Методология расчета показателей эффективности нововведений.




Эффективность управленческой подсистемы может оцениваться, во-первых, по уже достигнутым результатам; во-вторых, по тем условиям, которые созданы в настоящий момент для обеспечения будущих результатов; в-третьих, по организации процесса управления и качеству управленческого труда.

Применительно к подсистеме управления инновационной деятельностью этот подход конкретизируется следующим образом:

1. Для оценки ретроспективного управления инновационной деятельностью необходимо сопоставлять достигнутые на данный момент результаты инвестиций в инновационные проекты, находящиеся на стадии реализации, с запланированными в бизнес-планах показателями. Прежде всего, речь идет о критериях финансовой эффективности.

2. Эффективность перспективного управления инновационной деятельностью оценивается по объему ресурсов разных видов, вовлеченных в инновационную деятельность в настоящий момент. К ним относятся:

- персонал, занятый в инновационной деятельности предприятия, как один из носителей его интеллектуального капитала. Качество этого ресурса определяется тремя параметрами: уровнем профессиональной подготовки, способностью к обучению и восприятию нового, инновационной активностью;

- достигнутый научно-исследовательский и материально-технический уровень незавершенных инновационных проектов, то есть их капитализированная стоимость на сегодняшний день;

- материальная база инновационной деятельности, то есть основные и оборотные активы специализированных подразделений (лабораторий, исследовательских центров, конструкторских отделов, подразделений, занимающихся составлением бизнес-планов и вопросами инвестирования инновационных проектов и т.д.);

- исключительные права на объекты интеллектуальной собственности и знания (результаты освоения новых идей), исключительные права на которые не зарегистрированы, но которые могут быть использованы в инновационной деятельности;

- достигнутый предприятием технологический уровень производства. Чем совершеннее уже используемые технологии, тем выше вероятность дальнейшего инновационного развития и ниже возможности конкурентов по имитации нововведений предприятия;

- финансовые ресурсы, которые выражаются в форме текущих расходов на инновационную деятельность.

3. Организация процесса управления инновационной деятельностью и качество управленческого труда оценивается экспертным путем как степень соответствия вышеперечисленным требованиям оперативности обратной связи, гибкости принимаемых решений, экономичности и производительности системы управления инновациями, а также ее надежности. Для оценки выполнения каждого из требований может использоваться несколько критериев, что повысит обоснованность мнений экспертов [1, с. 245].

Расчет показателей финансовой эффективности нововведений:

1. Чистый доход, созданный за счет реализации нововведения (Дч1) в сфере его производства (создания или использования), в расчете на год определяется по формуле (1):

Дч1 = Д1 – Н1,

где Д1 – доход, полученный за счет реализации нововведения (Д,) в сфере его производства (создания или использования), в расчете на год, руб.; H1 – общая сумма налогов, уплаченных в бюджет и во внебюджетны фон-ды в части, относящейся к созданной на основе применения нововведения про-дукции, в расчете на год, руб.

Чистый доход за весь срок применения нововведения в сфере его производ-ства (создания или использования) определяется путем суммирования годовых значений этого показателя.

Аналогичным образом рассчитывается общая сумма налогов, уплаченных за весь срок полезного использования нововведения в сфере его производства (соз-дания или использования).

2. Прирост чистого дохода, созданного за счет реализации нововведения в сфере его производства (создания или использования), по сравнению с аналогом (?Дч) в расчете на год определяется по формуле (2):

?Дч = Дч1 – Дч0,

где Дч0 – чистый доход, созданный за счет применения аналога в сфере

его производства (создания или использования), в расчете на год, руб.

Общая масса прироста чистого дохода, созданного за счет реализации ново-введения в сфере его производства (создания или использования), по сравнению с аналогом за весь срок применения нововведения определяется путем суммирова-ния соответствующих годовых значений этого показателя.

3. Прибыль за счет реализации нововведения (П1) в сфере его производства (создания или использования) за год определяется по формуле (3):

П1 = ТП1 – Сн1,

Общая масса прибыли, полученной за весь срок полезного использования нововведения в сфере его производства (создания или использования), определя-ется путем суммирования годовых значений этого показателя.

4. Прирост прибыли за счет реализации нововведения (?П) в сфере его про-изводства (создания или использования), в сравнении с аналогом в расчете на год определяется по формуле (4):

?П = П1 – П0,

где П1 и П0 – прибыль, полученная соответственно за счет реализации ново-введения и его аналога, в расчете на год, руб.

Прирост прибыли за весь срок реализации нововведения в сравнении с ана-логом в сфере производства (создания или использования) определяется путем суммирования соответствующих годовых приростов.

5. Чистая прибыль, полученная от реализации нововведения (Пч1) в сфере его производства (создания или использования), в расчете на год определяется по формуле (5):

Пч1 = П1 – Н1

Общая масса чистой прибыли, полученной за весь срок реализации ново-введения в сфере его производства (создания или использования), определяется путем суммирования соответствующих годовых показателей.

Можно рассмотреть целесообразность реализации нововведения в зависимости от источников финансирования. Степень финансового участия (Дб) государства (региона) в реали-зации нововведения определяется по формуле (6): Дб = Р и.п.б * 100%, К где Ри.п.б – общая сумма бюджетных расходов, направленных на финансирование нововведения в течение всего срока его полезного использования, р.; К – общая сумма единовременных затрат (капитальных вло-жений), направленных всеми инвесторами (включая бюджет) на реали-зацию инновации, р. [7, с. 167]. Если для финансирования нововведения используются бюджетные средства, кредиты банков и другие средства, не являющиеся собственными, то необходимо обеспечить согласование требований инвесторов с интересами предприятия, реализующего нововведение. Для решения данной задачи предлагается использовать показатель экономического эффекта, полученного в сфере создания, производства и использования нововведения, исчисленного на основе чистого дохода. Именно этот показатель способен обеспечить согласование интересов бюджета, инвесторов и предприятия, реализующего нововведение. Дело в том, что чистый доход отражает сумму чистой прибыли (прибыли за вычетом налогов) и амортизации, которая может быть направлена на возмещение единовременных затрат по реализации нововведения. Если используются кредитные ре-сурсы банка, то показатель экономического эффекта будет отражать превышение чистого дохода над суммой средств, направленных на погашение самой ссуды (основного долга) и процентов по ней в течение срока полезного использования нововведения. Если для финансирования используются собственные средства предприятия, то показатель экономического эффекта показывает превышение фактического значения чистого дохода над суммой средств, направленных на возмещение единовременных затрат и на получение дохода по определенной норме прибыли. В этой связи можно говорить о четвертом преимуществе рекомендо-ванных плановых и контрольно-аналитических показателей народнохозяйственной и производственной эффективности нововведений над показателями экономической эффективности инвестиций. Оно состоит в возможности рассчитывать экономический эффект за каждый отдельно взятый год полезного использования нововведения. Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта отражают эффект за весь срок использования, т. е. без распределения по годам. Наконец, показатель общей суммы налогов, поступивших в бюджетот реализации нововведения, позволяет учесть интересы государства иналоговых служб и на этой основе с помощью специальной системы на-логовых льгот усилить заинтересованность предприятий в реализациинововведений и ускорения научно-технического прогресса в стране.

В заключение, отметим, что оценка эффективности инновационной деятельности является отдельной, чрезвычайно насыщенной по спектру применяемых подходов и методов областью экономического знания, которая выходит далеко за рамки инвестиционного анализа. Методология оценки эффективности инноваций обладает большим потенциалом для дальнейших научных исследований, которые, в первую очередь, должны быть направлены на решение практических проблем инновационного менеджмента российских компаний [3, с. 98].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: