Тема урока: Явление многозначности слова в языке.
Цель урока: Создать условия для обогащения активного и потенциального словарного запаса на основе темы «Явление многозначности слова в языке».
Содержание обучения (социальный опыт, подлежащий передаче): либо Представление (содержание и объем), либо способ действия (алгоритм), либо отношение (нормативное поведение)
Задачи урока:
1. Организация работы класса
2. Организация принятия образовательной цели:
2.1. Организация наблюдения над языковым явлением многозначности слов.
2.2. Мотивация.
2.3. Формулирование цели.
3. Ознакомительная работа со словарем многозначных слов.
4. Использование многозначных слов.
5. Организация рефлексии.
Средства обучения: словарь многозначных слов
Этап урока | Задача урока | Методический прием | Используемые УУД | ||
Деятельность учителя | Действия ученика | Форма работы/выполнения действий | |||
I | 1.Организация работы класса | Приветствие. | Приветствие | ||
II | 2. Организация принятия образовательной цели: | Предъявление культурного образца целеполагания: | |||
2.1 Организация наблюдения над языковым явлением многозначности слов. | На слайде отображено стихотворение А.Л.Барто «Разговор с дочкой». Предлагается прочитать данное стихотворение одному из учеников. | Читают стихотворение. | фронтальная | ||
2.2 Мотивация. | Учитель ставит вопрос на понимание смысла стихотворения: «Почему дочка не поняла маму?». Обращение к словарю для выяснения значения слова «теплота». | Рассуждение по заданному вопросу. Поиск слова в словаре. | фронтальная | Регулятивные | |
2.3 Формулирование цели. | Выяснение значения подобных слов, а также приведение примеров. * Если же этого не происходит, учитель задает наводящий вопрос. Например: А сколько значений имеет слово школа?(Обращение к словарю) Какое из значений мы с вами употребляем каждый день? Какой вывод из этого можно сделать? | Ответ на нормативный вопрос. Ученики делают акцент на частое употребление омонимов.* | Фронтальная. | Принятие цели | |
III | 3.Ознакомительная работа со словарем многозначных слов. | Выяснение часто употребляемых многозначных слов и поиск их значений в словаре. | Ответ на нормативный вопрос. (язык, ручка, лук, железная, добрая, бить, попасть, ударить) | Фронтальная. | логические |
IV | 4. Использование многозначных слов. | Разделение класса на группы по 4 человек. Устанавливаются правила игры: Команда придумывает название. 1 раунд. На слайде изображен текст. Задача: найти слова, которые, по их мнению, являются многозначными(Без словаря). Выписать их на отдельный лист привести пример с другим значением слова. Учитель переносит их на доску после того, как все команды завершат выполнение задания. Проверка осуществляется совместно по словарю. *За каждое правильно угаданное слово команда получает по 1 баллу. Ключ: возраст, велик, трудный, Земля, звездный, пространство, назад, попробовать, времени, далек. 2 раунд. В данном раунде каждая из команд делится по 2 человека. Первые двое вытягивают слово, имеющее несколько значений. Их задача: показать действиями без звука это слово так, чтобы вторые двое участников угадали не только слово, которое они отгадывают, но и минимум 3 значения в котором оно употреблено. Отгадывает только своя команда. Если же слово или значение не было угадано своей командой, то право ответа достается команде, первой решившей выдвинуть предположение. Задание выполняется в кольцевом режиме: сначала отвечают первые представители всех команд, после вторые. Время на отгадывание одного слова 2 минуты. *Максимальное количество, которое может заработать команда,- 6 баллов. **Если команда не отгадала слово, то она получает 0б., если не отгадывает одно из значений, то получает столько баллов, сколько значений отгадано. ***Если слово/значение отгадано другой командой, то баллы присваиваются ей по такой же системе. Слова: Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа. Гребень — расческа, петушиный, гребень горы. Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины. Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная. Добрые — руки, слова, люди. Малиновый — звон, цвет, вкус, аромат. Железная — решетка, дисциплина, воля. Золотые — руки, украшения, золотое сердце. Черный — цвет, черный день, черная пятница. Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина. Родилась — мысль, дочь, идея. Забить — гвоздь, гол, «забить болт». Хлопать — дверью, в ладоши, по спине. Сойти — с поезда, с ума, сойти за своего. Ударил — гром, ливень, свет, больно ударить. Собрать — урожай, доказательства, мысли, вещи. Попасть — на мероприятие, на деньги, попасть в точку. Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан. Держать — держать предмет, держать речь, держать себя в руках. | Выполнение условий. | групповая | Логические |
V | 5.Организация рефлексии. | Подведение итогов игры. Побеждает команда набравшая большее количество баллов. | Выбор победителя. | коллективная |
|