Приложение 3
Пример индивидуальной программы развития ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы
ДАША К. (возраст 2 года 2 месяца, диагноз — органическое поражение ЦНС).
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫС РЕБЕНКОМ
Условия для проведения занятий с ребенком в семье:
• занятия проводятся регулярно 2 раза в день по 20—
25 мин;
• в семье для занятий должна быть создана предмет
но-развивающая среда (определенное место для за
нятий — коврик, столик, стульчик; игрушки для
развития предметно-манипулятивных действий;
музыкальные игрушки, сюжетные, дидактические
для развития соотносящих действий, сыпучий ма
териал, чашка, ложка, прозрачный сосуд);
• взрослые общаются с Дашей глядя ей в глаза, при
влекая внимание Даши к лицу взрослого и к пред
мету, используя руку ребенка;
• на занятиях разные виды деятельности с ребенком
плавно сменяют друг друга;
• в процессе занятий каждое действие ребенка повто
ряется несколько раз и закрепляется в разных иг
ровых ситуациях. При этом каждое действие ребен
ка называется взрослым (словом или лепетным сло
вом);
• каждое действие доводиться до конца, дается оцен
ка действиям ребенка (так, не так, молодец, похло
паем, ура, получилось).
Создать условия для укрепления здоровья. Продолжать поддерживать и четко выполнять режим дня.
Социальное развитие. Вызывать эмоциональную реакцию Даши на ласковое обращение к ней знакомого взрослого. Установление эмоциональных контактов,
«заражение эмоцией» и поддержание положительных эмоциональных связей (упражнения и игры: «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Куку», «Поймай меня», «Догони!», «Прятки», игра «Подуй, ветерок»).
|
Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, бабушки, дедушки, педагога). Игры: «Дай ручку», «Спрячем глазки », «Подуй на шарик », «Песенка-болтушка », «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек), «Тритатуш-ки — три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов); игры-подражания: «Хлоп-хлоп, ты ладошечка», «Ручками похлопаем, ножками потопаем» и др.
Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем.
Формировать первоначальные представления ребенка о себе: учить реагировать и откликаться на свое имя и называть себя по имени («Покажи, где глазки, ушки, ротик, носик, ручки, пальчик, ножки»). Игры на восприятие себя в зеркале: «Посмотри — угадай», «Посмотри — назови». Игры на узнавание себя: «Кто там?», «Улыбнись, поклонись», «Помаши ручками», «Привет!», «До свидания», «Найди себя на фотографии». Завести альбом «Наша Даша».
Физическое развитие.
• учить Дашу подражать движениям и действиям
взрослого: ходить по прямой дорожке за коляской,
мячом;
• учить ударять по мячу ногой из положения стоя;
• учить подниматься по лестнице и спускаться с нее,
попеременно поднимая ноги;
• учить бросать мячи в цель (в корзину). При затруд
нениях используются совместные действия взрос
лого с ребенком.
|
Подвижные игры выполняются по подражанию действиям взрослого: «Лошадки», «Котята», «Зайчики
прыгают», «Догони мяч», «Птички полетели», «Проползи через палатку», «Пройдем по камушкам», «Спустись с горки».
Познавательное развитие.
Сенсорное воспитание: развивать ориентировку на свойства и качества предметов.
Развивать ориентировку на форму:
• учить различать кубик от шарика: шарики собирать на поднос, а кубики складывать в коробку; закрывать коробочки разной формы соответствующими к ним крышками (игра «Спрячь игрушки»);
Развивать ориентировку на величину (выбор из двух):
•учить накрывать коробки крышками разных размеров: «Спрячь шарики»; складывать матрешки, кубики-вкладыши, пользуясь методом проб.
Ознакомление с окружающим. Учить Дашу обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: в доме обращать внимание, где стоят предметы, например телевизор: «Вот телевизор включили, а теперь — выключили». Обращать внимание на лампу: «Вот включили, огонек горит. А теперь выключили, нет огонька — темно». «Вода в кране, включили — вода льется, выключили — воды нет. Дверь открыта — можно войти, дверь закрыта — нельзя войти». Выбирать определенные игрушки по показу («Выберем все колечки», «Расставим матрешек», «Соберем мячики в корзину»). Выделять из нескольких предметов одежду, посуду («Покажи, где твоя тарелка, ложка. Покажи, где твоя куртка»).
На прогулке учить ходить за коляской; катать мяч и ходить за ним. Обращать внимание на явления природы: солнышко светит — тепло; дождик идет — вокруг мокро; ветер дует — холодно; на животных — птицы, собаки, кошки.
|
Развитие речи и навыков общения. Продолжать формировать эмоциональное общение с близкими взрослыми, формировать активный эмоциональный отклик на происходящее: проводить игры «Ку-ку»,
«Кто там за дверью? Там папа! Кто под платочком? Там тетя!»
• Учить выполнять определенные действия: напри
мер, «ручки хлопают, ножки топают», игра «В ямку
бух», «Сорока» и т. д.
•учить подражать движениям губ — «пи-пи-пи», «му-му», «ам-ам, «ду-ду», улыбаться — делать трубочку (повторить за взрослым); «спрятать язычок — нет язычка, высунуть язычок — вот он», щелкать язычком; учить звукоподражанию и словам (при этом ребенок держит игрушку);
• учить понимать и произносить слова: стой, иди, не
падай, пить, пока, туда, вот, там; так, идем, хочу,
нет, вода; каша; Ляля.
Формирование предметно-игровых действий.
• учить выполнять предметно-игровые действия с иг
рушками: «Кати-лови», «Покачаем куклу», «Уло
жи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина
поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший»
(обыгрывание мягкой игрушки), «Успокой лялю»,
«Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванеч
ки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засы
пай»;
• на занятиях целесообразно выполнять два вида дей
ствий: предметно-практические действия с предме
тами и предметные действия, выполняемые ребен
ком по речевой инструкции;
• учить удерживать предмет в руках более продолжи
тельное время (до 5 мин);
• выполнясь 2—3 элементарных действия с игруш
ками по речевой инструкции «возьми, дай, держи,
кати, лови, брось, принеси».
Элементарные предметно-игровые манипуляции и действия с игрушками.
Задания: «Разбери пирамидку », «Собери матрешку», «Сложи кубики», «Построй башню», «Прокати шарик», «Надень колечко», «Налей водички», «Пусти рыбку в аквариум», «Опусти игрушки в сосуд». «Построй дорожку» (выкладывание из крупной мозаики одного цвета), «Волшебные кирпичики» (выкладывание дорожки из кирпичей), «Закрой коробочку»»
«Накрой кастрюлю крышкой», «Поставь грибочки на место», «Собери грибы», «Посади елочки».
Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.
Лепка — лепить прямыми движениями («Баранки»), учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Рисование — развивать интерес к рисованию. Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти). Выполнять задания совместно со взрослым — дорисовывать веревочку к шарику, иголки для ежика, веточки для вишенок, палочку для лопатки и т. д. Учить рисовать клубок.
Конструирование — взрослый строит из разного материала (кирпичиков, палочек, кубиков) лесенку и обыгрывает ее. Затем предлагает ребенку действовать по подражанию.
ПЛАН РАБОТЫС РОДИТЕЛЯМИ
1. Индивидуальная беседа с мамой о необходимос
ти включения родителей в коррекционно-воспитатель-
ный процесс; просмотр видеозаписей занятий педаго
га-дефектолога с ребенком; беседа педагога-дефекто-
лога о значимости целенаправленных занятияй для
психофизического развития ребенка (указывается вре
мя и дата).
2. Наблюдение матери за проведением индивидуаль
ного занятия педагога-дефектолога с Дашей; анализ
содержания занятия (какие игры использовались, их
цель, задачи, что удалось добиться, а какие задания
надо повторить дома), анализ педагогических приемов
работы с ребенком.
3. Посещение родителями лекций на темы:
• «Значение режима дня в жизни ребенка». В ходе лекций педагог раскрывает следующие вопросы: как лучше организовать режим прогулки, занятий и отдыха малыша в семье, как развивать самостоятельные действия ребенка в процессе выполнения режимных моментов (указывается время и дата проведения);
•«Роль предметно-развивающей среды в развитии ре
бенка раннего возраста». В лекции будут освещены
следующие вопросы: что такое предметно-развива
ющая среда; значение игрушки для общения ребен
ка со взрослым; как организовать предметно-разви
вающую среду в семье; просмотр видеозаписей о
предметно-развивающей среде для детей раннего
возраста; демонстрация развивающих игрушек
(указывается время и дата проведения).
•«Значение общения в жизни и развитии ребенка ран
него возраста». В ходе лекции раскрываются следую
щие вопросы: виды общения, их роль в психическом
развитии ребенка, когда и как организовать общение
взрослого с ребенком в условиях семьи, как органи
зовать общение взрослого с ребенком на прогулке,
нужно ли ребенку общение с другими детьми. Лек
ция сопровождается просмотром видеозаписей.
Приложение 4 Примерные конспекты музыкальных занятий
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1. «Как у наших, у ворот...»
Взрослый весело поет русскую народную песню «Как у наших, у ворот...» и, придерживая малыша сзади или держа за руку, помогает ему приближаться и удаляться от другого взрослого, стараясь вызвать радостные эмоции.
«Погремушечка, греми...»
Взрослый гремит «букетом» из ярких погремушек и напевает на мелодию русской народной песни «Как под горкой» следующие слова:
Погремушечка, греми, Наших деток весели! Громко, громко греми, Наших деток весели!
В паузах рассыпает их, вызывая у ребенка желание взять игрушку. Помогает малышу действовать погремушкой под веселую песню.
«Хлоп, хлоп по ладошечке»
Малыш с помощью воспитателя протягивает руки ладонями вверх к музыкальному педагогу. Педагог легко похлопывает по ладошкам малыша, напевая на мелодию русской народной песни «И кумушка, и голубушка» следующие слова:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп по ладошечке, Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, моя крошечка!
Далее малыш с помощью воспитателя может похлопывать по ладоням музыкального педагога.
Занятие 2. «Аи, да мячик...»
Малыш находится в удобной позе на полу. Взрослый подбрасывает вверх яркий небольшой мячик или ударяет им об пол и поет на мелодию русской народной песни «Ах вы, сени...» следующие слова:
Аи да мячик, аи да мячик! Как легко, легко он скачет — Прыг, скок, прыг, скок, Покатился в уголок!
(Слова Н. Френкель)
Потом бросает мячик на пол, стимулируя малыша к активным действиям. Если ребенок не делает движения в сторону игрушки, взрослый берет мячик и катит его к малышу, восклицая: «Аи, какой мячик, покатился к Саше! Саша, бери мячик!» Дает ребенку возможность подержать мячик, обследовать его, повторяет игру столько, сколько сохраняется к ней интерес малыша.
• «Веселая дудочка»
Взрослый исполняет на блок-флейте, одновременно приплясывая на месте, веселую русскую народную мелодию «Ах ты, береза!», затем отходит от малыша и кладет флейту на пол так, чтобы ребенок видел ее, тем самым стимулируя его активность. Если малыш не проявляет интереса, взрослый зовет его, предлагает жестом взять дудочку, играет еще раз. Как только ребенок достиг заветной цели, педагог дает ему возможность обследовать игрушку, учит извлекать звук. Игра продолжается до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес.
«На качели сели»
Музыкальный педагог и ребенок садятся удобно на пол напротив друг друга и держатся за вытянутые руки. Музыкальный педагог раскачивается всем корпусом вперед-назад, увлекая за собой малыша, и поет песню:
Ой-да, ой-да, на качели сели. Ой-да, ой-да, песенку запели. А потом еще раз Быстро раскачались. Все у нас, все у нас Весело смеялись.
(Слова Э. Макшапцввой, музыка А. Филиппенко)
Ребенку может понадобится помощь воспитателя, который садится сзади малыша и управляет его движениями.
Занятие 3. «Зайка к детке подбежал...»
У педагога в руках плюшевый зайка на резинке. Взрослый поет песню:
Заинька-зайка, маленький зайка! Длинные ушки, быстрые ножки...
(Слова Т. Бабаджан, музыка русская народная)
Зайка скачет под песенку. Как только песенка закончилась, педагог отбрасывает зайку в сторону со словами: «Бах! Упал!», тем самым стимулируя малыша к движениям и звукоподражанию. Затем зайка опять скачет и прячется под перевернутую корзинку. Педагог разводит руки со словами: «Где зайка?» — постукивает по корзинке, говоря: «Там зайка!», стимулируя ребенка к активным действиям. Если малыш испытывает затруднение, взрослый помогает ему: поднимает корзинку вместе с ребенком или сам и показывает зайку ребенку.
«Веселая пляска»
Малыш по подражанию взрослому или вместе с ним выполняет пружинные движения ногами, переступает ногами или топает одной ногой под веселую плясовую народную музыку, которая звучит в аудиозаписи в исполнении оркестра народных инструментов.
«Маленькие ладушки»
Взрослый поет песню и хлопает в ладоши, привлекая внимание ребенка:
Ладушки, ладушки, Маленькие ладушки. Рученьки-крошки Хлопают в ладошки. Вот они,ручки!
(Слова Т. Мираджи, музыка 3. Левиной)
Эмоционально произнося последние слова, протягивает руки вперед, ладонями вверх, стараясь коснуться рук ребенка. Затем прячет руки за спину, говоря: «Нет ручек! Спрятались! Где они?» — и снова протягивает руки к малышу, стимулируя его к подражанию: «А-а! Вот они, ручки!» Если малыш не повторяет действия самостоятельно, взрослый помогает ему.
Занятие 4. «Зайка и мишка»
Музыкальный педагог знакомит малыша с фортепиано. С помощью взрослого ребенок исследует клавиатуру (перебирает клавиши высоких и низких регистров). Педагог играет две короткие пьесы контрастного характера, в разных регистрах. Эмоционально восклицает в паузах: «Ах, какая музыка!» (В игре используется пьеса М. Раухвергера «Мишка ходит в гости» и русская народная мелодия «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова.)
«Маленькая птичка»
Взрослый показывает малышу птичку на резинке и говорит: «А-а-а-а, птичка! Птичка песенку поет!» В другой руке у взрослого свистулька, которая издает звук, напоминающий птичий щебет. Показывая птичку, взрослый одновременно свистит. Затем взрослый поет песню «Птичка» (слова А. Барто, музыка М. Раухвергера), выполняя действия по тексту: сажает птичку на головку к малышу, на ладошку, на стул и т. д. По окончании пения прячет птичку за спину, восклицая: «Аи!» —делает паузу и опять произносит: «Аи!», стимулируя малыша к звукоподражанию. Показ птички и игра с ней продолжаются до тех пор, пока сохраняется интерес ребенка.
«Прилетели гули»
Взрослый напевает на мелодию украинской народной песни «Ой, за гаем, гаем» следующие слова:
Аи, люли, люди! Прилетели гули.
(помахивает кистями слегка вытянутых вперед рук) Прилетели, прилетели, На головку сели!
(кладет руки на голову).
По окончании пения быстро машет руками перед собой, произнося: «Кш-шш, кш-шш!» — и говорит малышу, разводя руки в стороны: «Прогнали гулей, нет гулей!» Упражнение повторяется 3—4 раза, музыкальный педагог стимулирует малыша к подражанию. Если ребенок затрудняется выполнить действие сам, педагог помогает ему.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ МАЛЫМИ ПОДГРУППАМИ
Занятие 1. «А я по лугу»
Взрослый приглашает наиболее активного малыша поплясать. Держась за руки, под пение русской народной песни «А я по лугу» они спокойно передвигаются по комнате, другой ребенок в это время наблюдает за тем, что они делают. Потом взрослый пляшет с другим малышом. Пляска продолжается до тех пор, пока детям доставляет удовольствие. Пляску можно разнообразить, чередуя пение с игрой на фортепиано. Если малыши не испытывают напряжения при прикосновении друг к другу, можно плясать втроем.
«Звонкий бубен»
Музыкальный педагог показывает детям бубен, ударяет в него, напевая веселую мелодию (русская народная песня «Посею лебеду на берегу»), и приплясывает на месте. Прекращая петь, останавливается, прячет бубен за спину, говоря: «Аи! Где музыка, нет музыки?» Затем взрослый поднимает бубен вверх, звенит им, говоря: «Вот музыка!» — и снова играет. Далее музыкальный педагог передает бубен воспитателю, который выполняет упражнение под фортепианное сопровождение.
Далее музыкальный педагог высыпает на середину зала из корзины или красивой коробки маленькие одинаковые бубны (бубнов столько, сколько детей). Дети берут бубны сами или с помощью взрослых и, подражая воспитателю, хлопают по ним ладошкой. Необходимо следить, чтобы дети хлопали по бубну, когда звучит музыка, и прекращали действие с прекращением музыки. Воспитатель помогает малышам правильно держать бубен и действовать с ним. Упражнение повторяется 2—3 раза. Каждый раз перед повторением упражнения взрослый собирает бубны в корзинку (коробку) и высыпает их уже в другом месте.
К конце занятия педагог повторяет с малышами пляску «А я по лугу».
Занятие 2. «Кадриль»
Взрослые слегка придерживают малышей сзади или за руку и помогают им плясать под веселую музыку «Калина», которая звучит в аудиозаписи в исполнении оркестра русских народных инструментов, ритмично приближают и удаляют их друг от друга. Приближая детей, дают им возможность коснуться друг друга. Остальные малыши наблюдают за действиями сверстников.
«Кукла спит и пляшет»
Музыкальный педагог покачивая куклу, напевает колыбельную:
Баю, баю, баю, Куколку качаю. Куколка устала, Целый день играла.
(Слова М. Чарной, музыка М. Красева)
Делая паузу, говорит: «Ляля спит, бай-бай. Покачаю лялю», — снова исполняет колыбельную, баюкая куклу. Затем говорит: «А-а-а-а, ляля проснулась, пляшет!» — напевает веселую плясовую песню «Барыня», совершая плясовые действия с куклой:
Аи да ты, аи да я, Аи да барыня моя! Барыня, барыня, Попляши, сударыня!
Далее педагог предлагает одному из малышей достать из коробочки одинаковых маленьких кукол и раздать сверстникам, помогает ему при необходимости. Дети баюкают кукол, подпевают, совершают с ними плясовые движения, подражая педагогу. Воспитатель помогает тем малышам, которые испытывают затруднения, следит, чтобы все дети держали кукол правильно (не вверх ногами) и выполняли действия, соответствующие характеру музыки. После игры малыши складывают игрушки в коробку. Музыкальный педагог сопровождает свое пение игрой на фортепиано.
«Веселые ребята»
Малыши с воспитателем стайкой шагают по комнате под пение взрослых:
Мы — веселые ребята, Наша песенка крылата. Всем друзьям она слышна, Далеко летит она!
(Музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской)
Если есть необходимость, они могут шагать, держась за руку взрослого. Шаг взрослого должен соответствовать шагу ребенка. Нужно приучать детей к тому, что начинать и заканчивать движение можно только с началом и окончанием музыки.
«Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского
Перед слушанием необходимо собрать внимание детей. Исполняется фрагмент. После паузы, когда педагог говорит детям: «Нет музыки!» — фрагмент исполняется еще раз. Слушание продолжается с перерывами до тех пор, пока у детей сохраняется интерес (приблизительно 2—3 мин).
Занятие 3. «Птичка»
Музыкальный педагог показывает малышам птичку, дает ее погладить, сыплет зернышки, кормит птичку. Малыши подражают действиям взрослого. Затем педагог выразительно исполняет песню:
Маленькая птичка Прилетела к нам, к нам, к нам. Маленькой птичке зернышек я дам, дам, дам.
Маленькая птичка Зернышки клюет, клюет, Маленькая птичка Песенку поет, поет.
(Слова Н. Найденовой, музыка Т. Попатенко)
При повторном исполнении, педагог стимулирует малышей к подпеванию последних слов во фразе.
«Барабан» («Марш» Р. Шумана)
Музыкальный педагог показывает детям барабан, палочки, знакомит детей со звучанием ударного инструмента. Дети получают по одной палочке и стучат по барабану без музыкального сопровождения, приговаривая: «Та-та-та, та-та-та!» Затем педагог начинает им аккомпанировать, исполняя марш. Нужно учить малышей барабанить только тогда, когда звучит музыка, а когда нет музыки — прятать палочки за спину. Далее малыши учатся шагать под музыку с воспитателем, который одновременно бьет в барабан.
