Замок Фонтенбло, XVI – XIX вв.




Фонтенбло – наиболее роскошная королевская резиденция до версальского периода. К XVI веку все загородные королевские замки обветшали и не соответствовали новым вкусам, появившимся с приходом Ренессанса. Наибольшее значение имели замки в бассейне реки Луары. Именно в этом районе началась самая активная реконструкция старых замков и строительство новых. Это замки – Амбуаз, Блуа, Шамбор, Фонтенбло, Шенонсо, а также Шомон-сюр-Луар, Ланже и др. Они были построены или перестроены в соответствии с новыми функциональными и эстетическими требованиями. В 1528 г. Франциск I заложил новый представительский замок на базе снесенной крепости XII века. В начале строительства замка Фонтенбло принимали участие крупные итальянские архитекторы и художники, такие как арх. Д. Виньола, С. Серлио, худ. Ф. Приматиччо, Н. Аббате и другие. Строительство этой дворцовой резиденции явилось базой для формирования французского ренессансного стиля в искусстве, особенно так называемой «первой школы Фонтенбло» в живописи. Главной частью комплекса и сегодня является дворец, построенный при Франциске I. Парадный въезд осуществляется через двор «Белой лошади» со знаменитой лестницей «Подкова». В XVII веке на месте сада арх. А. Ленотр разбил регулярный парк по канонам классицизма. Дворец достраивался и перестраивался при всех последующих французских королях и императорах вплоть до XIX века.

Шенонсо – камерный замок-резиденция в стиле Ренессанса с оригинальным архитектурно-пространственным решением. Замок-мост расположен прямо на реке Шер, притоке Луары. Он является ярким примером ренессансной дворцовой архитектуры Франции XVI в. Этот замок называют замком пяти женщин. Жена королевского финансиста Катрин Бойе в 1512-1521 г.г. перестроила донжон и поставила основной дворец с большими окнами и сложной крышей на искусственном островке на основании бывшей мельницы. Фаворитка Генриха II Диана де Пуатье в 1547–1559 гг. построила мост с пятью арками, соединившими замок с противоположным берегом реки, а также разбила регулярный парк. Королева Екатерина Медичи придала резиденции роскошные черты, она в 1559–1580-е гг. достроила мост до двухэтажной галереи и разбила еще один сад. Мадам Дюпен (XVIII век) и мадам Пелуз (XIX век) занимались в основном реконструктивными работами и поддерживали в резиденции культурную атмосферу.

Амбуаз – самая старая резиденция французских королей (с X века). Она была построена на месте римского лагеря, где река Луара делится на два рукава, образуя остров Сен-Жан. Массивная крепость, продолжающая скалистое плато, была самой укрепленной в долине Луары. Она первая изменила свой облик в XVI веке в соответствии с канонами итальянского ренессанса. Над реконструкцией работали десятки итальянских инженеров, архитекторов, художников, садоводов (Леонардо, Челлини, Меркольяно и др.), а также французские архитекторы. Это пример соединения крепостного строительства (башня тур де Миниме с пандусом), поздней готики (верхний ярус основного корпуса с крышей) и ренессанса (аркады, большие окна и балконы). На верхней террасе был разбит итальянский парк. В башне крепостной стены до сих пор находится знаменитая капелла Сен-Юбер в стиле «пламенеющей готики», в которой был похоронен Леонардо да Винчи.

Блуа – замок перешедший во владение королевской семьи в самом конце XIV века. В XVI веке он получил наибольший расцвет и градостроительное решение: открытый двор-терраса, окруженный лоджиями и галереями, лучший в те времена сад с павильонами и галереями, корпус Франциска I – яркий пример французского ренессанса. Внутренний фасад корпуса отличает так называемая «Китайская пагода» - трехъярусная лестничная башня. Многое в Блуа связано с Екатериной Медичи. В XVII веке было достроено юго-западное крыло (арх. Ф. Мансар) в стиле барокко. Сейчас замок состоит из четырех корпусов XII - XVII веков, образующих замкнутый двор. В архитектуре представлены стили готики, ренессанса, барокко.

Шамбор – редкий пример замково-дворцового строительства, когда комплекс построен от начала и до конца по единому проекту (1519-1553). Молодой Франциск I, покоренный культурой Италии эпохи Ренессанса, решил возвести самую большую ренессансную постройку Франции. По его идее это должен был быть грандиозный охотничий замок. Оригинальное проектное решение принадлежит, по-видимому, Д. Кортона и Леонардо да Винчи, который умер за четыре месяца до начала возведения замка. В образе мощного, со всех сторон защищенного донжона как символа королевской власти много сакральных мотивов: крестообразный генплан с четырьмя въездами, греческий крест на плане основного здания, четыре башни, четыре угловых квадратных помещения, большой зал в форме креста и т.д. Иногда этот замок называют зашифрованным образом Леонардо. В стилистике Шамбора соединены черты поздней готики и Ренессанса. Основные пропорции в решении комплекса, большие окна и террасы, искусное сочетание цветов и материалов соединяются с необычно выразительными готическими формами завершения основного здания в виде богато декорированных шпилей, башенок, световых фонарей.

 

В начале XVII века появилось собственное теоретическое осмысление концепции «идеального города», которое в основном связывалось с оборонительным строительством государства, т.е. с созданием военных городов–крепостей. В трактатах по фортификации Жака Перре и Жака Эрара были разработаны образцы планов таких городов. Эти планы имели форму правильного многоугольника с регулярной прямоугольной или радиально-кольцевой системой улиц, дозорной башней в центре города, достаточно крупной центральной площадью для сбора гарнизона, а также бастионами и земляными валами сложной конфигурации. По этим примерам были построены города Монтобан, Саарлуи, Шарлевиль в Арденнах и др. Некоторые из них (Шарлевиль) путем трансформации изломанной линии бастионов и живописного расположения кварталов были хорошо вписаны в окружающую местность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: