Разработка проекта организации пространства развивающей среды группы ДОО
Ход выполнения задания:
1.Возрастная группа 3-4 года (Младший дошкольный возраст)
Тема;Дары осени
2. Рекомендациям по проектировании ППРС ФГОС ДО:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
При реализации ППРС представлены следующие рекомендации:
Ø максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализацииПрограммы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостаткових развития;
Ø построение вариативного развивающего образования, ориентированного навозможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
Ø создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
|
Ø открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
Ø построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Ø создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья
3.Варианты продуктов детской активности нами будет представлено два варианта:
Ø Выставки детских работ, коллективная работа "Осенний огород полон чудес";
Ø Совместная работа Коллаж «Падают, падают листья»
Ø Инсценировка сказки "Репка";
4Вситуации детской активности и взаимодействия в среде в продукте детской активности:
· Ознакомление с окружающим миром. Тема "Огород. Овощи." Цель: закрепить знания об овощах - название, внешний вид.
· Целевая беседа "Овощи полны витаминов". Цель: Расширять знания детей об овощах. Учить различать, наиболее распространенны в данной местности овощи, по цвету, форме, величине, где они растут и чем они полезны.
|
· Рисование. Тема: Нарисуй круглый овощ. Цель: продолжать учить рисовать предметы круглой формы, добавлять к рисунку детали.
· Лепка: Репка на грядке. Цель: учить раскатывать шар, сплющивать его, вытягивать хвостик, прикреплять листья.
· Инсценировка сказки "Репка".
4. Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе
Мотивирующая развивающая предметно-пространственная среда: Необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Мотивирующая РППС в соответствии с ФГОС ДО, должна иметь следующие качества:
Насыщенность среды, она должна соответствовать:
Ø возрастным возможностям детей;
Ø содержанию программы.
Трансформируемостьпространства,которая осуществляется в зависимости:
Ø от образовательной ситуации;
Ø от меняющихся интересов детей.
Полифункциональность материалов, которая предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
Вариативность средыпредполагает следующее:
Ø наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;
Ø разнообразие игр, материалов, игрушек, оборудования обеспечивающего свободный выбор детей;
Ø периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.
|
Доступность среды определяется:
Ø доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
Ø свободным доступом детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.
Безопасность среды предполагает:
Ø соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Мотивирующая среда дошкольного образовательного учреждения способствует своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Её содержание построено в соответствии с основными элементами социальной культуры, она мобильна и динамична.Для развитие ребёнка нужно правильная организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Цель: Создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы, сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении
Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие
Познавательное развитие: предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Художественно – эстетическое развитие: предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Социально – коммуникативное развитие: направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Речевое развитие: включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Физическое развитие: включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов деятельности:
1 – рабочая
2 – активная
3 – спокойная
Рабочая зона:
Ø -центр познавательной и исследовательской деятельности
Ø - центр продуктивной и творческой деятельности
Ø -центр правильной речи и моторики.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе,включающий в себя:
Ø -центр игры
Ø -центр двигательной деятельности
Ø -центр конструирования
Ø -центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойная зона:
Ø -центр книги
Ø -центр отдыха
Ø -центр природы
Для детей младшего дошкольного возраста этого возраста достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Компоненты предметно-пространственной развивающей среды по образовательным областям
Компоненты предметно пространственной развивающей среды
Требования к зонам
Социально-коммуникативное развитие кукольный уголок;
Ø больница;
Ø парикмахерская;
Ø уголок ряженья;
Ø уголок уединения; - Наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции
Ø - Наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр
Ø - Наглядная информация для родителей
Ø - Наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями
Познавательное развитие сенсорный уголок;
Ø книжный уголок;
Ø уголок дидактических игр;
Ø уголок природы;
Ø уголок «песок-вода»
Ø - Наличие календарей природы, коллекций
Ø - Наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности
Ø - Наличия материалов для сенсорного образования;
Ø - Наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром;
Ø - Наличие художественной и энциклопедической литературы;
Ø - Наличие материалов по правилам безопасности;
Ø - Наличие дидактических и развивающих игр;
Речевое развитие
Ø учите с нами;
Ø уголок речевых игр;
Ø театральный уголок;
Ø уголок общения - Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам
Ø - Наличие картотеки речевых игр;
Ø - Наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.);
Ø - Наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки);
Ø Физическое развитие физкультурный уголок;(Наличие атрибутов для подвижных игр);
Ø - Наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.)
Ø - Наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия
Ø - Наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями
Ø - Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке;