Группа 3 «Мастер по обработке цифровой информации»
ПЛАН УРОКА № 7
Тема: Рыночный спрос и предложение
Тема урока: Рыночный спрос. Рыночное предложение. Рыночное равновесие.
Задачи урока:
- сформировать у обучающихся представление о рыночном спросе, предложении и равновесии;
- создать условия для развития познавательного интереса обучающихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с конспектом;
- содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
План
Рыночный спрос. Кривая спроса
Рыночное предложение. Кривая предложения
Рыночное равновесие. Кривая равновесия
Рыночный спрос. Кривая спроса
Спрос, предложение и цены - это основные параметры, которые регулируют поведение участников рынка.
Цена - это денежное выражение стоимости товаров или услуг. Цена обозначается буквой P - price.
Спрос - это зависимость между ценой и количеством товара, который готовы приобрести покупатели. Чем выше цена, тем меньше товара готовы купить потребители. Спрос обозначается буквой D - demand.
Предложение - это зависимость между ценой и количеством товара, которое готовы выставить на продажу производители. Чем выше цена, тем больше товара готовы произвести производители. Предложение обозначается буквой S - supply.
Что значит «спрос рождает предложение»
Цены, спрос и предложение тесно связаны между собой. В рыночной экономике рост уровня спроса на товар ведет к повышению цены на него, и это делает производство данного товара более выгодным. Производители наращивают производство и увеличивают предложение. Это продолжается, пока спрос не сравняется с предложением - установится равновесная цена.
|
Спрос - это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), который покупатели могут и желают купить по определенной цене в определенный промежуток времени.
Закон спроса гласит, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. Простыми словами, при неизменном доходе человек будет покупать больше товара по низкой цене, чем по высокой.
Если изобразить спрос на графике, то получится кривая спроса: в каждой точке показано, какое количество товара люди готовы купить по определенной цене. Чем выше цена, тем меньше будут покупать товар или услугу, чем ниже цена - тем больше будут покупать.
Кривая спроса
Спрос - это вся кривая целиком. А отдельная точка на кривой - это величина спроса. Величина спроса - это количество товара, которое было куплено по некоторой цене за определенный период времени при неизменности прочих факторов.
Если цена изменится, изменится и величина спроса. Например, если производитель снизит цены на свои автомобили, то их станут покупать больше - уровень спроса станет выше.
Цена спроса - это максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.
Неценовые факторы спроса
Каждая кривая спроса строится для неизменных неценовых факторов спроса. Чтобы вся кривая изменилась, должен измениться один из этих факторов.
К неценовым факторам спроса относятся:
Число покупателей. Чем больше покупателей, тем больше будет спрос.
|
Доходы населения. При высоких доходах люди будут покупать больше товаров и услуг.
Вкусы и предпочтения потребителей. Мода меняется, заставляя людей покупать больше или меньше.
Цены на сопряженные товары. Например, если цены на бензин высоки, люди будут менее охотно покупать автомобили.
Ожидание изменения цены. Если покупатели ждут, что товар подорожает - его будут закупать впрок, если ждут снижения цен - наоборот, повременят с покупкой.
Налоги и дотации. Налог на роскошь снижает спрос на люксовые товары, господдержка ипотеки - повышает спрос на недвижимость.
Внешние условия. Традиции и сезонные факторы могут изменить спрос.
Например, если доходы населения вырастут, кривая спроса на автомобили сдвинется вправо - люди станут покупать больше автомобилей.
Что значит предложение товара или услуг. Величина предложения. График предложения
Рыночное предложение. Кривая предложения
Предложение - это зависимость между ценой (P) и количеством (Q) товаров или услуг, которые производитель готов произвести для продажи в определенный период времени.
Закон предложения гласит, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения. Чем больше цены, тем больше будет предложение товара.
Предложение - это отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. На графике оно показано как кривая предложения. Чем выше цена, тем больше товара готовы произвести и выставить на продажу производители.
Каждая точка на этой кривой - величина предложения. Величина предложения - это количество товара, которое может быть продано по некой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.
|
Например, если цены на нефть растут, страны-производители станут наращивать ее добычу. Величина предложения при этом вырастет - точка сместится вверх по кривой.
Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.
Неценовые факторы предложения
Чтобы изменилась вся кривая предложения, должен поменяться какой-то из неценовых факторов спроса.
К неценовым факторам спроса относятся:
Цены на ресурсы. Чем выше цены на факторы производства, тем выше издержки - от этого предложение становится меньше.
Число продавцов на рынке. Чем больше продавцов, тем выше предложение.
Цены на сопряженные товары. Например, при низких ценах на товары-заменители производство снижается, т.к. клиенты будут выбирать заменители.
Технология производства. От технологии зависит себестоимость товара - чем она выше, тем ниже предложение.
Ожидания изменения цен. Ожидая роста цен, производители будут наращивать производства, ожидая падения цен - снижать производство.
Налоги и дотации. Поддержка производителей со стороны государства увеличит предложение, высокие налоги приведут к снижению производства.
Природные условия. Например, засуха или дожди могут привести к падению урожая, снижению предложения сельскохозяйственной продукции.