Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим.




Так, по­лезно включать музыку в занятия по природоведению, проводимые в группе. Например, после того, как дети понаблю­дали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит вос­питатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музы­кальными образами.

 

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо по­заботиться о том, чтобы инструментальное произведение или пес­ня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, допол­няли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочте­нии детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Кор­сакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, бел­ку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской опе­ры-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебе­ди» - спеть песню Маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вейсберга). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

 

Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка под­нимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способ­ствует их более точному и скоординированному выполнению.

 

Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыж­ки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомен­дуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также по­могает детям усвоить различные построения и перестроения, кото­рые обычно проводятся в начале или в конце занятия.

 

Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни, например: «Петя-барабанщик», музыка М. Красева; «Мы веселые ребята», музыка М. Раухвергера; «Нож­ками затопали», музыка М. Раухвергера; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является луч­шим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать ударами в бубен или исполнением на фортепиано, в грамзаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закон­чить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообра­щения, при снижении физической нагрузки.

 

Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Бла­годаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, со­вершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бод­рое настроение на весь день, способствовать их активности в труде, играх, занятиях. Поэтому музыка может быть применена тогда, ког­да она не снижает темпа движений, не создает излишних пауз меж­ду упражнениями. И, разумеется, когда комплекс хорошо усвоен детьми.

 

При подборе музыкального материала для гимнастических упражнений необходимо помнить о том, чтобы движения соответ­ствовали характеру музыкального произведения, его форме. На­пример, под Вальс А. Гречанинова подходят плавные движения: удобно спокойно поднимать руки вверх, разводить их в стороны, опускать вниз. А под музыку русских народных мелодий «Ах вы сени», «Полянка», с акцентированными сильными долями, можно выполнять четкие взмахи рук, прыжки, наклоны туловища, махи и сгибания ног.

В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку во время тихих игр, рисования под музыку, звуча­щую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут при­влечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, ме­лодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

 

В повседневной жизни детского сада (в семье) дети, музицируя самостоятельно, поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной ини­циативе. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвен­ный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

Многие дети спокойно засыпают, когда мама по вечерам поет им колыбельную песню. Желательно это сделать и воспитателю перед вечерним сном детей в круглосуточных группах. Пение колыбельной песни создает домашнюю обстановку, успокаивает, навевает сон.

Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важ­ной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послу­шать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.

В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры). Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композито­ра (И.С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, II.И. Чайковский и дру­гие), рассказу о его жизни.

 

Прекрасные темы для таких бесед-концертов - «Сказка в музыке» (по произведениям А.К. Лядова «Баба Яга», «Кикимо­ра», фрагментам из опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегуроч­ка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес ПИ. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Руче­ек», песен Ц.Кюи и П.И. Чайковского «Осень» и многих дру­гих произведении зарубежной, отечественной классики и народ­ной музыки).

 

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают де­тей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вку­са), ценностного отношения к музыке.

В повседневной жизни возможны и другие виды музицирова­ния, более активные. Силами ребят ставятся оперные спектакли, как специально созданные для детей детские оперы («Петушок», «Муха-Цокотуха» М. И. Красева и др.), так и сочиненные сами­ми детьми, по мотивам русских народных сказок («Репка», «Ко­лобок» и др.). Постановки таких спектаклей позволяют педагогу уделять внимание развитию каждого ребенка, предоставляя ему возможность наиболее полно проявить свои способности, склон­ности.

Помимо оперных спектаклей для инсценировки используется и музыка сказок-балетов(«Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Зо­лушка» С. С. Прокофьева и др.). Инсценируя сказку-балет, ребята слушают музыку, двигают­ся, играют на музыкальных инструментах, подпевают, что дела­ет их восприятие активным, усиливает интерес к музыке.

Развлечения- одна из форм организации детей в повседнев­ной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставитъ ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность.

Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства.

Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в ко н­цертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для у глубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музыкального оформления.

Но во всех случаях необходимо, чтобы в использовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средства, обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: