ON MUSICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS




Кириченко И.А., Панова Л.Д.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫРАБОТЫС РОДИТЕЛЯМИ

ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

(на примере проведения новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста)

Irina A. Kirichenko, Lyudmila D. Panova

 

MODERN FORMS OF WORK WITH PARENTS

ON MUSICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS

(on the example of the new year's party for senior preschoolers)

 

Аннотация. Сделать родителей полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса – одна из главных задач не только воспитателя, но и музыкального руководителя. В настоящее время существуют различные методы и приемы, направленные на активизацию родительского сообщества в направлении музыкального развития дошкольников. В статье описывается опыт работы в данном направлении и предлагается сценарий новогоднего утренника для воспитанников старшего дошкольного возраста, где нашли отражение некоторые приемы работы с родителями.

 

Annotation. Making parents full participants in the educational process is one of the main tasks not only of the teacher, but also of a musical director. Currently, there are various methods and techniques aimed at activating parent community in the direction of preschooler’s musical development. The article describes the experience in this direction and proposes a scenario of New Year’s party for senior preschoolers, which reflects some of the techniques of work with parents.

Ключевые слова: родители,совместное сотрудничество,формы работы, музыкальное воспитание, сценарий, конкурсы и мероприятия.

Keywords: parents, collaborative work, form of work, musical education, scenario, contests and events.

 

Современная система дошкольного образования отражает необходимость тесного сотрудничества между родителями и педагогическими работниками. Так, в ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в РФ» отмечено, что родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому сделать их таковыми – одна из главных задач педагогов детского сада. Такая задача ложится не только на воспитателей, но и на музыкальных руководителей.

Стоит отметить, что приобщение детей к миру музыкального искусства наиболее эффективно осуществляется при условии тесного контакта педагога с семьёй. Это обусловлено тем, что именно в семье закладываются основы музыкального вкуса, интерес к музыке и т.д. В этом случае сотрудничество между педагогом и родителями помогает достичь положительных результатов в области музыкального развития детей дошкольного возраста. В связи с этим необходимо использовать различные формы взаимодействия с семьей для осуществления комплексного подхода к решению данной проблемы [2].

Остановимся кратко на возможных формах взаимодействия с семьёй:

1) проведение открытых музыкальных занятий с целью повышения родительской компетентности в области музыкального развития. Данная работа может быть организована в форме Дней открытых дверей, музыкальных гостиных, интегрированной деятельности с педагогом;

2) организация мастер-классов, занятий-практикумов с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром. Здесь будет уместным совместное музицирование с детьми при исполнении произведений шумовым оркестром; импровизированное (или по показу) исполнение танцевальных движений; включение в ход занятий здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, логоритмики, артикуляционной гимнастики и др.;

3) оформление информационно-аналитических стендов, содержащих информацию о результатах воспитанников на различных конкурсах, городских мероприятиях по музыкальному воспитанию, фотографии с праздников и выступлений детей. Таким образом педагоги стимулируют родителей на дальнейшее участие в подобных мероприятиях. Если раньше в творческих конкурсах принимали участие в основном группы старшего возраста, то на данных момент в них участвуют все возрастные группы. В городских мероприятиях в силу возрастных особенностей принимают участие воспитанники старших-подготовительных групп, а малыши выступают в составе групп поддержки. Часто непосредственное участие в выступлении принимают родители (рис. 1);

4) консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания в семье. Перечислим некоторые темы, предлагаемые родителям: «Приобщение детей к музыке», «Музыка в жизни ребёнка», «Музыка лечит», «Влияние музыки на психику ребёнка», «Роль фольклора в развитии детей», «Воспитательное значение песни» и др.;

5) совместное проведение праздников и развлечений, которое, на наш взгляд авторов, является одной из важнейших форм сотрудничества с родителями в системе музыкального воспитания. Педагоги-организаторы мероприятий стараются готовить сценарии при активном участии родителей. Это может быть участие в сценках, игра ролей персонажей, выполнение заданий, участие в совместной игре, танце и прочее.

Данная форма работы предполагает взаимодействие не только между родителями и педагогами, но и дети также становятся активными участниками, а также видят результат совместной работы «значимых взрослых». Поэтому данная форма работа вызывает наибольший интерес, как у родителей, так и у педагогических работников. В связи с этим в данной статье будет представлен опыт работы с родителями при проведении новогоднего утренника на тему «Новогодний переполох в сказочном королевстве».

Сценарий данного мероприятия разработали музыкальные руководители и группа педагогов детского сада. Обсуждался ход действия, музыкальные номера, оформление, костюмы героев взрослых и детей. После проведенной организационной работы с постановкой спектакля были ознакомлены родители, которым были предложены роли взрослых персонажей: Король, Золушка, Баба-Яга. Родители с удовольствием разучивали роли, приходили на репетиции и помогали в изготовлении костюмов (рис. 2). Непосредственное участие в утреннике приняли и родители-зрители. Они участвовали в эпизоде с заменой зеркал, и это вызвало эмоциональный подъём, чувство сопереживания героям сказки, неподдельный интерес ко всему происходящему у детей, сидящих в зале.

Структура самого праздника является достаточно традиционной для новогоднего праздника. Сказочные персонажи встречаются с ребятами, предлагают им различные игры и задания. Особенностью данного мероприятия является активная роль родителей, а также особое внимание, которое уделяется музыкальному сопровождению. Так, появление каждого героя сопровождается особым музыкальным отрывком, которые способствуют художественно-эстетическому развитию детей, формирует у них ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений музыкального искусства, стимулирует сопереживания персонажам художественных произведений (согласно ФГОС ДО [1]). Ведение хороводов и проведение игр под музыку соответствует музыкально-ритмическим движениям важность которых наряду с пением также обозначена во ФГОС ДО. При этом родители наряду с детьми и воспитателями также были включены в процесс игр и исполнения песен, то есть процесс музыкального восприятия. К примеру, Когда дело дошло до игры «Разбери конфеты» (по цвету), то сами держали мешки, а при повторном проигрывании помогали детям разбирать конфеты (рис. 3). Также родители становились участниками хоровода.

«НОВОГОДНИЙ ПЕРЕПОЛОХ В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»

Персонажи: Дед Мороз, Шут, Баба-Яга, Король, Золушка.

Атрибуты: цветные мешки, разноцветные конфеты, пирожок, свиток с указом, зеркала (маленькое, среднее, большое), мешок для Бабы-Яги.

Ход мероприятия

Звучит «Полька» С. Рахманинова. В зал вбегает Шут.

Шут: Приветствую вас всех, друзья! Я знаю, ждали не меня. Но Дед Мороз меня прислал, чтоб зал совсем не заскучал, просил, пока не прибыл сам, вам сказку рассказать…Но что за толк в том пересказе? Известно всё: когда и как. Мы новую напишем сказку! Ну, а начнём её мы так…

Ведущая: Желаю вам под Новый год веселья звонкого как лёд. Улыбок светлых как янтарь, здоровья как мороз в январь. Пусть этот год звездой счастливой войдет в семейный ваш уют. Со старым годом торопливо пускай невзгоды все уйдут! Раз Новый год – начнём с него. Сейчас мы все до одного про ёлочку расскажем, споём о ней и спляшем.

Дети исполняют «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко

Звучит фонограмма «Вальс-фантазия» М. Глинки.

Шут: Ну что, продолжаем мы сказку у ёлки? В той сказке нас чудо всех ждёт. Гостей и героев – самых весёлых – король всех на праздник зовёт!

Шут разворачивает свиток-указ и читает:

Сегодня во дворце весёлый бал! Шумит дворцовый карнавал!

Созвать сюда гостей из разных-разных волостей!

Возьмите смех и шутку, да песню-прибаутку!

И танцы разные возьмите, с собой костюмы захватите.

Чтоб было всё прилично, настрой ваш был отличный!

(Сворачивает свиток и отдаёт ведущей).

Первый ребёнок: Новый год – волшебный праздник: сколько смеха, сколько шума! Он одел нас всех, проказник, в карнавальные костюмы!

Второй ребёнок: Закружились и наряды, и причудливые маски.

Мы герои, мы герои новогодней лучшей сказки!

Вместе: Поскорее выходите, танец дружно заводите!

Дети исполняют «Польку», муз. Ю. Чичкова.

Звучит фонограмма «Танец Феи Драже» П. Чайковского.

Шут: Вокруг ёлки обошел, посмотрите, что нашел: чудо-зеркало лежит и тихонько говорит…

Голос зеркала: Как посмотрите в меня, так узнаете, друзья, кто к вам едет, кто идет к ёлочке на Новый год!

Ведущая (смотрит в зеркало): Вижу лес, в лесу избушка, в ней котлы всю ночь кипят, а в избе сидит старушка, космы серые до пят. Нос крючком и два клыка… Это кто?

Дети: Баба Яга.

Шут: Только-только мы успели вам указ здесь зачитать, потихоньку начинают в сказку гости прибывать. Из соседнего из царства гостья первая спешит, и она сейчас в два счета всех нас тут развеселит!

Звучит фонограмма «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского.

Входит Баба-Яга.

Баба-Яга: Добрый день, поклон вам низкий, был далёк мой путь неблизкий. Ох, устала, отдохну, на пенёчке посижу. Садится, берет пирожок и смотрит на него: Очень вкусный мой пирог: волчьи ягоды и мох, мухоморы и опята! Вот, попробуйте, ребята! Протягивает детям.

Ведущая: Что ты, Бабушка-Яга, не хотим мы пирога, а хотим мы поиграть и тебя скорей догнать.

Баба-Яга: Не хотите угощаться, а хотите состязаться вы с красавицей Ягой? Погоню я вас метлой! Ой, упал мой пирожок! Помоги-ка, Шут-дружок.

Шут: Несъедобный он, друзья, вдруг отравится Яга: мухоморы там и мох, – будет нам переполох!

Баба Яга: Отдавайте, говорю, всех я вас переловлю.

Звучит русская народная мелодия «Полянка». Проводится игра «Догони пирожок»: дети образуют круг, передают пирожок из рук в руки по кругу. Шут старается помешать Яге. В конце игры Шут забирает пирожок.

Баба-Яга: Не догнала! Разозлили вы красавицу Ягу, и сейчас я, дорогие, вам, конечно, отомщу. Вот сейчас я побегу, в руки зеркало возьму и его я разобью (разбивает зеркало). А никто чтоб не узнал, оббегу сейчас я зал (заметает осколки под елку). Добренькою притворюсь, перед ёлочкой пройдусь.

Шут: Успокойся, дорогая, угостим тебя сейчас: мандарины и печенье, да конфеты есть у нас! (подает все Яге) Ты, пожалуйста, покушай и немножко отдохни, а потом уж в свой лесочек потихоньку уходи.

Баба-Яга: Мне понравилось у вас, но пришел прощанья час. Вот сажусь я на метлу и гостям всем говорю: с Новым годом поздравляю и домой я улетаю.

Шут: Ты вернешься к нам еще? Было б очень хорошо!

Баба-Яга: Если просите, вернусь, но пока я прокачусь. Может Дедушку Мороза в зимнем царстве отыщу и на ваш веселый праздник новогодний приведу! Хи, хи, хи…

Улетает. Шут ищет зеркало

Шут: Снова зеркало беру и в него я посмотрю. Где оно, не вижу я, подскажите мне, друзья (ответы детей) Что же делать, как нам быть? Где нам новое добыть?

Ведущая: Может, есть у вас, ребята? Или нам спросить гостей? Выручайте поскорей!

Мама: А моё не пригодится?

Ведущая: Очень мелкое оно, в нём не видно ничего!

Мама другая: Ну, тогда моё возьмите и в него вы посмотрите!

Шут: Вот большое! Хорошо! И в него мне видно всё!!!

На троне, вижу, красном Король один сидит. У Короля печальный и очень грустный вид. Его сюда мы позовём, тогда узнаем, дело в чём.

Ведущая: В сказке может всё случиться, наша сказка впереди… Вот Король уже стучится, скажем гостю: «Заходи!»

Звучит песня «Все могут короли», муз. Б. Рычкова. Входит Король.

Король: Что, попал я в детский сад: вижу много здесь ребят! В сказке новой новогодней очутиться очень рад – было скучно одному. Да никак я не пойму, как же я попал сюда, подскажите мне, друзья?

Первый ребёнок: Мы у ёлочки ходили, пели, хоровод водили. Новогодний карнавал всех гостей сюда позвал!

Второй ребёнок: Гости разные здесь будут, смех, веселье не забудут. Вы, Король, не унывайте, с нами Новый год встречайте!

Король: Стало как-то веселее. Поиграем поскорее, есть весёлая игра. Поиграем, детвора?

Игра «Чего не бывает на ёлке?»

Бывают на ёлке цветные хлопушки? Бывают на ёлке большие подушки? Висят ли на ней золотые игрушки? А тёплые, сладкие чудо-ватрушки? Стоит ли под ёлкой с печеньем лукошко? На ветке колючей мяукает кошка? Бывают на ёлке здесь куклы из шёлка? А, может, висит на ней книжная полка? А много корабликов из серебра? Красивые бусы? Везде мишура?

Ведущая: Была весёлая игра, нам хоровод вести пора!

«Новогодняя», муз. А. Филиппенко.

Король: Раз пошло веселье здесь, гостью новую я жду. Я могу на трон присесть и ее сюда зову, и немного отдохну. Отгадайте, кто придет? Кто станцует и споет?

Шут: Ха-ха-ха, сейчас скажу, в зеркало я посмотрю: никого нигде не видно. Как обидно, как обидно...

Король: Я сказал, что есть загадка. Отгадайте-ка, ребятки: «С ножки туфелька упала, с бала девочка сбежала. Рукодельница была, и красива, и умна». Догадайтесь, кто она?

Дети: Золушка!

Звучит мелодия «Добрый жук», муз. А. Спадавеккиа. Входит Золушка

Золушка: Здравствуйте, мои друзья! Игры в садике и смех – это главное для всех. Здесь у ёлки нашей вместе веселей поются песни. Встанем же скорее в круг: ты мой друг, и я твой друг!

Дети образуют круг вокруг елки

Золушка: На празднике у елки совсем не устоять, так хочется, ребята, мне с вами поиграть! Раз-два-три, музыка, звучи!

Проводится музыкальная игра «Делай так» (выбор музыкального сопровождения по усмотрению музыкального руководителя).

Ведущая: У нарядной нашей Ёлки можно праздник продолжать. Только, дети, не пора ли в гости Дедушку позвать? Дед Мороз, иди скорей, много ждет тебя детей. Карнавал мы продолжаем, сказку дальше сочиняем.

Шут: Рад ребятам я помочь в эту праздничную ночь, в зеркало я посмотрю и Мороза там найду. Что- то нет его, друзья, не попал ли он куда?

Дети зовут Деда Мороза. Звучит мелодия «Дед-Мороз» И. Кишко

Входят Баба-Яга и Дед Мороз.

Баба-Яга: Мы немного задержались, так на праздник собирались (Баба-Яга с чалмой на голове и в накидке)! Наряжались целый час, наконец-то мы у вас!

Дед Мороз: Вас увидеть всех я рад: и гостей, и всех ребят. Наступает Новый год: ёлка, шутки, хоровод, карнавал, веселый смех. Я поздравить рад вас всех. Вам здоровья и удачи, счастья, радости в придачу! Чем тут занимаетесь, чем тут развлекаетесь?

Первый ребенок: Ты, Мороз, попал к нам в сказку, продолжаем игры, пляски. Становись ты в хоровод, дружно встретим Новый год!

Четвёртый ребенок: Будем петь и танцевать! Маски, смех вокруг. За руки беремся и заводим круг.

Хоровод «Ах, какой хороший Дед-Мороз», муз. Н. Джеро.

Дети хором (не уходят на свои места, стоят вокруг ёлки): Не хотим садиться, будем веселиться

Музыкальная игра «Дед-Мороз и дети», музыка Т. Попатенко.

Дети проходят на свои места.

Шут (хлопает в ладоши): А теперь внимание: всем под Новый год подарки на прощание Дед Мороз даёт!

Дед Мороз: Ради праздничного дня есть сюрпризы у меня. Вот мешок, а в нем конфеты, только разные по цвету, разные они по вкусу. Их попробовать хотел, только много разных дел, не успел их разобрать… Кто мне будет помогать?

Дети (отвечают): Мы.

Дед Мороз: Красные в мешок несите (ставит красный мешочек), желтые в мешок кладите (ставит желтый мешок). Серебристые – сюда (ставит серебристый мешок). Поиграем, детвора? Гости, вы не отставайте и ребятам помогайте!

Звучит мелодия «Полька», муз. Р. Ноздриной. Игра «Разбери конфеты» проводится сначала с детьми, потом с родителями.

Дед Мороз (берет мешки): Вот подарочки мои! Ох, и вкусные они! Угощусь сейчас, друзья, Разверну конфетку я.

Ведущая: Ох, и хитрый ты, Мороз, отвечай-ка на вопрос: «А ребятам где подарки в праздничных пакетах ярких?»

Дед Мороз: Вам подарочки нужны? Посчитаю: раз, два, три.

Идет вокруг ёлки. В это время Баба-Яга с большой конфетой идёт в другую сторону.

Баба-Яга: Всем подарки есть. А мне? А подарочек Яге? Вот конфету прихватила, чтоб в лесу не скучно было.

Баба Яга убегает из зала. Дед Мороз обходит елку и обращается к Ведущей.

Дед Мороз: За ёлкой большая конфета лежала, Но только конфета куда-то пропала… Хотел по кусочку я всем отломить и этой конфетой ребят угостить.

Шут (выбегает с зеркалом): Не печалься, Дед Мороз, вмиг решу я твой вопрос! В зеркало я посмотрю и конфету вмиг найду!

Смотрит в зеркало: Её Ягуся унесла, конфету хочет съесть одна!

Дед Мороз (грозно): Дед Мороз – волшебник я! И скажу сейчас слова: эй, Яга, сюда иди и подарок нам верни!

Звучит фонограмма «Метель». Баба Яга возвращается, кружась.

Баба-Яга: Вот она. Меня простите, всех ребят ей угостите!

Дед Мороз берет конфету, из нее достает подарки и раздает детям.

Звучит мелодия «Вальс» П. Чайковского.

Дед Мороз и все герои (говорят вместе):

Вот гаснут везде новогодние искры. Кончается наш карнавал. Нам жаль, но придется сейчас нам расстаться – закончился сказочный бал!

До свидания! До новых встреч!

Звучит мелодия «Вальс» П. Чайковского. Герои выходят из зала, за ними – дети.

 

Проведенное мероприятие прошло в доброжелательной обстановке, наполненной музыкой и совместной деятельностью дошкольников, родителей и педагогических работников.

Среди значимых результатов проведенного праздника можно назвать то, что родители стали активнее включаться и в другие формы взаимодействия с музыкальными работниками. Кроме того часть семей готова принять участие и в процессе создания сценариев и для следующих праздников. А музыкальное сопровождение праздника очень понравилось ребятам, они просили включать понравившиеся мелодии, как в детском саду, так и дома.

Таким образом, проведенный праздник является одной из форм работы с родителями. При этом активность участников образовательного процесса может быть различной и меняться в зависимости от поставленных образовательных и воспитательных целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 03.03.2008. – Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/508821/

Кириченко Ирина Анатольевна, музыкальный руководитель, МБДОУ «ЦРР – д/с № 54 «Малыш», г. Находка, Приморский край, Россия

Панова Людмила Дмитриевна, музыкальный руководитель, МБДОУ «ЦРР – д/с № 54 «Малыш», г. Находка, Приморский край, Россия

Irina A. Kirichenko, Musical Director, MBPEI «Children’s development center – Kindergarten № 54 «Malysh», Nakhodka, Primorsky Krai, Russia

Lyudmila D. Panova, Musical Director, MBPEI «Children’s development center – Kindergarten № 54 «Malysh», Nakhodka, Primorsky Krai, Russia



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: