено исследование по качеству в отношении расходов. 10 000 посетителей были опрошены. Это анкетирование проводится до сих пор.

Каждый месяц агентство получает от пограничной службы КНБ РК, данные по въезду иностранцев в РК и выезду граждан РК. На основе этих данных формируется туристский поток по целям поездок (не учитывая прибытие и выбытие в целях работы, обслуживающий персонал транспортных средств заграничного следования, постоянное место жительства), по странам прибытия и убытия, по въездному и выездному туризму.

Рассмотрим методику, применяемую государственными органами РК для оценки результатов программы на примере государственной программы развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы. Государственная программа была разработана в соответствии с Общенациональным планом мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» и Программой Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года № 222, Среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы (второй этап), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2006 года № 822. Целью программы было создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма. В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами программы были: - развитие инфраструктуры туризма; - создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки туризма; - формирование привлекательного туристского имиджа страны; - повышение туристского потенциала; - формирование зон с рекреационной хозяйственной специализацией.

Рассмотрим ожидаемые результаты по программе и индикаторы оценки. В ходе реализации Государственной программы предполагалось обеспечить стабильный рост потока туристов: на первом этапе (2007-2009 годы): - по внутреннему туризму с 3,4 млн. туристов в 2007 году до 4,0 млн. туристов в 2009 году; - по въездному туризму с 4,5 млн. туристов в 2007 году до 6,0 млн. туристов в 2009 году; на втором этапе (2010-2011 годы): - по внутреннему туризму с 4,1 млн. туристов в 2010 году до 4,5 млн. туристов в 2011 году; - по въездному туризму с 7,0 млн. туристов в 2010 году до 9,5 млн. туристов в 2011 году. Итак, первый индикатор – это количество туристов по внутреннему и внешнему туризму. По данным Агентства по статистике РК количество обслуженных человек по въездному туризму составило в 2009 году 31 тыс. человек, в 2011 году – 36 тыс. человек. По внутреннему туризму количество обслуженных туристов составило в 2009 году – 122 тыс. человек, в 2011 году – 189 тыс. человек. Численность по внутреннему и въездному туризму не может так сильно отличатся (более чем в 100 раз) от количества обслуженных туристов по въездному и внутреннему туризму, даже несмотря на все недостатки национальной системы статистики. Более того, количество предполагаемых туристов в 2011 году – 9,5 млн. человек при населении Казахстана чуть более 16 млн. человек не внушает доверия.

Таким образом, по первому индикатору можно сделать следующий вывод. Индикаторы были разработаны не основываясь на научной и статистической базе. Следовательно, по первому индикатору не может быть проведена оценка эффективности результатов программы. Вторым индикатором результатов реализации государственной программы стал предполагаемый объем поступлений в государственный бюджет. Из текста программы «При условии, что в среднем один иностранный турист за время своего пребывания приносит в бюджет около 63500 тенге, за период с 2007 по 2011 годы поступления в бюджет от въездного туризма составят 603250 млн. тенге». Во-первых, для того чтобы иностранный турист оставил в бюджете 63 500 тенге ему надо потратится на сумму более 650 тыс. тенге. Далеко не каждый турист имеет желание и возможность тратить более 4 тыс. долларов в Республике Казахстан. Для сравнения в популярных туристских странах в среднем турист тратит не более 2-3 тыс. долл. Во вторых, неправильное определение количества туристов значительно искажает результаты индикации и не дает в итоге никакой информации об успешности использования финансовых ресурсов по программе. Рассмотрим третий и последний индикатор реализации исследуемой программы. Из текста программы «За счет въездного туризма будет также обеспечена занятость населения в сфере туризма с 447,6 тыс. человек в 2007 году до 550,0 тыс. человек в 2011 году». Данный индикатор также нельзя назвать корректным. Так как, во первых, Агентство по статистике не ведет учета количества занятых в сфере туризма (есть только учет количества индивидуальных предпринимателей). Во вторых, если основываться на логику, то предполагаемое количество занятых в сфере туризма — 3,4% от общего населения представляет нереальным, при общем вкладе туристской отрасли в ВВП Республики Казахстан – менее 0,1%. Далее следуют ожидания разработчиков программы развития туризма в Республике Казахстан: «Реализация представленного в Государственной программе комплекса мер будет способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как за счет граждан страны, так и лиц, прибывающих из-за рубежа. В конечном итоге это приведет к значительному повышению привлекательности национального турпродукта и будет способствовать вхождению Казахстана в систему мирового туристского рынка как важной сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества в рамках международной торговли услугами. Будет создана развитая конкурентоспособная туристская индустрия, которая может стать одним из значимых доходных секторов среди несырьевых отраслей экономики государства. При этом в республике будут созданы реальные условия и возможности для того, чтобы Казахстан стал центром туризма центральноазиатского региона». Кроме хорошо построенного, полного оптимизма текста в данных ожиданиях нет ничего. Нет ни количественных показателей, ни качественных. Таким образом, если учитывать несостоятельность трех индикаторов, разработанных для оценки результатов программы, то можно утверждать, что уже разработчиками программы были заложены основы неэффектив



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: