Музыка на занятиях в группе.




Значение и место музыки в повседневной жизни детского сада

 

Музыка в повседневной жизни детского сада - еще одна фор­ма организации музыкальной деятельности детей. Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурси­ях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возла­гает особую ответственность на педагога, родителей за правиль­ную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, станов­ления его личности.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспита­теля.

 

Музыкальный руководитель консультирует его: рекомен­дует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на му­зыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные ут­ренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспи­тателей.

 

Музыка в быту детского сада.

1. Слушание в грамзаписи, на прогулке.

Фон для игр, во время приёма, укладывания спать.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Упражнения, игры, утренняя гимнастика.

Музыка на занятиях в группе.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творчес­ких играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в груп­пах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении не­которых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Возможны различные варианты применения музыки в играх.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут.

В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музы­кальных занятиях, праздниках. Игры, связанные с музыкальной деятельностью, проводятся во всех группах детского сада, в том числе и младшей.

 

Примечательно следующее: если дети играют в «праздники» или «музыкальное занятие», то они используют свой детский репертуар, если же они изображают «концерт», «оркестр», «телевизор», то явно предпочитают песни взрослых. Это объясняет­ся тем, что тематика таких игр передает действия взрослых, и что дети привыкают петь свой репертуар только на музыкальных занятиях.

 

Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музы­кальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с деть­ми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потреб­ностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятель­но, соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В него следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о строителях, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясо­вые и маршевые, под которые детям удобно двигаться.

 

Проведение сюжетно -ролевых игр с музыкой требует очень ос­торожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, например, укладывает де­вочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю-Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, вос­питатель говорит им: «Пароход уходит все дальше и дальше, поэто­му песня едва слышна. Воспитатель может предложить построить часть игры или всю ее на основе музыки. Удобна в этом отношении игра в «моряки», в которую очень любят играть мальчики. Построив пароход из строительного материала, дети отправляются в плава­ние; слышны команды капитана. Кода «корабль» подходит к «при­стани», воспитатель предлагает «морякам» пригласить на него гос­тей и устроить для них концерт (исполнить танец, спеть песню, рассказать стихотворение). Получается творческая игра «в кон­церт». Проводя игру «Путешествие на поезде», воспитатель сооб­щает, с какими остановками он следует. Дети садятся на «поезд», «едут». Сойдя на первой остановке, например, «песенной», дети поют свои любимые песни, затем занимают места и едут дальше. Впереди у них много станций: «Загадочная», «Игровая», «Сказоч­ная». Воспитатель может запеть песню Н. Метлова «Поезд». Дети с удовольствием ее подхватят и в дальнейшем не забудут включить в игру. Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая хода игры, то в какой-то степени будет преодолен разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музы­кальной деятельности.

Дети с увлечением играют в кукольный театр, превращая в ар­тистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоско­стных фигур или кукольными головками. Содержание и формы такой деятельности свидетельствуют об уровне развития вообра­жения у детей, понимания ими отдельных явлений окружающей жизни, об их интересах, вкусах, отношении к персонажам и разыг­рываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров песенки или же некото­рые пьесы из репертуара детского оркестра. Эти инициативы надо обязательно отметить, поддержать, поощрить. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушеч­ный патефон, телевизор, пианино, миниатюрную театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

 

Наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулкув парк или лес, дети обратят внимание на красивую строй­ную березку, то воспитатель должен предложить детям вниматель­но ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить вокруг нее хоровод, которые они разучива­ли на музыкальном занятии («Во поле береза стояла», русская на­родная песня; «Аи, да березка», музыка Т. Попатенко и др.). Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы, при помощи музы­кального произведения.

Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содер­жательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают по­нимать, что каждое время года, явление природы по-своему пре­красно. Например, понаблюдав за деревьями осенью, ронявшими на дорожки листья, и прослушав затем пьесу А. Гречанинова «Осен­няя песня», дети говорили: «Листья шепчут. Деревья плачут - им жалко расставаться с красивыми листьями», «Задумчивая музыка, как будто все засыпает», «Музыка куда-то летит... летит...»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: