Концепция идеального города получила свое развитие еще со времен античности[1]. Этой идее посвящали свои труды архитекторы эпохи Ренессанса, архитекторы Возрождения делали первые попытки к проектированию подобного города.
Франческо ди Джорджо Мартини (1439-1501). Рисунки из трактата об архитектуре. В рисунке города крепости в план крепости вписана человеческая фигура, в голове которой размещалась цитадель, на груди – базилика, на животе – площадь. Такой антропоморфный подход был достаточно распространен во времена Ренессанса. Многие архитекторы (Альберти, Катанео, Палладио, Микеланджело и др.) проводили прямое сопоставление пропорций города и здания с пропорциями человеческого тела, которое считалось эталоном. В антропоморфном подходе было два направления: дедуктивное (от общего к частному) – город как огромный человек, и индуктивное (от частного к общему) – человек как основной элемент пропорций, из которых последовательно складывается интерьер,здание в целом, площадь, улицы и, наконец, город. В рисунках схем идеальных городов Мартини показал различные центрические конфигурации планировки, а также редкую для Ренессанса возможность расположения идеального города на рельефе.
Антонио Аверлино (Филарете). Проект идеального города «Сфорцинда», 1460-1464. Флорентиец Антонио Аверлино по прозвищу Филарете долгое время работал при дворе герцога Сфорца в Милане. Он написал один из первых трактатов, целиком посвященных проекту идеального города. План города Филарете имел радиально-центричную основу и был заключен в строго геометрические стены, образованные правильными геометрическими фигурами (квадрат, круг). В проекте были прорисованы системы улиц, каналов, главных, торговых и приходских площадей. Также в этом трактате имелись эскизные проекты главных зданий города. Этот трактат так и не был опубликован во времена Ренессанса, однако с него делались списки, которыми пользовались архитекторы, он находился в известной библиотеке герцога Миланского. Известно, что Леонардо да Винчи внимательно изучал его, когда работал при дворе герцога.
|
Концепции идеальных городов Ренессанса «по Витрувию». В 1427 году в Санкт-Галленском аббатстве гуманистом Поджо Баччиолини была открыта рукопись древнеримского архитектора второй половины I века до РХ Марка Поллиона Витрувия, служившего инженером в войсках Юлия Цезаря. Эта рукопись стала чрезвычайно популярна среди архитекторов Ренессанса. Венецианец Д. Барбаро в 1556 году выпустил «Десять книг об архитектуре Витрувия с комментарием Даниеле Барбаро», которые перепечатываются и до сегодняшнего дня. В трактате М.П. Витрувия объединен древнегреческий и древнеримский архитектурно-градостроительный и инженерно-строительный опыт. Системность рассмотрения вопросов и глубина проработки выделяли этот трактат из ряда подобных рукописей. Витрувий стал непререкаемым авторитетом в области пропорций, ордеров и типологии. В его трактате не было рисунков по планировке города в целом, хотя периодически встречались рассуждения на эту тему. Витрувий писал о влиянии ветров на планировку улиц города, о соединении регулярной в основе уличной планировки с элементами свободной планировки, о роли и значимости главных зданий и т.д. Построение моделей идеального города «по Витрувию» стало популярной темой среди архитекторов Возрождения.
|
Леон Баттиста Альберти. Наиболее приблизился к воплощению такого масштабного проекта Леон Баттиста Альберти. Правда ему не удалось воплотить свою задумку целиком, но он оставил после себя большое количество чертежей и записей, по которым в дальнейшем другие художники смогли добиться того, чего не удалось Альберти. В частности, исполнителем многих его проектов выступал Бернардо Росселино. Но свои принципы Альберти осуществлял не только в письменном виде, но также и на примере многих построенных им зданий. В основном это многочисленные палаццо, спроектированные для знатных фамилий. Собственный пример идеального города архитектор раскрывает в своем трактате «О зодчестве». Этот труд ученый писал до конца своей жизни. Он вышел посмертно и стал первой печатной книгой, раскрывающей проблемы архитектуры. По учению Леона, идеальный город должен был отражать все потребности человека. И это не случайно, ведь ведущей философской мыслью в эпоху Возрождения был антропоцентрический гуманизм. Город должен быть разделен на кварталы, которые делились бы по иерархическому принципу или по виду занятости. В центре, на главной площади, находится здание, где была бы сосредоточена городская власть, а также главный собор и дома знатных фамилий и управляющих городом. Ближе к окраинам располагались дома торговцев и ремесленников, а на самой границе жили бедняки. Такое расположение зданий, по мнению архитектора, было препятствием к возникновению различных социальных волнений, так как дома богачей были бы отделены от жилищ бедных граждан. Еще одним важным принципом планировки является то, что он должен был отвечать запросам любой категории граждан, чтобы и правителю, и священнослужителю было комфортно проживать в этом городе. В нем должны были находиться все здания, от школ и библиотек до рынков и терм. Также немаловажна и общедоступность таких строений. Планировка обязана была быть регулярной, по которой город делился на четкие кварталы прямыми улицами. Вообще все архитектурные строения должны быть подчинены геометрическим формам и прочерчены по линейке. Площади были либо круглыми, либо прямоугольной формы. По этим принципам, в старых городах, таких как Рим, Генуя, Неаполь, подвергались частичному снесению старые средневековые улочки и устройства новых просторных кварталов.
|
Леонардо да Винчи (1452–1519). Один из выдающихся универсально развитых людей в истории человечества. Леонардо родился во Флоренции в семье обедневшего сера Пьетро из Винчи. Он занимался живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой и т.д. Кроме этого, Леонардо был известен своими работами и изобретениями в области математики, строительства, механики, анатомии, химии и т.д. Он отстаивал необходимость опытов в познании природы и человека. Современники признавали величие этого человека, однако отмечали его нелюбовь к окончанию работ. Один из крупных авторитетов Ренессанса, Дж. Вазари в своих «Жизнеописаниях» писал о Леонардо: «…иной раз одно и то же тело бывает с переизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам богом, а не приобретенное человеческим искусством». В своих живописных работах («Тайная вечеря», «Джоконда» и др.) он создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Ренессанса. Многочисленные открытия и изобретения записаны им в различных записных книжках и рукописях, которые насчитывают около 7 тысяч листов. Им выполнен эскиз реконструкции Флоренции, начало 1470-х гг. Будучи еще юношей и находясь на обучении у Андреа Верроккио, Леонардо предложил реконструировать планировку своего города. Он разрабатывал проект увеличения территории города и придания ему правильной полигональной формы, а так же спрямления русла реки Арно и отвода его по каналу, соединяющему Пизу с Флоренцией. Тогда же Леонардо на моделях и серии эскизов предложил схему поднятия храма Сан Джованни. Еще один его проект – идея планировки городских улиц и туннелей для движения в двух уровнях. Рассматривая вопросы градостроительства, Леонардо большое внимание уделял инженерным и социальным аспектам: фортификации, гидротехническому строительству, транспортной инфраструктуре, демографии. Он первым предложил разделить движение транспорта и пешеходов по вертикали, отдав кораблям и повозкам нижний уровень, а пешеходам – верхний. Градостроительной темой Леонардо да Винчи занимался всю жизнь. Служа при дворе герцога Сфорца в Милане, он предложил идеи улучшения водоснабжения города, а также концепцию разуплотнения Милана за счет переселения 5 тысяч семей в другие районы Ломбардии. Во дворце герцога была отменная библиотека, и Леонардо изучал там трактаты Витрувия и Филарете. Живя последние годы жизни в гостях у Французского короля Франциска I, он разработал проекты города в форме веретена с социальным зонированием, а также проект постройки крупного Роморантенского канала, соединяющего реки Луару и Сону.
Подводя итог: в инженерной среде Ренессанса усердно изучаются вопросы композиции, гармонии, красоты, пропорции. В этих идеальных построениях планировке города свойственны рационализм, геометрическая ясность, центричность композиции и гармония между целым и частями. И, наконец, то, что отличает архитектуру Возрождения от других эпох, - человек, стоящий в центре, в основе всех этих построений. Примерами могут служить еще многие имена и названия городов. Сохранившиеся Урбино с его грандиозным Герцогским дворцом, «городом в форме палаццо», созданном архитектором Лучано Лаурана для герцога Федерико да Монтефельтро, Терра-дель- Соле («Город Солнца»), Виджевано в Ломбардии, Валетта (столица Мальты). Что касается последнего, то этот величественный город-крепость вырос на безводных крутых скалах полуострова Маунт Шиберрас, вздымающихся меж двух глубоких гаваней Марсамшетт и Большой Гаванью. Заложенная в 1566 году, Валлетта была полностью выстроена, вместе с внушительными бастионам, фортами и собором, в поразительно короткий срок - за 15 лет.
Общие идеи, концепции эпохи Возрождения перетекли далеко за рубеж XVII века и выплеснулись бурным потоком, охватив последующие поколения архитекторов и деятелей инженерной мысли.
Даже на примере многих современных архитектурных проектов видно влияние Ренессанса, за несколько веков не утратившее своей идеи гуманности и первостепенности комфорта человека. Простота, удобство, «доступность» города для жителя во всевозможных вариативных устройствах можно встретить во многих работах, и следуя в них каждый по своему собственному пути, архитекторы и исследователи, все как один, все же ступали по уже проложенной мощеной дороге мастерами Ренессанса.
Концепции идеального города эпохи Возрождения при всей своей утопичности и невозможности с прагматической точки зрения человека, тем более современного, полностью или хотя бы частично, элементами периодически появляются в работах архитекторов-романтиков, стремящихся к совершенству в своём творческом ремесле, к недосягаемому совершенству человеческой души и сознания.