Замечательным памятником педагогической мысли и древнерусской литературы XII века является «Поучение Владимира Мономаха», написанное им своим детям.




Как он сам рассказывает, путешествуя однажды в далекую Ростовскую область, после того как им была только что улажена одна княжеская усобица, он был встречен на пути послами от двоюродных своих братьев, которые звали его против других князей. Владимир отверг это предложение, но весть о предстоящих на Руси новых раздорах наполнила его сердце глубокой печалью.

Прибегнув, как обыкновенно в таких случаях, к Священному Писанию, он развернул Псалтырь. Утешенный чтением псалмов, Мономах тут же решил написать поучение своим детям о том, как должны жить русские князья. «Поучение» было в старину любимым чтением каждого русского человека:

«Старика почитайте как отца, а молодых как братьев. В доме своем не ленитесь, а за всем присматривайте сами; не полагайтесь на управителя вашего и слугу, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом.

Где остановитесь напоите, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда бы он ни пришел, простой ли человек или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем... Больного посетите; покойника проводите и не оставляйте ни кого без привета, скажите всякому доброе слово.

Жен своих любите, но власти им над собой не давайте. Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Творите добро, не мнитесь ни на что хорошее...»

Наша основная болезнь – лень. Она мешает нам что-то изменить в жизни, внушает, что всякое усилие – бесполезно. Леность «всему мати». Лень – корень всякого зла, так как она уже в зародыше отравляет духовную энергию человека – один из устоев, следовать которому призывает Мономах. Все свои поучения он подкрепляет примером отцов и своим собственным трудом. Он обращает внимание на то, что люди способны творить как добрые дела, так и делать зло, а значит, зло можно и должно предотвратить. Это возможно, если в сердце человека постоянно пребывает «страх Божий», напоминающий о постоянном следовании добру, и если человек постоянно стремится творить добро и не принимает зло.

Особое внимание в «Поучении» уделяется нормам поведения юношей. Они должны иметь чистую душу и худое тело, уметь вести кроткую беседу, во время которой нужно больше думать, чем говорить. Основа их благонравия – это уважение к старшим и покорность им. Смысл «Поучения» Владимира Мономаха заключен в словах: «Не хочу я лиха, но добра хочу братии и Русской земли». Все обращение его проникнуто любовью к человеку, заботой о единстве Русской земли, об укреплении могущества Русского государства, о развитии культуры.

К XVI веку относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье – «Домострой» священника Сильвестра, содержащий советы относительно «домашнего устроения». «Домострой» – книга, по которой благочестиво жили многие поколения наших праотцов, требует воспитания детей в «страхе Божий», послушании старшим. «Чада, любите отца своего и мать свою, слушайтесь их и повинуйтесь по-божески всем. И старость их чтите, и немощи и скорби их на себя берите. И благо вам будет и долго будете жить; и от людей прославитесь, дом ваш благословится навеки... и достигните старости маститой».

Как ни различны были воззрения на женщину в старой Руси, за ней признавали право заботы о детях, воспитания их в благонравии. Женщине полагалось быть образованной, так как она являлась не только хранительницей домашнего очага, но и первой наставницей детей в добрых и праведных поступках.

В православных русских семьях всегда свято чтилось благословение родителей. Исполнение его считалось залогом благоденствия и всякого успеха в жизни. Можно найти множество примеров полного послушания детей родителям. Так, преподобный Серафим Саровский прежде чем поступить в монастырь, куда стремилась его душа, просил для этого благословения матери. «Слова матери более могут действовать на детей, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце», – писал старец Амвросий одной матери. «Домострой» призывает родителей любить своих детей, заботиться об их хорошем воспитании.

В то же время законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались строгостью. Давая оценку «Домострою», В. Колесов указывает на необходимость «...понять эпоху, в которую создан памятник литературы». Нравоучительный характер текста «Домостроя» типичен для традиционного средневекового жанра, близкого по стилю и к народной речи, и к священным текстам. Неверно рассматривать содержание «Домостроя» с позиций сегодняшних дней, его следует рассматривать как памятник древнерусской бытовой культуры, характерной для
XV-XVI вв. Четко закрепленные функции жены и мужа, обязанности каждого члена семьи, нравоучения и советы по ведению домашнего очага и явились той основой народности и национальных традиций, которые формируют менталитет нации, культуру, традиции. Идеал физической силы мужчины как хозяина дома определен потребностями исторической эпохи. Моногамная патриархальная семья нуждалась в стержне, четком законе, правилах поведения и нормах морали.

Суровые (с позиций сегодняшних дней) меры воспитания являлись одной из характеристик средневековой педагогики. С.Д. Бабишин отмечает, что «...вся средневековая педагогика построена была на телесных наказаниях. До конца XII века жизнь несовершеннолетнего не признавалась равнозначной жизни взрослого; своего ребенка можно было и убить, особенно если он посягнул на жизнь и достоинство родителей; внебрачные дети вообще не находили никакой социальной защиты».

В эту эпоху отношения между родителями и детьми развивались достаточно противоречиво: с одной стороны, трогательная родительская забота, самоотверженная материнская любовь, внимание со стороны воспитателей, учитывающих детскую природу в процессе учения, а с
другой – требования полного повиновения детей перед деспотической отцовской волей распоряжаться судьбой сына или дочери. Например, согласно Уложению 1649 г., в России убийство сына или дочери каралось лишь годом тюремного заключения. В то время как дети не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах, общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестоко карало детей– «непочетников».

Основой семейного воспитания было послушание, богобоязнь, уважение родителей, трудолюбие и гражданственность. Ценностные ориентации «Домостроя» воспитывали и формировали однотипность характеров, так как средневековому обществу не нужны были индивидуальности, «для него они представляли опасность». Правилами воспитания детей предписывалось «...любить их и хранить, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, поколотить... обеспечить их и воспитать в доброй науке, учить страху Божию и всякому порядку».

Семейное воспитание, основывавшееся на запретах и телесных наказаниях было направлено на воспитание в детях смирения, и благословлялось церковью. В рекомендациях «Как детей учить и страхом спасать» говорится: «Любя же сына своего, учащай ему раны – потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего в юности и порадуешься за него в зрелости его, и не жалей младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти».

Новые общественные потребности, вызванные развитием капиталистических отношений, усложнение социальных и культурных связей общественной жизни, прогресс науки и техники вызвали рост интереса к знаниям, усилили потребность в новом характере и направлении воспитания.

Несмотря на то, что семейное воспитание продолжало еще долгое время оставаться господствующей формой, постепенно создаются благоприятные условия для развития общественной системы воспитания детей в специальных педагогических учреждениях, и в первую очередь в школе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: