Образовательная область «Речевое развитие»




В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развива­ется грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматиче­ских правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Основной целью образовательной области «Коммуникация» является овладение конструк­тивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

-развитие свободного общения с детьми и взрослыми;

-развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи[3].

К концу года дети средней группы могут:

• значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;

• активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печаль­ный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свой­ства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);

• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;

• осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и слож­ноподчиненные предложения;

• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;

• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;

• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

 

 

Комплексно-тематическое планирование

 

 

 

 

 

Ме- сяц Тема и цели детско-взрослого взаимодействия1-й недели Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 2-й недели Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 3-й недели Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 4-й недели Обеспечени- ие интегра- ции образо- вания (обра- зовательные) Планируемые результаты развития ин- тегративных качеств  
I                
Сентябрь Тема Рассказывание об игруш- ках Рассказывание по кар- тине «Кошка с котята- ми» Описание игрушек Рассказывание об иг- рушках Чтение: формировать умение на- ходить в тек- сте предлоги и правильно определять их место в предложе- нии. Познание: учить назва- ния домаш- них живот- ных и их де- тёнышей. Музыка: учить чётко и внятно проговари- вать слова, вслушивать- ся в звучание слов Владеет уме- нием опреде- лять и назы- вать форму, цвет, размер и действия каждой иг- рушки. Умеет разли- чать музы- кальные зву- ки по высоте и воспроиз- водить их на музыкаль- ных инстру- ментах с по- мощью педа- гога и само- стоятельно. Знает значе- ние терминов «слово» и «звук», уме- ет их диффе- ренцировать  
Цели Учить: - составлять рассказ об иг- рушках с описанием их внешнего вида; - правильно произносить в словах звуки [с], [с'], вы- делять в речи слова с этими звуками; - вслушиваться в звучание слов. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Закреплять: - произношение пройден- ных звуков: [у], [а], [г], [к], - представления о значе- нии терминов «слово», «звук» Учить: - составлять рассказ по картине вместе с вос- питателем и самостоя- тельно; короткий рас- сказ на тему из личного опыта; - соотносить слова, обозначающие назва- ния животных, с названиями их дете- нышей Учить: - называть признаки, действия описываемой игрушки, связывать ме- жду собой предложе- ния; - произносить звук [с] длительно, на одном вы- дохе, отчетливо и внятно проговаривать слова. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Закреплять умение соотносить названия жи- вотных с названиями их детенышей. Форми- ровать представления о предлогах «за», «под», «на», «в», навыки их применения в речи. Отрабатывать навы- ки правильного произно- шения звуков [с], [с'] Учить: - составлять описание игрушки; - называть характерные признаки и действия; - составлять короткий рассказ на тему лично- го опыта (при поддерж- ке воспитателя и само- стоятельно). Обогащать словарь правильными назва- ниями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые можно с ними совершать  
  Тема Рассказывание по набору игрушек Рассматривание иллю- страций к сказке (по выбору воспитате- ля) Рассказывание о дейст- виях и качествах предме- та в диалоге Рассказывание об иг- рушках. Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку» Чтение: учить эмо- ционально откликаться на пережи- вания персо- нажей ска- зок и упот- реблять в своей речи слова, обо- значающие эмоциональ- ное состоя- ние. Музыка: учить пони- мать и слы- шать инто- нацию речи, вслушивать- ся в интона- цию слов. Социализа- ция: учить вежливо об- щаться со взрослы- ми, называть их по име- ни-отчеству Владеет на- выком разде- лять игровые и реальные взаимодейст- вия со свер- стниками или взрослы- ми. Умеет вежливо вы- ражать свою просьбу и благодарить за оказанную услугу. Умеет само- стоятельно придумать небольшую сказку на за- данную тему  
Цели Закреплять правиль- ное произношение изоли- рованного звука [з]. Учить различать на слух разные интонации, поль- зоваться ими в соответст- вии с содержанием выска- зывания Учить: - пересказывать корот- кую сказку, вырази- тельно передавать диа- логи персонажей; - пользоваться точны- ми наименованиями для названия детенышей животных Развивать навыки диалогической речи, об- щения в парах друг с дру- гом (со сверстниками), со взрослым. Учить: - самостоятельно зада- вать вопросы и отвечать на них; - понимать и активно использовать в речи ин- тонацию удивления, ра- дости, вопроса; - вслушиваться в звучание PTTHR' - выделять в словах за- данный звук Учить: - описывать предмет, не называя его; - задавать вопросы и отвечать на них. Развивать навыки диалогической речи  
Ноябрь Тема Рассказывание на тему из личного опыта. Дидактическая игра «Уст­роим кукле комнату» Рассказывание по кар­тинке «Собака со щеня­тами» Описание игрушки Описание и сравнение кукол Познание: учить пра­вильно назы­вать предме­ты мебели и рассказы­вать об их назначении. Музыка: формировать навык регу­лирования тембра голо­са, учить подбирать сходные по звучанию слова Владеет на­выком само­стоятельных сенсорно-мо­торных дей­ствий во вре­мя обследо­вания пред­метов быта; умеет узна­вать песни по мелодии  
Цели Учить: - высказываться на тему личного опыта, предло­женную воспитателем; - правильно называть предметы мебели, расска­зывать об их назначении. Продолжить работу по углублению знаний о понятии «мебель» Побуждать к со­ставлению небольшого связного рассказа по картине. Учить составлять ко­роткий рассказ на тему из личного опыта Учить: - составлять короткий описательный рассказ по игрушке; - слышать и правильно произносить звук [ш], изолированный, в словах и фразах; - правильно регулиро­вать тембр голоса; - вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию Учить: - описывать и сравни­вать кукол; - правильно называть наиболее характерные описательные призна­ки; - строить законченные предложения. Закреплять пред­ставления о понятии «мебель». Развивать навыки выразительной речи  
Декабрь   Декабрь Тема Описание одежды Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Рассказывание по набору игрушек Рассказывание по кар­тине «Таня не боится мороза» Чтение: формиро­вать навык выразитель­ного чтения и пересказа прочитан­ного, учить инсцениро­вать отрыв­ки рассказа. Познание: объяснять Владеет на­выком роле­вого поведе­ния и пере-воплащения в персона­жей произве­дения. Уме­ет выделять звуки в сло­ве и подби­рать мело­дии на за­данный  
Цели Учить: - описывать зимнюю одежду; - правильно называть предметы зимней одежды; - выделять на слух и пра­вильно произносить звук [ж], изолированный, в сло­вах и фразах; - подбирать слова на за­данный звук. Учить: - пересказывать не­большой рассказ, впер­вые прочитанный на занятии, выразительно передавая прямую речь персонажей; - самостоятельно под­бирать слова со звуком [с] Побуждать состав­лять короткие рассказы по набору игрушек. Укреплять артикуля­ционный аппарат специ­альными упражнениями. Закреплять навыки правильного произноше­ния звука [ж] в словах и фразах. Учить: - выделять звук [ж] Учить: - составлять неболь­шой рассказ, отражаю­щий содержание кар­тины, по плану, пред­ложенному воспитате­лем; - выделять звуки в сло­ве; - подбирать слова на за­данный звук  
  Формировать пред- ставление о назначении зимней одежды. Закреплять понятие «одежда»   в словах; - произносить четко и ясно слова и фразы с этим звуком; - правильно пользовать- ся интонацией,говорить достаточно громко   понятие «одежда», рассказывать о её назначе- нии. Музыка: объ- яснять поня- тие «интона- ция» в речи и в музыке, сходство и различие звук. Владеет тех- никой выпол- нения упраж- нений арти- куляционной гимнастики  
Январь Тема Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «По- хвалялись звери» Описание внешнего вида друг друга Рассказывание по набору предметов Сравнение предметных картинок Чтение: учить пра- вильно по- нимать смысл зага- док, само- стоятельно составлять загадки. Познание: учить сравни- вать предме- ты по величи- не, цвету. Социализа- ция: форми- ровать уме- ние плани- ровать по- следователь- ность своих Умеет само- стоятельно придумывать загадки на за- данную тему. Знает назва- ния предме- тов одежды, дифференци- рует их с на- званиями предметов посуды. Вла- деет умением запоминать и вовремя выполнять поручения  
Цели Учить: - составлять короткий рассказ по набору игру- шек вместе с воспитате- лем; - понимать смысл зага- док, правильно называть качества предметов; - выделять четко и пра- вильно звук [ч'] в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями Учить: - составлять описания внешнего вида и пред- метов одежды друг друга. Дать представление о том, что звуки в сло- вах располагаются в определенной после- довательности Упражнять: - в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами; - в образовании назва- ний посуды. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Учить: - правильно произносить звук [ч']; - отчетливо проговари- вать слова с этим звуком Учить: - сравнивать объекты на картинках по вели- чине, цвету; - подбирать слова, сходные и различные по звучанию  
   
   
            действий в игровой деятельности    
Февраль Тема Описание картинок Рассказывание по кар- тине «Мама моет по- суду» Описание предметных картинок Описание овощей. Оп- ределение овощей на ощупь, по словесной характеристике. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Физическая культура: развивать мелкую мо- торику при определении названий овощей наощупь. Здоровье: учить пра- вильно вы- полнять уп- ражнения дыхательной и артикуля­ционной гимнастик для форми- рования воз- душного по- тока Владеет на- выком про- тяжного про- певания зву- ков. Умеет опре- делять цвет, размер и мес- торасположе- ние предмета на картинке. Умеет прави- льно класси- фицировать овощи и вы- делять их свойства и назначение; знает о пользе дыхательной гимнастики и гимнастики после сна  
Цели Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Учить: - составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя су- щественные признаки; - четкому и правильному произношению звука [щ']; - выделять звук [щ'] в сло- вах Учить: - составлять рассказ по картине «Мама моет посуду». Укреплять артику- ляционный аппарат специальными упраж- нениями. Закреплять: - произношение звука [щ']; - представление о том, что звуки в слове про- износятся в определен- ной последовательности Учить: - составлять описание картины; - называть рассматри- ваемый (описываемый) объект, его свойства, признаки, действия; - давать оценку описы- ваемому объекту (пред- мету). Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Закреплять: - навык произношения звука [щ']; - умение различать твер- дые и мягкие согласные звуки. Учить выделять звук в словах Закреплять умение правильно называть ово- щи, описывать цвет, фор- му и другие качества. Расширять пред- ставления об овощах. Учить: - выделять в овощах определенные свойства; - правильно классифи­цировать овощи  
  Тема Описание предметов и иг- рушек Пересказ рассказа Н. Ка- лининой «Помощники» Описание предметов и игрушек. Отгадывание загадок Рассказывание по кар- тине «Куры» Чтение: учить запо- минать Знает назва- ние предме- тов, которые  
  Цели Продолжить учить составлять описания предметов, игрушек. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Учить: - правильно употреблять слова, обозначающие про- странственные отноше- ния; - четкому и правильному произношению звуков [л], [л']; - выделять на слух звуки [л], [л'] в словах; - подбирать слова со зву­ком [л] или [л']. Закреплять уме-кие: - подчеркнуто произно­сить звук в слове; - различать на слух твер- дые и мягкие согласные звуки; - определять первый звук в слове Учить: - пересказывать близко к содержанию текст рас- сказа Н. Калининой «Помощники»; - замечать несоответ- ствия в передаче со- держания текста при слушании рассказа то- варищей. Закреплять: - умение образовывать слова-названия предме- тов посуды по аналогии и обращать внимание на несхожесть некото- рых названий; - представления о зву­ковом составе слова, об определенной после- довательности звуков. Учить самостоятель- но подбирать слова со звуками [с], [ш] в на- чале, середине, конце слов Продолжать учить: - описывать предметы; - определять и называть первый звук в слове. Упражнять: - в образовании форм глагола «хотеть» (хочу - хочет, хотим — хотят); - в умении выполнять артикуляционную гимна- стику. Закреплять: - навык правильного произношения звуков [л], [л'] в изолированном ви- де, в словах и фразах; - умения интонационно выделять заданный звук в слове; - подбирать слова на за- данный звук. Учить: - выделять звуки [л], [л'] в речи; - правильно пользоваться вопросительной и утвер- дительной интонациями; - выделять голосом опре- деленные слова Учить: - составлять короткий рассказ по картине «Куры»; - сравнивать петуха, курицу и цыплят. Закреплять: - умение самостоя- тельно подбирать сло- ва, сходные и не сход- ные по звучанию; - представление о том, что звуки в слове сле- дуют друг за другом текст прочи- танного рас- сказа и эмо- ционально пересказы- вать прочи- танное. Социализа- ция: учить тактично де- лать замеча- ния и отме- чать несоот- вествия при слуша- нии рассказа товарищей. Познание: учить пра- вильно опре­делять поло- жение пред- метов в про- странстве. Музыка: формировать умение раз- личать звуки по высоте и голосом выделять определён- ные слова окружают в помещении детского сада, и умеет опре- делять их по- ложение в пространст- ве по отно- шению к себе. Умеет так- тично дока- зывать и объ- яснять свою позицию при оценива- нии пересказа сверстников; проявляет инициативу в оказании помощи това- рищам  
Апрель Тема Закрепление обобщающих понятий. Подбор слов на заданный звук Рассказывание об иг- рушках. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Чего не стало?» Рассказывание о предме- тах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Описание игрушек. Дидактическая игра «Что изменилось?» Познание: развитие сенсорных эталонов при определе- нии предме- тов на ощупь. Музыка: раз- вивать навык самостоя- тельного оп- ределения сходных и различных по высоте звуков; чётко произносить фразы в раз- личном темпе. Познание: учить опре- делять цвет, размер и на- значение группы предметов Владеет уме- нием форми- ровать обоб- щающие по- нятия: овощи, одежда, мебе- ль. Умеет разли- чать, из каких частей состав- лена группа предметов, и знает их на­значение. Проявляет   инициативу в оказании помощи взрослым, умеет счи- таться с инте- ресами това- рищей  
Цели Продолжать форми- рование навыков связной речи. Учить: - подбирать нужные по смыслу слова; - четко и правильно про­износить звуки [р], fp']; - подбирать слова с этими звуками; - внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответ- ствующей интонацией. Закреплять усвоение обобщающих понятий: одежда, овощи, мебель. Укреплять артикуля- ционный аппарат детей специальными упражне- ниями. Развивать умения: - определять и называть первый звук в слове; - подбирать слова на за- данный звук Учить составлять описание игрушки, на- зывая ее характерные признаки. Закреплять: - представления о том, что слова звучат; - состоят из звуков; - звуки в слове разные; - умение самостоя- тельно заканчивать слово, названное вос- питателем Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Учить: - слышать звуки [р], [р'] в словах; - подбирать слова с эти­ми звуками; - четко и ясно произно­сить слова и фразы, на- сыщенные звуками [р], [р']; - произносить чистого- ворку отчетливо в раз- ных громкости и темпе. Закреплять умения: - в произношении звуков М, [р']; - составлении описания предмета; - рассказывании о внеш- нем виде, качествах и свойствах предмета Продолжать обу- чение описанию внеш- него вида предметов, их характерных при- знаков. Учить пользоваться точными наименовани­ями для называния де­тенышей животных. Обратить внимание на то, что все названия детенышей звучат по- хоже на названия взрослых животных того же вида. Закреплять пред- ставления о том, что звуки в словах произ- носятся в определенной последовательности. Развивать умение самостоятельно нахо- дить разные и похожие по звучанию слова  
Май Тема Рассматривание и описа- ние картинок, иллюстра- ций Беседа о домашних жи- вотных. Дидактическая игра «Назови правильно» Беседа о транспорте Чтение русской народ- ной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Чтение: учить эмо- циональному прочтению Владеет тех- никой упраж- нений артику- ляционной  
  Цели Учить: - составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя су- щественные признаки; - четко и правильно про- износить сочетание зву- ков [из]; - уместно употреблять в описательной речи пред- лог из Формировать представления о до- машних животных. Сообщить новые сведения о животных. Учить правильному произнесению названия детенышей домашних животных Обогатить иуточ- нить: - представления о транс- порте; - понимание обществен- ной значимости труда шофера, водителя Познакомить с со- держанием русской на- родной сказки «Сест- рица Аленушка и бра- тец Иванушка». Учить находить и вы- делять в сказке особен- ности композиции (присказка, зачин). Воспитывать лю- бовь к русской народ- ной сказке сказки, ин- тонационно выделять речь персо- нажей; учить определять основные части сказки и пересказы- вать их. Музыка: учить слу- шать музы- кальные сказки и эмо- ционально на них от- кликаться и дыхатель- ной гимна- стик. Умеет правильно употреблять в речи пред- логи. Умеет чётко и ясно произ- носить фразы в различном темпе и с раз- ной громко- стью
                                         



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: