Париж к началу XVII века представлял собой город, имеющий очень плотную, в основе своей дробную средневековую застройку и имел серьезные трудности в снабжении водой, транспортные проблемы, проблемы в области благоустройства, безопасности и т.д. Реорганизация городского хозяйства Парижа требовала серьезных вложений. Король Генрих IV, а вслед за ним Людовик XIII проводили реконструктивные работы по нескольким направлениям одновременно. В городе началось строительство и реконструкция старых мостов. Наибольший интерес представляло строительство Пон–неф (Нового моста), который стал первым парадным мостом, не застроенным зданиями (1578–1604, арх. А. Дюсерсо). Мост шириной 23 м и длиной 238 м послужил началом реконструкции королевской части острова Сите. На мосту в виде скульптурной группы был установлен фонтан Самаритянки, что было не характерно для Парижа, где до сих пор в отличие от городов Италии фонтаны были чисто хозяйственными сооружениями.
Тема городской площади появилась в Париже в 1605 г. с началом строительства площади Дофина (Наследника), которая примыкала к Пон–неф и занимала западную оконечность острова Сите. Площадь была замкнутой, треугольной конфигурации (в соответствии с формой оконечности острова) и застроена единообразными зданиями из красного кирпича с белокаменными аркадами и деталями. По оси площадь имела два входа, ориентированные на Пон–неф где находился прямоугольный выступ с подпорными стенками, на котором Марией Медичи была установлена конная статуя Генриха IV. Одной из первых геометрически правильных площадей в Париже была Королевская площадь (площадь Вогезов [1]). Она была построена на месте снесенного в конце XVI века Турнельского замка арх. Л. Метезо и К. Шатийоном по приказу Генриха IV в 1606–1612 годах. Квадратная площадь размером 139х139 м была обстроена единообразными зданиями из красного кирпича, белокаменных деталей и темно-серого шифера кровель. В центре северной и южной сторон располагались павильоны короля и королевы, которые несколько возвышались над единым фронтом застройки, разбивая монотонность ряда. Они подчеркивали главную композиционную ось застройки и основные ориентиры. В первое время после окончания строительства на площади проходили массовые гуляния и турниры привилегированной публики. В 1639 г. в центре площади был установлен конный монумент Людовику XIII. Таким образом, в Париже появился новый тип площади, в котором сочетались функции жилья и общественной жизни буржуазии, в том числе и королевской семьи. Городская площадь соединила в себе идеи площади–ансамбля, которые разрабатывались в Риме, и идеи протестантского буржуазного рационализма (фламандские площади, обстраиваемые цепочками индивидуальных жилых домов). Впервые комплексная ансамблевая застройка вошла в рядовую ткань города. Ось площади стала диктовать конфигурацию улице, «выпрямляя» ее средневековую живописность. Этот тип площади получил большое распространение не только во Франции (Лион, Монтобан и др.), но и в странах северной Европы, начиная с площади Ковент-Гарден в Лондоне.
|
Градостроительные работы в Париже активизировались в 60-е годы XVII века. Начало было положено знаменитым конкурсом на реконструкцию восточного фасада Лувра. К этому времени Лево заканчивал реконструкцию Лувра, начатую еще в XVI веке, однако проект главного уличного фасада комплекса – восточного, был признан недостаточно представительным. В 1664 г. По поручению Людовика XIV сюринтендант Кольбер объявил международный конкурс и обратился к итальянским архитекторам во главе с великим мастером итальянского барокко Бернини с просьбой принять в нем участие. Бернини был принят в Париже с королевскими почестями. В конкурсе приняли участие более 10 проектов, в том числе четыре – итальянских архитекторов (Пьетро де Картона, Райнальди, Контини, Бернини). Однако победу на конкурсе в 1666 году одержал проект Клода Перро (1613–1688). Следует отметить, что Перро не посчитался с длиной корпуса Лево и превысил его на 15 м, что привело к необходимости создания фальшстенки по южной стороне комплекса, выходящей на Сену. Главным достоинством решения было то, что, решая чисто архитектурную задачу, он предложил новое градостроительное решение. Перро трактовал фасад не как завершение внутреннего пространства здания, а в качестве обрамления и организации открытого пространства города. Отсюда – новая концепция ордера на фасаде здания. При ограниченности ордерной палитры классицизма появилась полная свобода при его сочетании со стеной. Фасад был построен в 1667 году. Предписанием Академии архитектуры композиционный тип этого фасада становится эталоном представительского типа зданий для всей Франции.
|