Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.




МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ПОНЯТИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Но это общее представление о цели. На практике проведение исследования преследует разные цели, например:

· мониторинг качества управления,

· формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления,

· своевременное распознавание проблем,

· повышение квалификации персонала управления,

· оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть:

1. Текущими и перспективными.

2. Общими и локальными.

3. Постоянными и эпизодическими.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления.

В методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы.

В контексте специальности «Менеджмент» это класс социально-экономических систем.

А это значит, что основополагающим ее элементом является человек.

Связи в этой системе, определяются сложными и противоречивыми отношениями между людьми, основанными на их:

· интересах,

· ценностях,

· мотивах,

· установках.

Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их эффективность зависит от интересов и мотивов человека.

Система управления строится на деятельности человека.

Т.о. можно исследовать технику, но только без отрыва от человека.

Предметом исследования является проблема.

Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие:

· стратегии и тактики управления,

· условий рынка и возможностей фирмы,

· квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.

Цель – описание конечного результата исследования, основа распознавания и выбора проблем.

Подход —исходная позиция, отправная точка, с которой начинается исследование и которая определяет его направленность относительно цели.

Подход может быть:

· аспектным,

· системным,

· концептуальным,

· эмпирическим,

· прагматическим,

· научным.

Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положении, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Эмпирический подход — он в основном опирается па опыт.

Прагматический подход - задача получения ближайшего результата.

Научный подход - характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничении.

Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограниченияявными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методыисследования, которые можно разделить на три группы:

1. Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

2. Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.

3. Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

ПРОБЛЕМА В МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования.

Проблема определяет:

· выбор методов исследования и подходов,

· предвидение результатов,

· установление ориентиров и ограничений.

Часто путают проблему с задачей.

Они различаются тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных.

Наиболее типичные проблемы в исследовании управления:

· совершенствование организации управления,

· совершенствование технологии управления (разработки управленческих решений),

· совершенствование системы мотивации,

· разработка стратегий и инноваций и др.

Каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т. е. на основе определения ее:

истоков,

содержания,

роли в развитии управления,

последствий нерешения,

возможностей решения и пр.

Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

Исследование предполагает не только применение какого — либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

· отделение реальных проблем от псевдореальных;

· отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;

· отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

· выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.

 

 

 
 

 

 

Проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы;

Проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения;

проблемы для которых не существует решений.

 


Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры:

Качество проблемы — это

· ее реальность,

· необходимость разрешения (актуальность),

· возможность разрешения (ресурсы),

· предполагаемый результат,

· класс проблемы.

Определение и распознавание проблемы это:

1. Формулирование проблемы

1.1 Наводящие вопросы.

1.2 Постановка центрального вопроса (контрадикция ), т. е. фиксация того противоречия, которое легло в основу проблемы.

1.3 Предположительное описание предполагаемого результата (финитизация ).

2. Построение проблемы.

2.1 Расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос (стратификация).

2.2 Группировка и определения последовательности решения подвопросов, составляющих проблему (композиция).

2.3 Ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области объекта исследования (локализация).

2.4 Поиск альтернатив для всех элементов проблемы (вариантификация).

3. Оценка проблемы.

3.1 Выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.(кондификация).

3.2 Проверка наличных возможностей и предпосылок (инвентаризация).

3.3 Выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании (когнификация).

3.4 Нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой (уподобление).

3.5 Отнесение проблемы к определенному типу (квалификация).

4. Обоснование проблемы.

4.1 Установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами (экспозиция).

4.2 Приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения (актуализация).

4.3 Выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы (компроментация).

4.4 синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компроментации (демонстрация).

5. Обозначение проблемы.

5.1 Перекодировка, перевод проблемы на иной научный или обычный язык (экспликацияпонятий).

5.2 Выбор словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы (интимизация).

В зависимости от опыта, квалификации и характера исследователя возможно изменение состава и последовательности процедур и операций.

Некоторые из них могут осуществляться параллельно с другими, например стратификация и вариантификация, некоторые реализуются по мере развертывания всех процедур и операций, например экспликация понятий и уподобление.

Определение проблемы является важным фактором успеха исследования.

Следующей характеристикой методологии исследования является постановка проблемы.

Уровни постановки проблемы.

1. Низший уровень постановки проблемы характеризуется главным образом интуитивными ощущениями менеджера или исследователя о противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствии в работе и наводят на мысль об их устранении В этом случае просто формулируется вопрос, но о дальнейшем превращении его в проблему как предмет исследования не очень задумываются.

2. Другой уровень постановки проблемы — ее описание в соответствии с принятыми правилами, которые не всегда отражают эффективную методологию работы с проблемой.

3. Наиболее высокий уровень постановки проблемы заключается в ее отработке по цели и стратегии фирмы и поиску новых форм и разработке проектов Этот уровень характеризуется сознательным использованием всех процедур постановки проблемы. Обогащается понимание проблемы, выявляются новые подходы, складываются новые точки зрения на средства и условия ее решения.

При этом может произойти отказ от исследования, если обнаруживается что:

1) то, что первоначально возникло как проблема, таковой в действительности не является или,

2) нет возможности решить проблему из-за ее реальной сложности.

Иногда полагают, что исследование полностью базируется на логике, на способности увидеть логически определенную цепочку причинно-следственных связей. Но практика показывает, что в действительности в исследовательской деятельности находит свое отражение сочетание логики и абсурда, т е. парадокса, неподдающегося в объяснении никакой логике.

Абсурд рождает неведомое.

Его нельзя отбрасывать только лишь потому, что он не вписывается в привычные представления.

Это можно назвать первым методологическим принципом исследования: проблема это противоречие, которое предстает нам иногда в качестве абсурда (неожиданно, непривычно, необъяснимо, нелогично, абстрактно).

Второй методологический принцип — принцип оценки. Любые события, явления, противоречия мы оцениваем по критериям:

1. важности,

2. объективности,

3. актуальности,

4. связи с другими явлениями,

5. сложности.

Третий методологический принцип принцип распознавания. Всегда возникает необходимость:

1. отождествления,

2. сравнения,

3. определения класса явления,

4. принадлежности к определенной типологической группе.

Это позволяет:

· глубже понять новое явление,

· определить его свойства и характер,

· сделать оценку более существенной.

А если явление не укладывается в существующие типологические схемы, то возникает возможность:

· их изменения,

· дополнения,

· развития.

Это тоже акт исследования, развития науки, иногда это ведет к научному открытию.

Методологические принципы исследования помогают найти эффективный вариант его проведения, целенаправленного осуществления.

Принципы — это правила деятельности, которые ее, с одной стороны, ограничивают, а с другой — поддерживают и облегчают, потому что они отражают концентрированный опыт успешного исследования.

Методология работы с проблемой обеспечивает:

1) качественное планирование исследования,

2) качественную его организацию.

Важным фактором является также формирование психологической готовности и "созревание" исследователя к работе по этой проблеме

ПРОЦЕССУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Процесс исследования — это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операции и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

Этапами исследования могут быть следующие:

· цель,

· накопление информации,

· обучение (образование),

· концепция,

· гипотеза,

· проблема,

· рецепт,

· проект,

· рекомендации,

· решение,

· модель,

· методика.

Исследования разных видов предполагают различные процессуально-методологические схемы их проведения.

Например, для исследования стратегии необходимо начинать с разработки цели и концепции, а для исследования какого-либо частного вопроса функционирования фирмы можно не заострять на этом внимание, просто уяснить проблему и разработать решение.

Гипотеза — это вероятностное знание, объяснение, понимание.

Гипотеза это вариант объяснения при недостаточной информации.

Поэтому категоричность в оценке и представлении гипотез недопустима. Существует принцип: конечная научная ценность гипотетического знания не зависит от степени обоснования гипотезы в момент оценки.

Но выбор гипотез тем не менее возможен в соответствии с критерием наибольшей вероятности объяснения исследуемой проблемы или вариантов ее решения.

Требования к гипотезам

1. Гипотетическое объяснение должно быть построено по методологии научного объяснения — причины, факторы, зависимости и пр.

2. Гипотеза должна учитывать известные законы, но не подстраиваться к ним, не искать абсолютного соответствия.

3. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой.

4. Гипотеза должна строиться по принципу максимально возможной простоты.

5. Гипотеза должна быть логически непротиворечивой.

Результаты исследования могут иметь различный вид.

1. Непосредственны результаты (конкретные рецепты, рекомендации, модели, инновационные программы, стратегии, методики и пр.).

2. Опосредованные результаты (имидж фирмы, социально-психологическая атмосфера работы, антикризисное развитие и пр.).

Результаты исследования могут основными и дополнительными

 
 

 


Характер объекта и предмета исследования определяет также разнообразие подходов и приоритетов Подход характеризует ракурс видения проблемы, набор методов исследования, общее направление его проведения Это исходная позиция при подступе к решению проблемы

Подходы к исследованию:

1. Эмпирический - построены главным образом на опыте и его реализации в исследовании;

2. Прагматический — решение проблем, дающем сиюминутный успех, непосредственную отдачу.

3. Научно-концептуальный - исследования по принципиальным проблемам, преследующие перспективные цели и использующие в полной мере современные методологии и научные достижения.

4. Социально-экономический - отражает первоочередную роль в управлении человеческого фактора и экономического интереса.

5. Технократический

6. Организационно - административный

7. Функционально - структурный

8. Информационный - отражает систему обработки информации.

9. Диахронический - в котором главным фактором исследования выступают изменения, характеризующие функционирование и развитие системы управления, а также фактор времени.

10. Функционально - стоимостной

11. Проблемно-ориентированный

12. Программно-целевой - характеризуется четкостью цели исследования и конкретностью ее отражения в программе исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: