СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК И КОНФЛИКТ




 

«Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Они ежедневно рождаются на почве расхождений во взглядах, противоречия и разногласия мнений, желаний, стилей жизни, особенностей человека». Макс Вебер, сформулировавший социологическое понимание социального конфликта, был убежден, что конфликт вездесущ, и что любое общество на любом этапе развития пронизано разногласиями и конфликтами.

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов.

Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели (распределение ценностей, ресурсов, власти и т.д.). Он возникает, когда одна сторона стремится к осуществлению своих интересов и целей в ущерб интересам других.

Функции конфликта отвечают на вопрос – какую роль они играют в обществе? Например, конструктивную и деструктивную. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.

Конфликты могут быть разные,их делят на основе причин возникновения (объективные, субъективные причины); по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения (время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т.д.); исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания); по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т.д. Могут быть еще вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых – объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта. По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты.

Необходимо иметь в виду, что понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект – это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы».

Необходимо также различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут:

- провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

- содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;

- поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.

Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором конфликта, либо сдерживающим или нейтральным фактором в его развитии.

Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект – это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей. Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон конфликта и существенно осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если адвокат докажет, что его подзащитный вынужден был применить оружие в целях самообороны.

Трудности в нахождении действительного объекта конфликта чаще всего возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими.

 

 

Основные стадии развития конфликта

1) предконфликтная стадия;

2) собственно конфликт;

3) разрешение конфликта;

4) послеконфликтная стадия.

 

Суть психологии конфликта изначально – несовпадение во взглядах, отсутствие согласия, расхождение целей. Ведущую роль в образовании конфликтных ситуаций играют «конфликтогены», т.е. слова, поступки или отсутствие действий, которые порождают и провоцируют разгорание конфронтации. Участниками конфликта являются индивиды, находящиеся во взаимодействии; при этом их интересы должны быть нарушены непосредственно. Также участниками являются и субъекты, поддерживающие явно либо неявно конфликтеров. Мотивы конфронтации в качестве внутренних побудителей подталкивают индивидов к противостоянию. Они проявляются в виде индивидуальных потребностей, целей и убеждений. Образование конфликтной ситуации является отражением предмета противоборства в сознании индивидов, участвующих в конфликтном взаимодействии.

Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Причины конфликтов обнаруживают себя в конфликтных ситуациях, устранение которых и является необходимым условием разрешения конфликтов. Учёные-психологи на протяжении долгих времён выделяли различные причины конфликтов:

- невозможность воплотить человеком в социуме личностные потребности (К. Хорни);

- проявление агрессии индивидов как одного из естественных состояний живых существ (К. Лоренц);

- нарушение баланса между средой и индивидом: например стиль управления классного руководителя не воспринимается классом (К. Левин);

- состояние эмоциональных отношений между субъектами, их симпатиями и неприязнью, отношением друг к другу (Дж. Морено);

- несовместимость устремлений участников межличностных взаимоотношений (М.Дойч);

- наличие в коллективе конфликтных личностей (Е.Н Богданов, В.Г. Зазыкин).

Познакомьтесь с моделью решения конфликта социолога К. Томаса, где определены формы поведения человека, которые в свою очередь влияют на способ решения конфликта.

Какая из этих форм является позитивной и почему?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: