Тема 3: Источники банковского права.




Б\п имеет свою систему законодательных норм, правовых и подзаконных актов.

Система Б\п включает:

1. Конституцию РФ

2. нормы международного права

3. международные договоры РФ

4. решения конституционного суда

5. банковское законодательство-ряд ФЗ, важными из которых являются следующие:

5.

-ФЗ "о ЦБ РФ" (банке России)

-ФЗ "о Банках и банковской деятельности"

-ФЗ "о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

 

-ФЗ "о реструктуризации кредитных организаций"

-ФЗ "об АО"

-ФЗ "об ООО"

-ФЗ "о валютном регулировании и валютном контроле"

-Уголовный кодекс РФ (УК РФ)

-Гражданский кодекс РФ (ГК РФ)

-Налоговый кодекс РФ (НК РФ)

6.подзаконные нормативные акты

а)акты органов общей компетенции, которые включают в себя указы президента РФ и

постановления правительства РФ

б) акты органов специальной компетенции, которые включают в себя ведомственные

подзаконные нормативно-правовые акты ЦБ РФ

7.договоры и обычаи делового оборота, применяемого в банковской практике - акты

кредитных организаций, акты союзов и ассоциаций кредитных организаций.

 

Конституция РФ

 

-принята 19 декабря 1993г.

-акт высшей юр. силы на всей территории страны

-в ней источники БП:

1. положения, непосредственно содержащие банковские правовые нормы

2.положения, имеющие значение при установлении общих принципов БП

3.положения, регламентирующие порядок создания, деятельности, правовой статус ЦБ и

кредитных организаций

4.положения,имеющие значение при формировании финансовой политики страны

5.положения, определяющие магистральные направления совершенствования и развития БП

и банковской системы

6. положения, в целом образующие конституционные основы экономической деятельности

РФ

 

-статья 71 пункт ж) и з)

-статьи 74,75

-статья 83 пункт г)

-часть I ст.103 п.в

-Ч.III ст.104

-ст.106 п. в)

-Ч. I ст. 114 п. б)

- и др.

 

Нормы международного права и международные договоры РФ

 

Согласно Ч. IV ст.15 Конституции РФ, эти нормы являются составной частью

правовой системы страны.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены

законом, то применяются правила международного договора

Под общепризнанными принципами и нормами международного права следует

понимать нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, а также

общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, при этом правила

международного договора - это нормы, содержащиеся в международных договорах РФ

Международные акты приняты в виде многосторонней конвенции:

1.женевская конвенция от 7.06.1930, устанавливающая единообразный закон о простом и

переводном векселях

2.унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (в ред. 1933г)

3.унифицированные правила по инкассо (в ред. 1995г)

4.соглашение в форме обмена письмами между министерством внешних экономических

связей в России и министром торговли Индии по вопросам специальных счетов российских

экспортёров и банков в Индийских банках (Нью-Дели, 28 января 1993г.)

и др.

 

Решения конституционного суда РФ

 

- конституционный суд (КС) РФ занимается толкованием конституции, т.е. уясняет и

разъясняет смысл интерпретируемых норм, а результатом такого толкования является

правовая позиция КС РФ, т.е. - это прецедент толкования конституционной нормы,

выраженный в мотивированной части КС, т.е. имеющий письменную форму и обладающий

нормативным значением. При этом толковании КС рассчитано на неоднократное

применение и осуществляется для широкого круга общественных отношений. Причём важно

указать, что оно является официальным и обязательным, следовательно, правовая позиция

КС распространяется не только на участников конституционного спора, при рассмотрении

которого она была сформулирована, но и на всех лиц, таким образом, на основе решений КС

законодательные органы, не дожидаясь отмены положений закона, противоречащих

правовой позиции КС должны самостоятельно внести соответствующие коррективы в

действующие законодательство.

В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона (ФКС) от 21.07.1994 г.

"О КС РФ" решение КС обязательно не только для участников конституционного спора, но и

для иных субъектов права. Поэтому фактически КС в пределах своей компетенции

выполняет правотворческую функцию, конкретизируя нормы конституции РФ. Он создаёт

новые нормы, в особенности процедурного характера, и тем самым восполняет пробелы в

Конституции РФ.

Правовые позиции Кс в отношении БП выражены в особой форме, т.е. в ходе

рассмотрения дел о проверке конституционных норм банковского законодательства он

толкует экономическую группу норм Конституции России.

Решение КС, содержащее нормы так или иначе регулирующие банковскую

деятельность являются важными источниками БП, они не только служат

общеобязательными правилами поведения субъектов БП в конкретных ситуациях, но и

оказывают предопределяющие влияние на законотворческую деятельность.

 

Банковское законодательство, которое является главным источником БП.

Если в СССР в объём понятия "законодательство" включалось не только собственно

 

законы, но другие нормативные акты, сегодня под ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ понимают

совокупность регулирующих определённую соответствующую область общественных

отношений законов, а, следовательно, подзаконные акты в состав законодательства не

включаются.

В соответствии с ФЗ от 14.06.1994г. №5 "о порядке опубликования и вступления в

силу ФКЗ, ФЗ, актов палат федерального собрания" акты банковского законодательства

публикуются в трёх органах, т.е. Собрание законодательства РФ, Российской газете

Парламентской газете.

Банковское законодательство составляет законы, которыми регулируются банковские

правоотношения:

1. ФЗ "о ЦБ РФ" №86-ФЗ от 10.06.2002

2. ФЗ от 2.12.1990 № 295-1 "о банках и банковской деятельности" (в действующей редакции)

3. ФЗ от 25.02.1999 № 40-ФЗ "о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

4. ФЗ от 8.07.1999 № 144-ФЗ "о реструктуризации кредитных организаций"

Кроме того, банковское законодательство помимо указанных законов включает в себя

иные ФЗ, регулирующие не столько банковские правоотношения, сколько содержащие

нормы банковского права:

-Ч. II ГК РФ от 26.01.1996г. № 14-ФЗ

-УК РФ от 13.07.1996 №63-ФЗ в части юр. ответственности за преступление в банковской

сфере, в т.ч. за лжепредпринимательство

-Ч. I НК РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и Ч. II НК РФ от 5.08.2000 № 117-ФЗ организаций за

нарушение законодательства о налогах и сборах

-ФЗ от 26.12.1995г. "об АО" в части правового статуса кредитных организаций, созданных в

организационно-правовой форме АО

-ФЗ от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ "об ООО" в части правового статуса кредитных организаций,

созданных в организационно-правовой форме ООО

-ФЗ от 10.12.2003г. № 173-ФЗ "о валютном регулировании и валютном контроле" в части

осуществления КБ и ЦБ функций в сфере валютного регулирования.

 

Акты банковского законодательства

 

Предел их действия во времени имеет очень большое практическое значение.

Чтобы определить временные рамки действия акта законодательства нужно выяснить:

1.когда начнёт действовать этот акт?

2. когда это действие прекратилось или может прекратиться?

Для решения этих вопросов требуются следующие обстоятельства:

1)момент вступления акта в силу

2)пределы действия этого акта послу вступления в силу

3)момент прекращения действия акта

По общему действующему правилу ФКЗ, ФЗ, а, значит, и содержащиеся в них нормы

вступают в силу через 10 дней после официального опубликования (в Российской газете и

Собрании законодательств), если законодатель не установит другой срок. Часто в самом акте

при решении вопроса о вступлении закона в силу указывается разное время вступления в

действие различных норм, статей, пунктов, содержащихся в данном законе. таким образом,

акты банковского законодательства начинают действовать на основе общего правила и в

срок, указанный в законе.

О прекращении действия акта.

Введённый в действие акт обладает юр. силой вплоть до его отмены.

Существует три варианта действия его во времени:

1. перспективное действие

-т.е. действие распространяется на юр. факты и отношения после вступления его в силу

2. немедленное действие

-т.е. действие акта распространяется на вновь возникшие или ранее возникшие

правоотношения, но с даты вступления такого акта в силу

3. действие с обратной силой

-т.е. действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения,

возникшие до его вступления в силу, но с более ранней датой

Но, по общему правилу, в соответствии с ст.54 Конституции РФ закон

устанавливающий или отягощающий ответственность обратной силы не имеет. Смысл этот

состоит в том, что изменения вносимые законодательством не должны пагубно влиять на

устойчивость отношений между субъектами права и недолжны подрывать уверенность

граждан и юр. лиц в стабильности их правового и экономического положения, в прочности

публичного правопорядка.

Моментом прекращения действия акта является момент его прямой отмены

законодателем либо судом, но при этом нужно учитывать прекратил ли акт своё полное

действие или нет, т.е., установив дату отмены, нужно уточнить полностью или частично

прекратил своё действие акт.

Акт может быть отменён:

1)прямо (законодатель чётко определил дату, когда положение отменённого акта

перестаёт действовать)

2)косвенно (принятие нового акта, что означает прекращение действие действия

старого со дня вступления в силу нового)

Существует три варианта установления пределов прекращения действия старого акта:

I. старый закон переживает себя,

-т.е. его отдельные нормы продолжают регулировать отношения, которые возникли на

основе старого закона, и после вступления в силу нового закона, положения старого закона

продолжают действовать, НО с оговоркой в новом законе в срок установленный новым

законом.

II. немедленно,

-т.е. с даты утраты законом силы он прекращает действие на все отношения, которые ранее

регулировал

III. досрочное прекращение,

-т.е. новый закон устанавливает прекращение старого, который в законодательно

установленном порядке предал обратную силу

Действие актов в пространстве.

Акты, принятые федеральными органами власти действуют на всей территории

страны (суша, вода, недра, воздушное пространство). Эти акты адресованы широкому кругу

лиц, которых мы называем субъектами банковских правоотношений, к ним относятся:

-граждане России,

-иностранные граждане,

-лица без гражданства

-российские и иностранные организации

В случае разрешения вопроса о действии акта в отношении отдельного лица или

группы лиц применяется принцип территориальности.

 

Подзаконные нормативно-правовые акты (НПА)

 

Правом издавать НПА подзаконного характера, регулирующие банковские

правоотношения в РФ, наделены:

-Президент РФ

-федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства)

Все подзаконные НПА, содержащие нормы БП, делятся на 2 группы:

I группа

"Акты органов общей компетенции (АООК)"

II группа

"Акты органов специальной компетенции (АОСК)"

 

К АООК относятся:

 

1. Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции и банковскому

законодательству. Эти акты имеют приоретеное значение по отношению к другим

подзаконным актам. Согласно ст.90 Конституции такие акты могут приниматься по любому

вопросу, в т.ч. по банковскому праву, входящего в компетенцию Президента. Причём указы

Президента носят властный характер и обязательны к исполнению на всей территории

страны.

Конституция не ограничивает Президента перечнем вопросов, по которым он имеет

право издавать акты по правовому регулированию; причём акты президента - это акты не

главы исполнительной власти, а главы государства. Поэтому их подзаконный характер

абсолютно неочевиден, т.е при наличии правовых пробелов указами Президента они

восполняются до принятия соответствующих законов. Поэтому указы в этих случаях

являются нормой реализации конституционно установленных прерогатив Президента по

определению основных направлений внутренней и внешней политики страны, а также

функции Президента как гаранта государства.

Начиная с 1992г. в РФ по вопросам регулирования банковской деятельности принято

более тридцати указов.

2. Постановления Правительства РФ

Согласно ст.111 Конституции правительство РФ осуществляет исполнительную

власть в России. Оно состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правовой статус правительства установлен также положениями ФКЗ от 17.12.1997 №

2-ФКЗ "О правительстве РФ"

Акты, изданные в форме постановлений правительства, во-первых: единой

финансовой и кредитно-денежной политики, во-вторых: принимаются в исполнение

Конституции, ФКЗ, ФЗ указов Президента и носят нормативный характер.

Помимо постановлений правительство может принимать распоряжения, а дата их

официального опубликования является дата первой публикации его текста в одном из

официальных изданий. При этом сведения, содержащиеся в постановлении (кроме

составляющих государственную тайну или имеющих конфиденциальный характер)

подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия. А если они

требуют широкого обнародования, то немедленно через СМИ. Акты правительства могут

быть обжалованы в суде.

 

К АОСК относятся:

 

Регулирующие банковские правоотношения, ведомственные подзаконные НПА,

издаваемые следующими органами:

-ЦБ (главный орган)

-МинФин

-Министерство по антимонопольной политике

-федеральная таможенная служба

-федеральная служба по финансовому мониторингу

и др.

Акты ЦБ РФ издаются двух видов:

1. нормативно-правовые акты (НПА), которые являются источниками БП

2. ненормативные правовые акты (ННПА), не относящиеся к источникам БП

Правила подготовки правовых актов ЦБ установлены его положениями от 15.09.1997г. №512

ЦБ РФ по вопросам, отнесённым к его компетенции, издаёт следующие виды обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также всех юр. и физ. лиц НПА:

-Указания

-Положения

-Инструкции

Они публикуются в "Вестнике Банка России" и по истечении 10 дней после опубликования вступают в силу (за исключением случаев установленных советом директоров ЦБ), обратной силы не имеют.

Все зарегистрированные НПА ЦБ РФ направляются для руководства в кредитные организации.

НПА ЦБ РФ имеет следующие характерные и отличительные особенности:

1.обязательные для исполнения широкого круга лиц

2.носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юр. силы

3. регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской

деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой

4.как правило, не имеют обратной силы

5.подлежат обязательному обнародованию через "Вестник Банка России" и регистрации в

министерстве юстиций России

6.как правило, вступают в силу по истечении 10 дней со дня опубликования в официальном

издании.

 

ННПА, издаваемые ЦБ.

К ним относятся: разъяснения, письма и телеграммы.

1.Несмотря на то, что они не являются НПА, они обязательны для применения субъектами,

на которых они распространяются (по характеру разъяснения)

2.они не создают новых норм права, не могут изменять или дополнять положения НПА

3.направлены на разрешение (разъяснение) конкретных узких аспектов банковской

деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: