Происходит становление натуральной школы, реализм, социальная проблема.




Творческие принципы Даргомыжского. Эволюция творчества.

 

 

Вслед за Глинкой Даргомыжский также явился одним из основоположников классической русской музыки, оказавшим влияние на пути ее развития в XIX веке.

НаследиеДаргомыжскогоневелико, ноонввелновыетемы, образы, художественныепринципы. Поэтомузначениееготворчестваоказалосьогромнымдляпоследующегоразвитиярусскоймузыки. Даргомыжскийстремилсякбольшомуидейномуискусству. «Хочу, чтобызвукпрямовыражалслово. Хочуправды» - писалкомпозитор.

Творческая деятельность Даргомыжского приходится в основной своей части на тридцатилетие 40—60-х годов. Она связывает две эпохи в художественной жизни России первой половины и се- редины века. Одна из них — эпоха Пушкина и Глинки. Это время дало плодотворный для искусства синтез высокого реализма и высокого романтизма — художественный сплав, который характеризуют понятием «поэтический реализм».

Другая эпоха породила величайший подъем и всесторонний расцвет русского искусства, вызванный развитием освободительного движения в России. В это время в русскую культуру вошли великие представители искусства второй половины XIX века: Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, В. И. Суриков и И. Е. Репин, П. И. Чайковский и представители «Могучей кучки».

Бурный подъем демократических общественных сил, развитие социально-критических тенденций во всех сферах идейной и художественной жизни обусловили утверждение принципов критического реализма в русском искусстве этого времени, более всего в литературе и живописи.

Даргомыжскийпринадлежитпоколению, родившемусяпослеФранцузскогонашествия. Ихобьединяет критицизмискепсис.

Центральнаяидеятворчества- единствомузыкиислова.

Происходит становление натуральной школы, реализм, социальная проблема.

Пушкин был любимейшим поэтом композитора. К его поэзии он обращался на всем протяжении своего творческого пути.

У него было 3 таких произведения (на соц. тему):“Станционный смотритель”, “Медный всадник” и “Русалка”.

Даргомыжского сильно интересовала драма жизни. Он проводил дни на заседаниях Суда в Париже. Считал, что драма жизни сильнее драмы в искусстве. Так формировалось понятие реализма.

Внимание композитора привлекали жизненные явления, находящиеся в сложных переплетениях между собой, в борьбе и в движении; человеческие характеры он видел и передавал в их развитии и росте, диалектически сложных противоречиях и столкновениях. Творческое воображение композитора возбуждали р е а л ь н ы е жизненные драмы, конкретные обстоятельства жизни, положительные и негативные, даже порой социально уродливые стороны действительности.

Критиковал Глинку за цельность и гармоничность произведений.

Например в опере “Русалка“ композитор преследовал идею сквозного драматического развития. Вся драма в диалогах. Развитие приводит к глубочайшему изменению портретов героев.

На протяжении творческого пути возрастало тяготение Даргомыжского к образам «простых» людей, к самым повседневным и вовсе «непоэтическим» фактам действительности, но интересным для художника-реалиста. С произведениями композитора в русскую музыку стала широко проникать социальная тематика, которая до того лишь только-только начала получать отражение в творчестве А. А. Алябьева (песни на слова Н. П. Огарева). В романсах и песнях Даргомыжского появляются представители «низов» общества: крестьяне, солдаты, бедные чиновники, мещане. Даргомыжского особенно привлекало воплощение многосторонней натуры человека, его психики с богатством и индивидуаль-ными особенностями внутренней эмоциональной жизни. Он владел даром проникновения в психологическую и общественную природу поведения того или другого человека.

«Даргомыжский,— пишет Б. В. Асафьев,—...глубоко заглядывает в жизнь мелкого чиновника, мещанина, петербургской скромной и чувствительной барышни, разочарованного юноши, отвергнутой женщины; в мир людей с уязвленным самолюбием, с гордым характером, с решительной волей („Старый капрал"), и людей жалких, уродливых, вызывающих презрение, смешанное с сожалением („ Червяк"). Так вырастает острое, оригинальное и самобытное искусство Даргомыжского — музыкального портретиста»4.

Тяготение к современной бытовой тематике, связанной как с жизнью русской деревни, так и города, объясняет тесное перепле- тение в музыкальном языке Даргомыжского народных крестьян- ских и городских бытовых музыкальных жанров, представленных в музыке композитора особенно широко. Городская песня-романс, водевильный куплет, «цыгано-русский» романс, различные танце- вальные жанры и свойственная им стилистика как носители примет музыкального быта привлекали к себе внимание композитора.

Творческая натура композитора в первую очередь проявила себя в музыке вокальной, во взаимодействии звука и слова, музыкальной и речевой интонации.Именно мелодические средства стали основой музыкального языка Даргомыжского, главным видом тематизма — певучая мелодика, чуткая к нюансам человеческой речи. Не случайно у Даргомыжского главенствует а р и о з н о с т ь, которая сочетает в себе распевность и пластичность мело- дического рисунка с интонационно-мелодическими оборотами, вытекающими из внутреннего строя и строения словесного текста.

Разработалновыенационально-характерныевидыречитативов (драматический, комически-характерный, опирающийсянабытовуюречь, илилирическиобобщенный, насыщенныйпсихологизмом), такимобразомвыступилноватором.

ВОпере “Каменныйгость” идеяозвучитьтекст. ДаргомыжскийцеленаправленноломаетПушкинскийметр, чтобысоздатьощущениереальнойречи.

Гармоническийязыкотличаетсяподвижностьютональныхпланов. Декламационно-речевыеинтонациисоединяясьспесеннымиформами, образовалиновыйтипмелодики.

В сочинениях последних лет Даргомыжский предстает художником нового времени - эпохи 60-х годов, и многое роднит его музыку с произведениями композиторов "Могучей кучки" и Чайковского. Этому сближению способствовала прогрессивность творческих позиций Даргомыжского, свойственное ему чувство нового, перспективность его новаторских стремлений и исканий, развивавшихся в русле русского реалистического искусства середины XIX века.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: