Обратимся теперь ко второму смыслу понятия "конфликт на микроуровне", о котором мы говорили выше. Речь идет о личностном воплощении социальных отношений. Типичные личности демонстрируют определенные сгустки мотивации, наиболее характерные для своего времени или своего движения. Попытаемся проанализировать под этим углом зрения ситуацию 70=х годов, то есть так называемого времени застоя.
Можно утверждать, что социально-политическое и культурное пространство этого времени было расположено между двумя крайними точками - двумя символическими и вместе с тем реальными персонажами, имена которых Леонид Брежнев и Владимир Высоцкий. При всем различии их социальных позиций и огромной социальной дистанции они были в чем-то неуловимо схожи между собой. Это были две стороны одной медали, два полюса одного магнита.
Брежнев - дряхлеющий глава политической олигархии, которого сохраняют для того, чтобы при этой передвижке не нарушить сложившийся баланс политических сил, устраивающий все властные структуры. В последние годы он ничего не произносит от себя, а озвучивает лишь то, что отработано и согласовано аппаратом. В личном плане испытывает привязанность лишь к заботливой медсестре, которую от него не могут оторвать ни КГБ, ни врачебные инстанции. Семейные отношения при этом также сохраняют стабильность, так как жена понимает, что власть мужа гораздо более важная ценность в сравнении с некоторым воображаемым ущербом семейным отношениям. Вот характеристика сложившегося положения дел, данная человеком несомненно осведомленным и наблюдательным - лечащим врачом Л.Брежнева Е.Чазовым: "Уйди Брежнев с поста лидера в 1976 году, он оставил бы после себя хорошую память...Но судьба сыграла злую шутку со страной и партией.
|
Она оставила еще почти на 7 лет больного лидера, терявшего не только нити управления страной, но и критическую оценку ситуации в стране и в мире, а самое главное критическое отношение к себе, чем поспешили воспользоваться подхалимы, карьеристы, взяточники, да и просто бездельники, думавшие только о своем личном благополучии". Во второй половине 70-х и начале 80-х годов жизнь главы могучего государства представляла собою медленное уми рание, вызывающее нравственное и эстетическое отвращение, тщательно скрываемое от общественности на официальном уровне.
Эта же линия личностного поведения, имеющая политический характер, продолжается в действиях двух последующих генеральных секретарей ЦК КПСС. Об обстоятельствах такого рода могут лишь мечтать любые разведки враждебных государств. Умирающий слой геронтократиии, упорно цепляющийся за власть ради самой власти. Не нужно было никаких дополнительных усилий для того, чтобы завести страну в безвыходное положение.
В. Высоцкий-другой полюс политического и культурного пространства. Сфера его деятельности находится вне политики, так как политическая оппозиция в лице правозащитного движения по сути дела была лишена возможности оказывать какое-либо влияние на умонастроения общества. Вместе с тем, накапливающееся чувство отвращения и пустоты выражается в политических песнях В.Высоцкого - романтического героя весьма прозаического времени. Человек с огромным напором жизненных сил, аккумулировавший в своем творчестве подспудное настроение протеста и потому сделавшийся народным любимцем по крайне мере в тех масштабах, в которых уместно употребление слова "народ" применитительно к распадающемуся обществу 70-х годов. Талантливейший бард бездарного времени. В этом суть его личностной драмы: широкое признание в узких не связанных друг с другом кругах, представляющее собою эстетическую приправу к общему чувству омерзения.
|
Настоящий поэт не может вынести этого напряжения и постепенно превращается в алкоголика и наркомана. Ни любовь, ни негласная популярность не могут дать внутренней опоры творчеству, как бы упирающемуся в глухую стену. Крик отчаяния в замкнутом пространстве, из которого нет выхода,- вот что такое песни Высоцкого, вот в чем основа его популярности. Если на одном полюсе социального пространства было демонстративное умирание, то на противоположном-демонстративное самоубийство.
В плане личностного выражения, следовательно, социальный конфликт 70х годов можно понять как конфликт между бюрократическим властолюбием и богемой, провозглашающей отказ от ценностей. Таковы два полюса пространства, из которого вышла перестройка.