Общие требования к основным структурным элементам курсовой работы




Элементы Требования (правила)
Тема работы 1. Тема работы должна в очень сжатой и в тоже время очень емкой формулировке отражать содержание курсовой работы. 2. Тема работы определяется ее основным результатом.Тема не должна быть ни слишком широкой (общей), ни слишком узкой (частной) относительно представленных в работе результатов. В первом случае, студент берет на себя непосильную задачу, рискуя не уложиться в положенные сроки и стандартные объемы текста, а во втором - ему, скорее всего, не удастся найти нужного количества публикаций. Однако «узкая» формулировка темы все же предпочтительнее широкой, потому что качествосодержания курсовой работы ценится значительно выше, чем количествозаполненных текстом страниц. 3. В теме должно быть верно подобрано «ключевое слово».Для этого целесообразно ответить на два вопроса: 1) О чем (о каком предмете, явлении) говорится в работе? 2) Что именно утверждается об этом предмете, какой из его аспектов находится в поле зрения? Ключевое слово определяет рамки исследования!!! 4. «Ключевое слово» в теме ставится либо на первое место, либо под логическое ударение.Это делается в целях усиления акцента на предмете исследования. 5. Нельзя начинать тему с неопределенных слов (например, некоторые особенности, некоторые вопросы, некоторые проблемы и т.д.). По содержанию такие заголовки не дают точного представления, о чем конкретно идет речь в исследовании и требуют дополнительной работы по уточнению предмета. 6. Нельзя использовать в теме сокращения и подменять научные понятия житейскими формулировками. 7. Темадолжна иметь потенциал для исследования. 8. Темадолжна быть по возможности интересной лично для студента. Работа над абсолютно неинтересной темой превращается в подневольный труд и в результате не приносит никакой пользы. 9. По данной теме должно иметься достаточное количество литературы. Поэтому студенту лучше всего вначале взять несколько привлекательных тем, а затем, ознакомившись с библиотечными каталогами или информацией из Интернета, окончательно выбрать одну из них. Имеющаяся по данной теме литература должна быть достаточно понятной для студента, то есть она должна быть написана не слишком «навороченным» языком. Впрочем, здесь все зависит от интеллектуальных способностей студента, а умение читать сложные тексты не возникает на ровном месте - оно формируется именно в попытках в таких текстах самостоятельно разобраться. 10. Поставленная задача должна быть посильнойдля студента. Формулируя тему, студент тем самым делает заявку на определенный результат. Если ему не удастся наполнить содержание нужной «начинкой», то работа окажется совершенно напрасной.
План 1. План - это основа всей работы. Продуманный и четкий план избавит студента от лишней работы, удерживая от попыток включить в текст абсолютно все, что он найдет по своей проблеме, и даже сверх того. Кроме того, предварительный план позволит ему спланировать график написания работы. 2. План работы, по сути дела, является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, различные классификации и т.д. Поэтому в нем должны быть четко выделены основные разделы и подразделы, которые, в свою очередь, могут делиться на более мелкие части. Лучше всего пронумеровать их. Этих цифр очень удобно придерживаться во время работы с литературой, отмечая ими соответствующие выписки или ксерокопированные тексты. В соответствии со стандартными требованиями курсовая работа должна включать введение, основную часть и заключение.
Введение Введение– вступительная часть, которая в сжатом виде отражает актуальность и суть курсовой работы.
Актуальность исследования 1. Актуальность исследования - обоснование современности и социальной значимости выбранной темы, описание сути проблемной ситуации, требующей разрешения. 2. Освещение актуальностипредполагает: ü установление границы между известным и неизвестным о предмете исследования; ü постановку проблемы (вопроса), требующей выхода за рамки известного. 3. Освещение актуальности должно быть немногословным, нет необходимости начинать издалека.
Объект исследования 1. Объект исследования - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию. 2. Объект исследования понимается как научное пространство, в рамках которого ведется исследование. 3. Объект исследования существует объективно, вне зависимости от исследователя. 4. Выбор объекта совпадает с существующей классификацией или систематизацией наук. 5. Объектом исследования могут быть педагогические процессы или педагогические ситуации, деятельность.
Предмет исследования 1. Предмет исследования - это категория, обозначающая определенную целостность, выделяемую в структуре объекта в виде ее основных, наиболее существенных свойств и признаков. 2. Предмет исследования - это одна из частей объекта, которая подлежит тщательному изучению и преобразованию. 3. Предмет исследования уже объекта и уже темы. 4. Объект и предмет как категории научного исследования соотносятся между собой как общее и частное. 5. Различные науки находят в одном и том же объекте различные предметы для исследования. 6. Предметом исследования могут быть содержание, приемы, методы, формы организации, условия эффективности обучения и т.п.
Цель исследования 1. Цель исследования - мысленно предвосхищенный, прогнозируемый результат, имеющий устойчивую структуру: - целевой объект -часть теории или практики, в пределах которой реализуется цель или люди, которые включаются в специально созданные педагогические условия и изменяются под их влиянием; - целевой предмет - часть объекта, подвергающаяся непосредственному исследованию. 2. Цель курсовой работы –это научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи исследования 1. Задачи исследования - это основные этапы на пути к цели, т.е. планируемые действия, исследовательские операции, связанные: Ø с изучением теории вопроса; Ø с изучением состояния практики; Ø с выдвижением новых идей, положений и т.п.; Ø с разработкой на основе исследования методических рекомендаций. 2. Задачи исследования логически вытекают из его общей цели и представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. Например: «Исходя из вышеуказанной цели исследования, его основными задачами являются: 1) изучить…, 2) выявить…, 3) разработать…, 4) экспериментально проверить…» и т.д. 3. Задачи необходимо формулировать как можно точнее и тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов курсовой работы.
Степень и уровень разработанности проблемы Степень и уровень разработанности проблемывключает в себя исторический экскурс развития темы, степень научной изученности проблемы. Дается оценка главных достижений и недостатков в исследовании темы в отечественной и зарубежной литературе.
Методика и методы исследования 1. Методика исследования - способ организации и проведения научных исследований. 2. Методы исследования - путь исследования или познания. Методы исследования подразделяются на общенаучные (общелогические, философско-теоретические), математические и предметные (по отраслям знания) – педагогические, психологические, исторические, юридические, экономические и т.п.
Основная часть Основная частькурсовой работы представляет собой развернутое изложение материалов исследуемой литературы.
Научный текст 1. Необходимо использовать терминологический аппарат той науки, в рамках которой выполняется работа. Нельзя, например, при выполнении работы по общей психологии ссылаться на философские и социологические определения психологических терминов. 2. На морфологическом уровне наиболее приемлемой считается безличная форма: «в эксперименте были использованы...», «можно предположить, что...» или «нами были проведены...». Не рекомендуется вести повествование от первого лица, например: «мною были исследованы…», «я думаю…», «считаю целесообразным…» и т.д. 3. Основной структурой научной речи на синтаксическом уровне выступают повествовательные предложения с нейтральным (в стилевом отношении) лексическим наполнением, с логически правильным порядком слов и с союзной связью между частями предложения. Для взаимосвязи отдельных частей научного высказывания используются союзы «таким образом», «кроме того», «поскольку», «при условии, что…» и т.д. Предпочтительнее использовать сложноподчиненные предложения, чем сложносочиненные, так как подчинительная конструкция точнее отражает причинные, следственные отношения. 4. необходимо избегать слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Они неудобоваримы не только в устной, но и в письменной речи. Если предложения все равно получаются слишком длинными, надо попытаться разделить их позже. В таком случае надо делать абзацы почаще, не забывая, однако, о том, что в них должно быть больше одного предложения. 5. Абзацы должны находиться в единстве и последовательности. Основная мысль должна располагаться в начале абзаца, затем она подкрепляется аргументами, примерами, цитатами. В конце абзаца дается итоговый вывод. Абзац в научной работе часто строится по логическому плану: от общего к частному, от утверждения к доказательству, от причины к следствию. 6. Для связи частей научного текста целесообразно использовать устойчивые словосочетания: «резюмируя сказанное», «как показали наблюдения», «с теоретической точки зрения», «в силу вышеизложенного» и т.д. 7. В собственный текст допускается включение цитат: -нормативным требованием считается точное, без искажения мысли воспроизведение текста оригинала; - при непрямом цитировании (пересказ, изложение мыслей другими словами) следует быть предельно аккуратным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого; - каждая цитата должна быть связана с текстом курсовой работы и служить иллюстрацией выдвинутых положений; - допускается пропуск слов, фрагментов текста, которые обозначаются многоточием. При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый отрывок оформляется как отдельная цитата. 8. В тексте научной работы нельзя употреблять пафосные, эмоциональные суждения, пропагандистские лозунги, крылатые выражения, пословицы и поговорки (например, в здоровом теле - здоровый дух, родители должны заботиться о детях, яблоко от яблони недалеко падает), если они сами не являются предметом исследования.
Правила цитирования 1. Выдержки, которые студент собирается подробно разобрать, по объему не должны превышать половину страницы. Если текст кажется исключи­тельно важным, но его объем больше указанного, его лучше поместить в приложение. 2. Выдержки из научной литературы нужны только тогда, когда они подтверждают точку зрения студента или формулируют новые положения, которые не нуждаются в перефразировании. Иногда цитата необходима, потому что в ней отражена неповторимая авторская индивидуальность. 3.Если цитата слишком длинная и содержит некоторые второстепен­ные фрагменты, их можно опустить, заменяя пропущенные места многоточиями. Впрочем, этим не стоит злоупотреблять, иначе студент рискует полностью изменить смысл высказывания. 4. Если студент не согласен с цитируемым автором, он должен оговорить это до или после приведенного высказывания. Это хороший опыт порассуждать самостоятельно и попытаться убедительно изложить собственную точку зрения. 5. Цитирование должно быть соответствующим образом оформлено, чтобы не ос­та­валось сомнений в том, кто является автором высказывания, и в каком месте ци­ти­руемого источника можно найти этот фрагмент текста. Иначе говоря, при цитиро­ва­нии обязательна ссылка на источник. 6. Цитаты следует выделять кавычками. Важно при этом проследить, чтобы ка­вычки были не только открыты, но и закрыты в соответствующем месте. Очень мно­гие забывают это сде­лать - и тогда остается непо­нятным, где заканчивается чужая и начинается их собственная мысль. 7. В некоторых книгах и статьях цитаты оформляются в виде втяжки, т.е. пе­чатаются более мелким шрифтом в виде отдельного абзаца. Однако в курсовых и прочих сту­денческих работах это делать не принято. 8. Текст цитаты должен полностью совпадать с источником, из кото­рого она взята. В идеале все цитаты, даже те, которые студент позаимствовал у других авторов, следует перепроверить по первоисточникам. 9. Если студенту хочется выделить какое-то важное ме­сто, то он может это сделать, указав в скобках, что подчеркивание или курсив не автора, а его. То же касается и комментариев или уточнений: их можно поместить тут же, не забыв взять в квадратные скобки.
Заключение 1. В заключенииподводятся основные итоги проведенного научно-практического исследования, оценивается степень решения поставленных задач, определяются перспективы дальнейшего изучения проблемы. 2. Основные выводы по работе должны наглядно продемонстрировать умение студента строить итоговые умозаключения. Удобнее всего компоновать заключение из готовых выводов, которые студент сформулировал, завершая соответствующие разделы работы. Этот подход очень пригодится ему при проведении дальнейших научно-учебных исследований. 3. Технология выполнения: практика показывает, что введение и заключение пишут, когда основной текст работы полностью готов. Тексты введения и заключения должны быть отшлифованы до совершенства.
Критерии оценивания - освоение понятийного аппарата исследуемой проблемы; - четкость в определении проблемы; - соответствие задач цели исследования; - приобретение умений работы с научной литературой (первоисточниками): монографиями, периодической печатью, иными информационными ресурсами; - умение описать теорию, практику (инновационную методику, технологию) решения исследуемых проблем; - умение оформлять работу; - умение кратко представлять работу на защите.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: