Градостроительство Венеции




Необычное местоположение Венеции во многом определило ее историческое развитие. Она разместилась на островах обширной лагуны на севере Адриатического моря. Считается, что здесь укрылись от гуннов жители прибрежных древнеримских городков Аквилеи, Монселиче и Альтино. Они постепенно осваивали пространство между сушей и морем. До IX века Венеция была небольшой провинцией Византийской империи. К IX веку морская республика изобрела собственную политическую систему – «догат», в которой соединились различные критерии: монархические (пожизненная власть дожа), аристократические (Сенат нобилей), и демократические (Большой Совет, состоящий сначала из 1 тысячи, а затем из 2-х тысяч членов). Выгодное местоположение на пути из Византии в Ломбардию позволило Венеции стать торговым посредником между Европой и Востоком, что постепенно привело к расширению влияния Венеции на значительную территорию восточного Средиземноморья. Развитие индустрии мореходства, строительства кораблей, развитие ремесел по производству предметов роскоши (зеркала, стекло, кружева и т.д.) сосредоточили в Венеции значительные капиталы, которые позволили ей активно развиваться в XIII – XVII веках. К XV веку Венеция превратилась в крупнейшую европейскую морскую державу, которой принадлежал торговый флот из почти 3500 кораблей и 35 тысяч матросов. В самой Венеции проживало около 190 тыс. человек. Изначально территория города располагалась на нескольких островах (Риальто, Оливоло, Сан Джорджо Маджоре, Ла Джудека), остальные 34 острова Венецианской лагуны, включая остров Лидо, отделяющий лагуну от Адриатического моря, были почти необитаемы. Многоостровной характер города привел к тому, что главным средством передвижения стали лодки (гондолы). Это потребовало прорыть дополнительные каналы на крупных островах и связать всю городскую застройку сетью каналов. В результате многовековой деятельности в городе появилось 118 островов разделенных 134 каналами, через которые было перекинуто около 400 мостов. Основными внешними магистралями Венеции стали два морских канала – канал Джудекка и канал св. Марка.

Главным внутренним каналом города стал Гранд канал (Большой канал), который, изгибаясь на протяжении около четырех километров, делил территорию города на две крупные части. На протяжении веков он застраивался парадными зданиями светского и культового назначения, в которых отражались все достижения готической, ренессансной, барочной и классической архитектуры с неизменным византийско-восточным духом, присущим всей венецианской архитектуре. П. Вяземский назвал Большой канал «Невским проспектом Венеции».

Застройка остальных венецианских каналов была очень разнообразной. Экономия сухопутного пространства привела к тому, что появились улицы–каналы как с тротуарами (одно- или двухсторонними), так и без тротуаров, с причалами прямо у входа в дома. Основным строительным материалом для изготовления фундаментных свай, работающих в экстремальных условиях вода-воздух, стала сибирская лиственница. Пешеходная сеть города состояла из одной улицы Мерчерия, которая соединяла площадь (пьяццу) св. Марка с главной торговой площадью у моста Риальто, и сети ограниченных каналами внутриквартальных небольших площадей (кампо) и переулков. Традиционный квартал состоял из живописной периметральной застройки, выходящей на канал, одной или двух кампо, на которых располагался колодец или фонтан питьевой воды. Практически каждый квартал обладал своей церковью или монастырем, при котором существовала школа, основанная на средневековом Братстве (Скуоле).

Несмотря на обилие культовых и общественных зданий существовал только один общегородской центр, который располагался на площади св. Марка. Площадь святого Марка. До возникновения площади св. Марка на этом месте также находилась главная площадь города византийского периода, которую пересекал канал Рио Батарио, и стояли странноприимный дом и две церкви, одна из которых была посвящена св. Теодору (Феодору) – покровителю города. Началом формирования новой площади стало появление рядом с базиликой Феодора базилики св. Марка, в которой поместили мощи Евангелиста Марка, вывезенные венецианцами из захваченной мусульманами Александрии в 832 году. С этого времени небесным патроном города стал св. Марк. В 1063 г. (дож Контарини, арх. Н. Баратьери) началось строительство нового собора св. Марка как символа освобождения от влияния Византии. В XIII веке был построен новый дворец Дожей. В XV веке началась коренная реконструкция главной «Светлейшей» площади (как ее тогда официально именовали) Венецианской республики. В конце XV – начале XVI века на северной стороне площади было возведено протяженное здание для бюрократического аппарата государства, получившее впоследствии название Старые прокурации (арх. П. Ломбардо, Б. Бон и др.). Старая невысокая колокольня была надстроена до 96 м (арх. Б. Бон). Тогда же братья Раиньери возвели рядом с прокурациями Часовую башню, от арки которой начиналась улица Мерчерия. Циферблат на башне был богато украшен и показывает время, лунные фазы и зодиак. По преданию, архитекторов после окончания строительства ослепили, чтобы они не смогли больше негде построить такого.

В 30-е – 50-е годы над площадью работал главный архитектор республики Якопо Сансовино. По его проектам были построены Новые прокурации, которые достраивал после смерти автора арх. Виченцо Скамоцци. Пространственный ансамбль получил двухчастное деление на основную площадь с выходящим на нее входным порталом собора и часть, выходящую к морю, которая получила название Пьяцетта. В завершении Пьяцетты стоят две гранитные колонны, вывезенные с Востока, на которых установлены статуя св. Теодора (Феодора) и крылатый лев – символ св. Марка. Весь ансамбль был богато украшен скульптурой, только изображений крылатого льва насчитывается на площади четырнадцать. Наиболее богатое скульптурно-мозаичное оформление имеет главный собор, в котором переплелись различные стили христианского Востока и Запада, а в его объемно-пространственном построении (пятикупольное завершение) отчетливо видны византийские мотивы. Пространственное построение Пьяццы и Пьяцетты имеет отчетливые перспективные искажения, связанные с их трапециевидными очертаниями в плане. Эти искажения позволяют зрительно увеличивать пространство площадей при выходе из собора и, наоборот, приближать и увеличивать собор при входе на площадь со стороны моря или со стороны города. Отличительной чертой этого ренессансного ансамбля (как и всей венецианской архитектуры) является ее насыщенная цветность.

 

Градостроительство Рима

В период средневековья Рим был сначала провинциальным второстепенным городом Византийской империи. Однако к XIV веку он превратился в столицу Папской области, в которой близ гробницы св. Петра окончательно поселились понтифики католической церкви. Папская область не обладала сильным экономическим потенциалом, но она стала центром католического мира. К началу XV века в городе постоянно жило всего несколько десятков тысяч человек, город стоял в развалинах, однако римские Папы всячески желали возвысить Рим. Во второй половине XVI века итальянские города стали испытывать экономические трудности. В Риме этих трудностей не было, поэтому многие итальянские архитекторы и художники стали приезжать в город. Город быстро рос, и в нем началась активная градостроительная деятельность. Наибольшие преобразования начались с приходом к власти Сикста V (1585–1590), который задумал соединить между собой наиболее важные раннехристианские базилики и пригласил на должность придворного архитектора Доменико Фонтана (1543–1607). Фонтана активно занялся улучшением водоснабжения города, без которого было невозможно его дальнейшее развитие. Были реконструированы старые и построены новые акведуки, начато возрождение старых и строительство новых уличных фонтанов и питьевых фонтанчиков в традиционном для древнего Рима виде различных маскеронов и уст львов.

Но наибольшему преобразованию подверглась уличная сеть города. В этот период происходило изменение общественного мировоззрения, на смену Ренессансу шло Барокко. Реконструкция Рима стала ярким примером нового стиля. Идею Сикста V о соединении ведущих церквей между собой для организации религиозных процессий Доменико Фонтана блестяще выполнил, начав создание уличной системы как системы пространственных осей, соединивших между собой главные улицы, площади и здания в единый ансамбль.

Еще одним достижением градостроителя стала маркировка главных точек в пространстве города. Из развалин Большого цирка были извлечены древнеегипетские обелиски, которые поставили перед главными храмами города. Эти огромные монолиты с иероглифами или без них являлись символами солнца и бессмертия, они стали композиционными центрами лучших ансамблей Рима. Из 13 обелисков, которые стоят в городе по сегодняшний день, 5 были поставлены во времена Сикста и Фонтаны (площади св. Петра, дель Пополо, Сан Джованни ин Латерано, Эсквилинский холм), 2 обелиска поставил Бернини в XVII веке, остальные были поставлены в XVIII веке. Впервые улица и площадь были пространственно связаны в одно целое со своей динамикой и ориентирами. Для последующего развития была заложена барочная основа, которая заключалась во взаимодействии и переплетении многоголосного пространства города. В XVII веке планировочная структура Рима получила связанный набор радиально-лучевых композиций, в основе которых лежала пространственно-зрелищная связь. В этот же период появилось знаменитый «трезубец» – трехлучие Рима на Народной площади (Пьяцца дель Пополо).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: