1. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского чтения.
2. Функции детской литературы как искусства слова.
3. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые | фольклорные жанры.
4. Афористические фольклорные жанры в детском чтении.
5. Детский фольклор.
6. Народная сказка и миф.
7. Эволюция мифологического содержаниясказок (сказки оживотных, бытовые, волшебные сказки).
8. Сказ. Сказитель. Стиль русских народных сказок.
9. Детская литература в России в XV—XVII веках.
10. Миф языческий, античный, христианский в детском чтении и в истории детской литературы.
11. Библия и агиографические жанры в детском чтении.
12. Античный миф в детском чтении.
13. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (А.Афанасьев, В.И.Даль, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, А.М.Ремизов, А.Н.Толстой).
14. Жанр литературной сказки. Зарождение прозаической литературной сказки. Сказки Н.М Карамзина для детей.
15. Стихотворная литературная сказка. В.А.Жуковский — сказочник.
16. Протеизм сказок А.С.Пушкина. "Прототипы" и оригинал.
17. Основные тенденции развития детской литературы в конце ХУШ-начале XIX века.
18. "Черная курица, или Подземные жители" А. Погорельского. Проблема жанра.
19. В.Ф. Одоевский — педагог и писатель.
20. Художественное пространство сказки П.П.Ершова "Конек-Горбунок". Герой. Конфликт. Деталь. Ритмика. Особенности речи.
21. Сказ в "Аленьком цветочке" С.Т.Аксакова.
22. Лирическая поэзия XIX века в детском чтении. Жанры. Образность. Ритмическая организация. Слово как произведение.
23. Русские учебники. История и современность.
24. Учебная книга для детей в представлениии воплощенииК.Д.Ушинского и Л.Толстого.
|
25. Поэзия Н.А.Некрасова для детей. Жанры. Сюжет. Герой. Особенности стиха.
26. Д.Н.Мамин-Сибиряк — детский писатель. Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности повествовательной манеры.
27. Приключенческие жанры в детской литературе и детском и юношеском чтении. Проблематика. Герои. Стиль.
28. Жанр автобиографической повести в детском чтении. Тип. героя. Особенности сюжетосложения..
29. "Русский Андерсен" — Н.П. Вагнер.:
30. Миф в романтических сказках В.М.Гаршина.;
31. Малые жанровые формы для детей и о детях в творчестве
писателей конца XIX— начала XX века (А.П.Чехов, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн).
32. Льюис Кэрролл. "Алиса в Стране Чудес" и школа "нонсенса" в детской литературе XX века.
33. К.И.Чуковский в истории детской литературы. Протеизм творчества К.И.Чуковского и "свой голос".
34. История детской смеховой книги. Стилизация и пародия в юмористических жанрах. Приемы создания комического.
35. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Черного. Стиль "Дневника фокса Микки".
36. Поэзия серебряного века для детей и в детском чтении. Художественный синтез и внутрилитературный синтез в стиле поэтов.
37. Роль М.Горького, К.Чуковского, С.Маршака в становлении и развитии советской детской литературы, периодики и критики.
38. С.Я.Маршак — поэт, сказочник, драматург, переводчик. Поэтическая речь. Герой.
39. Русская литературная сказка 20-30-х годов. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: Л.И.Лагин, В.А.Каверин, В.П.Катаев.
40. Идеи художественного синтеза начала XX века в "Трех толстяках" Ю.Олеши и "Золотом ключике" А.Толстого.
|
41. Проблема портретирования при переводе: "Приключения Пиноккио" К.Коллоди и "Золотой ключик" А.Толстого, "Доктор Дулитл" Хью Лофтинга и "Доктор Айболит" К.Чуковского;
"Мудрец из страны Оз" Ф.Баума и "Волшебник Изумрудного го- | рода" А.Волкова и др.;
42. Детская поэзия в XX веке: основные тенденции развития. | Сюжет. Ритмика. Особенности образной речи. |
43. "Нонсенс", стилизация и пародия в творчестве обэриутов. |
44. Ю.Олеша и Дж.Родари: традиция и "свой голос". |
45. История развития научно-художественной книги для детей: в XX веке.
46. Природоведческая книга в XX веке. Жанр. Повествователь. Сюжет
47. В.Бианки — лирик и энциклопедист.
48. Лирико-философское начало в книгах М.Пришвина и К.Паустовского.
49. Творчество Е.Л.Шварца для детей. Стилизация и пародия в драмах. Традиционное и новаторское в "Сказке о потерянном времени".
50. Сказ в творчестве П.Бажова, Б.Шергина, И.Панькина и др.
51. Сюжет, деталь, конфликт в сказках П.П.Бажова. Этнографическое и лирическое.
52. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность.
53. Своеобразие художественного повествования об истории. Проблематика. Особенности конфликта. Герой. Сюжет. Композиция.
54. "Мир глазами героя" в малых прозаических жанрах о детях и для детей.
55. Ю. Коваль. "Недопесок": сюжет, герой, конфликт. Стилизация и пародия. Проблема жанра.
56. Фантастика: научно-фантастические жанры и фэнтези. Особенности сюжетосложения. Прошлое, настоящее и будущее в научно-фантастических жанрах и фэнтези.
|
57. Христианский мир в "Хрониках Нарнии" К.Льюиса. Точность перевода в создании внутренней формы произведения. Герои. Стиль. Диалог с прошлым и современностью.
58. Мой любимый детский поэт.
59. Мой любимый писатель-фантаст.
60. Моя любимая книга приключенческого жанра.
61. Идеальная книга для ребенка 10-13 лет.
62. Рассказ — цикл рассказов — повесть — роман для детей. Особенности циклизации и сюжетостроения.
63. Проблема популяризации мировой класскики для детей. Переводы и пересказы.
64. Мировая детская классика в интерпретации русских художников, композиторов, драматургов и кинорежиссеров.
65. Детская периодика и критика в истории детской литературы.
66. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики.
67. Место детской литературы в мировой художественной литературе.