Концепция городской площади




Основные черты городского ансамбля сложившиеся в XV – XVI веках стали претерпевать изменения. В плане местности вместо классически правильных геометрических фигур (круг, квадрат, уравновешенный прямоугольник) мастера Барокко отдавали предпочтение реальной ситуации с ее асимметрией, вытянутостью и реальным рельефом. В них они видели дополнительные возможности для создания необычных, эффектных пространственных композиций. От Ренессанса сохранилось стремление создать главную ось, которая вела к входному порталу. В XVII веке в Риме насчитывалось более 200 площадей, большинство из которых были входными площадями в небольшие церкви. На них отрабатывались основные приемы Барокко.

 

Капитолийская площадь, арх. Микеланджело. В средние века на этом месте стояло здание тюрьмы, изрядно обветшавшее к XVI веку. Папа Павел III поручил в 1536 г. Микеланджело работу по реконструкции этой территории. Небольшая трапециевидная в плане площадь (80 м в глубину, 40 м и 60 м в основаниях трапеции) на вершине Капитолийского холма началась с постановки на пустыре античной конной статуи Марка Аврелия как центра будущей композиции. С трех сторон площадь ограничена зданиями дворца Сенаторов (в центре), дворца Консерваторов и Нового дворца (Капитолийский музей). С четвертой стороны площадь обрамляет невысокая балюстрада, позволяющая видеть раскинувшийся у подножия холма город. Считается, что пропорциональный строй фасадов зданий и статуи Марка Аврелия близок пропорциональным соотношениям статуи Марка Аврелия и человеческой фигуры. Площадь богато декорирована скульптурой, особенно вдоль лестницы и открытого края площади. Сложный узор брусчатки дополняет декоративное убранство площади. На этой площади Микеланджело использовал сложную символику и пространственные иллюзии. Скульптурное обрамление воссоздает историю величия Рима (скульптуры Аврелия, Диоскуров, аллегории полулежащих фигур Нила и Тибра и пр.). Скошенные стороны деформируют пространство площади в сторону его увеличения при выходе из главного здания. При входе на площадь они увеличивают истинный размер дворца Сенаторов. Ритмично уменьшающийся к конной статуе Аврелия узор делает возвышение мощения под статуей еще более высоким, вызывая образы центра мира. Капитолийская площадь стала одной из лучших площадей, выполненных в ренессансной манере.

 

Ансамбль площади Испании и церкви Тринита дей Монти (Троицы-на-горе). Этот ансамбль создавался в XVI – XVIII вв. Основной задачей было соединить две парадные улицы (Систино и Бабуино), которые подошли друг к другу на разной высоте. Основными элементами этого яркого ансамбля являются церковь (1502–82), фонтан(1629), лестница (1723–26) и обелиск (1789). Перепад между церковью, увенчанной двумя одинаковыми колокольнями, и фонтаном работы Бернини старшего составляет 25 м. Их соединяет Испанская лестница, насчитывающая 138 ступеней. У фасада храма она разделяется на два почти одинаковых марша, огибающих монументальный обелиск. Асимметричность лестницы почти незаметна, благодаря декоративным изломам и цветникам. Большая ширина и изломанность лестницы позволили соединить два уровня в единый ансамбль.

 

Рим. Пьяцца сан Пьетро. К середине XVII века Рим стал культурным и религиозным центром Европы, чему во многом способствовала политика руководителей Контрреформации. «Барочные декорации» Рима органично вписывались в античную среду города, создавая неповторимый облик. В их основе лежала идея пространственной связи основных культовых ансамблей. В 1657 г. началась реконструкция пространства вокруг главного храма города – собора св. Петра, которая шла 10 лет. Созданием площади руководил ведущий мастер Барокко Лоренцо Бернини (1598–1680). Он создал крупнейшую площадь города, превышающую своими размерами античный Колизей (большой диаметр овала – около 200 м, малый диаметр – 130 м, глубина трапеции – около 125 м). Большой овал обнимала грандиозная сквозная колоннада из 284 дорических колонн поставленных в четыре ряда. По верху колоннады были поставлены 142 скульптуры христианских подвижников. Центром площади остался монолитный египетский обелиск из красного гранита (высота 23,57 м), установленный еще Д. Фонтана в 1586 г. На его вершине поместили крест и частичку голгофского креста. Два фонтана работы Бернини и Мадерно (высота 14 м) фланкировали обелиск. Вертикальная планировка площади имела основной подъем перед входом в собор и небольшое возвышение вокруг обелиска. Декоративное мощение подчеркивало барочную основную геометрию: овалы с расходящимися лучами и трапеции. Постановка обелиска по центру площади исключала осевое восприятие, а обход площади создавал различные пространственные эффекты, что было характерно для Барокко. Так при входе на площадь над ней доминировал купол Микеланджело, но уже с середины площади он начинал исчезать за порталом. Одинаковые вначале фонтаны начинали казаться очень разными по величине при подходе к какому-нибудь из них. Между фонтанами и обелиском в брусчатку были вмонтированы две мраморные плиты (центры построения боковых частей овала). Если встать на любую из них и посмотреть на полукружия колоннады, то четыре ряда колонн сливаются в один и колоннада становится совершенно прозрачной. Крупный масштаб, гармоничное сочетание различных элементов перетекающего пространства и многоголосие зрелищных эффектов сделали площадь святого Петра одной из самых ярких площадей Рима. В 1667 г. Карло Фонтана издал трактат, в котором критиковал площадь Бернини и предложил свой вариант ее реконструкции с добавлением аванплощади и выходом к реке Тибр. В начале XX века этот проект был частично реализован.

 

Рим. Пьяцца дель Пополо (Народная площадь). Северная парадная въездная площадь формировалась на протяжении XVI – XIX веков, но ее основа была заложена в XVI – XVII веках. Здесь впервые была опробована система трехлучия на парадном въезде в город. Начало формированию площади положил Д. Фонтана, поставивший по ее центру древнеегипетский обелиск в 1589 г., вокруг которого позже был построен фонтан. Обелиск фиксировал точку пересечения трех лучей – главных въездных улиц города (Бабуино, Рипетта и дель Корсо). В 1655 Бернини создал торжественный фасад въездных ворот (Порта дель Пополо, бывшие Фламиниевы ворота), а в 1662 Райнальди начал строительство парных церквей на клинообразных участках между лучами, придавших площади театральный эффект. Окончательный характер площадь приобрела в XIX веке, когда Д. Валадиер создал сады Пинчо на холме над восточной стороной площади и оформил спуск на площадь, а также сделал овальные очертания площади в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: