Образовательная область «Речевое развитие»




В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развива­ется грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматиче­ских правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Основной целью образовательной области «Коммуникация» является овладение конструк­тивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

-развитие свободного общения с детьми и взрослыми;

-развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи[3].

К концу года дети средней группы могут:

• значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;

• активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печаль­ный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свой­ства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);

• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;

• осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и слож­ноподчиненные предложения;

• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;

• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;

• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

 

 

Комплексно-тематическое планирование

 

Ме- сяц Тема и цели детско-взрослого взаимодействия1-й недели Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 2-й недели Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 3-й недели Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 4-й недели Обеспечени- ие интегра- ции образо- вания (обра- зовательные) Планируемые результаты развития ин- тегративных качеств  
I                
Сентябрь Тема Рассказывание об игруш- ках Рассказывание по кар- тине «Кошка с котята- ми» Описание игрушек Рассказывание об иг- рушках Чтение: формировать умение на- ходить в тек- сте предлоги и правильно определять их место в предложе- нии. Познание: учить назва- ния домаш- них живот- ных и их де- тёнышей. Музыка: учить чётко и внятно проговари- вать слова, вслушивать- ся в звучание слов Владеет уме- нием опреде- лять и назы- вать форму, цвет, размер и действия каждой иг- рушки. Умеет разли- чать музы- кальные зву- ки по высоте и воспроиз- водить их на музыкаль- ных инстру- ментах с по- мощью педа- гога и само- стоятельно. Знает значе- ние терминов «слово» и «звук», уме- ет их диффе- ренцировать  
Цели Учить: - составлять рассказ об иг- рушках с описанием их внешнего вида; - правильно произносить в словах звуки [с], [с'], вы- делять в речи слова с этими звуками; - вслушиваться в звучание слов. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Закреплять: - произношение пройден- ных звуков: [у], [а], [г], [к], - представления о значе- нии терминов «слово», «звук» Учить: - составлять рассказ по картине вместе с вос- питателем и самостоя- тельно; короткий рас- сказ на тему из личного опыта; - соотносить слова, обозначающие назва- ния животных, с названиями их дете- нышей Учить: - называть признаки, действия описываемой игрушки, связывать ме- жду собой предложе- ния; - произносить звук [с] длительно, на одном вы- дохе, отчетливо и внятно проговаривать слова. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Закреплять умение соотносить названия жи- вотных с названиями их детенышей. Форми- ровать представления о предлогах «за», «под», «на», «в», навыки их применения в речи. Отрабатывать навы- ки правильного произно- шения звуков [с], [с'] Учить: - составлять описание игрушки; - называть характерные признаки и действия; - составлять короткий рассказ на тему лично- го опыта (при поддерж- ке воспитателя и само- стоятельно). Обогащать словарь правильными назва- ниями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые можно с ними совершать  
  Тема Рассказывание по набору игрушек Рассматривание иллю- страций к сказке (по выбору воспитате- ля) Рассказывание о дейст- виях и качествах предме- та в диалоге Рассказывание об иг- рушках. Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку» Чтение: учить эмо- ционально откликаться на пережи- вания персо- нажей ска- зок и упот- реблять в своей речи слова, обо- значающие эмоциональ- ное состоя- ние. Музыка: учить пони- мать и слы- шать инто- нацию речи, вслушивать- ся в интона- цию слов. Социализа- ция: учить вежливо об- щаться со взрослы- ми, называть их по име- ни-отчеству Владеет на- выком разде- лять игровые и реальные взаимодейст- вия со свер- стниками или взрослы- ми. Умеет вежливо вы- ражать свою просьбу и благодарить за оказанную услугу. Умеет само- стоятельно придумать небольшую сказку на за- данную тему  
Цели Закреплять правиль- ное произношение изоли- рованного звука [з]. Учить различать на слух разные интонации, поль- зоваться ими в соответст- вии с содержанием выска- зывания Учить: - пересказывать корот- кую сказку, вырази- тельно передавать диа- логи персонажей; - пользоваться точны- ми наименованиями для названия детенышей животных Развивать навыки диалогической речи, об- щения в парах друг с дру- гом (со сверстниками), со взрослым. Учить: - самостоятельно зада- вать вопросы и отвечать на них; - понимать и активно использовать в речи ин- тонацию удивления, ра- дости, вопроса; - вслушиваться в звучание PTTHR' - выделять в словах за- данный звук Учить: - описывать предмет, не называя его; - задавать вопросы и отвечать на них. Развивать навыки диалогической речи  
Ноябрь Тема Рассказывание на тему из личного опыта. Дидактическая игра «Уст­роим кукле комнату» Рассказывание по кар­тинке «Собака со щеня­тами» Описание игрушки Описание и сравнение кукол Познание: учить пра­вильно назы­вать предме­ты мебели и рассказы­вать об их назначении. Музыка: формировать навык регу­лирования тембра голо­са, учить подбирать сходные по звучанию слова Владеет на­выком само­стоятельных сенсорно-мо­торных дей­ствий во вре­мя обследо­вания пред­метов быта; умеет узна­вать песни по мелодии  
Цели Учить: - высказываться на тему личного опыта, предло­женную воспитателем; - правильно называть предметы мебели, расска­зывать об их назначении. Продолжить работу по углублению знаний о понятии «мебель» Побуждать к со­ставлению небольшого связного рассказа по картине. Учить составлять ко­роткий рассказ на тему из личного опыта Учить: - составлять короткий описательный рассказ по игрушке; - слышать и правильно произносить звук [ш], изолированный, в словах и фразах; - правильно регулиро­вать тембр голоса; - вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию Учить: - описывать и сравни­вать кукол; - правильно называть наиболее характерные описательные призна­ки; - строить законченные предложения. Закреплять пред­ставления о понятии «мебель». Развивать навыки выразительной речи  
Декабрь   Декабрь Тема Описание одежды Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Рассказывание по набору игрушек Рассказывание по кар­тине «Таня не боится мороза» Чтение: формиро­вать навык выразитель­ного чтения и пересказа прочитан­ного, учить инсцениро­вать отрыв­ки рассказа. Познание: объяснять Владеет на­выком роле­вого поведе­ния и пере-воплащения в персона­жей произве­дения. Уме­ет выделять звуки в сло­ве и подби­рать мело­дии на за­данный  
Цели Учить: - описывать зимнюю одежду; - правильно называть предметы зимней одежды; - выделять на слух и пра­вильно произносить звук [ж], изолированный, в сло­вах и фразах; - подбирать слова на за­данный звук. Учить: - пересказывать не­большой рассказ, впер­вые прочитанный на занятии, выразительно передавая прямую речь персонажей; - самостоятельно под­бирать слова со звуком [с] Побуждать состав­лять короткие рассказы по набору игрушек. Укреплять артикуля­ционный аппарат специ­альными упражнениями. Закреплять навыки правильного произноше­ния звука [ж] в словах и фразах. Учить: - выделять звук [ж] Учить: - составлять неболь­шой рассказ, отражаю­щий содержание кар­тины, по плану, пред­ложенному воспитате­лем; - выделять звуки в сло­ве; - подбирать слова на за­данный звук


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь