22.02.2006
Вводное слово
Для чего мы решили составить эту книгу? Искусство тайцзицюань пользуется огромной популярностью во всем мире. Однако, как вы уже, наверное, сами заметили, происходит невообразимая путаница относительно того, из каких конкретно компонентов это уникальное искусство состоит и какие особенности ему действительно присущи. Конечно, в большей степени такая ситуация свойственна для Запада, кишащего не слишком осведомленными в чуждой культуре любителями тайцзицюань, а то и просто фантазерами на тему данного направления. Но и на, так сказать, исторической родине пестрота суждений, хотя и более “профессиональная”, также имеет место. Вызвано это, с одной стороны, различиями в стилях и уровне знаний мастеров, с другой стороны, их ориентацией на современное официально-научное, либо на традиционное мировоззрение.
Задача предлагаемого подобия словаря состоит в том, чтобы попытаться найти некий общий язык для самых разных почитателей тайцзицюань. С этой целью мы решили собрать здесь термины, касающиеся истории, теории и практики данного искусства. Термины и их трактовка взяты из наиболее авторитетных китайских источников и словарей самой разной направленности и разных подходов. Большую помощь оказали и живые носители традиции - современные мастера тайцзицюань. Свои собственные комментарии мы постараемся максимально ограничить, чтобы избежать навязывания своей точки зрения. Каждый читатель сам в состоянии определить, что ему ближе, что и как лучше применять, главное - сделать это на основе реальных составляющих тайцзицюань с их спецификой, без притягивания за уши компонентов абсолютно отличных по “технологии” западной экстрасенсорики, индийской метафизики и т.д.
Мы также предлагаем вынести тему терминологии на обсуждение в нашей конференции на нашем сайте. Возможно, кто-то сможет предложить более удачный перевод того или иного термина, или сообщит более полную информацию относительно той или иной техники и т.п. То же самое можно осуществить и в отношении других направлений ушу. Пока мы обратимся к тайцзицюань - одному из самых известных и в то же время наименее по-настоящему изученному виду кулачного искусства.
Милянюк Андрей
Двигаясь от общего к частному, предложим для начала ряд терминов, составляющих, так сказать, фундамент тайцзицюань, его теоретический и технический арсенал, а затем перейдем к подробностям. К таким “китам” прежде всего относится понятие “тринадцати позиционных основ” (шисаньши 十三勢) - являющееся одновременно другим названием тайцзицюань. Мы переводим не дословно - “тринадцать позиций”, так как такой перевод в русском языке не отражает реального смысла термина. При этом оттенок понятия “основы” уже заключен в многочисленных значениях слова “ши” (勢) (позиция, прием, жест, форма, ситуация, тенденция, реальное положение, обстоятельства, могущество, авторитет, вес, влияние, сила и т.д.). В определении этого понятия все авторы и мастера более-менее едины. Для примера приведем трактовку знаменитого мастера Ма Юцина из его “Иллюстрированного терминологического словаря китайского ушу” (издан в Гонконге в 1985 году). Она, как и трактовки других авторов, базируется на классическом произведении Ван Цзунъюэ “Суждение о тайцзицюань” (Тайцзицюань лунь 太極拳論):
Тайцзи шисань ши - под тринадцатью позиционными основами тайцзи понимается соединение “пяти первоэлементов” (у син 五行) и “восьми триграмм” (ба гуа 八掛). В тайцзицюань для действий рук имеется восемь сторон, и пять сторон - для действий ног. Действия рук: “пэн” (掤) (соответствует триграмме цянь), “ань”(按) (триграмма кунь), “цзи”(擠) (триграмма кань), “люй”(捋) (триграмма ли) соотносятся с “четырьмя прямыми направлениями” (сы чжэн фан 四正方). Действия же рук: “цай”(採, 采) (триграмма сюнь), “ле”(挒) (триграмма чжэнь), “чжоу”(肘) (триграмма дуй), “као”(靠) (триграмма гэнь) соотносятся с “четырьмя диагональными направлениями” (сы юй фан 四隅方). Пять действий ног (у бу 五步): продвижение вперед (цянь цзинь 前進), отступление назад (хоу туй 後退), поворот влево (цзо гу 左顧), поворот вправо (ю пань 右盼), центрирование-укоренение (чжун дин 中定) - передают идею пяти первоэлементов (огня, воды, дерева, металла, почвы). Тринадцать позиционных основ составляют базовое мастерство искусства тайцзицюань, другое название которого также звучит как “Тайцзи шисань ши” (Искусство тринадцати позиционных основ тайцзи) (стр.73).
Но у Ма Юцина есть также подход к данному понятию еще и с несколько других позиций, а именно как к некоему протокомплексу тайцзицюань, созданному даосом Чжан Саньфэном:
Тайцзи шисань ши Чжан Саньфэна. Чжан Саньфэн известен под именами Тун, Цюаньи, а также Цзюньши. Уроженец округа Ичжоу провинции Ляодун времен династии Юань (1279-1368, прим.пер.). Имел также прозвище Чжан Неряшливый (Чжан Лата). В основном занимался алхимией в Уданских горах, прибыл в горы Тайхэшань (прежнее название гор Удан - прим.пер.) для совершенствования в Дао в начале минской династии в годы правления под девизом “Хун-у” (1368-1398, прим.пер.). Уже в самом начале воцарения династии Цин (1644-1911, прим.пер.) мастер Хуан Байцзя в своем трактате “Методы кулачного искусства “внутреннего направления” (Нэйцзя цюаньфа 内家拳法) писал: “Из внешних стилей высшим является шаолиньское, это искусство и составляет их эссенцию. Чжан Саньфэн постиг его суть в Шаолине и, следуя ему, перевернул его [принципы] наоборот, отсюда и название - внутренний стиль. Даже если овладеть совсем немногим из него, уже можно победить Шаолинь”. Комплекс тайцзицюань, передававшийся от Чжан Саньфэна, известен под названием “тринадцати форм” и очень похож на “тридцать семь форм” Сюй Сюаньпина, мастера времен династии Тан (618-907, прим.пер.). Учителем Чжан Саньфэна был “совершенный человек” по прозвищу Огненный Дракон (Хо Лун) (имя в миру - Цзя Дэшэн). В “тринадцати формах” Чжан Саньфэна помимо того, что было передано ему учителем, добавлены еще семь методов использования ног. Техника ног в современном тайцзицюань, как раз та самая, которая восходит к Чжань Саньфэну (стр.74).
Перейдем теперь непосредственно к тому, что составляет эти “тринадцать позиционных основ”, а именно: восьми видам применения внутренней силы-цзинь (ба чжун цзинь 八種勁, другое название ба фа 八法 - восемь методов, а также ба мэнь 八門 - восемь врат) и пяти действиям ногами (у бу 五步). Но для того, чтобы приступить к описанию восьми видов внутренней силы-цзинь, необходимо выяснить, что собой представляет и как трактуется эта самая сила-цзинь и чем она отличается от простой физической силы-ли. Для начала дадим более развернутое объяснение силы-цзинь в китайском ушу вообще, а уже затем коснемся ее особенностей в тайцзицюань. Взято оно из наиболее солидной на данный момент в мире “Большой практической энциклопедии китайского ушу”, написанной крупнейшим китайским мастером и исследователем боевых искусств профессором Кан Гэу (издана Пекинской академией ушу в 1995 году):
Понятие внутренней силы-цзинь в ушу. Сила-цзинь в ушу - это некий вид силы в техническом искусстве ушу, проявляющийся через движения тела и конечностей. Этот вид силы вырабатывается под управлением сознания, путем упорядоченного взаимодействия дыхательной практики с мышечными сокращениями. Фраза “под управлением сознания” означает, что над мышцами и дыханием осуществляет контроль нервная система. Под “упорядоченным взаимодействием” подразумевается, что дыхательная практика и сокращения мышц выполняются, следуя определенным законам и последовательности технического искусства ушу, в некий момент, приводятся в действие, совместно осуществляются в движении и одновременно достигают определенного рубежа. Сила-цзинь, на которую опираются движения тела и конечностей, является энергетическим, динамическим импульсом, стандарты же технических движений, в свою очередь, задаются направлением силы-цзинь, ее величиной и амплитудой действия. Основная составляющая процесса тренировки - научиться делать так, чтобы сознательный (и 意) и дыхательно-энергетический (ци 氣) импульсы были посланы в какой-то участок пространства и одновременно достигли его, тогда мышцы под воздействием сознания либо сожмутся, либо растянутся (это будет означать, что сила-цзинь его тоже достигла). Все вместе это приведет к тому, что тело и конечности произведут движение (это будет означать, что данной точки достигнет и телесная форма-син 形). Объединенные в единое целое “и” (мысленный импульс), “ци” (дыхательно-энергетический импульс), “цзинь” (勁внутренняя сила) и “син” (形 внешняя телесная форма) позволяют сконцентрировать все внутренние силы человеческого организма в некую “общую силу-цзинь” (чжэн цзинь 整勁), и можно сделать так, чтобы эта “общая сила-цзинь” была выпущена вовне через какую-либо часть тела. При тренировке силы-цзинь в ушу акцент делается на совмещение статических и динамических методик, а также методик “внутреннего мастерства” (нэй гун 内功) и “жесткого мастерства” (ин гун 硬功). Такого рода тренировка зачастую может выявить и некоторые скрытые возможности человеческого организма. Вырабатываются и такие превышающие обычные способности человека возможности, как, например, защищаясь, не испытывать страха перед мощной атакой противника, или же, атакуя, самому разрушать и одолевать любую твердость и отвагу противника (стр.397).
В книге Кан Гэу имеется также и подробный ответ на следующий вопрос:
В чем различие между силой-цзинь и простой физической силой-ли? Человеческий организм приводит в движение тело в основном за счет своей внутренней силы. Внутренняя сила приводит к колебанию суставы, производя тем самым динамическое взаимодействие различных частей тела. Если направить данную функцию тела на внешнее пространство, возможно преодолеть сопротивление некоего физического тела и заставить его произвести движение, а можно также, в свою очередь, и извне получить обратное противодействие, которое вызовет движение во всем организме. Сила-цзинь китайского ушу, вызывающая движение во всем теле, тождественна с внутренней силой человеческого организма. Если рассматривать под таким углом зрения, то это все одно. Однако сила-цзинь в ушу и просто слово “сила” (ли 力), употребляемое в обычной речи, отнюдь не одно и то же. Под физической силой-ли прежде всего подразумевается сила сокращения мышц под действием сигналов головного мозга. Что же касается силы-цзинь, то она вырабатывается по законам упорядоченного динамического взаимодействия, при непосредственном управлении сознания функциями сжатия и растяжения мышц в соединении со специфической дыхательной техникой. В силе-цзинь содержится гораздо больше компонентов, чем в простой физической силе-ли. Кроме того, при использовании силы-ли для воздействия на внешнюю среду, зачастую задействуется сила только какой-то одной части тела, к тому же, хотя площадь ее приложения большая, однако мощность относительно невысока. При воздействии на внешнюю среду силой-цзинь акцент делается на концентрацию сил всего тела (общая сила-цзинь) для выпуска в какую-то одну точку, и потому при малой площади воздействия ее мощность значительно выше и, соответственно, убойная сила достаточно велика. И еще, сила-ли - наша врожденная от природы физическая способность, скорость ее передачи сравнительно низка, ей свойственны неповоротливость и закрепощенность, в то время как произвольность в действиях ограничена. Что же касается силы-цзинь, она достигается только в процессе тренировки за счет регуляции сознания и упорядоченности действий, скорость ее передачи высока, что обеспечивает большую подвижность, приспосабливаемость и произвольность в действии (стр.397-398).
Немаловажным представляется поместить здесь и довольно пространное “Суждение о силе-цзинь” из известной книги Чэнь Яньлиня “Общее издание комплекса тайцзицюань, комплексов с палашом, мечом, палкой, а также парных форм рукопашного боя”. Российскому читателю знакома лишь очень малая часть этой книги в переводе с английского под названием “Чжэнь Гун. Внутренние энергии в тайцзи-цюане” (Изд. “София”, Киев, 1996). К сожалению, в результате двойного перевода смысл содержания книги сильно искажен, порою, до прямо противоположного. Неудачным представляется и перевод термина «сила-цзинь» (勁) словом «энергия», в результате большая путаница происходит с термином «ци» (氣), который чаще всего и употребляется в значении «энергия». Впервые же книга Чэнь Яньлиня была издана в Шанхае в 1949 году:
Сила-цзинь и сила-ли. Когда не изучаешь искусство боя, то нет и основания для определения различий между ними, но как только начинаешь его изучать, то уже нельзя не разбираться в этом. Так, порою видишь, что по прошествии многих лет изучения воинского искусства, некоторые по-прежнему не понимают что к чему. Это-то и вызывает сожаление. Необходимо знать, что сила-ли исходит из костей (гу 骨), сосредотачивается в плечах и лопаточной части спины и при этом ее нельзя выпускать (фа 發) [из тела]. Сила-цзинь исходит из сухожилий (цзинь 筋), ее можно выпускать и она проходит до самых конечностей. Сила-ли имеет внешнюю форму, а сила-цзинь не имеет. Сила-ли квадратная (то есть соответствует имеющей материальность Земле - прим. пер.), а сила-цзинь круглая (то есть соответствует нематериальному Небу - прим. пер.). Сила-ли затормаживается (сэ, шэ 澀), а сила-цзинь мгновенно проникает (чан 暢). Сила-ли с промедлением (чи 遲), а сила-цзинь скоростная (су 速), сила-ли рассеяна (сань 散), а сила-цзинь сконцентрирована (цзюй 聚). Сила-ли на поверхности (фу 浮), а сила-цзинь погружается (чэнь 沉). Сила-ли тупая (дунь 鈍), а сила-цзинь пронзающая (жуй 銳). Вот в этом различие между силой-ли и силой-цзинь. Силу-ли, которую используют в Шаолиньском кулачном искусстве (шаолиньцюань 少林拳), подразделяют на «вертикальную» (чжили 直力), «горизонтальную» (хэнли 横力), «пустую» (сюйли 虛力) и «полную» (шили 實力). «Вертикальная» сила внешне проявлена, а «горизонтальная» - скрыта, «пустая» сила жесткая, а «полная» - мягкая. Сила у тех, кто ее еще не изучил, «вертикальная» и «пустая». Подлинная же сила у тех, кто ее уже изучил, эта сила «горизонтальная» и «полная», это и есть сила-цзинь. Однако в силе-цзинь опять-таки есть разделение на … (37-38).
Теперь приведем краткое, относящееся только к тайцзицюань определение силы-цзинь из вышеупомянутого справочника Ма Юцина:
Сила-цзинь. Мастера объясняли различие между физической силой-ли и внутренней силой-цзинь тайцзицюань следующим образом: “Сила-ли неуклюжая и грубая (чжо 拙), а сила-цзинь подвижная и ловкая (хо 活), сила-ли поверхностная (фу 浮), а сила-цзинь пронзающая (жуй 銳), сила-ли с промедлением (чи 遲), а сила-цзинь скоростная (су 速) …”. На самом деле, что касается силы-цзинь в тайцзицюань, то это особая наука. Силой-цзинь называют вид искусной, технически совершенной силы, выработанной в процессе тренировок по технологии тайцзицюань. В тайцзицюань имеются несколько десятков видов силы-цзинь, таких как “пэн”(掤), “люй”(捋), “цзи”(擠), “ань”(按), “цай”(採, 采), “ле”(挒), “чжоу”(肘), “као”(靠), “чжаньнянь”(沾黏), “таньдоу”(彈斗), “линкун”(淩空), “гудан”(鼓盪) и другие (стр.85).
Как мы видим из вышеприведенного отрывка, в тайцзицюань помимо восьми основных видов силы-цзинь имеют место и другие, о которых мы также будем подробно писать. Но в первую очередь разберем восемь основных, на базе которых вырабатываются и все остальные. Кроме того, мы коснемся и разновидности тех действий, которые с силой-цзинь можно осуществлять, таких, например, как “слушать” ее, “понимать”, “запрашивать”, “уводить”, “затягивать”, “преобразовывать”, “прерывать”, “захватывать”, “перехватывать”, “поднимать” и т.д. При этом мы постараемся не ограничиваться уже приведенными трактовками того или иного термина, а будем по мере возможности добавлять еще и другие интересные трактовки, которые нам встретятся.
Итак, приступим к описанию первого метода применения силы-цзинь, который возглавляет первую четверку сил (пэн, люй, цзи, ань), трактуемых классическими источниками как “основные”, или “подлинные” (чжэн 正), именно их и начинают тренировать в первую очередь. Этот метод обозначается иероглифом “пэн” (掤). Даже в самых крупных китайских языковых словарях вы не найдете смысловых значений данного иероглифа, отражающих какое либо боевое действие. Обычно его можно встретить лишь с чтением “бин” в значении “колчан”. Это узко специальный термин, а как “пэн” он встречается только в ушу в качестве названия одного из видов внутренней силы-цзинь. О том, каково его содержание, предоставим сначала судить профессору Кан Гэу:
Сила-пэн - это вид упругой силы, распространяющейся изнутри наружу. Когда в теле присутствует сила-пэн, это похоже на ощущение того, как энергия-ци как бы заполняет внутренность всего тела, “распирая” его во все стороны. Когда при выполнении той или иной позиции применяют силу-пэн, то в движении это проявляется как расправление внешней поверхности формы до принятия ею округлости. Так в округлой форме рук появляется распространяющаяся по сфере сдерживающе-отражающая сила, в спине при этом соответственно появляется сила упора назад, не остается места, где бы что-то по отдельности выступало или прогибалось. Сила-пэн используется в практике “толкания руками” тайцзицюань (тайцзи туйшоу 太極推手), где играет роль амортизатора, принимающего и смягчающего приходящую извне силу. Кроме того, она выполняет функцию сцепления-притягивания, а затем - взрывного отталкивания. В технике рук тайцзицюань есть движение с приставлением запястий и предплечий к противнику с упором в него, которое так и называется - “пэн”. Такая позиция является одним из базовых примеров применения силы-пэн. Эта сила должна иметь прочный фундамент в ногах и пояснице в соединении с работой сознания и энергии-ци (с.409).
Ма Юцин в своем словаре дает очень мало собственных комментариев, зато цитирует такой наиболее компетентный классический источник, как “Секретные наставления относительно восьми методов тайцзицюань” (Тайцзицюань бафа мицзюэ 太極拳八法祕訣), которые были написаны в семье основателя стиля Ян, но долгое время были скрыты от широкого круга почитателей тайцзицюань. Приводимые там сравнения и образы очень ярко отражают смысл, идею каждой из восьми базовых сил-цзинь. Вот текст из его словаря:
Сила-пэн - главенствующая сила-цзинь в тайцзицюань. С одной стороны это сила, за счет которой расширяется внешняя поверхность, это также сила распирания-разбухания, это и сила упругого противодействия с направлением от себя и вверх. Все эти компоненты и образуют то, что называется силой-пэн. В “Секретных наставлениях относительно восьми методов тайцзицюань” говорится: “Как объяснить смысл силы-пэн? Она подобна тому, как вода несет на себе лодку. Во-первых, нужно наполнить даньтянь энергией-ци, во вторых - “подвесить макушку”, во всем теле присутствует сила пружины, а между сжатием (хэ 合) и расправлением (кай 開) - определенный промежуток. Тогда даже если взвалят на вас вес в тысячу цзиней, то он будет порхать на поверхности и не будет тяжело” (с.85).
Сила-пэн крайне важна, и бойцу тайцзицюань необходимо сохранять ее постоянно, о чем свидетельствует классическое требование “не упускать силу-пэн”, которое профессором Кан Гэу объясняется следующим образом:
В чем смысл фразы “не упускать силу-пэн” (пэн-цзинь бу дю 掤 勁 不丟). Сила-пэн является базовой силой в тайцзицюань. Как в тренировке комплекса, так и в практике туйшоу требованиями к движениям являются: внутреннее наполнение, «упор-распирание» сразу во все стороны, нигде не должно быть ни провалов, ни выступающих частей - все это означает проявление силы-пэн по всему телу. Если при тренировке комплексаутерять силу-пэн», то в движениях это проявится как вялость и расхлябанность. Если же во время туйшоу недостает этой силы, то, как только вы столкнетесь с атакующей позицией противника, так сразу же прогнетесь и будете смяты, а когда сами захотите «выпустить силу», то у вас уже не хватит на это сил. Для того чтобы осуществить в себе требование “не упускать силу-пэн”, необходимо «во всем теле соблюсти пять луков-дуг», этим вы добьетесь округлости и наполненности в каждой части тела, что обеспечит хорошую упругость (с.687-688).
У Кан Гэу есть также описание, как тренировать этот вид внутренней силы:
Как тренировать силу-пэн?
Теперь обратимся к следующему виду внутренней силы - силе-люй. Есть два иероглифа, которыми записывается этот термин (,捋), оба они имеют значение «сглаживать», «приглаживать», «разглаживать». Более древним иероглифом является, однако, по той причине, что он достаточно редок и специфичен (в современных словарях его не найти), чаще используют более распространенный ныне иероглиф 捋. Таким образом, общий смысл термина можно примерно перевести как «сила сглаживания», но что конкретно скрывается за ним в технике тайцзицюань? Дадим сначала слово достаточно простому объяснению Ма Юцина и письменных источников семьи Ян:
Силой-люй называют в тайцзицюань вид внутренней силы, которая направлена по диагонали вниз вправо или влево в соответствии с позицией противника и меняет направление его движения. В «Секретных наставлениях относительно восьми методов тайцзицюань» говорится: “Как объяснить смысл силы-люй? Завлекая, делаешь так, чтобы он двигался вперед и следуешь за его силой и положением тела, с легкостью и подвижностью, однако, не теряя контакта. Когда сила его истощится, то сама собой образуется пустота, тогда, избежав атаки, будешь находиться в естественном положении и сохранишь центр тяжести, а противник попадет в ситуацию, когда ему трудно будет использовать свое положение» (с.85-86).
А вот трактовка из энциклопедии Кан Гэу, которая также не отличается особой сложностью:
Сила-люй это вид увлекающей, затягивающей силы, которая направлена изнутри наружу, либо спереди назад с подстраиванием к позиции и направлению действий противника. В практике “толкания руками” в тайцзицюань силу-люй используют для того, чтобы изменить направление силы противника, либо для того, чтобы рассеять его силу, не дать ей сконцентрироваться в одной точке. В технике рук тайцзицюань есть затягивающее в ту или другую сторону от себя движение, когда одна рука прижата к запястью противника, а другая к его локтю, оно так и называется -»люй». Такая позиция наиболее типичный пример применения силы-люй. Эта сила базируется на таких компонентах выполнения, как»оседание на ноге» (цзо туй 坐腿),»ослабление ягодичных мышц» (сун тунь 鬆臀) и»вращение в пояснице» (чжуань яо 轉腰) (с.409).
Далее по порядку следует сила-цзи. Смысловые значения иероглифа»цзи» (擠) следующие -»толкать»,»давить»,»жать»,»выдавливать»,»давка»,»теснота». Об этой прямолинейной,»выдавливающей» силе у Ма Юцина говорится следующее:
Сила-цзи это сила, проникающая вперед по прямой, либо сила упругой прямолинейной отдачи, возникающей при контакте с противником. В»Секретных наставлениях относительно восьми методов тайцзицюань» говорится: “Как объяснить смысл силы-цзи? В момент применения имеются две стороны и смысл состоит в исключительно прямолинейном одностороннем контакте, как только два движения встретились, в промежутке между ними возникает сила противодействия-отдачи, все равно как мяч, ударившись о стену, отлетает обратно, или же если монеткой бросить в барабан, то она подпрыгнет с характерным металлическим звоном» (с.86).
У Кан Гэу о силе-цзи написано совсем немного:
Сила-цзи это вид толкающе-отбрасывающей силы, теснящей противника и не позволяющей ему повернуться. В практике»толкания руками» в тайцзицюань есть движение, когда, расположив предплечье горизонтально по отношению к противнику, производится выталкивающее действие, которое так и называется -»цзи». Такая позиция наиболее типичный пример применения силы-цзи. Эта сила должна иметь прочный фундамент в ногах и пояснице, в соединении с работой сознания и энергии-ци и в сочетании с помощью второй руки для толчка (с.409).
Завершает список первых четырех»основных» видов внутренней силы сила-ань. Основные смысловые значения иероглифа»ань» (按) следующие -»придавить»,»нажать»,»остановить»,»задержать»,»придержать». Таким образом, получается что-то вроде»давяще придерживающей силы». Ма Юцин характеризует ее следующими словами:
Сила-ань - это вид внутренней силы-цзинь, резко с давлением уходящей вниз. В»Секретных наставлениях относительно восьми методов тайцзицюань» говорится: “Как объяснить смысл силы-ань? Движение словно текущая вода, в ее мягкости - прибежище жесткости и мощи. Трудно совладать с ней, когда она стремительно мчится, встретится ей возвышенность - наполняется и заливает ее, а попадется впадина - устремляется вниз, вздымая волны и не остается ни одного отверстия, куда бы она не проникла» (с.86).
А теперь посмотрим, что о силе-ань говорит Ка Гэу:
Сила-ань - это вид давяще-толкающей силы по направлению вперед и вниз. Сила-ань используется в практике»толкания руками» когда нужно придавить идущую на вас силу противника, делая так, чтобы сковать, затормозить ее действие, заставляя ее находиться внизу и препятствуя ее выходу наверх, другой уже атакующей функцией силы-ань является приклеившись и следуя по ходу движения силы противника отбросить его. В технике рук тайцзицюань есть давяще-толкающее движение двумя руками вперед (и внутри есть еще немного вниз), которое так и называется -»ань». Такая позиция наиболее типичный пример применения силы-ань. Применяя силу-ань необходимо использовать внутреннюю силу ног и поясницы в соединении с работой сознания и энергии-ци, а»дух глаз» (янь шэнь 眼神) должен сосредоточиться на прослеживании направления, в котором производится давление (с.409).
Теперь перейдем к характеристике четырех следующих так называемых»диагональных», (или»вспомогательных») видов внутренней силы-цзинь(сы юй цзинь) в тайцзицюань. Возглавляет их сила-цай. Иероглиф»цай» записывают по-разному, иногда с ключом»рука» 採, а иногда и без него 采. Этому есть свое объяснение. Оба иероглифа, за исключением небольших нюансов, имеют основное смысловое значение «собирать»,»захватывать»,»рвать»,»обрывать»,»отбирать», что предполагает некое движение с рывком. Однако второй вариант иероглифа может также употребляться в смысле»захвата» энергии противника,»перехвата» его инициативы. В даосских практиках было довольно распространено понятие»захватить энергию» (цай ци 采氣), что чаще всего распространялось на такие объекты, как солнце, луна, небо, земля и др., в отношении жизненной энергии которых и осуществлялось»присвоение». Но встречается это понятие и в текстах по сексуальной алхимии, где оно обозначало питание энергией от сексуального партнера. Тайцзицюань же, как мы знаем, имеет глубокие даосские корни. Теперь обратимся к трактовкам мастеров. Начнем с краткого объяснения Кан Гэу:
Сила-цай - один из базовых методов использования внутренней силы в тайцзицюань, это та сила, когда вы либо ложно, либо на самом деле захватываете локтевой или запястный сустав и тянете его по направлению сверху вниз. Как раз примером этого является позиция»игла вонзается в дно моря» (хайдичжэнь 海底針). Сила-цай получается за счет соединения в единое целое силы зажимающих пальцев и силы тяги (с.410).
Несколько иначе выглядит объяснение в словаре Ма Юцина:
Сила-цай - в силе-цай используется принцип рычага, при помощи таких внутресиловых действий как»приклеивание-сцепление» (чжань 沾),»зацеп-клевок» (чжо 啄) и»перехват» (цзе 截) выбирают [место] и притягивают (牽引), изменяя тем самым движение силы противника, и все это называют силой-цай. В»Секретных наставлениях относительно восьми методов тайцзицюань» говорится: “Как объяснить смысл силы-цай? Это все равно как грузик на весах - принимаешь силу противника, мощную или слабую и, после взвешивания, знаешь степень тяжести (досл.»легкое или тяжелое»). То, что перемещается, весит всего четыре ляна, а уравновесить может и тысячу цзиней. Если же спросить, на основании какого принципа так происходит - так это действие рычага» (с.86).
Следующей после силы-цай среди»четырех диагональных сил» обычно располагается сила-ле. Сам иероглиф»ле» (挒) очень редкий и его невозможно найти в обычных словарях. Основные смысловые значения следующие: «вертеться», «поворачивать», «скручивать», «крутить», «выкручивать», «вывихнуть», «раскачиваться»,»переваливаться», «звук перегрызываемых зубами костей» (Большой словарь китайского языка. Шанхай, 1990, т.6, с.557). Получается что-то типа «силы скручивания». За разъяснением, что же это такое за сила, обратимся сначала к словарю Кан Гэу:
Сила-ле - это такой вид внутренней силы, когда происходит либо отталкивание по горизонтали (хэн туй 橫推), либо рывок по горизонтали (хэн цай 橫採). В практике»толкания руками» тайцзицюань чаще применяют для того, чтобы»завернуть» направление силы противника и затем в горизонтальной плоскости толкнуть, запрокидывая его тем самым назад (с.410).
А вот что говорит о ней Ма Юцин:
Силой-ле можно назвать то, когда одновременно действуют центробежная, вращающаяся вовне (от себя) сила и сила центростремительная, с вращением внутрь (к себе). В»Секретных наставлениях относительно восьми методов тайцзицюань» говорится: “Как объяснить смысл силы-ле? Раскручивается как маховик, подбросили какую-то вещь на него - так ее сбросит и откинет метра на три, а потом водоворотом закрутит и затащит в пучину. Закручивающая волна словно винтовая нарезка, если опавший лист опустится на него (маховик), то вообще сразу же потонет (с.86).
После силы-ле обычно следует сила-чжоу. Иероглиф»чжоу» (肘) означает»локоть», а также может употребляться в смысле»действие локтем». Таким образом название этой силы можно условно перевести как»сила-цзинь с применением локтя». У Кан Гэу о силе-чжоу сказано следующее:
Сила-чжоу в широком смысле означает те виды сил, которые выпускаются как через»острие» локтя, так и при помощи его вращения. В практике»толкания руками» в тайцзицюань если противник производит по отношению к вам действие с силой-люй, то можно, последовав за его позицией, атаковать его кончиком локтя, либо же если вы одной рукой»приклеитесь» к его руке в области кисти, а другой, согнув ее в локте и вращая вокруг его предплечья, надавите на область его локтя - все это примеры использования силы-чжоу (с.410).
А вот что пишет о силе-чжоу Ма Юцин:
Сила-чжоу. Сюда относят различные виды применения внутренней силы в тайцзицюань, где в боевых действиях используется область локтя. Ударные методы локтем подразделяются на»горизонтальный локоть» (пин чжоу 平肘),»вертикальный локоть» (ли чжоу 立肘),»непрерывный локоть» (ляньхуань чжоу 連環肘), удар-чуй»распускающийся цветок» (кай хуа чуй 開花捶) и др. В»Секретных наставлениях относительно восьми методов тайцзицюань» говорится: “Как объяснить смысл силы-чжоу? Способы применения подразделяются по»пяти первоэлементам» (у син 五行), инь-ян распределяются как верх и низ, необходимо четко различать»пустое» и»наполненное», с»непрерывным локтем» ничто не может справиться, удар-чуй»распускающийся цветок» еще страшней, только когда шесть сил-цзинь будут слаженно, сменяя друг друга действовать, в применении они будут неисчерпаемы (с.86).
Завершает список восьми сил-цзинь сила-као. Иероглиф»као» (靠) довольно распространен и означает»опираться»,»упор»,»прислоняться», что дает примерное толкование этой силы как некой»силы упора». Трактовка ее у Кан Гэу следующая:
Сила-као в широком смысле означает сталкивающе-отталкивающую силу, которая может проходить через плечи, спину и бедра. В процессе занятия практикой»толкания руками» в тайцзицюань, если вы с противником очень плотно прижались друг к другу туловищами, то можно используя плечи, спину или бедра, опереться на руки противника и толкнуть, тем самым вы отдалите его от себя, это как раз и есть пример использования силы-као. Во время рукопашного боя, сила-као чаще всего выбрасывается в прислоняющегося к вам противника резким взрывным усилием. Эта сила-цзинь короткая и мгновенная (с.410).
Ма Юцин трактует силу-као примерно так же:
Сила-као - это разновидность силы-цзинь в тайцзицюань, когда в боевых действиях используется область плеча. Действие као, выполняемое плечом, подразделяется на»иньский» и»янский» способы. В»Секретных наставлениях относительно восьми методов тайцзицюань» говорится: “Как объяснить смысл силы-као? Она подразделяется на способ применения собственно плеча и области [плеча со стороны] спины. В позиции»се фэй ши» (斜飛勢 полет по диагонали) применяют плечо - попали плечом, потом повернулись и тут же бьете спиной, сразу же обретаете выгодное положение, а грохот такой, словно толчете в ступе. Однако нужно быть особенно бдительным к тому, чтобы сохранить центр тяжести. Потерял центр - нет уже и мастерства» (с.86).
От»восьми видов внутренней силы» (ба чжун цзинь), связанных более с действиями рук, перейдем к анализу»пяти действий с ногами» (у бу), которые, как мы уже знаем, и составляют вторую часть»тринадцати позиционных основ» (шисаньши), служащих как бы визитной карточкой искусства тайцзицюань. При этом первая часть самым тесным образом увязана со второй. В действиях ног, с»наступлением» (цянь цзинь),»отступлением» (хоу туй) и»центрированием-укоренением» (чжун дин) все более-менее ясно, а для действий»цзо гу» и»ю пань» (повороты влево и вправо) у Ма Юцина есть еще интересный комментарий:
«Гу»-»пань» - в»пяти действиях ног»«гу-пань» означает движение корпуса влево и вправо.»Гу» означает»оглянуться зрачками глаз назад и вниз», а»пань» -»вытаращить глаза вверх». Причина того, почему в тайцзицюань словами»гу-пань» передается смысл движений вправо и влево следующая. В стародавние времена наши предки, занимаясь кулачным искусством, обнаружили, что пред тем, как двинуться в ту или другую сторону, сначала необходимо переместить линию взгляда. Пренебречь помощью глаз и поворачиваться в ту или иную сторону значит противоречить самим законам физиологии. Кроме того, многие движения в кулачном искусстве можно соотнести с часовой стрелкой, если движение происходит влево, то оно ей следует, если вправо, то идет против. И особенно если одна ступня стоит спереди, а другая сзади, из-за того, что различаются точки расположения конечностей при определенной постановке корпуса, распределение веса и точка приложения силы, тогда и придется при повороте влево использовать»гу», а при повороте вправо -»пань». Таким образом»гу» влево и»пань» вправо есть ни что иное, как необходимое правило при повороте корпуса в стойках (с.85).
Какие же еще виды внутренней сил-цзинь присутствуют в технике тайцзицюань и какие существуют способы манипуляции ею? Как одну из важнейших и, даже, самой важной в стиле Чэнь считают силу-чаньсы (чаньсыцзинь 纏絲勁). Слово»чаньсы», состоящее из двух иероглифов -»чань» 纏 (мотать, обматывать) и»сы» 絲(шелк, шелковая нить, проволока), означает дословно»обвитый (шелком, проволокой)», либо что-то»с цветными прожилками» (существовало также слово»чаньсыпао» 纏絲砲, обозначавшее пушку с обвязанным проволокой стволом) (с.131), а общий ее смысл можно перевести примерно как»сила спиралевидного кручения». Потомок клана Чэнь - Чэнь Синь (陳鑫1849-1929), в книге которого впервые появляется это понятие, даже утверждает, что вообще»тайцзицюань - это ни что иное, как метод боевого применения принципа»скручивания»-чань (чаньфа 纏法)» (с.). Непонятно, правда, как без нее обходились предки Чэнь Синя, если, конечно, именно они создали тайцзицюань. Упоминания об этой силе нет и ни в одном из классических трактатов по тайцзицюань. Не особо используют ее во всех остальных стилях тайцзицюань, таким образом, получается, что характерна она именно для современного стиля Чэнь. Что касается трактовки этой силы, дадим сначала слово Кан Гэу, который помим<