Форум: курс философии и хрестоматия в спектре мнений




Хрестоматия

По курсу философии для студентов всех форм обучения и специальностей технического университета,

А также для всех любознательных, ценящих интеллект

Предисловие

Хрестоматия (греч. chrestomatheia = chrestos хороший, полезный + manthano учу, изучаю) – изучаю лучшее, или собрание лучшего для изучения. Как правило, это «учебное пособие в виде сборника каких-либо избранных произведений или отрывков из них» (Л.П.Крысин Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998). Предложенная электронная хрестоматия находится в этом ряду. Прежде всего, она предназначена для самостоятельной работы студентов в связи с изучением курса философии в вузе с целью адекватного и углубленного его усвоения. При этом ее содержание имеет возможности расширения избранного в учебном процессе варианта освоения материала, если изучающий обладает энергией любознательности.

Как сложилась эта «Хрестоматия»? В нынешнем виде – она результат интенсивной работы в течение нескольких последних лет. Основой ее была «Хрестоматия», созданная на кафедре философии технического университета группой преподавателей с основным участием молодого педагога О.В.Михайловой: она представляла собрание фрагментов произведений крупных европейских мыслителей от Платона до Ницше с дополняющими их вопросами к читателю объемом 158 страниц. Это было неплохо, но недостаточно. Необходимо было более емко представить пространство /и время/ мировой философской мысли, введя в него:

а) современных западноевропейских (ХХ век) авторов, предложивших новые решения;

б) имена как будто неглавные, но привлекающие к себе все большее внимание, актуальные и даже «модные» сегодня (восточная мудрость, Диоген, Паскаль, де Сад); наконец,

в) русских философов и писателей последних двух веков, определивших горизонт, глубину и драматизм отечественной мысли.

В связи с введением новых имен и оригинальных текстов появилась необходимость в создании обширного слоя дополнительных материалов в виде биографий мыслителей, обзоров их творчества, комментариев к предлагаемым сочинениям, свода мнений и оценок, иллюстраций. Решение этих задач оказалось технически возможным на фоне роста internet ru., развития в его пространстве энциклопедических и интеллектуально-философских сайтов, перевода в последнее время множества текстов на бумаге в цифровую форму и т.д. Это, с одной стороны.

С другой стороны, такой новой технологической возможности нужно было найти органичную форму реализации в рамках учебного процесса. Подспорьем здесь стала также все более возраставшая компьютерная и интернет-образованность студентов радиотехнического и механико-машиностроительного факультетов, с которыми изучался курс философии. И, конечно, их образовательная мотивация получить высокую оценку.

В конце каждого семестра самые конструктивно работавшие студенты этих факультетов получали творческое задание – сделать тот или иной материал, так сказать, «под хрестоматию». Либо это было задание под названием «Фрагмент с комментарием», где надо было найти удобочитаемый, интересный фрагмент оригинальной работы избираемого автора и сделать комментарий к этой работе, фрагменту. Либо задание «Собрать биографию», где первичный ряд информации «о жизни» должен быть дополнен и усилен разнообразным сопроводительным материалом вплоть до «картинок». Было непросто прийти к оптимальному варианту.

Именно так, и не «с первой попытки», а поэтапно, сложились описания Платона, Канта, Чаадаева, В.Соловьева, Лосева, Мамардашвили, Хайдеггера и других персонажей. Понятно, что это не была задача бесчувственного «скачивания» информации. Эта задача включала в себя многое: понимание задания, поиск материала, создание источниковой базы, селекцию содержания, выбор варианта изложения, наконец, форматирование и редакторская правка, и снова - понимание задания. Не всем «избранным» она оказалась по плечу. Разумеется, коррекция «конечного продукта» составителем всегда была необходима. В тех случаях, а их немало, когда результат был более-менее удачным и индивидуализированным, в «Хрестоматии» указан студент-составитель конкретного материала. Таким образом был найден своего рода интерактивный метод усовершенствования и развития хрестоматии. В итоге после каждого семестра за последние 3 года в ней появлялся новый объем содержания, расширялись старые и сложились новые темы (Восточная, современная западная, русская философии), достигнув на начало 2010 г. почти 1000 страниц. Она уже выходит за ограниченные одним семестром рамки учебного процесса и, отталкиваясь от него, становится пособием для самообразования, т.е. для всех любознательных, ценящих интеллект

Как построена «Хрестоматия»? Организация содержания хрестоматии предполагает несколько принципов. Главный принцип – исторический, от древности до наших дней. Далее, именной – значительные, актуальные фигуры мировой и отечественной научно, религиозно, художественно-философской мысли. Далее, пространственный – восточный, западноевропейский, русский ареалы существования философии. Наконец, проблемно-тематический, предполагающий выделение различных проблем-вопросов, в том числе вопроса о самой философии (1-я тема «Специфика философии …»), и неустранимую вариативность их решения, которая выражена в разнообразии подходов, ответов, концепций и, соответственно, философских направлений. Воплощение этих принципов, подобное парению с высоты вниз, дает все большее приближение к «земле философии», т.е. к реальной мысли и реальному тексту.

В электронной версии содержание разделено на 12 папок: начальная папка «Преамбула» - как бы нулевая, имеет вводный ознакомительный характер, включает 2 файла; остальные папки – тематические, имеют цифровую нумерацию от 1 до 11, каждая включает различное число файлов также в цифровом обозначении. Внутри файлов - более дробная градация, выделенная названием (заглавная статья, фрагмент авторского текста, комментарий, приложение – в конкретном сочетании). Конкретизацию изложенного смотрите в следующем файле этой папки «Содержание хрестоматии».

 

Составитель-редактор хрестоматии – кандидат философских наук,

доцент кафедры философии Уральского Федерального университета В.Т.Маклаков

февраль 2011 г.

На следующей странице в краткой или развернутой форме представлен круг мнений студентов 2-го курса радиотехнического факультета об учебном курсе философии и хрестоматии. Возникла необходимость определиться с содержанием, качеством, несовершенствами и перспективой разросшейся хрестоматии. Поэтому группе наиболее «осмысленных» студентов, с которыми случилось работать, было предложено написать что-то в жанре рецензии или эссе по поводу последнего варианта хрестоматии именно 2009 года. Отзывы были индивидуально различными, и это интересно. Некоторые даются в сокращении, некоторые – полностью.

 

 

Форум: курс философии и хрестоматия в спектре мнений

Кленова Мария

Философия – широкая дисциплина, для которой не существует четкого, однозначного определения, как и не существует единого подхода к ее освоению. И, наверное, можно придумать сотни путей поиска истины, проложить тысячи ступеней к вершине познания, если бы не ограниченность во времени и средствах достижения цели. В связи с этим возникает необходимость создания адаптированной программы освоения курса. Предложенная к изучению Хрестоматия по философии как нельзя лучше подходит для решения поставленной задачи, дает возможность изучать «философию в действии».

По своей структуре Хрестоматия разбита на темы: 1. Специфика философии в системе культуры; 2. Восточная философия; 3. Философия античности; 4. Философия Средневековья; 5. Философия Возрождения; 6. Философия Нового времени и Просвещения; 7. Немецкая классическая философия; 8. Постклассическая западноевропейская философия Х1Х века; 9. Западноевропейская философия ХХ века: характерные направления; 10. Русская философская мысль Х1Х-ХХ веков: время, забвение, актуальность.

Логика раскрытия тем такова: вначале дается краткая биография философа-представителя рассматриваемого течения: характеристика личности, основные этапы жизненного пути, обзор наиболее выдающихся произведений. Далее следует оригинальный текст его трудов, фрагменты и выдержки из писем, интервью, воспоминаний. После прочитанного материала читателю предлагается ответить на ряд вопросов, посвященных поднятым в тексте проблемам. Предложенные задания представляют возможность глубже осмыслить первоисточники, полнее раскрыть мысли автора, выступить критиком.

Особый интерес представляют комментарии к текстам – результаты творческой работы студентов, изучавших программу курса в минувшем учебном году. Любопытно сопоставить собственное понимание темы с чужим виденьем представленного учения. Найти общие идеи анализа философской работы, а в чем-то и поспорить. Мы оказываемся вовлечены в некий диалог с книгой.

Из всего прочитанного мне наиболее запомнилась тема «Восточная философия». В ней представлены учения Конфуция – «Лунь Юй» и Лао Цзы с его «Дао де Цзин». Понять логику первого оказалось проще. Философия же Лао Цзы, напротив, оказалась сложнее для правильного восприятия. Здесь мне очень помог предложенный комментарий.(? – Составитель.) В нем на понятном языке сравниваются две философские школы, доступно объяснен высокий смысл учения «Даосизм».

Философия Возрождения была представлена Эразмом Роттердамским и его произведением «Похвала глупости». Философ выступает за естественность в поведении, открывающей общечеловеческие ценности, он против «схоластической мудрости». Актуальность этого произведения подчеркивается в статье Дмитрия Быкова «Эразм крепчает». С ней мы знакомились отдельно; я считаю, что необходимо ввести её в содержание Хрестоматии.

Курс философии в этом семестре мы закончили изучением Ф. Ницше. Ницше - представитель западноевропейская философии Х1Х века. В последнее время он стал одних из самых цитируемых авторов. Основная тема его творчества «Сверхчеловек» до сих пор волнует умы современности. Многие произведения Ницше стали доступны широкому кругу читателей в России только после распада СССР, и это только усилило интерес к личности философа и его философскому наследию.

Предложенная Хрестоматия позволила в немалом объеме познакомиться с основными философскими школами и идеями, которые создавались многими столетиями выдающимися умами. Большой материал остался для самостоятельного изучения и его, несомненно, будет интересно прочитать в свободное время.

Если говорить о недостатках книги, то они, по моему мнению, заключаются только в оформлении. Не лишним бы было отформатировать весь материал в едином стиле. Возможно, есть необходимость добавить иллюстраций.

Представленная Хрестоматия содержит объемный материал по курсу философии, в ней можно найти много полезной информации как для подготовки к практическим занятиям, так и для самостоятельного изучения дисциплины. Я считаю, добавлять что-либо еще к содержанию книги не требуется. Для упрощения ориентации по представленным статьям, можно создать презентацию с краткой аннотацией по темам.

Чемоданов Елисей

Мне было очень интересно наблюдать историю развития философии с момента ее возникновения, так как она, на мой взгляд, заключает в себе ценности и идеи какой либо группы людей своего периода, что позволяет читателю почувствовать дух эпохи, в которой эти люди жили. В этом плане мне особенно запомнились мифы Платона, диалоги Конфуция и тексты Лао Цзы, книга Эразма Ротердамского “Похвала глупости”, работы И. Канта и Ф. Ницше.

Кроме того, крайне интересным мне показался вопрос о взаимоотношениях философии с наукой и религией, поднятый в статьях Соловьева, Бердяева и Никифорова. Рассмотрение этой темы помогло мне увидеть на новом уровне особенности и отличительные черты самой философии через сопоставление ее с чертами науки и религии.

Меня удивило, насколько актуальными могут быть работы, написанные много лет назад. Например, образы, рисуемые Платоном в “Мифе о пещере”, на мой взгляд, применимы как к русскому, так и любому обществу.

Особое впечатление на меня произвела тема восточной философии, где в короткие временные рамки возникли два совершенно разных направления: даосизм и конфуцианство. Материал, приведенный в хрестоматии по этой теме, иллюстрирует, насколько сильно отличается философия Востока от Западной.

Довольно оригинальной была работа Роттердамского “Похвала глупости”, в которой автор совершенно по-новому переоценивает окружающую нас действительность. Меня удивило, как через свою сатиру автор подводит читателя к гуманистическим идеям Возрождения.

 

Мне кажется что, было бы уместно сократить объем части глав, так как это бы позволило нам изучить не охваченные, по причине недостатка времени, работы таких авторов как Рене Декарт, Блез Паскаль, Г. В. Лейбниц, чьи имена нам известны не столько как философов, сколько как выдающиеся научных деятелей.

Также мне показалось, что некоторые оригинальные тексты, например, тексты Библии (Новый Завет: Евангелие от Иоанна), написаны на достаточно старом языке, сложном для понимания. Поэтому были бы полезны более обширные комментарии, в которых разъяснялись малопонятные предложения.

 

Ольховатова Александра

Как я начала изучать философию …

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

А.С. Пушкин

 

В этом году у моей группы начался курс философии. Как и многие технари, я не очень любила изучать гуманитарные предметы, считая что их можно изучить без посторонней помощи, а иногда и серьёзно задумываясь над их практической пользой, или даже больше: необходимостью их существования как наук.

Придя на философию, прежде всего, мне понравилась возможность обдумать и выразить своё мнение. Поскольку же простое выражение мнения по сути своей пусто для другого человека, тоже имеющего свой взгляд на вещи, то существовала необходимость подкреплять свою позицию дополнительными рассуждениями, обосновывать её. Похожими на философию в этом плане предметами во время моего обучения в лицее были литература и мировая художественная культура. На этих предметах, как и на философии, мы размышляли, беседовали, а зачастую и спорили. Стоит заметить, что многое в данном случае зависит от преподавателя - надёжный наставник даёт тебе твёрдый базис, от которого легче отталкиваться.

Конечно же, основной пищей для размышления были лекции и хрестоматия по философии. Хрестоматия включает в себя философию разных времен и разных стран, но повествует о них очень кратко, сжато. Это весьма удобно, поскольку нам и не требуется весь материал, который получают студенты философского факультета, а только самые основы. Предполагается, что получив основы, мы с лёгкостью сможем найти среди множества философских трудов тот единственный нужный и, таким образом, при наличии соответствующего желания, углубим и расширим свои знания в этой области знания. Ещё одной особенностью хрестоматии является то, что кроме оригинальных текстов и комментариев известных философов и специалистов присутствуют комментарии студентов. Бывает интересно, а подчас и забавно, сравнить свою точку зрения с точкой зрения своих современников, людей, принадлежащих как и ты, к касте студентов.

Я считаю интересным окунуться в философию разных стран и разных времен, находить общие взгляды, мысли, равно как и открывать что-то новое. Но больше всего меня интересует русская философия, которая является, на мой взгляд, самой интересной философией. Так как я родилась, живу и намереваюсь жить в России, для меня она интересна ещё и потому, что именно эта страна является для меня Родиной, и мне интересно знать историю развития своего народа.

Почему я считаю, что русская философия является интересной? Поскольку я согласна с А.Ф. Лосевым, который пишет: «Х удожественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными.»

Русская философия насквозь является интуитивной, она неразрывно связанна с действительной жизнью, поэтому она выражается не только в литературных произведениях, но и является перед нами в виде публицистики. Мне бы не хотелось ставить каких-либо русских философов выше других. Каждый из них достоин внимания, каждый интересен в своих идеях, за каждым кроется своя история и биография, подчас не менее интересная, чем их творения. Хочу заметить, что когда я читала в хрестоматии про русских философов, то обнаружила, что не все они создавали литературные произведения, но почти каждый являлся поэтом. Русская философия интересна и тем, что в ней раскрывается русская душа. Каждый русский философ пишет свои произведения от души, от сердца, не творя планов долгосрочных, равно как и краткосрочных. Их произведения пронизаны печалью о судьбе каждого человека и народа в целом.

Только одно настораживает меня в русской философии. По-моему мнению, она исчезает. Посмотрите на прилавки книжных магазинов. Какого только хлама там нет. В наше время очень трудно выбрать подходящую литературу, я бы даже сказала не подходящую, а нужную. Именно нужную пищу для ума. А все из-за чего? С конца 19 и большую часть 20 веков наша страна сделала большой рывок в области науки, это время научно-технической революции. И все бы хорошо. В то время казалось, что вместе с наукой и техникой будет прогрессировать и нравственность русского народа, увы, …не сложилось. Той душевности, о которой я говорила выше, сейчас и речи быть не может. Ценности изменились, не прошло и века, а наша страна теряет своё «Я». Нет, я не могу полностью отрицать присутствие в наше время думающий, мыслящих людей, но таких мало.

Безусловно, меня заинтересовала не только русская философия, но и философия других времен и народов. Но это уже другая история.

 

Мурга Сергей

Актуальность пособия не вызывает сомнения, поскольку изучение учебной программы при отсутствии хрестоматии требовало бы больших усилий по поиску информации. В хрестоматии же достаточно материалов для самостоятельной подготовки. Тем более, работа с письменными источниками в вузе является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса. Упорядоченная структура статей даёт возможность хорошо ориентироваться в материале и быстро находить нужную информацию. Электронная форма также упрощает работу и даёт возможность носить с собой лишь несколько распечатанных страниц, а не всю книгу целиком. Также можно рассмотреть это пособие с точки зрения общего развития, то есть даже вне учебного заведения, например, по окончании ты можешь читать данную книгу просто для интереса и личностного развития.

По хрестоматии студенты могут не только ознакомиться с философией отдельных культур и мыслителей, но и взглянуть на неё с другой стороны, прочитав составленные комментарии. Обычно в комментариях освещаются вопросы, которые возникают у студентов при прочтении статьи. Также иногда даётся несколько различных оценок, при которых читатель может согласиться с одним из мнений, а может и вовсе выработать собственное мнение. При прочтении и осмыслении статей у студентов накапливается определённая база знаний, благодаря которой проводится работа на аудиторных занятиях. Это способствует более правильному и глубокому усвоению материала. Приведённые биографии философов способствуют не только расширению базового кругозора, но и являются источником фактов, на основании которых можно говорить о склонности конкретного философа к какому-либо мировоззрению. Кроме этого, в хрестоматии присутствует ряд вопросов по каждой из статей, на основании которых студент может подготовиться к предстоящим аудиторным занятиям и контрольным работамм.

Что касается непосредственно текстов – здесь приведены наиболее значимые фрагменты для ознакомления с трудами философов. Введение включает в себя статьи Соловьёва и Бердяева, а также менее привычный для студентов вид изложения – интервью Мамардашвили. Эти материалы помогают понять, с чем именно придётся работать в процессе изучения дисциплины. Смысл понимания философии как чего-то динамического и развивающегося, чего-то, что нельзя понять, просто прочитав, того, что доступно лишь мыслящему человеку, этот смысл может дать установку на изучение и осмысление, а может и разочаровать неискушённых читателей.

Этический аспект философии наиболее полно раскрыт в учении Канта. Кант говорит о философии просвещения, о необходимости мыслить, но мыслить логично, осторожно, аргументировано, а главное – самостоятельно. И ставить вопросы. Осознание этого неотвратимо приводит взгляд к окружающей действительности. Что же мы можем сегодня, и что мы должны делать сегодня? Почему мы должны это делать? И на что мы смеем надеяться? На самом деле, эти вопросы намного сложнее, чем кажутся на первый взгляд. Я, например, не могу дать собственный ответ, но уже неплохо, что хрестоматия даёт возможность задуматься над этим.

Философия Ницше – самый неоднозначный пласт в хрестоматии и, пожалуй, во всей философии. Споры о его текстах лишь растут с течением времени. Начав читать, думаешь, что он был безумцем – но вроде бы и нет, как понимаешь потом. Самые смелые идеи выдвигаются так легко и открыто, старые принципы и общественные устои сметаются в его речах. Сверхчеловек приходит на смену человеку, инстинкты и воля к власти стирают общепризнанные рамки, и всё это происходит наглядно. Читая тексты, ты видишь то, о чём пишет Ницше, ты можешь сопоставить это с сегодняшним днём и, если мысленно отбросить ненадолго текущие запреты, то можно понять, что его философия отнюдь не так безумна, как кажется на первый взгляд.

Что касается строения хрестоматии в целом, то материал подаётся на достаточно высоком, но понятном уровне. Статьи доступны для усвоения студентами, а некоторые особенно удачные (на мой взгляд, это древневосточная философия Конфуция и философия Ницше) могут дать им толчок для поиска и изучения дополнительных источников.

Из недостатков хрестоматии хотелось бы отметить отсутствие комментариев к некоторым статьям. Но стоит отметить, что хрестоматия ежегодно дописывается и редактируется, и это развитие со временем устраняет недостатки.

Кстати, интересен подход к формированию хрестоматии на основе коллективного знания и коллективного творчества. Впервые в общемировом масштабе этот способ был опробован в свободной энциклопедии – Википедия, и результаты потрясающие. Масштаб хрестоматии, конечно, несравним, но сам подход обещает очень многое. Однако, при накоплении материалов возникает ряд проблем, начиная с механических, как исправление опечаток и стилистическая правка, так и с определением общей политики пополнения хрестоматии.

В целом после изучения хрестоматия оставляет у меня положительное впечатление. Это, пожалуй, единственное в своём роде учебное пособие, которое не требует тщательного заучивания фактов. В отличие от обычных учебников и справочников, подающих информацию линейно и однозначно, хрестоматия заставляет учащихся мыслить и вырабатывать своё отношение, а данные навыки всегда полезны в современном обществе, особенно, в руках эрудированных людей.

Урдина Мария

В третьем семестре мы приступили к изучению нового предмета – философии. Кроме учебников и словарей по истории и теории философии, а также словаря иностранных слов, для более углубленного изучения предмета я пользовалась хрестоматией, созданной на кафедре философии УГТУ-УПИ. Она явилась прекрасным проводником в сложный и запутанный мир философии.

Знакомство с хрестоматией началось с темы «Специфика философии в системе культуры». Наиболее интересным фрагментом этой части мне показался отрывок интервью Мамардашвили для журнала «Вестник высшей школы», который называется «Как я понимаю философию». Ответы Мамардашвили помогают лучше понять его. Например, он высказывает много интересных мыслей: о том, что желающие приобщиться к философии должны ходить не на курс лекций, а к философу, мыслителю, который поможет понять смысл жизни и разбудить глубины подсознания; о нецелесообразности книжной философии, которая не приносит никакой пользы; и, главное, о том, что философией можно овладеть, лишь читая оригинальные тексты и двигаясь по жизненному пути навстречу философу.

Следующей, глубоко затронувшей меня темой явилась «Восточная философия». В ней описаны конфуцианство и даосизм – два основных учения китайской философии. Наибольший интерес вызывает то, что подчеркивается противоположность их идей В хрестоматии показано, что, несмотря на полярность этих течений, Конфуций и Лао Цзы – великие философы, концепции которых живут по сей день и также близки современному человеку.

В теме «Античная философия» меня заинтересовало учение Аристотеля. Необычно то, что его сочинения подразделялись на экзотерические (для широкой публики) и эзотерические (для узкого круга людей). Из хрестоматии я узнала, что именно Аристотель считается основоположником логики, также именно у него впервые мудрость трактуется как наука. Очень интересным я нахожу отрывок из сочинений мыслителя «О причинах и началах вещей», ведь, действительно, мы узнаем вещь или предмет, когда получаем ответ на вопрос «Зачем она?». Причем, причины могут иметь различное наполнение: 1) материал: то, «из чего» состоит предмет; 2) строение: определение формы предмета; 3) движение как порождение предмета; 4) причина как цель, как назначение предмета (т.е. «ради чего»). Благодаря приведенным сочинениям и толкованиям Аристотеля, мне удалось открыть для себя иные горизонты мышления и по-новому оценить цели своей жизни.

Немного трудно воспринимались Книги Ветхого и Нового Заветов, в этом хорошим помощником явились комментарии. В общем же эта тема помогла мне укрепиться в религии, вспомнить свои корни, а, главное, обратиться к вере, которая иногда является надежным оплотом в водовороте жизни.

Произведение Роттердамского заставило меня задуматься над нынешним положением вещей, по-новому взглянуть на современность, дало толчок к действиям, что с малого, по шажочку следует менять мир, чтобы он становился лучше. «Похвала Глупости» не теряет актуальности и по сей день, она открывает глаза на многие завуалированные вещи. Поэтому я бы советовала добавить в хрестоматию еще несколько глав из этого произведения, а также привести статью Дмитрия Быкова, в которой четко отражены критические ситуации в нашей стране, являющиеся примером, как не нужно делать, и какие проблемы в нашей жизни на самом деле являются важными.

Актуальны и другие темы. Важнейшей является «Послеклассическая западноевропейская философия Х1Х века», где рассматривается учение Ницше. Поражает биография немецкого философа и то, как он стал профессором, не имея ученой степени, и то, как он творил в невообразимых муках, испытывая страшные головные боли. В хрестоматии предоставлены многие замечательные работы мыслителя, но, я думаю, к ним не хватает пояснений и комментариев. Также, можно добавить информацию о влиянии Ницше на великих деятелей искусства, таких как Рихард Вагнер и Сальвадор Дали. Большим плюсом я считаю размещение и трактовку афоризмов Ницше, многие из которых имеют прямое отношение к повседневной жизни.

Главным выводом я считаю то, что благодаря хрестоматии я познакомилась со многими философами, их идеями и концепциями, хорошими помощниками являлись биографии мыслителей и комментарии к отрывкам из их произведений. Важным я считаю и тот факт, что я в большей степени начала интересоваться философией, возникли новые вопросы о смысле жизни и моем в ней предназначении. Появились мысли о современном состоянии человечества и наиболее злободневных проблемах, на которые невозможно закрывать глаза, а также стимул изменить жизнь современного общества к лучшему, чаще обращаясь к трудам знаменитых мыслителей и находя у них поддержку и ответы на волнующие вопросы.

 

Свеженцев Алексей

Конкретным примером работы с хрестоматией могу считать выполнение задания, в котором необходимо было ответить на вопрос: «В чём состоит деяние и недеяние у Конфуция и Лао Цзы?». При прочтении хрестоматии я не только познакомился с Конфуцием как величайшей фигурой в духовной истории Китая, но и узнал о нравственных ориентирах всей культуры Китая.

Удобством в работе с хрестоматией является систематизация материала по темам и направлениям, но хотелось бы разделить информацию на несколько файлов, чтобы на поиск нужного текста не уходило много времени. Можно было бы ввести в тексты «опорные сигналы», выделяя ими важные термины и понятия.

Хорошим подспорьем для работы студентов являются словари. Например, в малом словаре после статьи «Современные трактовки идей Аристотеля» даётся подробное и доступное объяснение таких терминов как телеология, синергетика, моделирование. Если бы такие словари сопровождали все разделы и темы, то попытки «дефиниции понятий» (Платон) студентами стали бы более успешными.

При прочтении раздела хрестоматии, посвящённому философии средневековья, студенты имеют возможность познакомиться с фрагментами Библии (Ветхий Завет: Книга Иова и Книга Экклезиаста. Новый Завет: Евангелие от Иоанна и Откровение Иоанна Богослова/Апокалипсис), а также прикоснуться к такой науке как «экзегетика» (толкование и объяснение библейских текстов).

Наибольший интерес у меня вызвал Новый завет, Евангелие от Иоанна. Текст Евангелия свидетельствует, что автор его был жителем Палестины, а также любимым учеником Господа. Написанное, как предполагают ученые, в 90-ых годах 1 века нашей эры, Евангелие от Иоанна отличается от синоптических евангелий по форме и содержанию, оно уделяет много места речам Христа, в которых раскрывается тайна Его посланничества и богосыновства.

Также много интересного можно узнать из пророческой книги Апокалипсис, где говорится о судьбе всей человеческой истории в связи со вторым пришествием Христа. Числовая символика Апокалипсиса вызывает большой интерес современников.

Я считаю, что хрестоматия выполнила свою изначальную функцию. Добросовестный студент может получить нужную информацию по перечисленным мною темам. Хрестоматия использует понятный язык и её можно читать даже как увлекательную литературу.

 

Ставриецкий Георгий

Хотелось бы отметить, что данная рецензия - пожелание, а никоим образом не упрек нынешнегого варианта хрестоматии.

Одним из пунктов рецензии я бы хотел рассмотреть приоритет различных разделов хрестоматии. По-моему, Библия – это Книга, которую каждый должен сам для себя открыть. Поэтому плотное изучение истории библии, её отдельных глав я считаю неоправданным. На мой взгляд, большему вниманию нужно подвергнуть И. Канта и Ф. Ницше. Ведь именно их мысли во многом предопределили дальнейшее развитие европейского общества.

Есть ещё одно замечание: в документе очень мало иллюстраций. А ведь изображения хорошо западают в память и помогают быстро и хорошо запомнить какую-либо информацию. К каждой теме можно подобрать иллюстрацию, отображающую основные тезисы раздела. Кстати, графическая память более долговечна, нежели вербальная. Кроме того, к каждому разделу можно добавить гиперссылку на веб-ресурс по данной теме. Реорганизация предложенного учебного пособия предполагает использование гиперссылок в текстовом документе. В оглавлении это очень удобный инструмент. Одним нажатием мыши мы переходим в выбранный раздел хрестоматии. Большой объём осложняет и замедляет поиск информации в пособии.

Заключительная мысль получена после размышления о моем задании (рецензии). В конце хрестоматии будет полезно создать раздел «Жалоб и предложений», чтобы каждый студент мог оставить своё мнение о пособии и приложить силы для его модернизации, передав в конце семестра эту информацию преподавателю.

Я считаю, что подобные изменения хрестоматии послужат на пользу учебному процессу. Пособие при этом сохраняет свою интеллектуальную мощь, раскрывает все темы, но делает доступными азы философии для всех-всех студентов, сводя временные затраты к десяти (? - Составитель) минутам. А если студент будет знать хотя бы основы изучаемой темы, то он сможет понимать то, о чём идёт речь на семинаре, принимать участие в нём, излагать своё мнение, спорить. Ведь именно в споре рождается Истина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: