Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет »
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС БИАТЛОНИСТОВ
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профили подготовки: Русский язык и История
Форма обучения: очная
Выполнил обучающийся:
Чувашова Ксения Андреевна
_______ _____
оценка подпись
«» мая 2020 г.
Биатлон - сложный вид спорта, особенностью которого является комплексное сочетание в одном соревновании двух разных по характеру видов деятельности - лыжная гонка и стрельба. (39) Для лыжных гонок характерна продолжительная динамическая работа переменной интенсивности на выносливость, для стрельбы спокойствие и концентрация внимания, рациональное напряжение отдельных мышц в момент прицеливания и произведения выстрела. (12,16,37)
Основой для успешного выступления спортсмена является физическая подготовка. Она специфична для каждого вида спорта и, следовательно, в процессе планирования учебно-тренировочного процесса, необходимо учитывать специфику сбалансированного развития физических качеств в биатлоне. К данным физическим качествам можно отнести следующие: общая и скоростно-силовая выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, общая и специальная координация.
Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерой выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, шоссейные велогонки, лыжные гонки и т.д.) измеряется минимальное время прохождения заданной дистанции.
|
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, генотипа, окружающей среды и т.д. (25,27,47)
В практике спортивной подготовки биатлонистов различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость - способность спортсмена продолжительное время выполнять физическую работу различную по содержанию и интенсивности. По содержанию общая выносливость определяется в специфических упражнениях циклического и ациклического характера. По интенсивности работы выносливость оценивается в определенных границах, имеющих прямую взаимосвязь с уровнем развития специальной выносливости.
Исследования (43,55,57) показывают, что наиболее точной оценкой общей выносливости являются продолжительность работы со скоростью 80% от средней соревновательной скорости.
Специальная выносливость - способность спортсмена эффективно выполнять специфические упражнения за наименьшее время. Иными словами специальная выносливость - это уровень спортивных достижений на соревнованиях. Специальная выносливость зависит от возможности нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, техники владения двигательными действиями и других двигательных способностей.
|
Методы развития выносливости.
Для развития и поддержания достигнутого уровня выносливости применяют две группы методов: непрерывный и прерывный методы выполнения физической работы.
Непрерывный метод выполнения упражнения используется для развития общей и специальной выносливости. В зависимости от поставленной задачи перед тренировочным занятием (развивать, поддерживать, восстанавливать) выбирается соответствующая интенсивность и продолжительность нагрузки.
Исследованиями (44,50,51) установлено:
1) для развития физического качества выносливость тренировочная скорость должна быть в пределах 90-100% от соревновательной скорости;
2) для поддержания достигнутого уровня выносливости скорость должна находиться в пределах 80-90% от соревновательной, а продолжительность работы - в пределах 80-85% от объёма развивающей работы.
Прерывный метод выполнения упражнения используется для развития специальной (скоростной и скоростно-силовой) выносливости.
Для развития скоростной и скоростно-силовой выносливости выполняется работа на дистанции 400-1500 метров со скоростью 95-100% от максимальной на данном отрезке, которая на 15-20% выше соревновательной скорости. Запланированный объём работы зависит от продолжительности интервалов отдыха.
Общим правилом, регламентирующим продолжительность выполнения нагрузки, при использовании любого метода развития выносливости, является прекращение работы при невозможности выполнять её с запланированной скоростью.
|
Силовая подготовка.
Повышение спортивного результата в биатлоне существенным образом зависит от уровня развития у спортсменов специальных силовых качеств. Однако работ, посвящённых изучению средств и методов тренировки, немного и в этих рекомендациях нет единого подхода к силовой подготовке, хотя отдельные методики представляют несомненный интерес.
Противоречивость мнений проявляется в вопросах:
А) выбора средств и методов развития силового компонента биатлонистов;
Б) определения объёма нагрузки;
В) соотношения объёма и интенсивности тренировочной нагрузки на различных этапах подготовки;
Повышение уровня силовой подготовки посредством общеразвивающих упражнений (ОРУ).
Ряд авторов (14,15,16) предлагают для развития силы отстающих групп мышц у биатлонистов применять упражнения динамического характера с отягощениями (гантели, штанги, тренажёры) и преодолением собственного веса, которые рекомендуется выполнять в различном темпе до отказа. Количество повторений большое (от 20 раз), интенсивность выполнения упражнений слабая, средняя, высокая или предельная.
Повышение уровня силовой подготовки, используя в комплексе ОРУ и специальные упражнения.
Для поддержания и повышения уровня силовой подготовленности рекомендуются (33,49) следующие средства: ОРУ, бег, кроссы, спортивные и подвижные игры, физический труд. Особое внимание необходимо уделить укреплению тех мышечных групп, на которые ложится основная нагрузка при передвижении на лыжах (мышц ног, рук, спины), а также голеностопных и коленных суставов.
Анализ литературных источников, посвящённых методикам подготовки зарубежных биатлонистов (3,33,44) показывает, что норвежские биатлонисты много внимания уделяют развитию силы плечевого пояса, используя имитацию лыжных ходов с палками по сильно пересечённой местности и упражнения с отягощениями (50% от максимума), которые выполняют максимальное количество раз.
Немецкие биатлонисты, для повышения уровня силовой подготовки, применяют имитацию лыжных ходов по пересечённой местности, а так же следующие упражнения:
1) для ног - многоскоки на равнинной местности и на подъёмах различной длины и степени уклона, бег по глубокому снегу, катание на коньках, велосипед;
2) для рук - с блоками и амортизаторами, которые выполняются сериями, плаванье, спортивные игры;
Упражнения выполняются в основной части тренировки многократно до отказа в быстром темпе и чередуются со специальными упражнениями, упражнениями на растягивание и расслабление.
Повышение уровня силовой подготовки биатлонистов в различные периоды подготовки.
Для достижения высоких спортивных результатов в биатлоне, спортсмену необходимо поддерживать достигнутый уровень развития силового компонента в соревновательном периоде.
В некоторых исследованиях (33,34) рекомендуется в соревновательном периоде снизить (по сравнению с подготовительным периодом) объём силовой работы на 50-60%.
Подобная широта мнений по методике развития силовых качеств биатлонистов ставит тренеров и спортсменов в затруднительное положение при выборе средств и методов для совершенствования силового компонента подготовки.
Анализ исследований последних лет (3,5,29) а также обобщение практического опыта ведущих российских тренеров по биатлону и собственного опыта, позволяет рекомендовать более широкое использование основного специального упражнения - передвижения на лыжах (в бесснежный период передвижение на лыжероллерах). Преимущество заключается в том, что сохраняются пространственно-временные характеристики техники, вовлекаются в работу группы мышц, наиболее активно участвующие в передвижении спортсмена по дистанции.
По нашему мнению необходимо использовать весь комплекс доступных средств, для развития силового компонента подготовки биатлониста. С тем условием, что соотношение общеразвивающих и специальных упражнений зависит от периода подготовки. В начале подготовительного периода (апрель, май) значительно преобладают ОРУ. С июня начинается плавное увеличение доли специальных упражнений в развитии силового компонента биатлонистов, которое продолжается до конца июля. В августе, сентябре, октябре и ноябре, а так же в соревновательном периоде, в учебно-тренировочном процессе доля специальных упражнений для развития силового компонента значительно больше доли ОРУ.
Быстрота.
Качество быстрота характеризуется способностью спортсмена совершать целенаправленные двигательные действия в минимальный отрезок времени. Объективно данное качество оценивается по максимальной скорости, показанной спортсменом на коротких отрезках (от 30 до 200 м).
Выделяют три основные формы быстроты: (3,33)
1) латентное время двигательной реакции;
2) скорость одиночного сокращения;
3) частота движений.
Проявление быстроты на трассе зависит от техники передвижения на лыжах. Скорость в отдельных движениях в значительной степени определяется силой мышечных групп. До определённых величин, отмечается прямо пропорциональная зависимость: чем больше сила, тем быстрее можно выполнить движение.
Для воспитания быстроты, используют физические упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью, при соблюдении следующих требований:
1) уровень технической подготовки должен обеспечивать выполнение упражнения с максимальной скоростью;
2) во время выполнения движений, внимание должно быть сконцентрировано не только на способе, но и на скорости выполнения упражнения.
Биатлонисту, при движении на лыжах с максимальной скоростью, приходится преодолевать высокую силу сопротивления (вес лыж, ботинок, палок, винтовки, условия скольжения и т.д.). В этом случае проявление скоростных возможностей зависит от силовых возможностей спортсмена. В процессе силовой подготовки, направленной на воспитание быстроты, решаются следующие задачи: (3,44)
1) повышения уровня максимальной силы;
2) повышения уровня динамической силы (проявление силы в условиях быстрых движений).
При воспитании динамической силы необходимо выбрать оптимальное отягощение, которое приводит к существенному нарушению структуры лыжного хода. Что позволяет повысить силу в рамках основного спортивного навыка - одновременно совершенствовать физические качества и технику движений.
Гибкость.
Гибкость необходима биатлонисту для выполнения техники лыжных ходов с большой амплитудой. Запас амплитуды движений в том или ином суставе обуславливает более рациональную технику лыжных ходов. (39, 41)
Биатлонист, имеющий слабую подвижность в тазобедренном суставе, не может выполнить коньковый ход с широким шагом. Толчок ногой у таких спортсменов заканчивается рано и усилия во время отталкивания в большей степени идут по вертикальной линии, что ведет к нарушению структуры лыжного хода, потере скорости и экономичности передвижения на лыжах.
Гибкость развивается с помощью ОРУ, упражнений на растягивание мышц, стретчинга.
Ловкость.
Ловкость - это принятие нужного решения для оценки и решения внезапно возникшей ситуации. Качество ловкость зависит от степени развития быстроты, силы, выносливости, богатства двигательных навыков в средствах общей и специальной подготовки. Большую роль здесь играет подвижность процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Ловкость хорошо развивается с посредством спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, хоккей и т.д.).
Следует отметить, что совершенствование ловкости на фоне утомления организма повышает волевые качества спортсмена.
Равновесие.
Равновесие для биатлониста следует отнести к самостоятельному качеству. Различают динамическое и статическое равновесие.
Тренировка равновесия проходит по двум путям:
1) путём применения упражнений на развития чувства равновесия (движения и позы с затрудненным сохранением равновесия);
2) путём раздельного совершенствования вестибулярного и двигательного анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия.
В подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса, для развития равновесия, применяются специальные упражнения на различных опорах, а также роликовые коньки, лыжероллеры и другие средства.
В соревновательном периоде равновесие развивает передвижение на лыжах с увеличением времени при одноопорном скольжении.