Характеристика процесса интеграции систем образования в Европе




1 вариант

Во второй половине XX столетия Европа пережила, по крайней мере, два периода, во время которых она столкнулась с проблемой своего отставания от других регионов. В 1960-1970-е годы наметилось некоторое технологическое отставание европейских стран от США и Японии. Это дало о себе знать и в последующие годы. В результате в Европе позднее и медленнее, чем, например, в США, внедрялись банковские пластиковые карты и связанные с ними услуги, развивалась сотовая телефонная сеть, вводился Интернет. Следует заметить, что по массовому использованию ряда технологических инноваций развитые европейские страны в начале 1990-х годов стали уступать не только США и Японии, но и, например, таким странам, как ЮАР, где еще в начале 1990-х годов широкое распространение получила система банкоматов, оплаты коммунальных услуг по компьютеру через национальную сеть, а также развитие сотовой телефонной сети.

Своеобразным «вторым звонком» для европейцев послужил тот факт, что США, а также Австралия начинают интенсивно предоставлять образовательные услуги.

Инициаторами реформ в области высшего образования выступили Великобритания, Германия, Италия и Франция. В 1998 г. на встрече в Сорбонне министры образования этих стран подписали Сорбоннскую декларацию, положившую начало интеграции высшего образовательного пространства в Европе. Своеобразным «оформлением» процесса создания единого образовательного пространства стало подписание Болонской декларации 1999 г., давшей название самому процессу.

Суть этой декларации сводится к следующему:

- двухуровневое высшее образование, первый уровень ориентирован на получение степени бакалавра, второй – магистра;

- кредитная система, представляющая собой единый учет процесса обучения во всех государствах (какие курсы и в каком объеме прослушаны студентом);

- независимый контроль качества образования, в основу которого положено не количество часов, потраченных на обучение, а уровень знаний и умений;

- мобильность студентов и преподавателей, предполагающая, что для обогащения опытом преподаватели могут определенный период работать, а студенты – обучаться в университетах различных европейских стран;

- применимость знаний выпускников университетов в Европе, означающая, что специальности, по которым готовятся кадры, будут востребованы там, а подготовленные специалисты – трудоустроены;

- привлекательность европейского образования (планируется, что нововведения будут способствовать заинтересованности европейцев, а также граждан стран других регионов в получении европейского образования

Развитие интеграции в области образования способствует и развитию демократизации. В свое время университеты сыграли немалую роль для становления и развития демократии в Европе. Сегодня университет, являясь, согласно Сорбонской декларации, основной структурной единицей Болонского процесса, потенциально способен вновь сыграть важную роль в этой области.

Наряду с положительными моментами, Болонский процесс повлечет за собой и ряд проблем. Увеличение числа европейцев с дипломами высшего образования повлечет за собой новый поток менее квалифицированной рабочей силы из арабских, азиатских и африканских стран. Изменение этнического состава Европы, сопровождающееся распространением иных культурных норм и ценностей, является проблемой (в конце 2005 г. Европа уже столкнулась здесь с проявлениями насилия) и требует разработки соответствующих социально-экономических программ. Однако развитие информационно-коммуникационных технологий делает это процесс непреодолимым.

Развитие Болонского процесса в Европе стимулировало постановку вопросов об объединении образовательных пространств в других государствах, где она в значительной степени децентрализована в регионах. Это влечет за собой проблему «состыковки» образовательной системы Европы с образовательными системами других стран и регионов мира; систем высшего образования и среднего, а также требований и норм одних договоров и организаций и других (ВТО, например, образование рассматривается как услуга). Как отмечают

 

2 вариант

В условиях влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество остро встаёт проблема международной интеграции содержания образования и, в частности, национальных образовательных стандартов.

Интеграция образования предполагает интеграцию цели, содержания и форм образования. Международная интеграция содержания образования проходит на основе его научности.

Международная интеграция образования будет проходить, прежде всего, на основе фундаментальных наук. Именно фундаментальные науки становятся ответственными за решение задачи согласования новой цивилизации и природы. В то же время, сами фундаментальные науки претерпевают изменения, обусловленные влиянием времени, необходимостью отозваться на опасные результаты масштабной деятельности человека.

Процесс интеграции национальных образовательных стандартов обусловлен объективными факторами глобализации, взаимозависимостью отдельных государств и их образовательных пространств.

В начале 1990-х гг. для европейских университетов стала реальностью образовательная деятельность на континенте в тесном соседстве с транснациональными образовательными организациями, в том числе в форме дистанционного образования.

25 мая 1998 года в Париже министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, собравшимися по случаю 800-летия Сорбонского университета, была подписана совместная декларация, призванная создать «общее европейское пространство высшего образования», что послужило началом интенсивной интеграции национальных образовательных стандартов. Основными идеалами декларации стали:

- формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы;

- международное признание, прозрачность и удобочитаемость дипломов, степеней и квалификаций;

- ориентация на преимущественно двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр);

- использование системы кредитов;

- предоставление выпускникам первой ступени права выбора продолжения обучения с целью получения диплома магистра;

- подготовленность магистров и докторов к научно-исследовательской деятельности;

- формирование европейского пространства высшего образования;

- сближение образовательных стандартов, ступеней, этапов, уровней, ярусов обучения;

- консолидация позиций, занимаемой Европой в мире путем усовершенствования образования, доступного всем гражданам Евросоюза.

В июне 1999 года министры образования двадцати девяти европейских стран подписали Болонскую декларацию Болонская декларация разработана в развитие идей Сорбонской декларации. Её цель - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация предлагает принять за основу национальные образовательные стандарты, создать прозрачность европейского пространства высшего образования, устранить препятствия в передвижении. Это позволило сделать Европу более привлекательной для студентов, преподавателей, исследователей всего мира и превратило европейское образование в достойную альтернативу другим (неевропейским) моделям высшей школы. Кроме того, решается другая важная проблема - содействие в трудоустройстве европейских граждан.

Новый этап в развитии российской системы образования начался, после того как 19 сентября 2003 г. министр образования России заявил о её готовности стать участницей Болонского процесса. Цель - достижение открытости и повышение конкурентоспособности образования, достижение его высокого качества посредством введения единой методологии и технологии управления качеством. Признание Болонской декларации предопределило вступление России на путь транснационального образования, её интеграцию в мировое образовательное пространство. Этим и обусловлена необходимость согласования отечественной системы образования с европейскими стандартами и моделями.

Главное в Болонском процессе - это «отношение к образованию как к общественному благу и общественной ответственности».

За последние 20 лет российское образование претерпело несколько этапов: этап свободы, который привел к разрушению прежней системы; этап относительной стабильности, взвешенных решений и усиления жесткости административных решений. В настоящее время определяющим в процессе модернизации становится стремление к оптимизации управления образованием, стремление к интеграции, к использованию европейского опыта, что не редко приводит к игнорированию национальных традиций.

Для решения насущных проблем современности - неравномерное распределение знания между странами, ограниченный доступ к нему, в обществе знания задан вектор изменений - социальная солидарность и интеграция. На основе взаимодействия систем образования разных стран формируется единство образовательной деятельности на различных уровнях, согласно выработанной теоретико-методологической модели образовательной интеграции.

На современном этапе ситуация в России сопоставима с ситуацией многих европейских стран. Степень проработанности болонских направлений различна. Одни уже политически и методологически проработаны, прошли стадию апробации и внедряются частично либо полномасштабно. Другие находятся на стадии проработки. Третьи - еще только обсуждаются. С 2003 года активизированы информационное, нормативное, методическое обеспечение, организационная инфраструктура реализации болонских направлений в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: