Специалист в области воспитания
| Регистрационный номер |
I. Общие сведения
| Педагогическая деятельность в области воспитания и социализации обучающихся | |||||||||||||||||||
| (наименование вида профессиональной деятельности) | Код | ||||||||||||||||||
| Основная цель вида профессиональной деятельности: | |||||||||||||||||||
| создание условий для воспитания и социализации обучающихся, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, расширения у них социокультурного опыта на основе реализации программ воспитания, поддержки социальных инициатив, организации досуга, социального партнерства субъектов воспитания и удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в личностном развитии; обеспечение индивидуализации в образовании на основе проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ | |||||||||||||||||||
Группа занятий:
| |||||||||||||||||||
| (код ОКЗ[i]) (наименование) | |||||||||||||||||||
| 85.11 | Образование дошкольное | ||||||||||||||||||
| 85.12 | Образование начальное общее | ||||||||||||||||||
| 85.13 | Образование основное общее | ||||||||||||||||||
| 85.14 | Образование среднее общее | ||||||||||||||||||
| 85.21 | Образование профессиональное среднее | ||||||||||||||||||
| 85.22.1 | Образование высшее – бакалавриат | ||||||||||||||||||
| 85.22.2 | Образование высшее – специалитет | ||||||||||||||||||
| 85.22.3 | Образование высшее – магистратура | ||||||||||||||||||
| 85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых | ||||||||||||||||||
| 85.42 | Образование профессиональное дополнительное | ||||||||||||||||||
| Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания* | |||||||||||||||||||
| Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания* | |||||||||||||||||||
| 86.90.4 | Деятельность санаторно-курортных организаций * | ||||||||||||||||||
| 93.2 | Деятельность в области отдыха и развлечений* | ||||||||||||||||||
| 84.23.4 | Деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным* | ||||||||||||||||||
· при наличии у организации лицензии на право ведения образовательной деятельности
| II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) | |||||
| Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
| код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации внутри каждой ОТФ |
| A | Социально-педагогическое сопровождение и социальная aдаптация обучающихся | Проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся | А/01.6 | 6.1. | |
| Организация социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся | А/02.6 | 6.2. | |||
| Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся | А/03.6 | 6.3. | |||
| В | Создание условий для развития детского самоуправления, деятельности детских общественных организаций | 6 | Проектирование программ воспитания и социализации, деятельности детских общественных объединений, внеурочной и досуговой деятельности обучающихся и моделей развития детского самоуправления | В/01.6 | 6.1. |
| Организация совместной социально и личностно значимой деятельности детей и взрослых, создание условий для развития детской самодеятельности | В/02.6 | 6.2. | |||
| Организационно-методическое обеспечение деятельности детских общественных организаций, объединений, внеурочной, досуговой деятельности обучающихся | В/03.6 | 6.3. | |||
| С | Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса | 6 | Организационно-педагогическое обеспечение совместной социально и личностно значимой деятельности субъектов воспитания | С/01.6 | 6.1. |
| Организационно-педагогическое обеспечение развития социального взаимодействия субъектов воспитания, расширения участия семьи в воспитательной деятельности институтов социализации | С/02.6 | 6.2. | |||
| Организация работы образовательной организации по одному из направлений деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско- краеведческому, организация профориентационной работы и др | С/03.6 | 6.3. | |||
| D | Воспитательная работа с группой обучающихся | 6 | Проектирование воспитательной деятельности с группой обучающихся | D/01.6 | 6.1. |
| Обеспечение жизнедеятельности группы обучающихся, направленной на их воспитание и социализацию | D/02.6 | 6.2. | |||
| Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся | D/03.6 | 6.3. | |||
| E | Библиотечное и информационно- библиографическое обслуживание обучающихся, поддержка их информационной деятельности, чтения | 6 | Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно- библиографического обслуживания обучающихся, педагогов и других категорий читателей; библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ. | E/01.6 | 6.1. |
| Формирование информационной культуры личности, навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации | E/02.6 | 6.2. | |||
| Организационно-методическое обеспечение развития интереса к чтению, поддержка чтения как формы культурного досуга; воспитание личности учащихся средствами книги и чтения | E/03.6 | 6.3. | |||
| F | Тьюторское сопровождение в образовании | 6 | Педагогическое сопровождение проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ обучающимися | F/01.6 | 6.1. |
| Педагогическое проектирование образовательной среды и обеспечение взаимодействия субъектов образовательного процесса | F/02.6 | 6.2. |
.
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
| 3.1. Обобщенная трудовая функция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Наименование | Социально-педагогическое сопровождение и социальная aдаптация обучающихся | Код | А | Уровень квалификации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Возможные наименования должностей | Социальный педагог | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Требования к образованию и обучению | Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр», «Магистр»). Среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика». Допускается высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Гуманитарные науки: психология», «Социальная работа и организация работы с молодежью» с переподготовкой по направлению «Образование и педагогика». Рекомендуется получение дополнительного профессионального педагогического образования по профилю педагогической деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Требования к опыту практической работы | _ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Особые условия допуска к работе | Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством порядке Ограничения допуска к педагогической деятельности лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Дополнительные характеристики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ОКЗ | Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Педагогические работники в средней школе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Педагогические работники в начальном образовании | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Педагогические работники в дошкольном образовании | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ЕКС[ii] | Социальный педагог | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ОКСО[iii] | Педагогика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Социальная педагогика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3.1.1. Трудовая функция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Наименование | Проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся | Код | А/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Трудовые действия | Изучение социальной микросреды, условий воспитания обучающихся, выявление проблем, потребностей, социальных рисков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Разработка мер по обеспечению поддержки обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Разработка программ и моделей формирования у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проектирование программ и моделей профилактики детской и подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, проституции, экстремизма, других социальных девиаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Необходимые умения | Проводить диагностику состояния социальной микросреды, анализировать условия воспитания обучающихся, выявлять проблемы, потребности детей и молодежи, социальные риски | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Осуществлять разработку мер по обеспечению поддержки обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Осуществлять разработку программ и моделей формирования у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Осуществлять проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Осуществлять проектирование программ и моделей профилактики социальных девиаций в детской и молодежной среде | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Необходимые знания | Основы общей педагогики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Теория и методика воспитания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Основы социальной педагогики и социальной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Основы социально-педагогического проектирования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Нормативные и правовые акты в области образования и воспитания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Другие характеристики | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3.1.2. Трудовая функция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Наименование | Организация социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся | Код | А/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Трудовые действия | Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организация мероприятий, направленных на приобретение обучающимися актуального социокультурного опыта самореализации в социальной практике, помощь в социальной адаптации, принятии решений в ситуациях самоопределения, поддержка их социальных инициатив | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организация и творческих занятий и мероприятий, направленных на формирование у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Реализация программ и педагогических технологий профилактики социальных девиаций, организация индивидуальной профилактической работы с обучающимися и семьями группы социального риска, социальной реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения, имевших проявления девиантного поведения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Необходимые умения | Осуществлять социально-педагогическую поддержку обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организовывать мероприятия, направленные на приобретение обучающимися актуального социокультурного опыта самореализации в социальной практике, оказание им помощи в социальной адаптации, принятии решений в ситуациях самоопределения; осуществлять поддержку их социальных инициатив | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организовывать и творческие занятия и мероприятия, направленные на формирование у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организовывать социально-педагогическую поддержку обучающихся в трудной жизненной ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Применять педагогические технологии профилактики социальных девиаций и социальной реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения, имевших проявления девиантного поведения; организовывать индивидуальную профилактическую работу с обучающимися и семьями группы социального риска | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Необходимые знания | Основы общей педагогики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Теория и методика воспитания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Основы социальной педагогики и социальной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Теория и практика социально-педагогиеской поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и профилактики социальных девиаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Нормативные и правовые акты в области образования, воспитания, социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и профилактики социальных девиаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Другие характеристики | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3.1.3. Трудовая функция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Наименование | Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся | Код | А/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Трудовые действия | Организационно-методическое обеспечение реализации программ и мероприятий по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ, реализации их прав и свобод | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организация консультативной поддержки обучающихся в освоении ими новых социальных ролей, в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Реализация мер по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организационно-методическое обеспечение развития социального партнерства институтов социализации; взаимодействие с семьей, социальными службами, семейными и молодежными службами занятости, благотворительными, другими организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, попавшим в экстремальные ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проведение мероприятий по профилактике рисков информационной социализации; формированию безопасной информационной среды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Необходимые умения | Осуществлять организационно-методическое обеспечение реализации программ и мероприятий по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ, реализации их прав и свобод | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организовывать и осуществлять консультативную поддержку обучающихся в освоении ими новых социальных ролей, в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Диагностировать актуальные социально-педагогические проблемы воспитания и социализации детей и молодежи, на основании диагностики разрабатывать и организовывать реализацию мероприятий по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Осуществлять организационно-методическое обеспечение, координацию социального партнерства институтов социализации; организовывать взаимодействие с семьей, социальными службами, семейными и молодежными службами занятости, благотворительными, другими организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, попавшим в экстремальные ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проводить мероприятия, направленные на профилактику рисков информационной социализации и формирование безопасной информационной среды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Необходимые знания | Основы общей педагогики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Теория и методика воспитания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Основы социальной педагогики и социальной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Теория и практика социально-педагогиеской поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и профилактики социальных девиаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Нормативные и правовые акты в области образования, воспитания, социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и профилактики социальных девиаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Другие характеристики | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||