Организационная структура. Саентология, как и любая другая религия, имеет общинную жизнь и церковную организацию




 

Саентология, как и любая другая религия, имеет общинную жизнь и церковную организацию. Структура Церкви Саентологии соответствует классическому иерархическому типу церковной организации с присущей ей системой назначения на руководящие посты, градационной формой обучения и духовного просвещения.

Церковь Саентологии осуществляет множество различных видов религиозной деятельности, включая одитинг и обучение, миссионерскую, издательскую, рекламную деятельность, церковное управление.

В настоящее время саентологи объединены в мировое иерархическое религиозное сообщество, которое гарантирует своим организациям необходимую поддержку и руководство.

Высшая духовная власть в Церкви Саентологии принадлежит Международной Церкви Саентологии (Лос-Анджелес, США). Она представляет собой высший орган управления. Саентологи часто называют ее «Материнской Церковью Саентологии». [14]

Главной задачей Международной Церкви Саентологии (МЦС) является координация деятельности церквей, миссий, добровольных священников, которые составляют «приход» церкви, и осуществление надзора за публикациями и распространением Писания. МЦС имеет два издательских центра, расположенных в Англии и Дании, и так называемый внутренний отдел «Golden Era Production», который занимается производством фильмов, видеокассет, лазерных дисков на своей собственной киностудии. [29]

МЦС стремится к достижению религиозной цели, руководя, поддерживая и координируя деятельность всей иерархии в вопросах, касающихся священнослужителей, распространения веры и церковного управления, общественно-полезной деятельности.

Церкви, в которых проводятся службы, сведены в многоуровневую иерархию.

На первом, самом низшем уровне организационной структуры Церкви Саентологии находятся внештатные священники (внештатные одиторы), дианетические группы, миссии. Многие люди впервые узнают о Саентологии благодаря деятельности внештатных священников. В их функции входит предоставление вводных религиозных услуг для своих семей, друзей, соседей. Они проводят одитинг, консультации по вопросам брака, помогают преодолевать зависимость от наркотиков и справляться с повседневными жизненными проблемами.

Внештатные священники могут объединяться в одиторские ассоциации или дианетические группы для организации совместной деятельности по проведению лекций, семинаров и другой общественно-полезной работы и обретению новых последователей.

На этом же уровне структуры находятся саентологические миссии. Цель миссий заключается в предоставлении вводных и начальных услуг, включая начальные уровни одитинга и обучения. Именно на этом уровне разворачивается широкая миссионерская и просветительская деятельность саентологов. Любой саентолог может получить право открыть миссию.

Миссии организуют работу по изучению трудов Л. Рона Хаббарда, предоставляет вводные и саентологические услуги. Гуманитарный Центр Хаббарда, кроме того, выполняет роль континентального офиса связи по СНГ, т.е. отвечает за распространение саентологии на территории Стран Независимых Государств и численный рост ее последователей. [34]

Миссии, добровольные священники, дианетические группы представляют собой основу иерархической структуры Церкви Саентологии.

На следующей ступени иерархической лестницы находятся более крупные саентологические организации - местные саентологические церкви класса V, которые предоставляют религиозные услуги начального и среднего уровня последователям церкви. Они получили такое название потому, что высшая ступень обучения одиторов достигает класса V по классификации религиозных услуг. Эти церкви имеют право осуществлять одитинг, который позволяет человеку достичь состояния «клир», а также готовить и рукополагать священнослужителей. Церкви класса V обычно намного крупнее, чем дианетические группы и миссии. Они выступают в качестве центров общин саентологов, где проводится обучение, одитинг, воскресные службы, свадебные и похоронные ритуалы, церемонии имянаречения, собрания и празднование саентологических праздников. Некоторые центры «Класса V» называются «Центрами знаменитостей», которые собирают деятелей искусств и общественных деятелей. В США в Центр знаменитостей входят известные актеры Джон Траволта, Том Круз, Николь Кидман, Келли Престон. [22, с. 148]

К организациям более высокого уровня Международная Церковь Саентологии относит организации Сент-Хилл и Продвинутые организации. Они известны в саентологии еще, как «организации повышенного уровня». Организации Сент-Хилл специализируется в предоставлении специального обзорного курса «Сент-Хилл» прихожанам. Однако особенностью этих организаций является то обстоятельство, что они оказывают услуги по обучению одиторов до класса VII и проводят допуск к уровням ОТ людям, направленным церквями «Класса V», миссиями.

Продвинутые организации и организации класса «Сент-Хилл» в настоящее время располагаются в Лос-Анджелесе, Ист-Гринстеде, Копенгагене и Сиднее. [14]

Каждая из организаций повышенного уровня предоставляет религиозные услуги саентологам, направленным только из закрепленных за ними территорий. Так, например, в продвинутой организации Лос-Анджелеса обучаются саентологи из США, Канады, Мексики и Южной Америки. Прихожане из Европы съезжаются в продвинутую организацию в Копенгагене. Саентологи из Соединенного Королевства Великобритании получают религиозные услуги повышенного уровня в Сент-Хилле (Англия, графство Сассекс). Стоимость одитинга в Продвинутой организации Сент-Хилл составляет от 5,0 до 14,5 тысяч долларов. [31]

На следующем, более высоком уровне религиозной иерархии Саентологии находится обслуживающая организация «Флаг».

Обслуживающая организация «Флаг» находится в г. Клируотер, штат Флорида. Это самая крупная Церковь Саентологии в мире, которая предоставляет наивысший уровень подготовки одиторов до класса XII и одитинги от ОТ 1 до ОТ VII, организует интернатуру для священников из церквей и миссий. Церкви «Класса V» и миссии регулярно направляют туда своих представителей для специального обучения и профессиональной подготовки одиторов. Для саентологов обслуживающая организация «Флаг» является духовным центром, «меккой». Каждый саентолог в мире стремится приехать на «Флаг» и делает все, чтобы это его желание сбылось. Кроме того, обслуживающая организация «Флаг» финансирует различную благотворительную деятельность. [5, с. 115]

На следующем уровне иерархии находится обслуживающая организация «Флагманский корабль» (ООФК), которая предоставляет услуги самого высокого уровня саентологического одитинга ОТ VIII, а также предлагает специальные саентологические курсы, недоступные другим структурным подразделениям Международной Церкви Саентологии. Эта церковь оказывает услуги на борту 440-футового лайнера «Фривиндз» («Вольные ветры»), базирующегося в Карибском море. Службой внутренних доходов США она признана некоммерческой организацией и освобождена от налогов. По мнению саентологов, корабль представляет собой идеальное место для прихожан, которые завершают свое духовное совершенствование, достигают высшие уровни Моста, приходят к полному осознанию собственного бессмертия.

Все центры и миссии церкви управляются преданными, профессионально обученными саентологами. Наиболее ревностными служителями Церкви Саентологии являются члены Морской организации. Эти люди - «клиры» или достигшие уровня ОТ, принимают на себя обет служения Саентологии на протяжении биллиона лет, что свидетельствует об осознании ими своей бессмертной духовной сущности. По сведениям саентологов, Морская организация насчитывает более 5 тысяч членов в разных странах мира. [31]

Члены Морской организации посвящают себя единственной цели: дать всем людям духовную свободу, которая достигается путем точного применения технологии Рона Хаббарда. Характерной чертой члена Морской организации является компетентность и умение профессионально работать в команде. Члены этой организации занимают в Саентологии важные посты, постоянно работают со средствами массовой информации и официальными лицами в правительственных кругах. В Морской организации «лучший технический персонал, лучшие одиторы и кейс-супервайзеры, которые не только предоставляют религиозные услуги самого высокого уровня, но и следят за строгим соблюдением технологии Л. Рона Хаббарда». Церковь обеспечивает членов Морской организации жильем, питанием, формой, медицинским обслуживанием. Каждый день они посвящают несколько часов обучению и одитингу, а остальное время - порученной им работе. Члены Морской организации подписывают трудовой контракт с церковью и подотчетны руководству этой церкви. Основное требование при приеме на работу - полное посвящение себя служению целям Саентологии. Во всем мире саентологи относятся к членам Морской организации, именуемым в Саентологии «братством», с огромным уважением.

Международная Церковь Саентологии сформирована как структура, объединяющая и координирующая деятельность не только ряда внутренних, но и дочерних не религиозных организаций, таких как: «Нарконон», «Криминон», фонд «Дорога к счастью» и т.д. [14]

Эти организации имеют самостоятельный юридический статус и связаны с Церковью Саентологии соглашениями, предусматривающими распространение учения, реализацию общественно-полезных программ, технологий Л. Рона Хаббарда в строгом соответствии с Писанием.

Защиту чистоты технологий, обеспечение ее правильности и этической трансформации структурным звеньям церкви осуществляет Центр религиозной технологии, который был создан в 1982 году.

Во всех спорах относительно доктрины церкви ЦРТ является апелляционным судом последней инстанции, как Ватикан и его конгрегации в римском католицизме. ЦРТ расследует любые отклонения от стандартного управления в системе саентологических церквей и обеспечивает восстановление основ Церкви. Он следит также за тем, чтобы ни один человек и ни одна группа не могли предоставлять искаженную технологию, называя ее дианетикой или саентологией.

Международная Ассоциация Саентологов (MAC) членская общественная организация, создана для объединения саентологов всего мира в целях реализации идей Л. Рона Хаббарда, а также «общественно-полезных программ». Цель MAC заключается в том, чтобы объединять, поддерживать и защищать саентологическую религию. Членом MAC может стать любой саентолог, уплатив годовой членский взнос ~ 250 долларов, или пожизненный членский взнос в размере ~3 тысяч долларов. [31]

Согласно Уставу внутренняя структура церкви включает девять отделений. Каждое отделение возглавляет секретарь. Высшим органом церковной власти и управления является общее собрание, которое созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Оно может быть также созвано по требованию не менее 1/3 участников Церкви.

К исключительной компетенции общего Собрания относятся:

внесение и утверждение изменений и дополнений в Устав Церкви;

избрание и отстранение от должности Президента;

прием в участники и исключение из участников Церкви;

реорганизация и ликвидация Церкви.

Решения общего Собрания принимаются открытым голосованием, большинством голосов при явке на собрание не менее 2/3 от общего числа участников Церкви.

Духовным лидером Церкви является Президент, который избирается общим собранием сроком на пять лет. Избрание Президента производится с благословения Международной Саентологической Церкви (США).

В целях контроля за деятельностью, поведением сотрудников Церкви, миссий существует внутренняя корпоративная система, которая включает Комитет по расследованию, Совет этики, Суд капеллана. В их функции входят вынесение решений о наказании тех, кто совершил преступление.

Обязательным требованием, предъявляемым к сотрудникам саентологических организаций, является представление докладов-уведомлений в Совет этики по вопросам, касающимся финансовых нарушений, материальной порчи имущества, расточительства, искажения информации, преступления и т.д. Отказ от написания доклада-уведомления расценивается в Саентологии как тяжкое преступление.

Саентологические церкви, как и другие церкви большинства традиционных религий, финансируются прихожанами. В Саентологической церкви прихожане оплачивают такие религиозные услуги, как одитинг и обучение. Эти вклады саентологов являются главным источником финансирования церкви и составляют финансовую основу всей ее деятельности как религиозной, так и той, что направлена на реализацию «общественно-полезных программ». [39, с. 26]

Пожертвования не собираются с тех, кто приходит на воскресные службы, проповеди, свадьбы, имянаречение и панихиды или желает получить пасторские консультации.

Согласно Уставу, доходы Церкви должны расходоваться только на достижение целей религиозной организации и не могут распределяться между ее участниками и прихожанами.

Анализ публикаций, распространяемых среди саентологов, подтверждает их стремление приобщить как можно большее число последователей к церкви, распространить максимально большое количество трудов Л. Рона Хаббарда и достичь максимальной финансовой прибыли. [14]

Вместе с тем, наличие в Саентологии рыночного оборота служит поводом для обвинения ее в коммерческом характере, сокрытии от общества своего подлинного характера и использовании элементов религии как средства обогащения.

Следует отметить, что в практике традиционных религий существуют различные формы поддержки религиозной деятельности церквей. Это десятина, оплата ритуалов, пожертвование в пользу религиозной организации и прочее. В этом отношении Саентология отличается лишь тем, что в ней оплате подлежат не отдельные аспекты ритуальной практики, а сам путь спасения, этапы которого расписаны по прейскуранту.

На руководящих постах церкви, миссий, дочерних организаций расставлены самые преданные сотрудники - члены Морской организации. Создана хорошо продуманная внутренняя корпоративная система надзора, которая включает: Комитет по расследованию, Совет этики, Суд капеллана. В функции этих органов входят вынесение решений о наказании тех, кто совершил отклонение от стандартных технологий Хаббарда, препятствовал распространению его учения, допускал возможность сокращения финансовых результатов, инакомыслия.

Высшая духовная власть в Церкви Саентологии принадлежит Международной Церкви Саентологии. Главной ее задачей является координация деятельности церквей, миссий, добровольных священников и осуществление надзора за публикациями и распространением Писания.

Международная Церковь Саентологии имеет четкую иерархическую структуру. На первом, самом низшем уровне организационной структуры Церкви Саентологии находятся внештатные священники, дианетические группы, миссии. Далее следуют Сент-Хилл и Продвинутые организации. На следующем уровне иерархии находится обслуживающая организация «Флагманский корабль» и «Флаг». Международная Церковь Саентологии объединяет и координирует так же деятельность дочерних не религиозных организаций, таких как: «Нарконон», «Криминон», фонд «Дорога к счастью».

Устройство МСЦ и ее дочерних организаций соответствует жесткой тоталитарной системе управления, которая строго контролирует деятельность и сознание своих адептов и направлена на увеличение экономической прибыли организации.

 


Заключение

Церковь Саентологии является массовой религиозной организацией, насчитывающей более 8 миллионов последователей в 156 странах мира. Не смотря на многочисленные скандалы и судебные разбирательства, в большинстве стран Европейского Союза Церковь Саентологии официально зарегистрирована. В США этот статус саентология приобрела только в 1992 г. Однако в ряде стран. В том числе и в Республике Беларусь, Церковь Саентологии либо официально не зарегистрирована, либо ее деятельность запрещена. Сведения о биографии Л. Рона Хаббарда являются противоречивыми, что затрудняет исследователям возможность дать объективную оценку личности создателя этого религиозного движения.

Исследование Церкви Саентологии позволяет сделать вывод о том, что в культовой практике усматривается, особенные, характерные черты, отличные от традиционных религий. К ним следует отнести наличие своеобразной формы исповеди - одитинга; одитинг и обучение есть средства, с помощью которых индивид может влиять на свою судьбу в этой и будущей жизни; использование технических средств (Е-метра) при проведении исповеди (одитинга); отсутствие предметов поклонения; преданность и верность идеям религиозного лидера; существование особого класса религиозных должностных лиц, служащих в качестве хранителей Писания.

Вероучение Рона Хаббарда произвольно синтезирует некоторые положения традиционных религий с чертами, свойственными религиям нового времени. В учении соединены религиозно - мифологические воззрения с современным прагматизмом, устремления людей к материальному благополучию и духовному, нравственному самосовершенствованию. На смену религиозным учениям большинства традиционных религий о фатальной греховности человека, его слабости, бессилия, заведомой обреченности Л. Роном Хаббардом предложена альтернативная установка: человек сам является творцом своего существования и ответственен за свою судьбу.

В 1970-е годы вероучение Церкви Саентологии дополнилось «общественно-полезными программами», которые стали неотъемлемой частью деятельности добровольных священников, миссий, церквей и дочерних нерелигиозных организаций Международной Церкви Саентологии. Обращение к Саентологии и реализация «общественно-полезных программ» представляется для ее последователей единственно возможным способом утверждения в обществе здорового образа жизни, высокой образованности и нравственности. Успешность моральной, социальной и гуманитарной деятельности в саентологии ставится в прямую зависимость от способности исцеления индивидов и духовного возрастания ее членов. Преображение общества и самосовершенствование людей для саентологов является необходимым условием достижения конечной цели - восьмой динамики, которая ассоциируется с пониманием и осознанием Всевышнего и достижением состояния «бесконечности», т.е. духовного спасения.

Устройство Международной Саентологической Церкви и ее дочерних организаций соответствует жесткой тоталитарной системе управления, которая строго контролирует деятельность и сознание своих адептов и направлена на увеличение экономической прибыли организации.

 


Список источников

церковь саентология религиозный культовый

1. Алексеевский, А. 1996 год-год катастрофических потерь для саентологов в Европе и мире / А. Алексеевский. // Миссионерское обозрение. - 1997. - №5. - С. 14-15.

2. Алексеевский, А. Контактеры, оккультисты и прочее. / А. Алексеевский. // Миссионерское обозрение. - 1997. - №12. С. 5-9.

. Бабосов, Е.М. Сущность Дианетики и Саентологии: научно-религиоведческий анализ учения Л. Рона Хаббарда / Е.М. Бабосов. // Право на свободу. - M., 1999. - №3. - С. 7-9.

. Балагушкин, Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий / Е.Г. Балагушкин. - M.: Московский университет, 1984. - С. 293.

. Богданов, В.А. Уважение к вере или почему глупо воевать с саентологией? / В.А. Богданов. - М., РАГС: 1997. - С. 218.

. Богданов, В.А., Лисовский, В.Г. Новые религиозные движения: отклонение или норма? / В.А. Богданов, В.Г Лисовский. // Вести. - СПб.: Вече, 1995. - С. 65-71.

. Василюк, Ф.Е. От психологической практики к психотехнической терапии / Ф.Е Василюк. // Московский терапевтический журнал. - M., 1992. - №4 - С. 15-32.

. Гордиенко, Н.С. Религиоведческая характеристика саентологической церкви или церкви саентологии. / Н.С. Гордиенко - СПб: Вече, 2002. - С. 29.

. Грасс, Э.С. Культы и оккультизм в эпоху Водолея. /Э.С. Грасс. - СПб.: АСТ, 1998. - С. 123-124.

. Григорьева, Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. / Л.И. Григорьева - Красноярск: Светоч, 1999. - С. 178.

. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики. / Л.П. Гримак - M.: РАГС, 1989. - С. 214.

. Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи. / А.В. Гурко. - Мн.: Минский Институт Управления, 2006. - С. 276.

. Дворкин, А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. / А.Л. Дворкин. - Н. Новгород: «Христианская библиотека», 2000. - С. 356.

. Дианетика и саентология. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.saentologi.ru/ - Дата доступа - 17.01.2010.

. Ионе, В.И. Феномен человека в вероучении и религиозной прак тике Церкви Саентологии. / В.И. Ионе. - Минск: Изд. центр БГУ, 2008. - С. 173.

. Каган В.Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы. / В. Е Каган. // Независимый психиатрический журнал. - 1999. - №3,4. - С. 209.

. Кантеров И.Я. Новые религии в России и молодежь. / И.Я. Кантеров // «Свеча-97». - 1997. - №7. - С. 21 - 32.

. Кравчук В.В. Государство и церковь во Франции: отношение к новым религиозным движениям. / В.В. Кравчук // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. №2. - М.: РАГС, - 1997. - С. 114-120.

. Крывельская Н.В. Религиозная экспансия против России. / Н. В Крывельская. / - М.: Регионы России, 1998 - С. 192.

. Крывельская Н.В. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье и безопасность. / Н. В Крывельская. // Безопасность. - 1997. - №1,2. - С. 113-125.

. Крывельская Н.В. Причины распространениия в России деструктивных религиозных организаций. / Н. В Крывельская // Миссионерское обозрение. - 1998. - №5 - С. 17 - 26.

. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. / Дж. Макдауэлл, Д. Стюарт. - M: Протестант, 1993. - С. 145-149.

. Мировой опыт государственно-церковных отношений. - М.: РАГС, 1999. - С. 153.

. Морозова, Ю. Тоталитарные секты и технологии обмана. / Ю Морозова. // Вечерний Минск. - 2004.02.25. - №43. - С. 12 - 21.

. Прокошина, Е.С. Саентологическая церковь. Дианетика. / Е.С. Прокошина, Т.П. Короткая, И.Ф. Рекуц, А.А. Титовец и др.; Под ред. А.С. Майхровича. - Минск: «Четыре четверти», 2002. - С. 197-201.

. Религия и право: Информационно-аналитический журнал. - 2001. - №1. - С. 47.

. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. - М.: РАГС, 1997. - С. 308-312.

. Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень. - М., РАГС, 1995. - №5 - С. 39.

. Российское объединение исследователей религии. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://rusoir.ru/ - Дата доступа - 23.01.2010.

. Русская православная церковь. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.patriarchia.ru/ - Дата доступа - 05.02.2010.

. Саентологическая церковь Москвы. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.scientology-moscow.ru/ - Дата доступа - 04.02.2010.

. Саентология. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://ru.wikipedia.org/ - Дата доступа - 21.12.2010.

. Саентология: Справочная работа. - Копенгаген: Нью Эра Пабликейшенс, 1998. - С. 210.

. Сайт белорусских саентологов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.saentolog.by/ - Дата доступа - 06.02.2010.

. Сиверцев, М.А. Экспертная оценка учения и деятельности Церкви саентологии. / М.А. Сиверцев - M.: АСТ, 1997. - С. 42.

. Скородумов, А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге. / Скородумов А.А - СПб.: Вече, 1999. - С. 135.

. Соболев, С.С. Экспертная оценка (анализ) учения и деятельности религиозной организации саентологическая церковь. / С.С. Соболев. - М.: РАГС, 1996. - С. 27.

. Справочник по культам. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://astraalos.narod.ru/ - Дата доступа - 26.01.2010.

. Тимошин, А. Саентология: фантастику в жизнь. / А. Тимошин. // Наука и религия. 1985. №2,4. - С. 23-35.

. Тихонравов, Ю.В. Заключение эксперта религиоведа на вероучение и практику Церкви саентологии. / Ю.В. Тихонравов. // Религия и право: Информационно-аналитический журнал. - 2001. - №3. - С. 20-29.

. Тоталитарные секты - угроза XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. - Н. Новгород: Братство св. А. Невского, 2001. - С. 267.

. Хаббард Л. Рон. Основной словарь по дианетике и саентологии. /. Рон Л. Хаббард - М.: Нью Эра, 1998. - С. 129.

. Чернер Г., Дидрих Г-Х., Штриккер Г. Хорошего держитесь. / Г. Чернер, Дидрих, Г. Штриккер. - Харьков: Майдан, 1999. - С. 307-309.

. Шиптенко, С. Новыя рэлiгiйныя рухi. / С. Шиптенко. // Беларускi гiстарычны часопiс - 2004. - №5 (58). - С. 28-33.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: