Источники и историография




Из истории возникновения и развития церкви саентологии

 

Источники и историография

 

Вероучение, культовая и внекультовая практика Церкви саентологии с момента ее возникновения привлекают внимание ученых различных отраслей знания: религиоведов, философов, историков, социологов, психологов, юристов как за рубежом, так и в России.

В литературе Саентологическая церковь обычно упоминается либо в контексте тоталитарных религиозных организаций, сект, либо в разделе новых религиозных движений, имеющих своеобразное вероучение, культовую и внекультовую практику.

Одни авторы оценивают вышеназванный религиозный феномен негативно, с позиций жесткой и безапелляционной критики, другие стараются анализировать его с учетом международного права.

В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» Саентологическая церковь отнесена к псевдорелигиям, разрушающим «традиционный уклад жизни» и угрожающим «целостности национального самосознания и культурной идентичности». [30]

В итоговом документе Международной научно - практической конференции «Тоталитарные секты - угроза XXI века», состоявшейся в апреле 2001 года в Нижнем Новгороде и подготовленной Братством св. А. Невского, Нижегородской епархией, Информационно-консультационным центром сщмч. Иринея Лионского, Церковь саентология также причислена к наиболее опасным современным деструктивным культам. [30]

Исследованию вероучения, культовой, внекультовой практики саентологов посвящены работы А.Л. Дворкина. Анализ деятельности Церкви саентологии позволил ему сделать вывод, что эта мощная организация и финансовая структура имеет многочисленные финансовые средства и большой опыт беспощадной борьбы со своими идеологическими противниками. «Они ничего не прощают, ничего не забывают и готовы заставить замолчать своих критиков всеми имеющими в их распоряжении средствами». А.Л. Дворкин относит саентологию к тоталитарным деструктивным сектам и считает ее «самой страшной из всех сект». [13, с. 145]

В работах протестанта, теолога Э. Грасса Церковь саентологии рассматривается как психологически, социально, физиологически и духовно опасный культ, который не несет в себе позитивных этических норм. [9, с. 135]

К числу светских российских исследователей, стоящих на позиции критики Церкви саентологии, можно отнести А. Алексеевского, Н.В. Крывельскую, А. Тимошина. В работах этих авторов Церковь саентологии оценивается как тоталитарная, деструктивная секта, стремящаяся к мировому господству, контролю сознания людей, жесткой регламентации всех сторон жизни своих адептов. [20, с. 53]

Известный российский исследователь Е.Г. Балагушкин считает, что саентология по своей структуре напоминает секту, в которой сочетается сильно упрощенный фрейдистский психоанализ с псевдонаучной фантастикой. По его мнению, саентология представляет собой мистифицированную психотерапию с разнообразными методами и техниками воздействия на духовно-психологическую и соматическую сторону индивида. [4, с. 62]

Другую группу публикаций составляют работы религиоведов, которые исследуют религиозное учение Л. Рона Хаббарда на основе сравнения его с доктринами традиционных конфессий. В публикациях Н.С. Гордиенко, В.В. Кравчука, Ю.В. Тихонравова и других Саентологическая церковь рассматривается как один из феноменов новых религиозных движений с присущими ей характерными особенностями в вероучении и культовой практике. Точка зрения этих авторов состоит в том, что Саентологическая церковь является религиозным объединением с присущими ей системой верований и религиозных практик, использующих прагматический характер мышления некоторой части общества и удовлетворяющих их религиозные потребности путем широкого рекламирования религиозных «возможностей» учения Хаббарда. [40, с. 84]

Из отечественных авторов изучением особенностей места человека в религиозной идеологии Саентологической церкви занимался В.И. Ионе, А.В. Гурко. А.В. Гурко в своих работах изучал генезис и эволюцию новых религиозных движений в Беларуси, в том числе и Саентологии. В работе Е.М. Бабосова появление Церкви саентологии рассматривается как результат социально-экономического и духовного кризиса общества, крушения господствующей социалистической системы, потери авторитета традиционных конфессий. Автор считает, что религиозная доктрина Л. Рона Хаббарда включает элементы, совпадающие с буддистской и индуистской концепцией самосовершенствования, реинкарнации и спасения человека. Он относит Церковь саентологии к религиозным организациям нового времени. [3, с. 121]

Еще одним источником являются материалы Интернет-ресурсов. На сайтах (http: sobor.by; www.patriarchia.ru. др.) размещено достаточно много разнообразных сведений об истории возникновения, различных направлениях деятельности саентологических организаций.

Представляет интерес официальные сайты Церкви Саентологии (www.scientology-moscow.ru www.saentolog.by). Информация на сайте распределена по следующим рубрикам: новости, история, проекты, общение, контакты.

Проведение исследования религиозной идеологии саентологии на основании анализа одних лишь критических публикаций, полемических материалов было бы неполным и субъективным без обращения к первоисточникам. В качестве таковых использован комплекс вероучительных изданий, автором которых является Рон Хаббард.

Таким образом, круг источников и литературы по рассматриваемой в работе проблеме достаточно широк и разнообразен, что позволяет решить поставленные в работе цель и задачи, сформулировать на основании эмпирического материала теоретические выводы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: