Условия и факторы школьной жизни, оказывающие разрушительное воздействие на здоровье детей.




Первый фактор – поза во время учебного процесса. Большая часть школьников сидит в неестественно вынужденной позе, ссутулившись и низко склоняясь над столом.

Базарный В.Ф.[6] пишет, что анализом такой позы занимались многие специалисты. Ещё в 1870 году Ф.Эрисман основную причину неправильного положения детей при чтении-письме связывал с нарушением гигиенических требований, предъявляемых к партам. Далее высказывались мнения, что эта поза есть результат «дурной привычки» (Г.Кон и др.), проявления «тяжести» головы (Г.К.Фарнер). Старостин В.Ф. [34] считает что причина такой позы – утомление. Но проведённый на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН комплекс исследований (1977-1991) [6] позволил установить, что аномальная поза с низко склонённым кпереди корпусом учащихся отражает пребывание моторной сферы организма в своеобразном судорожно-спастическом напряженном состоянии (состояние тетануса). В свою очередь, данное состояние оказалось внешним отражением внутренней генерализованной нейровегетативной и психомоторной напряженности организма, обусловленной многочисленными сенсорными, моторными и психогенными предпосылками. Среди них ведущая роль принадлежит незрелости фундаментальных «опор», на базе которых формируется вся произвольная сфера человека: общего координаторного чувства организма, межполушарных взаимоотношений и зрительно-ручного чувства координации. Исследованиями установлено, что 85-95% 6-7- летних детей имеют выраженную школьную незрелость по этим показателям.

Именно данное обстоятельство способствовало тому, что у 85-95% первоклассников наблюдается напряженный (энергозатратный) тип чтения-письма.

Установлено, что именно такой тип функционирования организма в процессе учебно-познавательной деятельности как раз и оказался основой пребывания детей в состоянии хронической утомлённости, как отражения хронического энергетического дефицита, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения.

Продолжающееся изо дня в день пребывание в таком состоянии уже через 0,5-1 год ведёт к истощению симпатико-адреналовой системы, которая, как известно, является основой иммунологического, сосудистого, вегетативного и психического функционального «строительства» организма.

В целом, установлено, что отмеченная ситуация оказалась основой для возникновения целой группы школьных форм патологий, которые в свою очередь оказались первоосновой для возникновения целой группы так называемых болезней цивилизации взрослого периода (патология органов чувств, позвоночника, нервной системы и т.д.).

Cоветские педагоги [27] замечали эту проблему: «…Школа снизила двигательную активность маленького школьника почти наполовину; зато нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы, она резко увеличила. Именно в связи с этой нагрузкой, а не только из-за сложности умственного труда самого по себе, устают дети, занимаясь в школе». Но, как замечают эти же педагоги: «…Во всём этом нет ничего фатального».

Второй фактор, отмечает Базарный В.Ф. [6], – это продолжительное воздействие на детей традиционной учебной среды: закрытых помещений, ограниченных пространств. Заполнены они однообразными, искусственно созданными элементами, лишающие детей живых, чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание животворного мироощущения, образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей. В итоге – быстрое истощение нервно-психической энергии, иммунно-защитных сил организма, подавление реактивных процессов и закрепощение реализации генетических программ.

Третий фактор – вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни, основанное на некритическом восприятии готовой информации. Это приводит к тому, что ученик превращается в принимающее программируемое устройство, а учитель – в передающее программирующее. И здесь живого учителя с «успехом» может заменить обучающая машина. Люди, взращённые на таких методиках, лишенные живого творчества, не могут свободно развиваться и реализовывать заложенные в них природой творческие потенциалы, не могут быть внутренне свободными, т.е. обладать самостоятельностью мышления и свободой суждения.

Четвёртый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, строго поэлементное овладение знаниями, умениями и навыками. При этом разрушается целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей.

Пятый фактор – это чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Раннее, начиная с детского сада, обучение детей чтению, счёту, компьютеру приводит к «шизоидной интоксикации» сознания. Реальный чувственно-образный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов, что ведёт к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции – воображения, доминирование в учебно-познавательном процессе принципов формальной логики и узко специализированных предметно-урочных принципов обучения.

Шестой фактор – происшедшие вдруг в мировом масштабе реформы, после которых были заменены ростомерная мебель на одномерную, наклонная рабочая поверхность парт на горизонтальную столов, что ещё больше усилило статичную напряженность детей во время учебного процесса и изменило нормальный угол восприятия ими печатных и собственноручных текстов. А это в свою очередь вызвало избыточное напряжение вегетативных процессов и усугубило действие факторов, приводящих к ранней потере зрения, ухудшению осанки и разрушению телесной конституции.

Седьмой фактор – замена импульсно-нажимного письма на безотрывное с постоянным усилием, старая перьевая ручка на шариковую. В книге «Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребёнка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей» [10] В.Ф.Базарный указывает на то, что эта замена привела к негативным последствиям.

Веками совершенствовавшееся традиционное каллиграфическое письмо, основанное на ритме пластических усилий и расслаблений было заменено на «упрощённое» - безнажимное и безотрывное.

Многие практики-педагоги почувствовали: новая система письма в целом негативно сказалась не только на качестве почерка, но и на учебно-познавательных способностях детей. Однако требования новых школьных программ с их технико-скоростными установками исключили любую возможность возврата к прежнему моторно-пластическому, импульсно-нажимному письму, требующему особых усилий и продолжительных упражнений.

В.Ф.Базарным совместно с Л.П.Уфимцевой и В.А.Гуровым (1983-1990) были проведены специальные исследования, касающиеся анализа влияния на функциональное состояние, развитие и здоровье детей процесса овладения ими навыков письма (дифференцировано – посредством перьевой и шариковой ручками).

В целом полученные данные позволяют утверждать, что сложившиеся технико-скоростные установки обучения детей вне учёта их психомоторного физиологического фундамента способствуют формированию аномально-закрепощённого моторно-напряжённого стереотипа. Практически ни в одной из групп не было детей, которые бы сохранили при письме совершенно правильное положение корпуса. В то же время при импульсно-нажимном перьевом письме степень данной аномалии была выражена значительно в меньшей степени.

Восьмой фактор [6] – замена физиологически оправданного электролампового освещения на вредное, мигающее – люменисцентное, резко увеличившее падающий на детей поток жёсткого излучения, которое сбивает и заглушает их внутренние ритмы: биоритмы внутри- и межклеточного взаимодействия, электрические ритмы головного мозга. Кроме того, жёсткое излучение глубоко вмешивается в информационно-генетическую структуру жизни, меняя её фундаментальные видовые признаки. После введения в школе курса «Информатики» к этому потоку прибавилось и излучение от дисплеев компьютеров.

Девятый фактор – резкое ограничение в учебно-познавательном процессе деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих принципов обучения. В результате школа стала выпускать безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд.

Десятый фактор[8] – отмена раздельного школьного образования мальчиков и девочек в середине 50-х годов и введение их совместного обучения и воспитания, что является нарушением принципа природосообразности в педагогике. Во-первых, потому что календарный и реальный возраст мальчиков и девочек не совпадает: девочки опережают мальчиков в физическом, психическом и даже интеллектуальном развитии на 1,5-2 года. В результате девочки навязывают стереотипы поведения более младшим по зрелости мальчикам. Это приводит к закрепощению в реализации видовых генетических программ и создаёт реальную опасность развития мальчиков по женскому типу. Во-вторых, мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному перерабатывают информацию. У них всё разное – интересы, эмоциональные доминанты, реакции на одни и те же ситуации, образный строй мышления. Поэтому, считает Базарный, их нельзя воспитывать и обучать одинаково, по одним и тем же программам, методикам и учебникам. «Бесполая школа – это запущенный вирус злокачественной мутации духовных процессов, который спустя ряд поколений приводит к деградации народа, утратившего внутри себя зрелые мужское и женское начала».

Одиннадцатый фактор – отсутствие детского хорового пения, как обязательного и важнейшего учебно-воспитательного предмета. Базарный считает [9], что детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке созидает ребёнка, лечит не только душу, но и тело. Активное вокальное музицирование с самых ранних лет – кратчайший путь становления и развития сферы личности. Оно несёт в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Человек стал человеком не только благодаря коллективному труду, но и благодаря коллективному пению, благодаря возникновению в недрах разобщённого хаоса индивидуальных чувственных аффектов особого единящего и возвышающего его коллективного гармонично звучащего сигнального пространства.

Пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель духовного здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Русский народ пел всегда: это было естественным содержанием его природы, его внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русской жизни – соборности, о которой так много сказано русскими философами. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, и это одна из причин вырождения русской нации. Поэтому именно хоровое пение в школах и детских садах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, способно преодолеть тот хаос, который сегодня захватывает души детей с самого раннего возраста и блокирует развёртывание и реализацию их генетических человеческих программ. Поэтому детское хоровое пение – это природосообразная (сообразная природе народа) педагогическая технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является основой строительства в человеке его человеческой сути – его нравственного сознания, его Личности.

Пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой природосообразную оздоровительную технологию – необходимое условие физического и психического здоровья человека.

Двенадцатый фактор [6] – замена шестидневной учебной недели на пятидневную, приведшая к возрастанию учебной напряжённости детей.

Тринадцатый фактор - возникшие в эпоху НТР и автоматически внедрённые в школу скоростные технико-информационные установки, которые не способна выдержать психика изначально ослабленных и незрелых во многих отношениях детей, приходящих в начальную школу.

Уже этот далеко не полный перечень факторов показывает, что школа по-настоящему никогда не опиралась на психо-физиологическую и биогенетическую основу развития и раскрепощения потенциалов ребёнка.

Как замечает Л.С.Нагавкина [29], ребёнок, не справляясь с такой ситуацией, должен чем-то пожертвовать. Кто-то интуитивно жертвует своим интеллектом («стал лениться», «не хочет учиться», «не старается»), а тот, кто под нажимом среды не делает этого, жертвует, так же неосознанно, другим – здоровьем. Третьего, как показывает практика, увы, не дано.

Какие меры в качестве профилактики предлагает Базарный В.Ф.?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: