Роль музыки в пренатальном воспитании




 

Массив научной литературы, посвященный пренатальному обучению, стал формироваться в начале прошлого века. Врачи описывали реакции плода на звук автомобильного сигнала и музыку, проявляющиеся в виде учащенного сердцебиения и двигательной активности. Свой вклад в развитие этой отрасли знания внесли также исследования в сопряженных областях, неврологии и физиологии. В 1960г. исследования д-ра Ли Салк /Lee Salk / было доказано, что новорожденные сохраняют воспоминания о событиях в то время, когда они находились в матке, например, о сердцебиении матери; эти данные получили подтверждение в работах д-ра Де Каспера /De Casper/, Муроока /Murooka/ и других. Звук представляет собой активный действующий фактор во чреве матери с момента зачатия. Все в лоне матери пульсирует жизнью; можно слышать постоянный звук сокращения сердца и аорты матери, звуки, сопровождающие ее пищеварение, дыхание и амниотическое дыхание через рот плода.

Исследования, проведенные д-ром Энтони де Каспером, Файфером /Fifer/ и другими учеными в 70-х годах, показали, что новорожденные дети могут распознавать голос своей матери и отдавать ему предпочтение в сравнение с другими голосами всего через несколько минут после своего появления на свет. Ультразвуковые приборы и сложные приспособления для внутриматочной регистрации дали возможность замерить интенсивность звука, который слышит плод, фильтрующий эффект жидкости, находящийся внутри плодного пузыря и ряд других показателей. На основании полученных результатов стала формироваться картина практического использования звуковых сигналов.

Для стимулирования жизни, протекающей в лоне материнского организма, в течение последних двадцати лет было разработано несколько музыкальных программ, и работа в этом направлении продолжается. Некоторые программы были разработаны психологами, другие - терапевтами, специализирующимися на лечении музыкой, и музыкальными педагогами. "Сердечная программа" представляет собой программу ранней пренатальной стимуляции, разработанную д-ром Брентом Логаном /Brent Logan/, специалистом в области эволюционной психологии, пионера нейро-генетического направления исследований и директором Института раннего обучения в США. Программа записана на шестнадцати аудиокассетах, называемы "Беби-кассеты"; будущая мать вставляет их в проигрыватель, укрепленный в поясе вокруг живота, и проигрывает их в течение двух часов ежедневно, начиная с середины беременности. Кассеты начинаются с записи нормального сердцебиения матери, затем звукоряд становится более сложным и включает 36 вариантов сердечного ритма. Д-р Логан считает, что таким образом пренатальные младенцы подготавливаются к последующему обучению, основанному на главных ритмах окружающей среды. Первые младенцы, прошедшие обучение по этой программе, появились на свет в 1987г., результаты эксперимента документально подтверждены. У этих детей высокий коэффициент умственного развития, они проявляют склонность к творчеству, способность к межличностным отношениям, отличаются стабильностью характера и опережающим физическим развитием. Несмотря на такие замечательные результаты, ценность этой программы считается сомнительной, некоторые ученые считают, что она влияет на нашу генетическую копию. С точки зрения Ж. Уитвелл, размещение какого-либо оборудования на животе будущей матери не всегда оправдано. В этом случае используется механическое оборудование, и отсутствие человеческого взаимодействия приводит к дегуманизации обучения, как если бы мы посадили ребенка перед экраном телевизора и ожидали, что он при этом усвоит положительные человеческие ценности. Она считает, что тех же преимуществ можно достичь в процессе живого взаимодействия матери и супружеской пары с музыкой, в этом случае положительный эффект будет более явно выражен, ибо имеет место внутренняя связь с ребенком.

В 1989 г. Лорна Земке /Lorna Zemke/ разработала программу для супружеских пар, ожидающих ребенка. Ее курс "Музыка для нерожденного ребенка" предназначен для обоих родителей, с тем чтобы помочь им установить контакт со своим ребенком во время беременности. Цикл из шести уроков состоит из еженедельных занятий, проводимых в последние три месяца беременности. Занятия включают народные песни, колыбельные, некоторые движения, релаксацию и игру на инструментах.

Гинекологом Рене Ван де Карр /Rene Van de Carr/ совместно с д-ром Марком Лерером /Marc Lehler/ в 1983 г. была подготовлена программа пренатального обучения, которая заменила обучение в Пренатальном университете, созданном в 1979 г. Родители стимулировали плод и реагировали на движения своего нерожденного ребенка. Д-ром Ван де Карр было установлено, что при стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Таких младенцев, прошедших пренатальную стимуляцию, обычно характеризуют, как живых, обладающих повышенными адаптационными способностями, социально ориентированных, с опережающим физическим и речевым развитием.

Прохождение такого важного этапа в пренатальном обучении, как установление пренатального контакта между матерью и младенцем, упрощается с помощью музыки. Пение позволяет обучать младенца, которого мать носит под сердцем, особенно если она поет колыбельные и песни, передающие ему любовь и готовность встречи с ним. Это двусторонний процесс, в котором у матери и малыша формируется глубокая привязанность, развивается доверие, чувство безопасности и ощущение причастности. Такой контакт способствует развитию форм общения, уверенности, создает чувство эмоциональной защищенности. Это основной и самый действенный принцип человеческих отношений, из которого развивается все остальное. В зависимости от тех эмоций, которые испытывала мать во время беременности, самыми ранними ощущениями плода в утробе матери и более поздними эмоциями, испытанными малышом в жизни, могут стать чувство плохого или хорошего, комфорта или дискомфорта, удовольствия или боли, ощущение того, желанный ты ребенок или нет. Потребность в любви с самого начала жизни человека неоспорима, и ее недостаток отражается на всех нас (в качестве одного из примеров этого можно назвать вспышки насилия, появляющиеся в разных странах мира). Основанная на любви привязанность устанавливается только в результате частых и регулярных контактов с младенцем.

Мишель Оден /Michel Odent/, французский гинеколог, считает, что у женщин существует глубокая потребность петь для своих детей, и что этому процессу мешают медицинские процедуры во время родов. На основании наблюдений Мари-Луизы Аучер сделаны выводы о важной роли звука в пренатальном воспитании. Работая в "поющем" родильном доме Мишеля Одена, она проводила занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Аучер считает, что "хоровое пение" улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых и спокойных ребятишек, способных быстр и легко адаптироваться в самых разных ситуациях. Последнее - признак устойчивого психического равновесия, качество огромной важности для мира, в котором они будут существовать.

В прошлом женщины во всем мире пели своим детям колыбельные, в последние годы эта традиция предана забвению. Колыбельные имеют большое значение не только из-за своей эмоциональной наполненности, но еще и потому, что в утробе матери ребенок получает первые уроки языка. Интонации родного языка передаются главным образом через пение, обладающее более широким частотным спектром, чем разговорный язык. Музыка и язык имеют ряд общих элементов: высоту тона, тембр, интенсивность и ритм, по этой причине музыка подготавливает ухо, тело и мозг к восприятию, обобщению и воспроизведению звуков языка. Поэтому музыку можно считать неким долингвистическим языком, который создает почву для обучения и стимулирует наше формирование в различных его аспектах. Важно, что в далекие времена речь представляла собой песню, и, следовательно, пение появилось раньше речи. Этот факт находит свое подтверждение в таких дисциплинах, как филология и музыковедение. Ребятишки, появившиеся на свет от глухих матерей, были лишены этих важных первых уроков по развитию языка. Следует заметить, что находящийся в матке младенец слышит голос матери с некоторыми искажениями, а другие доносящиеся извне голоса заглушены еще сильнее, особенно это касается звуков высокой частоты. Д-р Траби /Truby/ отмечал, что после шести меряцев плод двигается в соответствии с ритмом материнской речи. Плод начдрает изучать язык, находясь в матке. Он установил, что голосовая спектрограмма первого плача младенца в возрасте 28 недель уже соответствует интонациям, ритмам и другим речевым характеристикам матери /Уитвелл Ж., 2001/.

В России также существуют методы пренатального воспитания. Одним из них является "Сонатал" /1984/ - метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия, разработанный руководителем лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ Михаилом Лазаревым. Метод "Сонатал" заключается в том, что беременная женщина поет в течение дня определенные, специально написанные песни, производя при этом ряд движений и визуализируя свои ощущения на рисунке.

Все мамы, пройдя этот метод, отмечали близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей. Разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную, и даже управлять их развитием. Найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых) программ. Полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка.

Проведенные исследования позволяют выделить дородовый период как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития, так как в нем можно обнаружить все три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомоторное оживление). Таким образом, дородовый период рассматривается как период, в котором с помощью специальных методов ("Сонатал") возникает импритинговое слияние дыхательного процесса с сенсомоторными реакциями. Полученные в процессе исследования многочисленные подтверждения избирательной активности плода, с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными, позволяет выдвинуть гипотезу о существовании у плода пренатального импритинга /Лазарев М.Л., 1999/.

Научные исследования плода в течение последних десятилетий дали возможность составить более адекватное представление о жизни в утробе матери и развитии ребенка по сравнению с тем, которое существовало раньше. Обнаруженные факты свидетельствуют, что нерожденный младенец -слышащее, чувствующее и ощущающее существо. Этот младенец плачет, чувствует боль и внимательно прислушивается, находясь в матке. Исследования подтверждают, что в его развивающейся памяти фиксируются как приятные, так и неприятные события, пережитые им в лоне материнского организма. Близнецы позволяют нам подсмотреть социальные аспекты своей жизни, увидеть, как они дерутся, играют, заботятся друг о друге. Младенцы во чреве матери еще до рождения накапливают свой личный жизненный опыт. У нас не может быть от них секретов, и рано или поздно это проявится в их дальнейшей жизни.

Родителями становятся еще до появления ребенка на свет, в момент зачатия или даже раньше, независимо от того, осознаем мы это или нет. Поэтому наша главная задача как будущих родителей со всей серьезностью отнестись к этой миссии, мы должны воспитывать своего нерожденного ребенка не только физически, но и эмоционально, умственно и духовно /Whitwell, Giselle, E., 2001/.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: