Занятие 4. «Зайка и мишка» 8 глава





Приложение 3

Пример индивидуальной программы развития ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы

ДАША К. (возраст 2 года 2 месяца, диагнозорганическое поражение ЦНС).

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫС РЕБЕНКОМ

Условия для проведения занятий с ребенком в се­мье:

• занятия проводятся регулярно 2 раза в день по 20—
25 мин;

• в семье для занятий должна быть создана предмет­
но-развивающая среда (определенное место для за­
нятий — коврик, столик, стульчик; игрушки для
развития предметно-манипулятивных действий;
музыкальные игрушки, сюжетные, дидактические
для развития соотносящих действий, сыпучий ма­
териал, чашка, ложка, прозрачный сосуд);

• взрослые общаются с Дашей глядя ей в глаза, при­
влекая внимание Даши к лицу взрослого и к пред­
мету, используя руку ребенка;

• на занятиях разные виды деятельности с ребенком
плавно сменяют друг друга;

• в процессе занятий каждое действие ребенка повто­
ряется несколько раз и закрепляется в разных иг­
ровых ситуациях. При этом каждое действие ребен­
ка называется взрослым (словом или лепетным сло­
вом);

• каждое действие доводиться до конца, дается оцен­
ка действиям ребенка (так, не так, молодец, похло­
паем, ура, получилось).

Создать условия для укрепления здоровья. Про­должать поддерживать и четко выполнять режим дня.

Социальное развитие. Вызывать эмоциональную реакцию Даши на ласковое обращение к ней знакомо­го взрослого. Установление эмоциональных контактов,


«заражение эмоцией» и поддержание положительных эмоциональных связей (упражнения и игры: «Посмот­ри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку­ку», «Поймай меня», «Догони!», «Прятки», игра «По­дуй, ветерок»).

Формировать положительный эмоциональный от­клик на появление близких взрослых (матери, бабуш­ки, дедушки, педагога). Игры: «Дай ручку», «Спря­чем глазки », «Подуй на шарик », «Песенка-болтушка », «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек), «Тритатуш-ки — три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачи­вания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сме­ной двух ритмов); игры-подражания: «Хлоп-хлоп, ты ладошечка», «Ручками похлопаем, ножками потопа­ем» и др.

Обучать пониманию и воспроизведению указатель­ного жеста рукой и указательным пальцем.

Формировать первоначальные представления ребен­ка о себе: учить реагировать и откликаться на свое имя и называть себя по имени («Покажи, где глазки, ушки, ротик, носик, ручки, пальчик, ножки»). Игры на вос­приятие себя в зеркале: «Посмотри — угадай», «По­смотри — назови». Игры на узнавание себя: «Кто там?», «Улыбнись, поклонись», «Помаши ручками», «Привет!», «До свидания», «Найди себя на фотогра­фии». Завести альбом «Наша Даша».

Физическое развитие.

• учить Дашу подражать движениям и действиям
взрослого: ходить по прямой дорожке за коляской,
мячом;

• учить ударять по мячу ногой из положения стоя;

• учить подниматься по лестнице и спускаться с нее,
попеременно поднимая ноги;

• учить бросать мячи в цель (в корзину). При затруд­
нениях используются совместные действия взрос­
лого с ребенком.

Подвижные игры выполняются по подражанию дей­ствиям взрослого: «Лошадки», «Котята», «Зайчики


прыгают», «Догони мяч», «Птички полетели», «Про­ползи через палатку», «Пройдем по камушкам», «Спу­стись с горки».

Познавательное развитие.

Сенсорное воспитание: развивать ориентировку на свойства и качества предметов.

Развивать ориентировку на форму:

учить различать кубик от шарика: шарики собирать на поднос, а кубики складывать в коробку; закры­вать коробочки разной формы соответствующими к ним крышками (игра «Спрячь игрушки»);

Развивать ориентировку на величину (выбор из двух):

•учить накрывать коробки крышками разных раз­меров: «Спрячь шарики»; складывать матрешки, кубики-вкладыши, пользуясь методом проб.

Ознакомление с окружающим. Учить Дашу обра­щать внимание на предметы и явления окружающей действительности: в доме обращать внимание, где сто­ят предметы, например телевизор: «Вот телевизор включили, а теперь — выключили». Обращать вни­мание на лампу: «Вот включили, огонек горит. А те­перь выключили, нет огонька — темно». «Вода в кра­не, включили — вода льется, выключили — воды нет. Дверь открыта — можно войти, дверь закрыта — нельзя войти». Выбирать определенные игрушки по показу («Выберем все колечки», «Расставим матре­шек», «Соберем мячики в корзину»). Выделять из нескольких предметов одежду, посуду («Покажи, где твоя тарелка, ложка. Покажи, где твоя куртка»).

На прогулке учить ходить за коляской; катать мяч и ходить за ним. Обращать внимание на явления при­роды: солнышко светит — тепло; дождик идет — вок­руг мокро; ветер дует — холодно; на животных — пти­цы, собаки, кошки.

Развитие речи и навыков общения. Продолжать формировать эмоциональное общение с близкими взрослыми, формировать активный эмоциональный отклик на происходящее: проводить игры «Ку-ку»,


«Кто там за дверью? Там папа! Кто под платочком? Там тетя!»

• Учить выполнять определенные действия: напри­
мер, «ручки хлопают, ножки топают», игра «В ямку
бух», «Сорока» и т. д.

•учить подражать движениям губ — «пи-пи-пи», «му-му», «ам-ам, «ду-ду», улыбаться — делать тру­бочку (повторить за взрослым); «спрятать язычок — нет язычка, высунуть язычок — вот он», щел­кать язычком; учить звукоподражанию и словам (при этом ребенок держит игрушку);

• учить понимать и произносить слова: стой, иди, не
падай, пить, пока, туда, вот, там; так, идем, хочу,
нет, вода; каша; Ляля.

Формирование предметно-игровых действий.

• учить выполнять предметно-игровые действия с иг­
рушками: «Кати-лови», «Покачаем куклу», «Уло­
жи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина
поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший»
(обыгрывание мягкой игрушки), «Успокой лялю»,
«Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванеч­
ки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засы­
пай»;

• на занятиях целесообразно выполнять два вида дей­
ствий: предметно-практические действия с предме­
тами и предметные действия, выполняемые ребен­
ком по речевой инструкции;

• учить удерживать предмет в руках более продолжи­
тельное время (до 5 мин);

• выполнясь 2—3 элементарных действия с игруш­
ками по речевой инструкции «возьми, дай, держи,
кати, лови, брось, принеси».

Элементарные предметно-игровые манипуляции и действия с игрушками.

Задания: «Разбери пирамидку », «Собери матреш­ку», «Сложи кубики», «Построй башню», «Прокати шарик», «Надень колечко», «Налей водички», «Пус­ти рыбку в аквариум», «Опусти игрушки в сосуд». «Построй дорожку» (выкладывание из крупной моза­ики одного цвета), «Волшебные кирпичики» (выкла­дывание дорожки из кирпичей), «Закрой коробочку»»



«Накрой кастрюлю крышкой», «Поставь грибочки на место», «Собери грибы», «Посади елочки».

Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.

Лепка — лепить прямыми движениями («Баран­ки»), учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Рисование — развивать интерес к рисованию. Ри­совать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кон­чиком кисти). Выполнять задания совместно со взрос­лым — дорисовывать веревочку к шарику, иголки для ежика, веточки для вишенок, палочку для лопатки и т. д. Учить рисовать клубок.

Конструирование — взрослый строит из разного ма­териала (кирпичиков, палочек, кубиков) лесенку и обыгрывает ее. Затем предлагает ребенку действовать по подражанию.

ПЛАН РАБОТЫС РОДИТЕЛЯМИ

1. Индивидуальная беседа с мамой о необходимос­
ти включения родителей в коррекционно-воспитатель-
ный процесс; просмотр видеозаписей занятий педаго­
га-дефектолога с ребенком; беседа педагога-дефекто-
лога о значимости целенаправленных занятияй для
психофизического развития ребенка (указывается вре­
мя и дата).

2. Наблюдение матери за проведением индивидуаль­
ного занятия педагога-дефектолога с Дашей; анализ
содержания занятия (какие игры использовались, их
цель, задачи, что удалось добиться, а какие задания
надо повторить дома), анализ педагогических приемов
работы с ребенком.

3. Посещение родителями лекций на темы:

• «Значение режима дня в жизни ребенка». В ходе лекций педагог раскрывает следующие вопросы: как лучше организовать режим прогулки, занятий и отдыха малыша в семье, как развивать самостоя­тельные действия ребенка в процессе выполнения режимных моментов (указывается время и дата про­ведения);


•«Роль предметно-развивающей среды в развитии ре­
бенка раннего возраста». В лекции будут освещены
следующие вопросы: что такое предметно-развива­
ющая среда; значение игрушки для общения ребен­
ка со взрослым; как организовать предметно-разви­
вающую среду в семье; просмотр видеозаписей о
предметно-развивающей среде для детей раннего
возраста; демонстрация развивающих игрушек
(указывается время и дата проведения).

•«Значение общения в жизни и развитии ребенка ран­
него возраста». В ходе лекции раскрываются следую­
щие вопросы: виды общения, их роль в психическом
развитии ребенка, когда и как организовать общение
взрослого с ребенком в условиях семьи, как органи­
зовать общение взрослого с ребенком на прогулке,
нужно ли ребенку общение с другими детьми. Лек­
ция сопровождается просмотром видеозаписей.

Приложение 4 Примерные конспекты музыкальных занятий

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. «Как у наших, у ворот...»

Взрослый весело поет русскую народную песню «Как у наших, у ворот...» и, придерживая малыша сзади или держа за руку, помогает ему приближаться и удаляться от другого взрослого, стараясь вызвать ра­достные эмоции.

«Погремушечка, греми...»

Взрослый гремит «букетом» из ярких погремушек и напевает на мелодию русской народной песни «Как под горкой» следующие слова:

Погремушечка, греми, Наших деток весели! Громко, громко греми, Наших деток весели!

В паузах рассыпает их, вызывая у ребенка жела­ние взять игрушку. Помогает малышу действовать погремушкой под веселую песню.


«Хлоп, хлоп по ладошечке»

Малыш с помощью воспитателя протягивает руки ладонями вверх к музыкальному педагогу. Педагог легко похлопывает по ладошкам малыша, напевая на мелодию русской народной песни «И кумушка, и го­лубушка» следующие слова:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп по ладошечке, Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, моя крошечка!

Далее малыш с помощью воспитателя может похло­пывать по ладоням музыкального педагога.

Занятие 2. «Аи, да мячик...»

Малыш находится в удобной позе на полу. Взрос­лый подбрасывает вверх яркий небольшой мячик или ударяет им об пол и поет на мелодию русской народ­ной песни «Ах вы, сени...» следующие слова:

Аи да мячик, аи да мячик! Как легко, легко он скачет — Прыг, скок, прыг, скок, Покатился в уголок!

(Слова Н. Френкель)

Потом бросает мячик на пол, стимулируя малыша к активным действиям. Если ребенок не делает дви­жения в сторону игрушки, взрослый берет мячик и катит его к малышу, восклицая: «Аи, какой мячик, покатился к Саше! Саша, бери мячик!» Дает ребенку возможность подержать мячик, обследовать его, повто­ряет игру столько, сколько сохраняется к ней интерес малыша.

«Веселая дудочка»

Взрослый исполняет на блок-флейте, одновремен­но приплясывая на месте, веселую русскую народную мелодию «Ах ты, береза!», затем отходит от малыша и кладет флейту на пол так, чтобы ребенок видел ее, тем самым стимулируя его активность. Если малыш не проявляет интереса, взрослый зовет его, предлагает жестом взять дудочку, играет еще раз. Как только ребенок достиг заветной цели, педагог дает ему воз­можность обследовать игрушку, учит извлекать звук. Игра продолжается до тех пор, пока у ребенка сохра­няется интерес.


«На качели сели»

Музыкальный педагог и ребенок садятся удобно на пол напротив друг друга и держатся за вытянутые руки. Музыкальный педагог раскачивается всем кор­пусом вперед-назад, увлекая за собой малыша, и поет песню:

Ой-да, ой-да, на качели сели. Ой-да, ой-да, песенку запели. А потом еще раз Быстро раскачались. Все у нас, все у нас Весело смеялись.

(Слова Э. Макшапцввой, музыка А. Филиппенко)

Ребенку может понадобится помощь воспитателя, который садится сзади малыша и управляет его дви­жениями.

Занятие 3. «Зайка к детке подбежал...»

У педагога в руках плюшевый зайка на резинке. Взрослый поет песню:

Заинька-зайка, маленький зайка! Длинные ушки, быстрые ножки...

(Слова Т. Бабаджан, музыка русская народная)

Зайка скачет под песенку. Как только песенка за­кончилась, педагог отбрасывает зайку в сторону со сло­вами: «Бах! Упал!», тем самым стимулируя малыша к движениям и звукоподражанию. Затем зайка опять скачет и прячется под перевернутую корзинку. Педа­гог разводит руки со словами: «Где зайка?» — посту­кивает по корзинке, говоря: «Там зайка!», стимули­руя ребенка к активным действиям. Если малыш ис­пытывает затруднение, взрослый помогает ему: под­нимает корзинку вместе с ребенком или сам и показы­вает зайку ребенку.

«Веселая пляска»

Малыш по подражанию взрослому или вместе с ним выполняет пружинные движения ногами, переступа­ет ногами или топает одной ногой под веселую плясо­вую народную музыку, которая звучит в аудиозаписи в исполнении оркестра народных инструментов.


«Маленькие ладушки»

Взрослый поет песню и хлопает в ладоши, привле­кая внимание ребенка:

Ладушки, ладушки, Маленькие ладушки. Рученьки-крошки Хлопают в ладошки. Вот они,ручки!

(Слова Т. Мираджи, музыка 3. Левиной)

Эмоционально произнося последние слова, протя­гивает руки вперед, ладонями вверх, стараясь коснуть­ся рук ребенка. Затем прячет руки за спину, говоря: «Нет ручек! Спрятались! Где они?» — и снова протя­гивает руки к малышу, стимулируя его к подражанию: «А-а! Вот они, ручки!» Если малыш не повторяет дей­ствия самостоятельно, взрослый помогает ему.

Занятие 4. «Зайка и мишка»

Музыкальный педагог знакомит малыша с форте­пиано. С помощью взрослого ребенок исследует кла­виатуру (перебирает клавиши высоких и низких реги­стров). Педагог играет две короткие пьесы контраст­ного характера, в разных регистрах. Эмоционально восклицает в паузах: «Ах, какая музыка!» (В игре ис­пользуется пьеса М. Раухвергера «Мишка ходит в гос­ти» и русская народная мелодия «Заинька» в обработ­ке Н. Римского-Корсакова.)

«Маленькая птичка»

Взрослый показывает малышу птичку на резинке и говорит: «А-а-а-а, птичка! Птичка песенку поет!» В другой руке у взрослого свистулька, которая издает звук, напоминающий птичий щебет. Показывая птич­ку, взрослый одновременно свистит. Затем взрослый поет песню «Птичка» (слова А. Барто, музыка М. Ра­ухвергера), выполняя действия по тексту: сажает птич­ку на головку к малышу, на ладошку, на стул и т. д. По окончании пения прячет птичку за спину, воскли­цая: «Аи!» —делает паузу и опять произносит: «Аи!», стимулируя малыша к звукоподражанию. Показ птич­ки и игра с ней продолжаются до тех пор, пока сохра­няется интерес ребенка.


«Прилетели гули»

Взрослый напевает на мелодию украинской народ­ной песни «Ой, за гаем, гаем» следующие слова:

Аи, люли, люди! Прилетели гули.

(помахивает кистями слегка вытянутых вперед рук) Прилетели, прилетели, На головку сели!

(кладет руки на голову).

По окончании пения быстро машет руками перед собой, произнося: «Кш-шш, кш-шш!» — и говорит ма­лышу, разводя руки в стороны: «Прогнали гулей, нет гулей!» Упражнение повторяется 3—4 раза, музыкаль­ный педагог стимулирует малыша к подражанию. Если ребенок затрудняется выполнить действие сам, педа­гог помогает ему.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ МАЛЫМИ ПОДГРУППАМИ

Занятие 1. «А я по лугу»

Взрослый приглашает наиболее активного малыша поплясать. Держась за руки, под пение русской на­родной песни «А я по лугу» они спокойно передвига­ются по комнате, другой ребенок в это время наблюда­ет за тем, что они делают. Потом взрослый пляшет с другим малышом. Пляска продолжается до тех пор, пока детям доставляет удовольствие. Пляску можно разнообразить, чередуя пение с игрой на фортепиано. Если малыши не испытывают напряжения при при­косновении друг к другу, можно плясать втроем.

«Звонкий бубен»

Музыкальный педагог показывает детям бубен, уда­ряет в него, напевая веселую мелодию (русская народ­ная песня «Посею лебеду на берегу»), и приплясывает на месте. Прекращая петь, останавливается, прячет бубен за спину, говоря: «Аи! Где музыка, нет музы­ки?» Затем взрослый поднимает бубен вверх, звенит им, говоря: «Вот музыка!» — и снова играет. Далее му­зыкальный педагог передает бубен воспитателю, ко­торый выполняет упражнение под фортепианное со­провождение.


Далее музыкальный педагог высыпает на середину зала из корзины или красивой коробки маленькие оди­наковые бубны (бубнов столько, сколько детей). Дети берут бубны сами или с помощью взрослых и, подра­жая воспитателю, хлопают по ним ладошкой. Необхо­димо следить, чтобы дети хлопали по бубну, когда зву­чит музыка, и прекращали действие с прекращением музыки. Воспитатель помогает малышам правильно держать бубен и действовать с ним. Упражнение по­вторяется 2—3 раза. Каждый раз перед повторением упражнения взрослый собирает бубны в корзинку (ко­робку) и высыпает их уже в другом месте.

К конце занятия педагог повторяет с малышами пляску «А я по лугу».

Занятие 2. «Кадриль»

Взрослые слегка придерживают малышей сзади или за руку и помогают им плясать под веселую музыку «Калина», которая звучит в аудиозаписи в исполне­нии оркестра русских народных инструментов, рит­мично приближают и удаляют их друг от друга. При­ближая детей, дают им возможность коснуться друг друга. Остальные малыши наблюдают за действиями сверстников.

«Кукла спит и пляшет»

Музыкальный педагог покачивая куклу, напевает колыбельную:

Баю, баю, баю, Куколку качаю. Куколка устала, Целый день играла.

(Слова М. Чарной, музыка М. Красева)

Делая паузу, говорит: «Ляля спит, бай-бай. Пока­чаю лялю», — снова исполняет колыбельную, баюкая куклу. Затем говорит: «А-а-а-а, ляля проснулась, пля­шет!» — напевает веселую плясовую песню «Барыня», совершая плясовые действия с куклой:

Аи да ты, аи да я, Аи да барыня моя! Барыня, барыня, Попляши, сударыня!


Далее педагог предлагает одному из малышей дос­тать из коробочки одинаковых маленьких кукол и раз­дать сверстникам, помогает ему при необходимости. Дети баюкают кукол, подпевают, совершают с ними плясовые движения, подражая педагогу. Воспитатель помогает тем малышам, которые испытывают затруд­нения, следит, чтобы все дети держали кукол правиль­но (не вверх ногами) и выполняли действия, соответ­ствующие характеру музыки. После игры малыши складывают игрушки в коробку. Музыкальный педа­гог сопровождает свое пение игрой на фортепиано.

«Веселые ребята»

Малыши с воспитателем стайкой шагают по комна­те под пение взрослых:

Мы — веселые ребята, Наша песенка крылата. Всем друзьям она слышна, Далеко летит она!

(Музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской)

Если есть необходимость, они могут шагать, дер­жась за руку взрослого. Шаг взрослого должен соот­ветствовать шагу ребенка. Нужно приучать детей к тому, что начинать и заканчивать движение можно только с началом и окончанием музыки.

«Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского

Перед слушанием необходимо собрать внимание детей. Исполняется фрагмент. После паузы, когда пе­дагог говорит детям: «Нет музыки!» — фрагмент ис­полняется еще раз. Слушание продолжается с переры­вами до тех пор, пока у детей сохраняется интерес (при­близительно 2—3 мин).

Занятие 3. «Птичка»

Музыкальный педагог показывает малышам птич­ку, дает ее погладить, сыплет зернышки, кормит птич­ку. Малыши подражают действиям взрослого. Затем педагог выразительно исполняет песню:

Маленькая птичка Прилетела к нам, к нам, к нам. Маленькой птичке зернышек я дам, дам, дам.


Маленькая птичка Зернышки клюет, клюет, Маленькая птичка Песенку поет, поет.

(Слова Н. Найденовой, музыка Т. Попатенко)

При повторном исполнении, педагог стимулирует малышей к подпеванию последних слов во фразе.

«Барабан» («Марш» Р. Шумана)

Музыкальный педагог показывает детям барабан, палочки, знакомит детей со звучанием ударного инст­румента. Дети получают по одной палочке и стучат по барабану без музыкального сопровождения, пригова­ривая: «Та-та-та, та-та-та!» Затем педагог начинает им аккомпанировать, исполняя марш. Нужно учить ма­лышей барабанить только тогда, когда звучит музы­ка, а когда нет музыки — прятать палочки за спину. Далее малыши учатся шагать под музыку с воспитате­лем, который одновременно бьет в барабан.

«Добрый жук»

Пляска исполняется тройками. Воспитатель и двое малышей держатся за руки, образуя маленький кру­жок, и под музыку выполняют движения:

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг!

Жил на свете добрый жук, старый верный друг!

(Пружинят ногами).

Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.

(Топают одной ногой). Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг и я твой друг, старый верный друг!

(Пружинят ногами).

(Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца)

«Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига

Малыши и взрослые непринужденно располагают­ся на полу. Музыкальный педагог говорит, что сейчас будет звучать красивая музыка. Включается аудиоза­пись. Взрослые экспрессивно-мимическими средства­ми выражают свое отношение к музыке, заражая ма­лышей своими эмоциями. Слушание продолжается до тех пор, пока у малышей сохраняется внимание.


Занятие 4. «Колечки»

Музыкальный педагог крутит цветные колечки-сер­со, нанизанные на палочку, и поет на мелодию русской народной песни «Как у наших, у ворот...» следующие слова:

Ты, колечко, покружись,

Нашим детка покажись.

Вот так и вот так,

Не поймать тебя никак!

С окончанием пения разбрасывает колечки. Малы­ши собирают колечки и нанизывают их на палочку..Игра продолжается под музыкальное сопровождение до тех пор, пока у малышей сохраняется к ней интерес. Необходимо следить за тем, чтобы малыши не отнима­ли друг у друга колечки, делились ими, нанизывали их по очереди, не толкались, уступали сверстнику.

«Ходим — бегаем» (Слова Н. Френкель, музыка

Е.Тиличеевой)

На фланелеграфе выкладывается теремок. Педагог предлагает детям узнать, кто в нем живет. Дети и взрос­лые стучат кулаком по стене или полу, приговаривая: «Тук, тук, тук!» На фланелеграфе появляется медведь. Педагог говорит, что медведь большой, и шагает боль­шими шагами, отстукивая при этом ритм в бубен ров­ными четвертями в среднем темпе. Затем педагог пред­лагает всем детям по очереди показать, как шагает мед­ведь (постучать по бубну, приговаривая: топ, топ, топ, топ). Далее все опять стучатся «в теремок», желая уз­нать, кто же еще там живет. А в теремке еще живет мышка, она маленькая, быстро бегает. Дети, подражая педагогу, воспроизводят ритм, но теперь ровными шес­тнадцатыми. По окончании игры педагог предлагает всем шагать и бегать под музыку. Воспитатель отстуки­вает ритм в бубен, выполняя роль ведущего, дети шага­ют и бегают, соблюдая направление движения. Необхо­димо стремиться к тому, чтобы дети двигались в соот­ветствии с характером музыки и заканчивали движение с окончанием музыки, не наталкивались друг на друга.

«Спи, мой мишка»

Музыкальный педагог показывает детям большого плюшевого мишку и говорит, что его нужно уложить


спать, потому что он очень много играл и устал. Педа­гог исполняет песню, а воспитатель, сидя напротив детей, поет, покачивая мишку:

Спать не хочет бурый мишка,

Уж такой он шалунишка.

Я топтыжку покачаю,

Баю, баю, баю, баю.

Ты ложись-ка на кроватку,

Спи, мишутка, сладко, сладко.

Я ведь тоже засыпаю,

Баю, баю, баю, баю.

(Слова Ю. Островского, музыка Е. Тиличеевой)

При повторном исполнении все дети одновременно покачивают мишку, подпевая припев. (Малыши сидят на полу, медведь лежит поперек ног на коленях.) Вос­питатель по необходимости помогает качать медведя, располагаясь сзади малышей.

«Шутка» И. С. Баха

Педагог знакомит малышей с произведением в аудиозаписи, делает паузы, для того чтобы собрать внимание детей. При повторном слушании взрослый выполняет действия с лентой, которая прикреплена к деревянной палочке («рисует» круги, змейки и т. д.). Далее все малыши получают ленточки, которые кре­пятся к пластмассовому или деревянному шторному кольцу. Подражая взрослым, дети играют с ленточкой: стоя на месте, на бегу, сидя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: