оказавшимися в кризисной ситуации.




Психологической работы с обучающимися,

Наиболее общими показателями, определяющими необходимость и формы оказания психологической помощи, являются, очевидно, актуальные параметры равновесия в системе «человек-среда». Состояние равновесия или неравновесия в этой системе, зависящее как от специфики средовых условий, так и от индивидуальных особенностей человека, с психологической точки зрения определяется как соответствующая «ситуация». Б. Ф. Ломов в данном контексте выделяет понятие «жизненная ситуация», которую он определяет как «систему воздействий, не отдельное событие, а систему событий», которая «должна рассматриваться соотносительно со свойствами и особенностями того, кто в этой ситуации действует, и с самой его деятельностью». Р. В. Кадыров определяет «ситуация» как «сложную субъективно-объективную реальность (актуальное состояние среды и значимость для личности) в конкретных условиях жизнедеятельности, фиксируемых личностью в течение определенного промежутка времени». Ситуации, имеющие отчетливую выраженность и субъективную психологическую значимость, выделяющую их из повседневной жизни, выступают основанием обращения за психологической помощью. В теории «кризисного вмешательства» Н. Голан кризисной считается ситуация, когда человек не в состоянии справиться с проблемой привычными способами. С этой точки зрения любой обращающийся за социальной или психологической помощью находится в кризисной ситуации. Система личностных смыслов выполняет адаптационную функцию при переживании кризисной ситуаций — формирование новых смысловых образований в экстремальной ситуации выступает механизмом адаптации к этой ситуации и позволяет впоследствии более мягко переживать ее. При этом, изменение актуального смыслового состояния отчетливо сочетается с более мягким переживанием кризисной ситуации, вне зависимости от прогрессивной или регрессивной направленности этих изменений, по сравнению с отсутствием изменений актуального смыслового состояния. Это означает, что пережившие кризисную ситуацию, у которых по тем или иным причинам не активизируется смысловая динамика, переносят стресс в среднем тяжелее, более подвержены посттравматическим стрессовым расстройствам и прочим постстрессовым нервно-психическим нарушениям. Особую актуальность проблема переживания кризисных ситуаций приобретает применительно к такой социальной группе, как молодежь. Молодежь сегодня понимается как особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных этими обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации в данном обществе. отличительной особенностью современной российской молодежи является сочетание универсальных возрастно-психологических проблем, связанных с ее переходным характером от детства к взрослости и проявляющемся в последовательном переживании кризисных периодов

развития, а также проблем, обусловленных спецификой ее актуального

социального положения. К наиболее актуальным для современной российской молодежи можно отнести проблемы, связанные с ее жизненным и профессиональным самоопределением. Именно в процессе обучения в вузе как жизненной ситуации

личностного и профессионального самоопределения для молодых людей

наиболее актуальным становится смысл собственной деятельности,

и в особенности смысл своей будущей профессиональной деятельности,

являющейся центральным компонентом в выборе жизненной стратегии.

Кризисы, возникающие в процессе обучения в вузе, которые по своему содержанию можно обозначить как кризисы профессиональной идентификации, профессионального становления и самоопределения, подробно рассматривается в трудах достаточно широкого круга авторов. время начала и завершения обучения является для

личности периодами перехода из одной смысложизненной ситуации в другую со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, приспособлением к другим условиям быта, иной социокультурной среде, изменением экономического и социально-демографического статуса. период обучения в вузе можно определить как особый смысложизненный период в жизни человека, связанный с переживанием кризиса профессиональной идентификации, т. е. идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности. Результатом переживания данного жизненного кризиса является формирование своей профессиональной идентичности, являющейся составной и неотъемлемой частью целостного «образа Я» зрелой личности. Если учесть, что функцией уровня смысложизненных ориентаций является генерализация личностных смыслов нижележащих уровней, а процесс общего осмысления жизни есть череда актуальных смысловых состояний, то можно сделать вывод о нормативном характере проявления «кризиса профессионального выбора» на стадии профессиональной подготовки, отражающего неравномерность формирования и развития системы ценностных ориентаций и функционирования системы личностных смыслов в период обучения в вузе. процесс осознания наличия смысла собственной жизни во многом определяется процессом принятия на себя ответственности за то, как эта жизнь складывается, т. е. за процесс и результаты осуществляемой деятельности. Эти процессы личностной динамики в вузе обусловлены осуществлением студентами учебной деятельности и, по нашему мнению, должны выступать как процессы передачи и принятия знания, носящего смысловую нагрузку. При этом получаемая информация должна являться той ценностью, которая, интернализуясь в категорию личного опыта, обусловливает процесс актуализации личностных смыслов будущего в контексте жизненной ситуации настоящего. Неоднозначность динамики функционирования системы личностных смыслов в процессе вузовского обучения указывает на сензитивность рассматриваемого периода жизни для смыслообразующих процессов и свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки специалистов в вузе и смещении акцентов в процессе обучения, особенно на старших курсах, в сторону интернализации локуса контроля посредством актуализации личностных смыслов прошлого, настоящего и будущего

и идентификации студентов с субъектом своей будущей профессиональной

деятельности через повышение интереса к ценностно-смысловому ее аспекту

в ходе специально разработанных психолого-педагогических технологий. Проблема личностного роста студентов, при этом, заключается не в форме или содержании учебного процесса, а в соответствующих условиях, обеспечивающих его системность и сбалансированность, и способствующих интернализации получаемых знаний, в результате чего и обеспечивается личностный рост будущих специалистов.

В качестве таких условий нами предлагается внедрение комплекса организационных и содержательных факторов, оптимизирующих процесс подготовки: более открытое расписание, создающее возможность комбинирования проходимых курсов; увеличение доли самостоятельной работы студентов и консультаций преподавателя; увеличение практически ориентированных занятий в тренинговой форме по большинству изучаемых дисциплин; использование в содержательной части материала параллельно или

ранее изучаемых дисциплин; расширение спектра методологических подходов к изучаемому материалу с учетом выбора студентами теоретической концепции; диалоговый стиль общения вне зависимости от формы занятий. Разработанная нами модель психолого-педагогической работы со студентами, находящимися в ситуации кризиса, содержательно включает в себя следующие основные компоненты:

— когнитивное переструктурирование потребностной интенции. Осознавание, дифференциация, опредмечивание и объективация потребностей — «хочу», «могу», «должен», «надо», «буду»; — ценностно-смысловое отношение к действительности. Интернализация профессиональных ценностей. Развитие коммуникативной компетентности, совершенствование навыков межличностного общения (готовность

ориентироваться на другого человека, признавать ценность его личности, принимать во внимание его интересы и установки и др.), деполяризация стереотипов восприятия и поведения;— личностный рост. Повышение уровня самоидентификации и интернальности локуса контроля, аутентичности, интенциональности. Идентификация с субъектом будущей профессиональной деятельности через осмысление прошлого опыта и жизненной ситуации настоящего. Общим итогом соответствующей психологической работы является повышение уровня осмысленности жизни студентов, в том числе и ее будущего этапа, а также становление профессионально направленной системы

ценностных ориентаций. Социальная работа с обучающимися, переживающими кризисные ситуации, связанные с обучением, должна также учитывать «фоновые» социальные и личностные проблемы, стоящие перед учащейся молодежью, и, в отличие от собственно психологического сопровождения, при выборе приоритетных направлений ориентироваться на решение проблем социальной адаптации к условиям вузовского обучения, социализации в особой социокультурной вузовской среде, решение проблем социального взаимодействия студентов и т. д. Как полагает Т. В. Корхонен, сегодня при разрешении кризисных ситуаций приоритетными становятся подходы, позволяющие социальному работнику помочь клиенту раскрыть и реализовать свои личностные

и социальные ресурсы. К ним, в частности, относится кризисная концепция социальной работы. Разработанная в ее рамках «кризисинтервентная модель практики социальной работы» представляет собой технологию кризисного вмешательства, ориентированного на социальную реабилитацию среды обитания индивида или группы165. При этом, основной акцент в описываемой модели делается на восстановлении системы устойчивых

ценностей, представлений о смысле жизни и справедливости, необходимых для преодоления кризисной ситуации. По словам автора, предлагаемая ей «кризисинтервентная модель» является адекватной технологией социальной помощи индивидам и группам, находящимся в состоянии кризиса, так как позволяет восстановить и предотвратить в последующем разрушение основных источников и способов реализации их жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности, а также негативное влияние различных факторов на развитие их жизненного пространства. По нашему мнению, эффективность социальной работы с учащейся молодежью, оказавшейся в кризисной ситуации, должна оцениваться по следующим параметрам: увеличение количества решенных проблем; степень преодоления, «ликвидации» причин наиболее часто возникающих проблем. Основным критерием эффективности может рассматриваться восстановление качественного социального функционирования студенческой молодежи, оказавшейся в кризисной ситуации. Показателями качественных изменений в данном случае будут являться стабилизация психоэмоционального состояния, сформированность мотивации на самостоятельное достижение позитивных изменений в новых условиях жизни, позитивная профессиональная

идентичность, повышение значимости ценностей самореализации, ответственности и т. д., продуктивный характер актуального смыслового состояния. Ценностно-смысловое содержание кризисов, переживаемых в процессе обучения в вузе, закономерно определяют ценностно-смысловую направленность психологических, педагогических технологий и социальных технологий по разрешению данных кризисных ситуаций. Соответственно, и сама организация работы с обучающимися по профилактике

и успешному разрешению возникающих в процессе обучения кризисов должна основываться на технологиях, подразумевающих воздействие на процесс становления ценностно-смысловой сферы личности. можно выделить три важнейших, обусловливающих контекст кризисной ситуации факторов: индивидуально-личностные

особенности субъекта ситуации, характер выполняемой им деятельности, внешние факторы (прежде всего характеристики социального окружения).

 

 

Вопрос 23. Ценностно-смысловые аспекты самореализации обучающихся в добровольческой деятельности.

Современный человек ищет новые способы самовыражения, когда традиционная самореализация как достижение экономического результата его уже не удовлетворяет. В этой связи перед образовательными учреждениями возникает новая задача — обеспечение обучающимся возможностей для их самореализации в других сферах, которые не ограничиваются собственно обучением и профессиональным развитием. самореализация понимается большинством исследователей как некоторая интегральная характеристика достижений человека в процессе жизненного пути. явление

самореализации подразумевает осознанное стремление к раскрытию себя,

реализации своего потенциала, интернализованное стремление к достижениям. К.А. Абульханова-Славская не дает четкого определения самореализации, но понимает под ней реализацию жизненной позиции. жизненная позиция — это система

ценностей человека и способов реализации этих ценностей. Реализация жизненной позиции происходит в процессе деятельности или, если рассматривать шире, в процессе активности личности, упорядоченная форма которой, по нашему мнению, является жизненной стратегией или жизненной линией. Очевидно, что направление самореализации определятся характером потребностей, мотивов и ценностей личности, выступающих побудителями ее активности. По оценкам различных исследователей, в ХXI веке во всем мире нарастает и будет все более нарастать потребность в добровольческой помощи и разнообразие волонтерских организаций. Добровольческая деятельность — это тип социально-одобряемой и признаваемой деятельности, разновидность бескорыстного общественного поведения, которое характеризуется нравственным и созидающим уровнями социальной активности, выраженной в любых общественно полезных мероприятиях с целью изменения окружающего мира, и является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельного развития личности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую.

Как было показано нами ранее, психологическими детерминантами волонтерской деятельности являются различные личностные (система мотивов, потребность в заботливости, эмпатия, ценностно-смысловая система, эмоциональные особенности, направленность, свойства личности, самооценка); коммуникативно-деятельностные (успешность деятельности, стиль общения, содержание и процесс обучения, стратегическое планирование и руководство); социально-психологические (система поощрения, влияние общественного внимания, общественное признание, содержание добровольческой деятельности, социально-психологический климат добровольческой организации) характеристики190. на личностном уровне

волонтерская деятельность несет в себе познавательную функцию, функцию самопознания, функцию социализации, функцию самоутверждения.

Волонтерская деятельность характеризуется отсутствием каких-либо

профессиональных навыков для ее выполнения, добровольным и общественно-полезным характером, отсутствием мотивации к получению оплаты (ее замещение другими мотивациями), значимостью результатов, прогрессивной направленностью. Субъектом взаимодействия всегда является другой человек или группа людей191. В России явление волонтерства зарождается в 90‑е годы вместе с появлением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций, составляющих третий сектор экономики. Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дано следующее определение: «Волонтеры — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации»193. Основными сферами приложения добровольческой деятельности являются социальная сфера, образование, охрана окружающей среды, предотвращение преступности, правовая защита, досуг. Каждый может выбрать направление волонтерской деятельности, которое позволяет реализовать свои цели, найти себя, осознать свое место в обществе, понять, как именно каждый человек может реализовать свой потенциал, помогая людям. (на основе исследований) можно сказать, что в основном молодые люди не задумываются о моральной стороне их волонтерской деятельности. Результаты исследования показали, что возможность помогать людям, бороться с наиболее острыми проблемами общества, являются менее значимыми мотивами, чем возможность обретения новых друзей, нового опыта и т. д. Это подтверждает, что молодежь более ориентирована на процесс их добровольческой деятельности, чем на результат. Приоритетным для опрошенных волонтеров является мотив времяпровождения с пользой. наиболее выраженные различия между группами молодежи существуют именно в субъективной оценке реализованности ценностей-целей. Среднее значение реализованности терминальных ценностей значительно выше в группе респондентов‑волонтеров, чем в контрольной группе. Это подтверждает, что у молодых людей, участвующих в добровольческой деятельности, имеются большие возможности для самореализации. При этом, судя по приведенным результатам, молодые люди, участвующие в волонтерском движении, ставят иные, скорее просоциальные цели в своей жизни, чем контрольная группа участников, ориентирующаяся на более индивидуальные и «приземленные» достижения, а также более полно реализуют предпочитаемые цели и ценности.

Таким образом, характер и направленность системы ценностно-смысловых ориентаций учащейся молодежи выступают важным фактором выбора сфер самореализации и удовлетворенности последней. Данные о самореализации молодежи в сверхнормативной добровольческой деятельности могут быть использованы в работе различных общественных организаций, занимающихся работой с молодежью, в деятельности по профессиональной ориентации молодежи, для вовлечения молодежи в различные формы просоциальной активности, для развития и расширения деятельности молодежных волонтерских организаций, а также в разработке учебных пособий и курсов для студентов образовательных программ, связанных с работой с молодежью.

 

Исследование и его результаты в монографии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: