Основные направления и виды налогового консультирования




Современная сфера консультирования в области экономики и менеджмента, как это было показано в предыдущих главах, достаточно широка. Особым спросом пользуются такие виды консультаций, как:

- налоговые;

- бухгалтерские;

- юридические;

- по работе с ценными бумагами;

- в сфере управления кадрами и бизнесом.

Существующие на практике формы консультирования также весьма разнообразны: письменные ответы на вопросы, устные консультации, проведение консультационных семинаров и другие.

Однако, несмотря на все многообразие видов и форм консультационных услуг, а также субъектов их предоставляющих, порядок юридического оформления, отражения в бухгалтерском и налоговом учете одинаковы. Различия могут быть выделены лишь по видам консультаций, да и то незначительные.

Существующая система взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков в последнее время сводится к тому, что любая вновь зарегистрированная фирма или физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, получают информацию о тех налогах, которые подлежат уплате, в территориальных налоговых инспекциях (ИФНС РФ). Как правило, в ИФНС РФ на видном месте размещена информация о счетах бюджетов всех уровней, в которые направляются налоговые платежи в соответствии с действующим законодательством.

 

Однако вопросы налогоплательщиков этим не исчерпываются, у многих из них возникает необходимость уточнить, действительно ли нужно платить налоги в бюджеты всех уровней, какие именно из перечисленных в информации ИФНС, каким образом построить систему налогового учета. К сожалению, как уже было отмечено ранее, в обязанности налоговых органов не входит консультирование налогоплательщиков.

В связи с этим одним из основных направлений налогового консультирования являются информирование налогоплательщиков о существующих в России налогах, о порядке их расчета и сроках уплаты, разработка рекомендаций и советов по построению системы налогового учета, разъяснения по взаимосвязям между налоговыми базами различных платежей.

Виды налогов и сборов, уплачиваемые в нашей стране, установлены в ст. 12-15 НК РФ. Порядок расчета налоговой базы по каждому налогу установлен в конкретной главе НК РФ, являющейся налоговым законом прямого действия. Следовательно, следующим направлением налогового консультирования является проведение разъяснений по действующему налоговому законодательству, так как основная часть хозяйствующих субъектов и физических лиц из-за недостаточного уровня экономической подготовленности не в состоянии самостоятельно правильно применить установленные нормы.

В сложившейся ситуации возникает потребность в услугах налоговых консультантов, направлениями деятельности которых наряду с разъяснениями налогового законодательства являются также обучение налогоплательщиков не только правильному расчету налоговой базы по каждому налогу, порядку заполнения налоговых деклараций, но и налоговому планированию.

Практика показала, что в настоящее время наиболее востребованными являются консалтинговые услуги по следующим направлениям:

 

 

- применение налоговых льгот;

- оптимизация налоговых платежей;

- налоговое планирование.

Налоговое консультирование в нашем государстве зародилось достаточно позже, в отличие от западных стран, где давно уже получило широкое распространение [3].

Формирование рынка консультационных услуг в сфере налогообложения началось со становления современной налоговой системы в 90-е гг. прошлого столетия. Налоги, которые носили до этого характер скрытых отчислений в бюджет, в дальнейшем заняли соответствующее им ведущее место в формировании доходов страны.

В России сегодня существует большое число профессиональных объединении консультантов [4]. Одной из наиболее известных с сфере консалтинга выступает Палата налоговых консультантов – межрегиональная общественная организация, образованная в 2002 году. Палата налоговых консультантов – это некоммерческая организация, которая объединяет субъекты налогового консультирования. Организация взяла на себя функции по обеспечению аттестации налоговых консультантов, разработав специальные учебные программы, которые реализуют аккредитованные образовательные организации. Деятельность указанной организации направлена на развитие профессионального налогового консультирования в России, защиту интересов и информационную поддержку налоговых консультантов, а через них и налогоплательщиков, подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных налоговых консультантов. Таким образом, деятельность Палаты налоговых консультантов России способствует выработке теоретико-методологических и организационно-методических вопросов оказания консультационных услуг в сфере налогообложения. Сегодня можно говорить о том, что налоговое консультирование в России сформировалось как явление. По данным официального сайта Палаты налоговых консультантов в 2016 году сертификаты налоговых консультантов получили 717 человек, в 2015 году – 478 человек, в 2014 году – 486 человек, в 2013 – 227 человек [5].

 

 

Рис. 1. Численность аттестованных налоговых консультантов за период с 2013 года по 2017 год (источник: сост. авт. по: [5])

Отсюда можно утверждать о динамичном развитии института налогового консультирования в России и его высоком спросе. В связи с тем что нормативно-правовая база налогового консультирования в нашей стране четко не определена и слабо развита, это несколько затормаживает процесс дальнейшего развития рынка налогового консалтинга.

По-прежнему по количеству зарегистрированных налоговых консультантов лидерами остаются крупные города, для сравнения, в Москве – 1370 аттестованных консультанта, а в Ростове-на-Дону – 25 аттестованных консультанта [5].

Налоговый консалтинг в России сейчас именно в такой стадии, когда налоговые консультанты как явление существуют, их необходимость очевидна, соответственно, назрела и необходимость законодательного регулирования.

Согласно Налоговому законодательству (п. 1 ст. 21) все налогоплательщики могут получить в налоговом органе по месту их учета информацию о том, какие действуют налоги и налоговые сборы на их деятельность, сумма уплаты и порядок исчисления по налогам. При этом в п. 2 ст. 21 Налогового кодекса РФ закреплено право налогоплательщика получать разъяснения по вопросам законодательства РФ в налоговой сфере в письменной форме от Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образовании. Также предоставление этой информации входит в обязанности налоговых органов согласно п. 4 ст. 32 Налогового кодекса РФ[6]. Специальный же законодательный акт, определяющий порядок консультирования, в России в настоящее время отсутствует [7].

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об аудиторской деятельности» содержит норму о том, что аудиторские организации могут оказывать услуги по налоговому консультированию, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию.

Советом по аудиторской деятельности созданном при Министерстве финансов Российской Федерации в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности в 2012 году разработаны «Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций» (20.09.2012г., протокол № 6), которые содержат раздел по предоставлению услуг по налоговому консультированию.

Одним из важных моментов развития налогового консультирования в РФ является введение новой квалификации «Консультант по налогам и сборам» Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №57 от 04.08.2000 года, где в квалификационных требованиях указано, что помимо образования, необходима дополнительная подготовка в области налогов и сборов. Соответственно, учитывая, что налоговое консультирование несет определенные риски, то предоставление услуг по консультированию должно быть осуществлено специалистами, обладающими определенными знаниями в области финансов, налогообложения, учета и хозяйственного права [8].

Проект федерального закона «О налоговом консультировании» несет в себе направление на увеличение уровня и эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами[9]. Налоговые консультанты должны заниматься профессиональной деятельностью, которая возлагается на них в качестве основной функции. В этой связи они обязаны иметь соответствующее специальное образование и осуществлять свою деятельность в соответствии со своими функциями, закрепленными соответствующими правовыми актами. Законное налоговое консультирование предполагает финансовую ответственность консультантов и их организации за оказанные консультации.

Проанализировав выручку аудиторско-консалтинговых компаний за 2013 и 2017 гг., мы получаем неоднозначную динамику прибыли участников рынка налогового консультирования (табл. 1).

 

    Аудиторско-консалтинговая группа Выручка по направлению за 2013г. (тыс. руб.)   Выручка по направлению за 2017г. (тыс. руб.)  
    КСК групп (КСК Аудит)     460 072     46 626  
    «Уральскии союз»     180 172     364 830  
    «Нексиа Си Аи Эс»     92 941     63 480  
    «Что делать Консалт»
91 732

 

76 452
    «Налоги и финансовое право» 83 731   74 818

(Источник: «Эксперт РА». Используются данные о выручке отдельных компании, в тыс. руб.)

 

В 2013 году на долю налогового и юридического консалтинга приходилось 19 процентов выручки[10]. В 2017 году этот показатель снизился до 8 процентов (рис. 3). Таким образом, можно предположить, что на налоговый консалтинг существенное влияние оказывают налоговое нормотворчество и администрирование.

 

Рис. 3. Структура выручки участников рэкинга по видам услуг за 2016 год

В современных условиях в России услугами налоговых консультантов пользуются в основном крупные организации. Физические лица, граждане обращаются к налоговым консультантам не часто, что зачастую связано с отсутствием свободных денежных средств. Таким образом, дороговизна налоговых консультационных услуг также является причиной, препятствующей широкому развитию этого вида услуг.

Таким образом, налоговое консультирование является процессом многогранным, так же, как и те проблемы, с которыми на практике сталкиваются руководители и специалисты предприятий. Понимание значения, которое могут оказать налоговые консультанты, поможет им при постановке задач, а также формулировании требований к качеству услуг и результатам в конечном итоге.

Весомым является то, что развитие налогового консультирования является закономерным процессом, который выражает совокупность тенденции налоговой системы Российской Федерации к усовершенствованию и необходимость в качественных отношениях между государством и налогоплательщиками.

К перспективам развития налогового консультирования можно отнести поддержание пропаганды необходимости налогового консультирования, повышение культуры и грамотности граждан. Совершенно очевидна необходимость упорядочивания этой деятельности в России с ориентацией на мировой опыт налогового консультирования.

Подводя итог всему сказанному, важно отметить, что налоговое консультирование значительно уменьшает затраты предпринимателей на «приобретение знаний» о сокращении налогов. Ведь в области налогообложения консультирование способствует уплате равномерных и рациональных налоговых платежей, которые в свою очередь обеспечивают заказчику статус добросовестного налогоплательщика при уменьшении уплачиваемых налоговых платежей. Только комплексно владея налоговой проблематикой, налоговые консультанты могут профессионально дать консультации в сфере налогов и сборов, своевременно предупредить заказчиков о вступающих изменениях, а также способствовать разработке новых и оптимизации уже существующих схем уменьшения налоговых выплат.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: