Так, полезно включать музыку в занятия по природоведению, проводимые в группе. Например, после того, как дети понаблюдали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музыкальными образами.
Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться о том, чтобы инструментальное произведение или песня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, дополняли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочтении детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Корсакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, белку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской оперы-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебеди» - спеть песню Маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вейсберга). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.
Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка поднимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует их более точному и скоординированному выполнению.
Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыжки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомендуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также помогает детям усвоить различные построения и перестроения, которые обычно проводятся в начале или в конце занятия.
Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни, например: «Петя-барабанщик», музыка М. Красева; «Мы веселые ребята», музыка М. Раухвергера; «Ножками затопали», музыка М. Раухвергера; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является лучшим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать ударами в бубен или исполнением на фортепиано, в грамзаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закончить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообращения, при снижении физической нагрузки.
Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Благодаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бодрое настроение на весь день, способствовать их активности в труде, играх, занятиях. Поэтому музыка может быть применена тогда, когда она не снижает темпа движений, не создает излишних пауз между упражнениями. И, разумеется, когда комплекс хорошо усвоен детьми.
При подборе музыкального материала для гимнастических упражнений необходимо помнить о том, чтобы движения соответствовали характеру музыкального произведения, его форме. Например, под Вальс А. Гречанинова подходят плавные движения: удобно спокойно поднимать руки вверх, разводить их в стороны, опускать вниз. А под музыку русских народных мелодий «Ах вы сени», «Полянка», с акцентированными сильными долями, можно выполнять четкие взмахи рук, прыжки, наклоны туловища, махи и сгибания ног.
В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.
В повседневной жизни детского сада (в семье) дети, музицируя самостоятельно, поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
Многие дети спокойно засыпают, когда мама по вечерам поет им колыбельную песню. Желательно это сделать и воспитателю перед вечерним сном детей в круглосуточных группах. Пение колыбельной песни создает домашнюю обстановку, успокаивает, навевает сон.
Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.
В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры). Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И.С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, II.И. Чайковский и другие), рассказу о его жизни.
Прекрасные темы для таких бесед-концертов - «Сказка в музыке» (по произведениям А.К. Лядова «Баба Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес ПИ. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц.Кюи и П.И. Чайковского «Осень» и многих других произведении зарубежной, отечественной классики и народной музыки).
Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке.
В повседневной жизни возможны и другие виды музицирования, более активные. Силами ребят ставятся оперные спектакли, как специально созданные для детей детские оперы («Петушок», «Муха-Цокотуха» М. И. Красева и др.), так и сочиненные самими детьми, по мотивам русских народных сказок («Репка», «Колобок» и др.). Постановки таких спектаклей позволяют педагогу уделять внимание развитию каждого ребенка, предоставляя ему возможность наиболее полно проявить свои способности, склонности.
Помимо оперных спектаклей для инсценировки используется и музыка сказок-балетов(«Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др.). Инсценируя сказку-балет, ребята слушают музыку, двигаются, играют на музыкальных инструментах, подпевают, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке.
Развлечения- одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставитъ ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность.
Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства.
Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в ко нцертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для у глубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музыкального оформления.
Но во всех случаях необходимо, чтобы в использовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средства, обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.