ЧИСТО ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРА




 

Вся важность анализа черт нашего личного характера и поведения по отношению к окружающим следует из приведенной выдержки из книги Гоу «Основы поведения инженера», вышедшей в 1932г. в Нью-Йорке.

«При недавно произведенном анализе причин увольнения 4000 ИТР выяснилось, что только 38% было уволено вследствие некомпетентности в технических вопросах, а остальные 62% - из-за неуживчивости, неумения сработаться с коллективом».

Тем не менее, 99% всего времени в высшем учебном заведении затрачивается на приобретение чисто технических знаний. Но в последние годы сильно увеличилась тенденция обращать внимание при обучении инженерно-технического персонала на приобретение ими необходимых качеств характера с точки зрения увеличения отдачи этими работниками производству.

Несомненно, что относительно хорошо образованный и умеренно знающий техник с хорошим характером и приятным обращением принесет в десять раз больше пользы на своем предприятии, чем высокоумный инженер, одержимый капризами или драпирующийся в тогу гордого одиночества. Это значит, что в значительной организации можно работать, успешно преодолевая все стоящие перед Вами препятствия, только лишь в добром сотрудничестве с товарищами по работе. А возможность такого сотрудничества в большей степени, чем от чего-либо иного, зависит от «личного фактора».

Поднимаемый вопрос о личном характере, несомненно, очень широк. О нем писали и пишут, его обсуждали и обсуждают с общественной, этической и религиозной точек зрения. Приведенные ниже «законы» выведены на основе многократно проведенных и повторяющихся наблюдений и написаны с чисто практической точки зрения о качествах инженера, удовлетворяющего высоким запросам.

Законы характера и личности

Одной из основных личных черт должно быть умение ладить с людьми всякого сорта. Это довольно широкое обобщение личных качеств, но оно обнимает собой то, что является первейшим требованием к любому работнику производственного организма. Эта способность может быть достигнута различными путями. Но, в общем, она основывается на широком, сердечном дружелюбии ко всем людям. Следующие законы являются более углубленными и частными элементами этого «золотого правила»:

1. Воспитывайте в себе правило оценивать хорошие качества людей в большей степени, чем учитывать их недостатки.

2. Не позволяйте себе проявлять нетерпение и раздражение по малейшему поводу. Некоторые люди обладают неприятной способностью раздражаться по малейшему поводу, не обладая ни малейшей выдержкой.

3. Не проявляйте недовольства или обиды по отношению к человеку, с которым Вы разошлись мнениями по принципиальному вопросу. Всегда будьте на принципиальной высоте и отбрасывайте все личное.

4. Воспитывайте в себе привычку учитывать чужие стремления и интересы.

5. Не выпячивайте чрезмерно своих собственных интересов. Ваши помощники и товарищи всегда будут печься о Ваших интересах, если Вы подчеркнуто будете пренебрегать своими интересами из альтруистических соображений. Гораздо мудрее отдавать свои силы выполнению работы или обучению своих людей, чем затрачивать время на улаживание своих личных дел. Не бойтесь, что Вас обойдут. Единственная возможность не получить поощрения за дело, выполнение которого обязательно должно сопровождаться таковым – это добиваться этого поощрения чересчур явно и рьяно.

6. Сделайте себе правилом помогать своим товарищам при всяких обстоятельствах. Даже в том случае, когда Вы не получите от таких поступков никакого внутреннего удовлетворения – это очень хорошее помещение капиталов. Деловой мир требует сотрудничества и коллективной работы всех сотрудников предприятия. Гораздо умнее и приятнее доброжелательно и чистосердечно поддерживать такое сотрудничество. Это поможет Вам в выполнении Ваших собственных обязанностей.

7. В особенности будьте внимательны к тому, чтобы быть справедливым во всех случаях. Это означает гораздо больше, чем проявить справедливость в том случае, когда этой справедливости кто-нибудь добивается у Вас. Все мы зачастую бессознательно бываем несправедливы просто потому, что обычно не рассматриваем вопроса с точки зрения другого своего товарища по работе. А это совершенно необходимо для того, чтобы интересы этого сотрудника были должным образом и справедливо защищены.

Например, часто ругают рабочего, не выполнившего задание. А не менее часто оказывается, что виноват не он, а мастер, который не обеспечил этого работника инструментом. Если Вы обладаете какими-либо личными или служебными преимуществами, или Ваше служебное положение позволяет серьезно повредить кому-нибудь, всегда не забудьте «посмотреть назад», т.е. вспомнить о том, что и кто Вы были … лет тому назад, это поможет Вам быть справедливым и честным.

8. Не держите себя на работе слишком серьезно. Нормальная доза здорового юмора при непрестанном контроле над собой в этом направлении, куда больше подходит начальнику, чем хронически нахмуренная озабоченная физиономия, или повышенная важность, проистекающая из преувеличенного сознания собственных достоинств или значимости своего положения на службе.

Гораздо лучше для Вашего кровяного давления и нормального состояния всего Вашего отдела, бюро или цеха, если Вы будете смеяться в трудные моменты, чем устанавливать трагическую обстановку тяжелейшего несчастья, как только дела принимают затруднительный оборот. Короче говоря, в серьезных делах надо быть серьезным. Надо в этих случаях, как правило, держаться с серьезным достоинством. Но гораздо больше вреда, чем пользы принесет, если Вы будете насаждать вокруг себя давящую, тяжелую и похоронную атмосферу.

9. Обязательно искренне и сердечно здоровайтесь с людьми. Конечно, искренняя сердечность возникает самопроизвольно. Не следует ее вызывать притворно, но не нужно ее и сдерживать. Все мы знаем и запоминаем людей, которые проходят мимо, не узнавая нас. Пусть это объясняется их чрезмерной занятостью, но мы никогда не избавимся от неприятного осадка, если нам придется с этими людьми столкнуться по делу.

Но заранее Вы испытываете внутреннее удовольствие, если Вам предстоит иметь дело с человеком, так приветливо относившемуся к Вам при последней встрече, как бы он ни был занят. Нам кажется, что большинство людей в этом отношении ощущают себя одинаково.

10. Предоставьте остальным людям право сомневаться. Взаимное недоверие и подозрения порождают бесчисленное количество совершенно ненужных трений и затруднений, очень часто принимающих серьезный характер. Это общее явление, которое можно наблюдать среди всех классов и типов людей в США и за границей. Это порождается, в основном, плохим пониманием друг друга, невежеством и неблагородной тенденцией считать виновного человека виноватым в полной мере, пока он не докажет свою невиновность.

Несомненно, что такая установка очень удобна для многих. Но учтите, что если Вы будете рассматривать своего товарища как воплощенного негодяя, он всегда будет обращаться с Вами также.

С другой стороны, у Вас наладятся прекрасные взаимоотношения с товарищами и подчиненными, если Вы будете показывать им, что считаете их такими же разумными и порядочными людьми, каким Вы считаете самого себя.

Это следует делать тогда, когда они таковыми являются. Разумеется, не следует становиться наивным простаком. Вы выигрываете гораздо больше, чем теряете, если будете считать своих сослуживцев порядочными людьми.

Не будьте слишком уступчивы

Разумеется, будет ошибкой стараться с любым человеком при всех обстоятельствах быть дружелюбным, по всякому вопросу соглашаться. Рано или поздно кто-нибудь использует это Ваше качество. Вы не устраните во всех случаях затруднения одной уступчивостью. Вы должны заработать уважение своих подчиненных, продемонстрировав свою готовность дать тому, кому следует хороший отпор, если он этого заслуживает. Еще Шекспир в «Гамлете» кратко выразил это в совете Полония, обращенном к сыну: «Остерегайся ссоры, но, поссорившись, веди себя так, чтобы твой противник стал тебя остерегаться». С другой стороны, вовсе не следует всеми способами избегать столкновений по принципиальным вопросам, в которых Вы уверены в своей правоте. Если же Вы чувствуете, что Вас побьют в споре, Вас обязательно побьют. Но старайтесь все время держаться в рамках дружеского соревнования. Если у Вас есть разногласия или противоречия с товарищами или сослуживцами, следует их разрешать между собой, а не идти к начальнику за посредничеством.

В Ваших взаимоотношениях с подчиненными неразумно доводить дружеские отношения до фамильярности: в результате произойдет падение дисциплины. Бывают случаи, когда лучшее, что Вы можете сделать для данного служащего и для завода – это рассчитать или снять с работы этого работника. Каждый из Ваших подчиненных должен знать, что если он заслужил быть выруганным, он получит заслуженное. На самую строгую дисциплину не будут обижаться до тех пор, пока она разумна, беспристрастна и справедлива. А в особенности, если она уравновешивается системой поощрений, компенсаций и наград (об этом подробно сказано в части «Неписанных законов»). Слабость и распущенность в руководстве людьми – бесполезная и вредная вещь. Если Вы не сможете преодолеть эту слабость, на Ваше место найдут человека, который сможет наладить крепкую дисциплину.

Рассматривайте собственную честность как свою важнейшую статью дохода

Если Вы хотите приобрести влияние на людей, едва ли есть что-либо более важное для Вас, чем чувство собственного достоинства. Уже это одно является достаточным основанием того, что Вы стоите на достойной Вас этической высоте. Но помимо всех этических и моральных соображений, существуют прозаические, чисто деловые основания того, чтобы добросовестно поддерживать свою репутацию человека с честным характером.

Одной из поразительных особенностей любого технического бюро является то, что характер каждого работника поразительно быстро изучается всеми остальными. В удивительно короткое время каждый сотрудник изучен, оценен и помещен на соответствующую полочку. Все это делается с такой изумительной точностью и проницательностью, о которой сам объект классификации и изучения даже не подозревает. Это верно до такой степени, что человек становится просто смешным, если начинает позировать, или пытаться убедить других в том, что он лучше, чем на самом деле. Эмерсон говорит в таком случае: «Не говорите так громко, я Вас не слышу». На деле часто получается так, что человек гораздо лучше известен и понятен своему коллективу, товарищам, чем он разбирается в себе сам.

А потому Вам, как инженеру, подобает построить свое личное поведение (открытое и скрытое) на основании своих представлений о лучших нормах профессиональной этики. Это та этика, на основании которой Вы хотели бы, чтобы мир судил и ценил Вас.

Более того, соответствует здоровой морали и то, чтобы Вы оценивали других товарищей на основании таких же этических стандартов, несмотря на то, что Вас могут обмануть при этом. Это создает лучшую атмосферу в товарищеских и служебных отношениях. Навязчивый страх, боязнь того, что Вас могут обмануть – обычные черты второсортных и третьесортных личностей. Такая психология обычно ведет к тому, что человек становится в извращенную позу: считает себя невероятно умным, а на самом деле он просто пользуется своим низменным преимуществом перед своими, более возвышенного образа мыслей, деликатными товарищами. С другой стороны, подавляющее большинство высокопоставленных инженеров обычно имеют скрупулезно честное и справедливое, открытое и прямое обращение с людьми во всех случаях. Несомненно, большинство из них занимает сегодня свое высокое положение вследствие этой черты своего характера, являющейся одним из важнейших качеств первоклассного руководителя.

Неоценимым и неизбежно приходящим вознаграждением за бескомпромиссную честность является доверие – доверие товарищей, подчиненных и людей посторонних. Все сделки в высшей степени упрощены и облегчены, когда слово человека крепко, как сталь, и все его мотивы выше подозрений. Доверие к Вам – это такое бесценное деловое качество, которое превышает всякое временное преимущество, достигаемое нечистыми делами.

Честность характера тесно связана с искренностью, тоже одним из крайне важных качеств. Ярко выраженная, выдающаяся искренность часто бывает источником исключительной силы и влияния некоторых людей. Особенно это относится к ораторам. Классическим примером был Авраам Линкольн. В любом человеке всегда оценят искренность, неискренность легко обнаруживается и учитывается.

Чтобы устранить даже видимость неправильного понимания автора статьи, он признает, что не каждый средний человек и, разумеется, средний инженер, вне всякого сомнения, является низким, бесчестным прохвостом. Несомненно, средний человек будет рьяно протестовать, если под сомнение будут ставить его личную честность и благопристойность. Пожалуй, эти протесты будут с некоторой точки зрения и справедливы, Но как прикажете расценивать эту «обычную» честность человека, способного вступить на путь компромисса при малейшем ущемлении его интересов? Рядовой человек пойдет на компромисс в любом подходящем случае, как только ему покажется хоть слегка неудобным жить по ранее принятым на себя обязательствам.

Трудно считать это «честностью», а потому, разумеется, трудно основывать даже в умеренной степени свое доверие на гарантии, что тебя не подведут до той минуты, пока не станет «туго».

О ругательствах

Инженер – профессия джентльмена. Нехорошо, если инженер настолько привыкнет к ругани, что превращается в грубияна. К сожалению, иногда считают брань признаком суровой зрелости, мужественности. Но инженер, придерживающийся таких убеждений, должен понимать, что много глупых уличных мальчишек, несомненно, переплюнут его в этом отношении. С другой стороны, нечего бояться, чтобы изредка выругаться. При подходящем случае хорошая порция крепких выражений может рассматриваться как здоровое выражение сильных чувств. Но ни в коем случае нельзя допускать грязных непристойностей. Беспрерывное сквернословие ничего, кроме неуважения, не приносит.

Тщательно следите за своей внешностью. Не более 80% инженеров уделяют достаточное внимание своему внешнему виду и аккуратности, остальные 20% грешат в одном из ниже перечисленных отношений:

1. Помятый или засаленный костюм; брюки, пиджак и жилет, сделанные из разного материала, разного цвета и т.д.

2. Ботинки грязные или порванные.

3. Галстук имеет такой вид, как будто его завязывали одной рукой.

Некоторые субъекты имеют привычку обходиться вообще только одним галстуком. Другие носят галстуки, резко контрастирующие с костюмом или рубашкой. Это может быть следствием художественной экстравагантности, если не происходит вследствие не различия цветов (дальтонизма).

4. Грязные руки.

5. Рубашка, протертая у воротника или манжет, или просто грязная.

6. Глубокий траур на ногтях, ногти обкусанные или чрезмерно длинные. Не нужно быть хлыщем, но грязные ногти, на которые их владелец не обращает внимания, немедленно создают представление об этом последнем, как о небрежном, расхлябанном человеке. (В особенности это важно в случае первого знакомства, во время которого столь большую важность имеет первое впечатление).

Конечно, мы знаем много очень хороших людей, забывающих о подобных мелочах. Нельзя поэтому сказать обо всех тех, которые о них забывают, что они люди грубые, третьесортные, неряшливые тупицы. Но с другой стороны, можно держать пари, что все грубые, тупые и неряшливые люди грешны в одном из вышеперечисленных отношений.

Не утверждайте, что Вы не в состоянии следить за собой лучше. Вы не имеете права этого делать. Ваши помощники и начальники замечают эти мелочи в гораздо большей степени, чем Вы предполагаете, и расценивают Вас в соответствии с замеченным.

В связи с этим обратите внимание на нижеприведенную критику из брошюры об оплате служащих: «Оценка одной черты человека часто автоматически влияет на оценку другого качества. А потому служащий, производящий приятное впечатление своей внешностью, имеет шанс получить предпочтение во всех других отношениях».

Анализируйте самого себя и своих людей

Из всего сказанного выше, ясно, что каждый нормальный индивидуум заинтересован в одном из двух:

а) либо он стремится улучшить ход дел на своем предприятии с точки зрения достижений лучших результатов;

б) либо он стремится занять более высокое место на службе.

Оба момента должны привести к материальной компенсации и к получению удовлетворения от сделанной работы.

В отношении пункта (б) надо сказать, что чрезвычайно часто считают продвижение по службе, назначение на должность с большей ответственностью желаемой и общественной формой вознаграждения за выдающиеся заслуги и мастерство в каком-либо деле. Такое мнение может быть ошибочным с двух точек зрения:

1. Человек может быть слишком удивлен тем, что он испытывает гораздо меньше удовольствия и удовлетворения при исполнении своих новых обязанностей, чем на старом месте. Во многих случаях молодые инженеры считают, что увеличение ответственности означает расширение власти и улучшение материального положения. Добавка к зарплате в этом случае в первую очередь является компенсацией за добавочное бремя ответственности.

Разумеется, большинство людей испытывает ответственность от этого добавочного бремени – возросшая ответственность открывает перед ними более широкие возможности. Часто инженер или ученый открывает к своему ужасу, что с того момента, как он стал администратором, он не может больше быть инженером или ученым. Действительно, многие администраторы не имеют времени ни на что большее.

2. С деловой точки зрения является несомненным, что человек являющийся хорошим специалистом, будет хорошим администратором. Однако выдвижение многих способных инженеров на административную работу приносило ущерб и предприятию и им самим.

Эти факты должны быть внимательно учтены человеком, стремящимся к выдвижению, и лицом, подписывающим приказы и назначения. Имеются другие методы вознаграждения за выдающиеся работы и достижения. Совсем нелегко авансом решить, будете ли Вы лично, или другой человек более счастлив, работая на административной должности, или на индивидуальной научной или технической работе. И в каком общем случае от Вас будет большая отдача производству.

Для этой цели нет безошибочных критериев, но в самом общем случае можно различить два типа людей. В этом Вам помогут характерные черты и личные качества, описанные в таблице 1.

Характерные качества командира производства и индивидуального работника

 

Таблица 1

Командир производства Индивидуальный работник
Внимателен к окружающим Сосредоточен в себе
Сердечный и ласковый Сдержанный и необщительный
Общительный, компанейский со всеми Предпочитает свой замкнутый круг знакомых
Любит людей Любит научно-техническую работу
Интересуется людьми Интересуется механизмами, идеями
Склонен заниматься практическими делами, ценами, прибылями и убытками Склонен заниматься наукой, математикой, литературой, принципиальными вопросами
Способность делать много дел. Практичен Способность делать сложные дела. Идеалист
Обладает широким кругозором и интересуется широкими перспективами Обладает свойством вникать в суть, в глубину вопроса
Обобщающий ум Аналитический ум
Быстро пользуется интуицией Медлителен, методичен
Способность к руководству Независимость, самостоятельность
Пользуется индуктивной логикой Пользуется дедуктивной логикой
Пронизан духом соревнования Предпочитает следовать канону – живи и не мешай жить другому
Смелый Скромный
Отважный Уходит от столкновений и т.п.
Беспокойный Спокойный
Без выдержки Обладает выдержкой
Упрямый, непреклонный Чувствительный, весьма уязвимый
Доверчивый Почтительный
Нетерпим, самоуверен Терпим, широко смотрит на вещи
Действует под влиянием импульса, толчка Действует под влиянием мысли
Быстрый, энергичный Медлительный, раздумывающий
Решительный в изменениях окружающих условий Приспосабливающийся к обстоятельствам
Нетерпеливый Терпеливый
Предприимчивый Осторожный

 

Разумеется, многие люди являются представителями промежуточного типа, или обладают качествами той и другой группы. Характерные черты табл.1 подчеркивают резко выраженные типы. Более того, если большая часть черт Вашего характера лежит в правом столбце, Вы все-таки имеете шансы стать хорошим администратором. С другой стороны, если Вы заинтересованы в том, чтобы воспитать в своем лице хорошего индивидуального работника, будет неплохо, если разовьете в себе некоторые сильные качества, перечисленные в левом столбце. Этим Вы только усилите свою характеристику хорошего индивидуального работника.