«Добрый жук»
Пляска исполняется тройками. Воспитатель и двое малышей держатся за руки, образуя маленький кружок, и под музыку выполняют движения:
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук, старый верный друг!
(Пружинят ногами).
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.
(Топают одной ногой). Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг и я твой друг, старый верный друг!
(Пружинят ногами).
(Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца)
«Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига
Малыши и взрослые непринужденно располагаются на полу. Музыкальный педагог говорит, что сейчас будет звучать красивая музыка. Включается аудиозапись. Взрослые экспрессивно-мимическими средствами выражают свое отношение к музыке, заражая малышей своими эмоциями. Слушание продолжается до тех пор, пока у малышей сохраняется внимание.
Занятие 4. «Колечки»
Музыкальный педагог крутит цветные колечки-серсо, нанизанные на палочку, и поет на мелодию русской народной песни «Как у наших, у ворот...» следующие слова:
Ты, колечко, покружись,
Нашим детка покажись.
Вот так и вот так,
Не поймать тебя никак!
С окончанием пения разбрасывает колечки. Малыши собирают колечки и нанизывают их на палочку..Игра продолжается под музыкальное сопровождение до тех пор, пока у малышей сохраняется к ней интерес. Необходимо следить за тем, чтобы малыши не отнимали друг у друга колечки, делились ими, нанизывали их по очереди, не толкались, уступали сверстнику.
«Ходим — бегаем» (Слова Н. Френкель, музыка
Е.Тиличеевой)
На фланелеграфе выкладывается теремок. Педагог предлагает детям узнать, кто в нем живет. Дети и взрослые стучат кулаком по стене или полу, приговаривая: «Тук, тук, тук!» На фланелеграфе появляется медведь. Педагог говорит, что медведь большой, и шагает большими шагами, отстукивая при этом ритм в бубен ровными четвертями в среднем темпе. Затем педагог предлагает всем детям по очереди показать, как шагает медведь (постучать по бубну, приговаривая: топ, топ, топ, топ). Далее все опять стучатся «в теремок», желая узнать, кто же еще там живет. А в теремке еще живет мышка, она маленькая, быстро бегает. Дети, подражая педагогу, воспроизводят ритм, но теперь ровными шестнадцатыми. По окончании игры педагог предлагает всем шагать и бегать под музыку. Воспитатель отстукивает ритм в бубен, выполняя роль ведущего, дети шагают и бегают, соблюдая направление движения. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети двигались в соответствии с характером музыки и заканчивали движение с окончанием музыки, не наталкивались друг на друга.
«Спи, мой мишка»
Музыкальный педагог показывает детям большого плюшевого мишку и говорит, что его нужно уложить
спать, потому что он очень много играл и устал. Педагог исполняет песню, а воспитатель, сидя напротив детей, поет, покачивая мишку:
Спать не хочет бурый мишка,
Уж такой он шалунишка.
Я топтыжку покачаю,
Баю, баю, баю, баю.
Ты ложись-ка на кроватку,
Спи, мишутка, сладко, сладко.
Я ведь тоже засыпаю,
Баю, баю, баю, баю.
(Слова Ю. Островского, музыка Е. Тиличеевой)
При повторном исполнении все дети одновременно покачивают мишку, подпевая припев. (Малыши сидят на полу, медведь лежит поперек ног на коленях.) Воспитатель по необходимости помогает качать медведя, располагаясь сзади малышей.
«Шутка» И. С. Баха
Педагог знакомит малышей с произведением в аудиозаписи, делает паузы, для того чтобы собрать внимание детей. При повторном слушании взрослый выполняет действия с лентой, которая прикреплена к деревянной палочке («рисует» круги, змейки и т. д.). Далее все малыши получают ленточки, которые крепятся к пластмассовому или деревянному шторному кольцу. Подражая взрослым, дети играют с ленточкой: стоя на месте, на бегу, сидя.