Тема: Энеолит. Культуры Египта – Накада I, Накада II.




Руководитель Портная О.В.

Цель: изучение особенностей хозяйственного и социального устройства.

Задачи:

1. Образовательные: формирование знаний о культурах энеолита.

2. Воспитательные: прививать интереса и уважения к прошлому.

3. Развивающие: развивать умения выделять главное, делать выводы.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: тетрадь, ручки, карандаши, раздаточный материал, экран, проектор и т.д.

Основные понятия: энеолит, археологические культуры

Мотивационный аспект

Изучение особенностей хозяйства человека эпохи энеолита.

Изучение нового материала

Амратская культура или Накада I – додинастическая культура Египта, получившая название от поселения Эль-Амра, датируемого 3800–3600 гг. до н.э.

Поселения культуры малоизвестны, но большие могильники, такие, как Накада, позволяют предположить, что поселения были обитаемы длительное время и имели внушительные размеры. Основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство. Осуществлялась добыча кремня, из которого изготавливались тщательно обработанные кинжалы, наконечники и инструменты. Постепенно распространялась медь, материал для простых предметов – булавок, гарпунов, а также бус. Находки материалов из Эфиопии, бассейна Красного моря и Сирии дают возможность предположить широкие торговые контакты. Известны различные типы керамики: от бадарийского периода унаследованы красные черноверхие сосуды, появляется керамика с белым крестолинейным орнаментом. Она представляет собой красную посуду, на которой белой краской нанесены разнообразные виды решетки, часто изображаются различные сцены. Мертвых хоронили в скорченном положении, с богатыми погребальными приношениями в виде посуды, украшений, гребней и статуэток из слоновой кости, возможно предназначенных для прислуживания в потустороннем мире.

В период этой эпохи при постройке жилищ впервые применяется инновация того времени – кирпич, однако весьма ограниченно, так как эта технология приобретет известность в Египте в Герцейскую эпоху. Внутренняя отделка помещений все так же находилась в зачаточном состоянии, рельефы, которые позже приобретут огромную популярность, находятся на стадии зарождения.

Дерево, кость, плетение широко использовалось в хозяйстве. Изделий из меди стало больше. Методом ковки амратцы изготавливали топорики, гарпуны, заколки, шила и украшения. На украшения шли так же цветные (поделочные) камни, раковины, кость и даже золото. К концу периода, начинает применятся способ литья меди в открытые формы.

По наскальным изображениям с рисунками животных, папирусных лодок и людей, по рисункам на керамике и изделиям малой пластики, можно заключить, что амратские женщины носили льняные набедренные повязки, а мужчины обходились чехлами. Для перевозки грузов использовали ослов и папирусные гребные лодки.

Торговля с соседями играла значительную роль в хозяйственном развитии, и в накоплении богатств представителями господствующей верхушки. Это нашло выражение в появлении, к концу периода развития амратской культуры, захоронений отличающихся более богатым погребальным инвентарем. Они найдены в некрополях Тина, Абидоса, Абадии, Негады, Гебелейна, Иераконполя.

Сами некрополи, основанные представителями амратской культуры, продолжали использоваться до конца Древнего Царства. Там обнаружены, относящиеся к рассматриваему периоду, скорченные трупоположения и захоронения животных. Покойников, в основном, хоронили на левом боку, головой на юг.

Ареал распространения амратской культуры расширялся достаточно быстро, но происходило это мирно. Производящее хозяйство, которое давало достаточно продуктов питания, послужило основой резкого роста населения. В тоже время, избыточное население легко находило свободные места в нильской долине для хозяйственного освоения. Амратцы расселялись с севера (из района распространения бадарийской культуры) на юг, пока в районе севернее 1-вых порогов не столкнулось с кушипами, носителями культуры А (Верхнего Египта и Нижней Нубии).

К концу периода, когда свободной земли не осталось, появляются «додинастические города», - крупные селения, окруженными стеной, к которым тяготеют ближайшие сельские поселки, и которые становятся центрами ремесленного производства, торговли и, наконец, поклонения местному богу-тотему. Таковыми стали Тин (поклонялись богу-тотему Хору), Нагада (поклонялись богу-тотему Сету), Иераконполь (также поклонялись богу-тотему Хору, вероятно, вследствие того, что иераконпольцы были выходцами из Тина). Вероятно, что в районе некрополей Абадия и Гебелейн также существовали укрепленные поселения. Вышеперечисленные «города» стали центрами первых прото-государственных образований – политий. И началась борьба между ними за гегемонию.

В период культуры Накада египтяне сеяли полбу и ячмень, разводили коз, крупный рогатый скот, свиней, овец, в повседневных работах использовали ослов. Умели делать глиняную утварь, кирпичи, косметические принадлежности, снаряжение для воинов, умели плавить медь и изготавливать из неё топоры и ножи; гончарные изделия из красной глины с белым рисунком с характерной чернотой по краям. Сменила Бадарийскую культуру, предшествовала герзейской культуре.

Герзейская культура додинастического Египта (Накада II), относящаяся к 4-му тыс. до н. э., является развитием более ранней амратской культуры; получила название от памятника Эль-Герзе в Файюме, лучше всего представлена в могильнике Негада в Верхнем Египте. Продолжает развиваться обработка кремня, особенно замечательны ножи, однако все большее распространение получает медь (топоры, кинжалы и т.д.). Впервые появляется фаянс.

Повсеместно встречаются тщательно обработанные каменные сосуды. В хозяйстве наряду с земледелием интенсивно стало развиваться скотоводство, на основе которого происходили сначала имущественная дифференциация племен, а затем классовое расслоение внутри самого племени. В земледелии применялось искусственное орошение (сеть каналов); в конце 4-го тыс. до н. э. в Египте появляется уже примитивный плуг. Большое развитие получили ремесла.

В гончарстве наряду с сосудами более раннего типа (красные лощеные), типичными являются светлые керамические сосуды (имитирующие каменные), которые также расписывались красным цветом. Имитировалась расцветка камня, кроме того, встречаются геометрические композиции, сюжеты из повседневной жизни. Часто изображались многовесельные лодки, плававшие в то время по Нилу. Важнейшей чертой развития является усиление азиатского влияния, заметного в волнистых ручках на кувшинах, в цилиндрических печатях (безусловно, месопотамского происхождения), изображениях мифических животных, использовании сырцового кирпича в архитектуре, а в самом конце периода – также письма. Росписи передают целые сцены: лодки, людей, горы, животных. Имеются статуэтки из глины и камня, в частности – изображающие женщин и пленных со связанными за спиной руками. В период герзейской культуры Верхний и Нижний Египет представляли два крупных, постоянно враждовавших объединения; усилилось влияние соседних культур Малой Азии и Двуречья (отражено в памятниках искусства). На основе герзейской культуры ок. 3200 до н. э. возникло древнеегипетское государство.

Основой хозяйства герзейцев является земледелие с зачатками ирригации (пшеница-эммер, шестирядный ячмень, гречиха, лен, чечевица, пальма дум и т. д.), развитое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, собаки, возможно кошки), ремесла (гончарство, обработка камня, металлургия меди). В обширных поселениях герзейской культуры наряду с круглыми в плане хижинами, плетеные стены которых обмазаны глиной, появляются дома из сырца. Орудия труда изготавливаются из камня и меди (ножи, кинжалы, топоры, тесла и т.д.). Старая амратская керамика сочетается с сосудами из светлой глины, покрытыми рисунками красно-коричневого тона (растения, животные, многофигурные композиции с людьми и лодками) – «декорированная керамика». Стал применяться гончарный круг, и обжиг при температуре до 1200 оС. Из глины изготавливаются также фигурные сосуды и различные фигурки. Каменная посуда становится предметом роскоши.

По захоронениям начинает четко прослеживаться социальная дифференциация. Появляются погребения в больших могильных ямах, камерах из сырца, иногда разделенных на два отделения – для покойника (в гробу или в сосуде) и многочисленного инвентаря. Покойников, как и раньше (амратский период), в основном, хоронили на левом боку, головой на юг. Предметы из могил и составляют основную часть археологического материала. Кроме, упомянутых выше изделий, это костяные иглы, гребни, булавки, шиферные палетки для растирания красок; каменные и глиняные фигурки (в частности пленников со связанными руками); различные украшения и амулеты.

Герзейская культура испытывала значительное влияние культур Ближнего Востока и Междуречья, как посредством торговли, имевшей очень важное значение, так и восприятием передовых хозяйственных и технических навыков. Это способствовало ускорению ее развития. Начавшийся, в амратский период рост сельскохозяйственного населения, еще более усилился, что не могло не привести к борьбе за землю и воду. А это, в свою очередь, вело к усилению роли военных вождей, которые возглавляли эту борьбу, и жрецов, освящавших ее. А количество прибавочного продукта, позволяло им не участвовать непосредственно в хозяйственных работах, а направить свои усилия на борьбу с соседями и установление контроля над торговыми путями. «Додинастические города», доминирующие над округой – номом, становятся столицами прото-государств, средоточием политической, экономической и культурной жизни.

Они те же, что и существовавшие ранее «додинастические города»: Буто и другие номовые центры Дельты (Телль Ибрагим Авад, Телль эль-Фарха, Маади); Тин, Абадия, Нагада, Гебелейн, Иераконполь в Среднем и Верхнем Египте. Между номами продолжается борьба за гегемонию.

В Дельте борьба между номами не принимала, по-видимому, вооруженного характера, так как было достаточно места для расселения избыточного населения, причем, не только местного, но и пришельцев из Верхнего Египта. По началу, расселение в Дельте носителей культуры Нагада носило характер мирной колонизации. Но к концу периода, из-за обострения борьбы за контроль над торговыми путями, отношения между местным и пришлым население перешли к военному противостоянию.

В Верхнем Египте борьба была более ожесточенной. Тинисский ном, который в северном направлении мог расширять свою территорию путем достаточно мирной колонизации, на юге, в результате военного столкновения, подчинил себе ном Абадии. Ном Нагады поставил под свой контроль караванный путь к Красному морю, через Вади Хаммамат, и месторождения полезных ископаемых в Восточной пустыне. Кроме того, выходцы из этого нома, вместе с тинисцами силились в Дельте. Иераконпольцы, ограниченные с севера, были вынуждены направить свою колонизацию в южном направлении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: