III. Примерный перечень документов в электронной форме, создаваемых контрольным (надзорным) органом в ходе контрольной (надзорной) деятельности




Методические рекомендации

По обеспечению юридической значимости представленных в электронной форме

Заполненных проверочных листов, актов о КНМ,

Иных документов жизненного цикла контрольной (надзорной) деятельности

 

I. Общие положения. Термины и определения

 

Настоящие методические рекомендации по обеспечению юридической значимости представленных в электронной форме заполненных проверочных листов, актов о КНМ, иных документов жизненного цикла контрольной (надзорной) деятельности (далее – Методические рекомендации) разработаны во исполнение паспорта приоритетного проекта «Автоматизация контрольно-надзорной деятельности», утвержденного протоколом заседания Проектного комитета от 20 декабря 2017 г. № 78 (14).

Методические рекомендации разработаны с учетом действующего нормативного правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности (далее – КНД).

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях:

· формирования с учетом действующих нормативных правовых актов единого подхода к использованию электронных документов в ходе выполнения контрольных (надзорных) мероприятий;

· обеспечения с учетом действующих нормативных правовых актов юридической значимости документов, оформляемых в ходе контрольных (надзорных) мероприятий;

· обеспечения с учетом действующих нормативных правовых актов юридической силы документов, оформляемых в ходе контрольных (надзорных) мероприятий;

· оптимизации работы сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих контрольные (надзорные) функции (далее – КНО);

· повышения эффективности и результативности деятельности КНО;

· оценки результативности и эффективности осуществления деятельности КНО.

Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013«Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.» (далее – ГОС Р 7.0.8-2013)под юридической значимостью документа понимается свойство документа выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера.

При этом термин «юридическая значимость» документа не является синонимом «юридическая сила» документа.

Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013 под юридической силой документа понимается свойство официального документа вызывать правовые последствия.

Возникновение и сохранение у электронного документа «юридической силы» как способности вызывать правовые последствия обусловливается:

· использованием набора реквизитов электронного документа и/или совокупности доверенных сервисов (включая электронную подпись, метку времени, сервис идентификации и аутентификации)

· подтверждением соблюдения организационно-правовых механизмов (лицензирования, сертификации):

- удостоверяющим центром;

- оператором информационной системы;

· соблюдением требований к содержанию документа, в случае если нормативным правовым актом такие требования установлены;

· соблюдением процедур его издания (наличием правовых оснований для его принятия, наличием необходимых полномочий у лица, его подписавшего), согласования, регистрации, внесения в соответствующие базы данных (реестры), отправки, получения;

· соблюдением процедур хранения, обеспечением читаемости документа с учетом меняющихся технологий, а также подтверждением его юридической силы.

Для различных документов, издаваемых КНО в ходе КНД, требования к содержанию документов, а также процедуры издания, согласования, регистрации, внесения в соответствующие базы данных (реестры), отправки, получения являются различными.

При этом общими могут оставаться требования к наборам реквизитов электронных документов, издаваемых КНО, подтверждению соблюдения организационно-правовых механизмов (в том числе лицензирования, сертификации), процедурам хранения.

 

II. Основные нормативно-правовые акты и документы, носящие ненормативный характер, регулирующие вопросы применения электронных документов в ходе организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий

 

1) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ);

2) Федеральный закон от 6 апреля 2011 г.№ 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ);

3) Федеральный закон от 27 июля 2006 г.№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ);

4) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 482 «О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (далее – постановление № 482);

5) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»;

6) Приказ Минкультуры России от 31 марта 2015 г. № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 7 сентября 2015 г. № 38830);

7) ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (далее – ГОСТ Р 7.0.8-2013).

8) Концепция хранения и использования электронных документов с обеспечением их юридической силы для финансового рынка (Приложение № 6 к протоколу заседания подкомиссиипо использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 марта 2017 г., одобрено подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 31 марта 2017 г.).

III. Примерный перечень документов в электронной форме, создаваемых контрольным (надзорным) органом в ходе контрольной (надзорной) деятельности

 

Наиболее распространенными документами, получаемыми и (или) создаваемыми КНО в ходе КНД, являются:

· уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленное юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора);

· обращение (заявление) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица о фактах, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ[1];

· заявление КНО в прокуратуру о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (с приложенной копией распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения);

· решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения;

· электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью и направленный по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, уведомляющий о проведении плановой проверки;

· электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью и направленный по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, уведомляющий о проведении внеплановой проверки;

· проверочный лист (перечень контрольных вопросов);

· документы, представленные индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем, руководителем, иным должностным лицом юридического лица в ходе камеральной проверки;

· акт проверки (при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля);

· документы, подтверждающие обоснованность возражений ИП (ЮЛ) на акт проверки либо на выданное предписание об устранении выявленных нарушений.

 

IV. Рекомендации по технической реализации всех процедур жизненного цикла заполненных проверочных листов, актов о КНМ в электронной форме (включая ознакомление проверяемого лица с их содержанием)

 

Закон № 294-ФЗ требует при формировании электронного документа и его направлении проверяемому лицу использовать усиленную квалифицированную электронную подписью (далее – УКЭП).

Согласно статье 5 Закона № 63-ФЗ усиленная квалифицированная электронная подпись должна соответствовать следующим требованиям:

1) должна быть получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) должна позволять определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) должна позволять обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) должна создаваться с использованием средств электронной подписи;

5) ключ проверки электронной подписи должен быть указан в квалифицированном сертификате;

6) для создания и проверки электронной подписи должны использоваться средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии Законом № 63-ФЗ.

В этой связи рекомендуется обеспечить всех должностных лиц инспекторского состава КНО необходимыми УКЭП и (в случае использования мобильных устройств) возможностью применения УКЭП на мобильном устройстве.

В целях автоматизации КНД и сокращения временных затрат должностных лиц на подготовку документов рекомендуется:

· обеспечить составление типовых форм документов, а также проверочных листов в форматах, позволяющих производить действия по их заполнению, внесению необходимых исправлений;

· обеспечить размещение типовых форм документов, а также проверочных листов на внутренних ресурсах информационных систем, обеспечивающих автоматизацию КНД (далее – ведомственные информационные системы, ВИС), а также в Федеральном реестре государственных услуг (функций);

· обеспечить оцифровку текстов проверочных листов, утвержденных приказами КНО и их размещение на внутренних ресурсах ведомственных информационных систем, а также Федеральном реестре государственных услуг (функций);

· обеспечить общий доступ инспекторского состава к типовым формам документов (внутренние ресурсы ведомственных информационных систем, Федеральный реестр государственных услуг (функций), с соблюдением процедур идентификации и аутентификации;

· обеспечить инспекторский состав современным компьютерным оборудованием, мобильными устройствами, дистанционным доступом к ведомственным информационным системам;

· обеспечить информационное взаимодействие ведомственной информационной системы с иными государственными информационными системами посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия с последующим включением полученных сведений в информационные ресурсы ведомственной информационной системы, в частности, в сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю или используемых ими производственных объектах (реестр проверяемых лиц и объектов);

· обеспечить информационное взаимодействие между органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, органами прокуратуры, иными государственными органами, а также организациями, в том числе в рамках проведения мероприятий по государственному контролю (надзору), с последующим включением полученных сведений в информационные ресурсы ведомственной информационной системы;

· обеспечить семантические связи между сведениями, включенными в информационные ресурсы ведомственных информационных систем, и полями форм документов, заполняемых инспекторским составом в процессе КНД;

· обеспечить семантические связи между документами, формируемыми в ходе КНД в хронологической последовательности (например: сведения реестра проверяемых лиц и объектов (сведения о проверяемом лице)–>включение сведений в заявление в прокуратуру о согласовании проверки->включение сведений в уведомление проверяемого лица о проверке ->включение сведений в проверочный лист –> включение сведений в проект акта проверки и дополнение акта проверки вопросами из проверочного листа);

· при заполнении форм документов рекомендуется минимизировать объемы информации, требующей ручного ввода, и обеспечивать автоматическое копирование информации из уже имеющихся документов или информационных ресурсов.

Кроме того, следует осуществить мероприятия по организации взаимодействия с проверяемым лицом и получения от него либо от уполномоченных органов государственной власти юридически значимой информации, необходимой для организации взаимодействия с проверяемым лицом, в электронной форме.

В этой связи рекомендуется:

1) организовать работу по получению сведений об адресах электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые содержатся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и их актуализации[2];

2) организовать работу по предоставлению личных кабинетов в ведомственных информационных системах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

3) организовать работу, в том числе, с оператором ЕПГУ, по размещению в личных кабинетах проверяемых лиц сервисов, обеспечивающих возможность для руководителя проверяемого лица выразить согласие проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля с обеспечением процедуры аутентификации лица, выразившего согласие;

4) организовать работу по обеспечению операторами информационной системы либо интернет провайдером возможности заверения перечня (распечатки) исходящей корреспондеции из личного кабинета инспектора и подтверждения (сохранения) содержания исходящих документов в течение срока хранения документа до передачи его в архив.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: