Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором я решила проводить по следующим направлениям:
Ø Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения, совместная с родителями деятельность, субботники);
Ø Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
Ø Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование);
Ø Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);
Ø Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
Ø Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);
Ø Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).
Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской культуры. Основные этапы работы
Анализ состояния работы по данной проблеме.
На первом этапе работы я провела:
Ø Анализ уровня знаний детей;
Ø Анализ знаний семьи;
Ø Создание предметно-развивающей среды.
Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры, я проанализировала работу в старшей подгруппе разновозрастной группы МДОУ д.Швариха и определила уровень знаний детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также знание своей семьи и её традиций. Для этого я предложила детям такие задания:
|
Задание № 1. «Наша Родина»
Цель – уточнить знание своей малой Родины.
Беседа по вопросам:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
3. Какие вы знаете крупные города России?
4. Где вы живёте – в городе или в деревне? (в деревне) Чем отличается деревня от города?
5. Как называется деревня, в которой мы живём? (Швариха)
6. Определение по фотографиям «Узнай и назови».
Задание № 2. «Народная мудрость»
Цель – уточнить знание детьми примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения.
Дополнить фразу знакомых пословиц, примет и поговорок, объяснить их значение:
Ученье - свет, а неученье -........ (тьма).
Апрель с водой, а май....... (с травой).
Вся семья вместе, так и душа....... (на месте).
Готовь сани летом, а телегу.......(зимой).
Кто не работает,.......(тот и не ест).
Мал золотник,.......(да дорог).
Поспешишь -.......(людей насмешишь).
Яблоко от яблони....... (недалеко падает).
Задание № 3. «Одень куклу»
Цель – уточнить представление детей о русском народном костюме.
Задание № 4. «Укрась салфетку»
Цель – уточнить знание декоративной росписи, определить умение самостоятельно использовать имеющиеся навыки.
Задание № 5. «Русская изба»
Цель – уточнить знание детьми названий и назначения предметов быта в старину.
По фотографиям дети определяют и называют предметы быта.
Задание № 6. «Русские народные промыслы»
Цель – уточнить знание особенностей различных промыслов (дымковская игрушка, Хохлома, городецкая роспись и т.д.)
|
Задание № 7. «Моя семья»
Цель – уточнить знания о членах семьи и родственных отношениях.
Результаты анализа я представила в виде таблицы.
Таблица:
Определение уровня знаний детей
По теме
«Культура русского народа».
Итог | Уровень знаний | ||||||||
Артём М. | средний | ||||||||
Артём Б. | низкий | ||||||||
Лена Г. | средний | ||||||||
Серёжа М. | средний | ||||||||
Олег Ф. | средний | ||||||||
Настя Б. | средний |
Условные обозначения:
2 – справился с заданием самостоятельно;
1 – справился с заданием с помощью педагога;
0 – не справился с заданием.
Уровень знаний (в баллах):
12 – 14 – высокий - нет
7 – 11 – средний - 5 человек
0 – 6 – низкий - 1 человек
Полученные результаты говорят о том, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого. Поэтому во все разделы программы «Детство» я ввела последовательную систему работы по данной теме.
Кроме того, я провела анкетирование родителей. Им были предложены следующие вопросы:
Ø Сохранились ли в Вашей семье предметы старины?
Ø Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?
Ø Насколько часто Вы вместе с ребёнком рассматриваете семейные альбомы?
|
Ø Знает ли Ваш ребёнок родословную своей семьи?
Ø Посещаете ли Вы с ребёнком музеи и памятные исторические места нашей Родины?
Ø Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети знали историю своего родного края?
Ø Что Вы предпринимаете для этого?
Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т.д. Вместе с детьми родители составляли родословную своей семьи и группе была организована выставка «Древо рода моего», активное участие принимают родители в создании «Книги народной мудрости», детям очень нравится, когда родители вместе с ними рассматривают альбомы и открытки разных городов.
В группе должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая будет пробуждать в душе ребёнка лучшие чувства. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. В начале учебного года в нашей группе не было определённого места, в котором дети могли бы знакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре русского народа проходила преимущественно только на занятиях. Анализ предметно-развивающей среды позволил сделать выводы, что необходимо привлечь родителей к сбору иллюстративного материала, пошиву народных костюмов; установить взаимодействие детского сада и школьного краеведческого музея; оснастить группу предметами старины (печь, крынки, самовар и т.д.), предметами народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, ручная вышивка и т.д.).
Задачи.
На втором этапе работы на основании полученных результатов анализа предметно - пространственной среды, знаний детей и семьи я определила для себя следующие задачи:
1. Обогатить предметно-развивающую среду:
Ø Оформить в группе уголок русского быта «Русская изба» (печка, предметы утвари, предметы народного декоративно-прикладного творчества);
Ø Оформить альбомы фотографий по темам: «Нижний Новгород», «Город Богородск», «Деревня Швариха», «Наша жизнь»;
Ø Оформить стенд в уголке социального развития «Наша семья»;
Ø Разнообразить материал для самостоятельной художественной деятельности детей в центре художественного творчества: бумага разной фактуры, кисти разных размеров, пластилин, цветные карандаши, ножницы, глина, восковые мелки и т.д.
2. Повысить уровень знаний и умений детей по данной проблеме:
Ø Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
Ø Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
Ø Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье;
Ø Воспитывать уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
Ø Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству;
Ø Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.
3. Повысить уровень педагогической культуры родителей:
Ø Провести анкетирование родителей с целью определения знаний о культуре русского народа;
Ø Провести родительское собрание на тему «Приобщение детей к истокам русской культуры»;
Ø Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе (создать «Книгу народной мудрости», сшить русские народные костюмы для девочек и мальчиков и т.д.)
Описание работы.
Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план работы (Приложение № 1).
1. Одной из главных задач нашей работы является воспитание любви к родному краю. Знакомство с природой родного края и с тем, что нас окружает проводится на занятиях по экологическому воспитанию. В течение года я проводила циклы занятий: «Заглянем в Красную книгу», «Всё, что есть на этой Земле – нужно!», «Природа родного края» и «Приметы времён года».
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Мы поощряем такую трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Совместно с родителями мы проводим субботники по уборке территории детского сада, по озеленению деревни. Дети принимают участие в субботниках, оказывают посильную помощь родителям. Участвуя в такой деятельности, дети понимают значимость их помощи, видят результаты своего труда.
2. В разделе «Связная речь» опора идёт на занятия («Люби и знай свой край родной!», «Земля – наш общий дом!», «Пословица не зря молвится!» и т.д.) Я стараюсь широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества. Чтобы дети осознали смысл пословиц, я использую наглядность, т.е. содержание выражаем в рисунке. Для этого мы ведём работу по созданию «Книги народной мудрости».
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. На рисовании в течение года я знакомлю детей с разными видами декоративной росписи (Циклы занятий «Золотая Хохлома», «Гжельский узор», «Волшебная Дымка», «Чудо-Городец», рисование матрёшек). Дети сначала затруднялись в различении видов росписи, а сейчас самостоятельно называют ту или иную роспись, её основные цвета и узоры. В свободное время дети рисуют свою семью, своих мам, расписывают бумажные силуэты и объемные игрушки. На занятиях лепки мы создаём дымковские игрушки, детям очень нравится украшать свои произведения узорами. К праздникам 23 февраля и 8 Марта дети делали открытки для пап и мам.
4.Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.
Однако если мы сведём работу только к организации наблюдений, это очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству.
Такую задачу можно решить, только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Для воспитания социально-нравственных качеств ребёнка я использую разные формы работы:
Ø Занятия («Город – село», «Промыслы нижегородцев», «Герб и флаг Российской Федерации»);
Ø Беседы («Моя деревня», «Города России», «Моя дружная семья»);
Ø Экскурсии по деревне, к Памятнику, в музеи;
Ø Рассматривание фотографий д.Швариха, г.Богородска и Н.Новгорода;
Ø Рассматривание семейных альбомов;
Ø Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны.
5. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и развлечения. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Очень интересно прошли в группе праздники «Осенняя Ярмарка», «Праздник мам и бабушек» и «Проводы русской зимы – Масленица». На одном из музыкальных занятий дети познакомились с русскими народными музыкальными инструментами, и теперь используют полученные знания в самостоятельной художественной деятельности. Кроме того на занятиях мы разучили хороводы «На горе-то калина» и др. Дети с удовольствием инсценируют русскую народную песню «Как у наших у ворот».
6. Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться. Свои умения дети смогли продемонстрировать на спортивном празднике, посвященном Дню защитников Отечества. Вместе с папами и дедушками дети весело прыгали в мешках, бегали в обруче, метали мешочки в цель. На такие совместные мероприятия дети откликаются очень эмоционально.
7.Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача взрослых - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Постоянно организуем игру «Семья», после экскурсии на медпункт дети самостоятельно играют в «Больницу», сами распределяют роли. Детям очень нравятся народные подвижные игры – «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», а также словесные – «Испорченный телефон», «Краски», «Чепуха», «Колечко».
8. Главные помощники педагога – родители. Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться в семье. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная и эгоистическая направленность. В своей работе я стараюсь опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Для начала я провела групповое родительское собрание, на котором рассказала о направлениях в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
Ø привлечения родителей к проведению занятий (Михайловская И.С. помогла провести занятие по лепке дымковских игрушек, рассказала и показала как мастерят настоящие глиняные игрушки);
Ø участия родителей в выставках семейного творчества;
Ø предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
Ø участия родителей в прогулках и экскурсиях (Должина Т.И. пригласила нас на экскурсию на медпункт);
Ø совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов (очень хорошие костюмы приготовили для развлечения «Ярмарка» Киселёва М.К., Захарова Ю.В., Глебова С.Ю., Митрофанова С.Е., Майданова О.В. и Михайловская И.С);
Ø создания семейного генеалогического древа (семьи Михайловских, Захаровых и Олейниковых);
Ø участия в создании «Книги народной мудрости» - содержание пословиц дети вместе с родителями выражают в рисунках (активное участие принимают Киселёвы, Михайловские, Глебовы, Захаровы);
Ø изготовления пособий, поделок, дидактических игр (Михайловская И.С. сделала и разрисовала дымковские игрушки; Логиновы, Глебовы и Михайловские создали из солёного теста барельеф «Моя семья», Михайловская И.С. и Захарова Ю.В. сшили народные костюмы для кукол).
Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса и у них появляется интерес к данной проблеме.
Таким образом, я веду работу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры по всем направлениям программы «Детство», опираясь на помощь родителей.
Выводы.
После проведения системы работы по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры» была проведена повторная диагностика, и показатели значительно улучшились, что я и отразила в таблице и в графике.
Таблица:
Исходящая диагностика