Из сказанного выше вытекают два факта:

1. Какое бы Вы положение не занимали, какое бы чувство удовлетворения своей работой Вы не испытывали, всегда перед Вами огромные возможности улучшить свою производительность как работника.

2. Каковы бы ни были Ваши природные дарования и таланты, всегда возможно добиться развития в себе всяческих способностей и умений посредством занятий и практической деятельности. Для этого Вы должны обладать волей, целеустремленностью и выдержкой.

Все это напоминает конструирование машины. Любой опытный инженер знает, что всегда при реконструкции любого механизма можно в него ввести существенные улучшения.

Когда Вы вплотную займетесь воспитанием молодых специалистов, Вы поймете, что нет дела более увлекательного и полезного, чем образование и воспитание хорошего инженера. Александр Поп писал много лет назад: «Настоящая цель – усовершенствование человека».

Такое усовершенствование должно быть целью не только для Вас лично. Следует толкать своих подчиненных на путь самоусовершенствования. В равной мере все высказанное относится к подбору и оценке людей, Для Вашего успеха вторым важнейшим фактором, после Ваших личных свойств, будут качества Ваших помощников. В жизни, несомненно, бывают случаи, когда характер администратора, его знания не особенно важны. Это тогда, когда такой командир умеет окружить себя умными и способными людьми, выполняющими всю работу.

Во многих случаях успех или провал Вашего предприятия будет зависеть от того, будут ли Ваши инженеры несколько выше, или несколько ниже среднего уровня ИТР данной отрасли промышленности.

Значительным является такой факт: в общем и целом большой разницы в способностях и дарованиях молодых инженеров нет. Не касаясь небольшого количества гениев и тупиц, подавляющее большинство ИТР в любой отрасли промышленности, костяк любого большого предприятия, состоит из индивидуумов, мало отличающихся от нормы. В общем, когда администратор пересматривает свой штат с целью подобрать человека на лучшую должность, он останавливает свое внимание на лицах, имеющих минимум недостатков, и выбирает такого, у которого их меньше всего. Аналогично этому имеется не так много высших администраторов и командиров промышленности, отмеченных печатью гения, - большинство таковых просто относительно свободны от дефектов характера. Гениев не так много. Это, может быть, разочарует молодых людей, смотрящих на руководителей промышленности с почтительным страхом и изумлением. Девять десятых молодых специалистов имеют достаточно природных данных для занятия руководящего поста. Но вопрос в том, чтобы развить свои природные способности до уровня, поднявшись на который можно хорошо выполнять работу руководителя.

Замечательно, что основными чертами характера или способностями инженера, за которые его ценят и оплачивают его труд выше, являются такие способности, которые он сам в себе воспитал, а не способности природные. Вся же система оплаты таких качеств и т.п. свидетельствует о том, что есть ряд свойств человека, за которые ему сбавляют жалованье и т.д. А на самом деле от таких свойств чрезвычайно легко избавиться при сознательном подходе к делу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эти «законы» представляют собой только один из основных элементов большой формулы успешной карьеры инженера. Большинство специалистов выходит из ВУЗов на производство насыщенными формальными техническими знаниями, а о «неписанных законах» представления не имеют.

Для того, чтобы все описанные правила при их применении дали эффект и пользу, следует их выполнять неукоснительно, стараясь избегать срывов принятой для себя линии поведения.

Разумеется, гораздо легче признать ценность и значимость этих законов, чем следовать им. Но ведь легче принять доктрины христианства, чем следовать христианским принципам. Важным моментом является выбор надлежащих условий для усовершенствования инженера. В этом отношении инженеры, работающие на больших предприятиях, обладают значительными преимуществами.

Возможно, еще более важным является, хотя бы на первые годы своего «ученичества», выбрать себе хорошего начальника.

Никакое наставление не является столь полезным, каким может явиться хороший пример. К сожалению, вокруг нас таких примеров немного, и приходится изучать наши «неписанные законы». С их помощью можно выработать в себе набор принципов для руководства в своей профессиональной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: