В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Основной целью образовательной области «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
-развитие свободного общения с детьми и взрослыми;
-развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи[3].
К концу года дети средней группы могут:
• значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
• активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);
• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
• осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
|
• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;
• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Комплексно-тематическое планирование
Ме- сяц | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия1-й недели | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 2-й недели | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 3-й недели | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 4-й недели | Обеспечени- ие интегра- ции образо- вания (обра- зовательные) | Планируемые результаты развития ин- тегративных качеств | ||
I | ||||||||
Сентябрь | Тема | Рассказывание об игруш- ках | Рассказывание по кар- тине «Кошка с котята- ми» | Описание игрушек | Рассказывание об иг- рушках | Чтение: формировать умение на- ходить в тек- сте предлоги и правильно определять их место в предложе- нии. Познание: учить назва- ния домаш- них живот- ных и их де- тёнышей. Музыка: учить чётко и внятно проговари- вать слова, вслушивать- ся в звучание слов | Владеет уме- нием опреде- лять и назы- вать форму, цвет, размер и действия каждой иг- рушки. Умеет разли- чать музы- кальные зву- ки по высоте и воспроиз- водить их на музыкаль- ных инстру- ментах с по- мощью педа- гога и само- стоятельно. Знает значе- ние терминов «слово» и «звук», уме- ет их диффе- ренцировать | |
Цели | Учить: - составлять рассказ об иг- рушках с описанием их внешнего вида; - правильно произносить в словах звуки [с], [с'], вы- делять в речи слова с этими звуками; - вслушиваться в звучание слов. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Закреплять: - произношение пройден- ных звуков: [у], [а], [г], [к], - представления о значе- нии терминов «слово», «звук» | Учить: - составлять рассказ по картине вместе с вос- питателем и самостоя- тельно; короткий рас- сказ на тему из личного опыта; - соотносить слова, обозначающие назва- ния животных, с названиями их дете- нышей | Учить: - называть признаки, действия описываемой игрушки, связывать ме- жду собой предложе- ния; - произносить звук [с] длительно, на одном вы- дохе, отчетливо и внятно проговаривать слова. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Закреплять умение соотносить названия жи- вотных с названиями их детенышей. Форми- ровать представления о предлогах «за», «под», «на», «в», навыки их применения в речи. Отрабатывать навы- ки правильного произно- шения звуков [с], [с'] | Учить: - составлять описание игрушки; - называть характерные признаки и действия; - составлять короткий рассказ на тему лично- го опыта (при поддерж- ке воспитателя и само- стоятельно). Обогащать словарь правильными назва- ниями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые можно с ними совершать | ||||
Тема | Рассказывание по набору игрушек | Рассматривание иллю- страций к сказке (по выбору воспитате- ля) | Рассказывание о дейст- виях и качествах предме- та в диалоге | Рассказывание об иг- рушках. Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку» | Чтение: учить эмо- ционально откликаться на пережи- вания персо- нажей ска- зок и упот- реблять в своей речи слова, обо- значающие эмоциональ- ное состоя- ние. Музыка: учить пони- мать и слы- шать инто- нацию речи, вслушивать- ся в интона- цию слов. Социализа- ция: учить вежливо об- щаться со взрослы- ми, называть их по име- ни-отчеству | Владеет на- выком разде- лять игровые и реальные взаимодейст- вия со свер- стниками или взрослы- ми. Умеет вежливо вы- ражать свою просьбу и благодарить за оказанную услугу. Умеет само- стоятельно придумать небольшую сказку на за- данную тему | ||
Цели | Закреплять правиль- ное произношение изоли- рованного звука [з]. Учить различать на слух разные интонации, поль- зоваться ими в соответст- вии с содержанием выска- зывания | Учить: - пересказывать корот- кую сказку, вырази- тельно передавать диа- логи персонажей; - пользоваться точны- ми наименованиями для названия детенышей животных | Развивать навыки диалогической речи, об- щения в парах друг с дру- гом (со сверстниками), со взрослым. Учить: - самостоятельно зада- вать вопросы и отвечать на них; - понимать и активно использовать в речи ин- тонацию удивления, ра- дости, вопроса; - вслушиваться в звучание PTTHR' - выделять в словах за- данный звук | Учить: - описывать предмет, не называя его; - задавать вопросы и отвечать на них. Развивать навыки диалогической речи | ||||
Ноябрь | Тема | Рассказывание на тему из личного опыта. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату» | Рассказывание по картинке «Собака со щенятами» | Описание игрушки | Описание и сравнение кукол | Познание: учить правильно называть предметы мебели и рассказывать об их назначении. Музыка: формировать навык регулирования тембра голоса, учить подбирать сходные по звучанию слова | Владеет навыком самостоятельных сенсорно-моторных действий во время обследования предметов быта; умеет узнавать песни по мелодии | |
|
|