III. Характеристика обобщенных трудовых функций
Специалист в области воспитания
I. Общие сведения
Педагогическая деятельность в области воспитания и социализации обучающихся
|
|
|
| (наименование вида профессиональной деятельности)
| Код
|
| Основная цель вида профессиональной деятельности:
| создание условий для воспитания и социализации обучающихся, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, расширения у них социокультурного опыта на основе реализации программ воспитания, поддержки социальных инициатив, организации досуга, социального партнерства субъектов воспитания и удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в личностном развитии; обеспечение индивидуализации в образовании на основе проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ
|
Группа занятий:
| Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования
|
| Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
|
| Педагогические работники в средней школе
|
| Педагогические работники в начальном образовании
|
| Педагогические работники в дошкольном образовании
|
| Преподаватели по программам дополнительного обучения
|
| Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья
|
| Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
|
| Помощники учителей
| |
| (код ОКЗ[i]) (наименование)
|
|
| 85.11
| Образование дошкольное |
| 85.12
| Образование начальное общее |
| 85.13
| Образование основное общее |
| 85.14
| Образование среднее общее |
| 85.21
| Образование профессиональное среднее |
| 85.22.1
| Образование высшее – бакалавриат |
| 85.22.2
| Образование высшее – специалитет |
| 85.22.3
| Образование высшее – магистратура |
| 85.41
| Образование дополнительное детей и взрослых |
| 85.42
| Образование профессиональное дополнительное |
|
| Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания*
|
|
| Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания*
|
| 86.90.4
| Деятельность санаторно-курортных организаций * |
| 93.2
| Деятельность в области отдыха и развлечений*
|
| 84.23.4
| Деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным* |
| | | | | | | · при наличии у организации лицензии на право ведения образовательной деятельности
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
| Обобщенные трудовые функции
| Трудовые функции
| код
| наименование
| уровень квалификации
| наименование
| код
| уровень (подуровень) квалификации
внутри каждой ОТФ
| A | Социально-педагогическое сопровождение и социальная aдаптация обучающихся
|
| Проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся
| А/01.6 | 6.1. | Организация социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся
| А/02.6 | 6.2. | Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся
| А/03.6
| 6.3. | В | Создание условий для развития детского самоуправления, деятельности детских общественных организаций
| 6 | Проектирование программ воспитания и социализации, деятельности детских общественных объединений, внеурочной и досуговой деятельности обучающихся и моделей развития детского самоуправления
| В/01.6
| 6.1. | Организация совместной социально и личностно значимой деятельности детей и взрослых, создание условий для развития детской самодеятельности
| В/02.6
| 6.2. | Организационно-методическое обеспечение деятельности детских общественных организаций, объединений, внеурочной, досуговой деятельности обучающихся
| В/03.6
| 6.3. | С | Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса
| 6 | Организационно-педагогическое обеспечение совместной социально и личностно значимой деятельности субъектов воспитания
| С/01.6
| 6.1. | Организационно-педагогическое обеспечение развития социального взаимодействия субъектов воспитания, расширения участия семьи в воспитательной деятельности институтов социализации
| С/02.6
| 6.2. | Организация работы образовательной организации по одному из направлений деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско- краеведческому, организация профориентационной работы и др
| С/03.6
| 6.3. | D | Воспитательная работа с группой обучающихся
| 6 | Проектирование воспитательной деятельности с группой обучающихся
| D/01.6
| 6.1. | Обеспечение жизнедеятельности группы обучающихся, направленной на их воспитание и социализацию
| D/02.6
| 6.2. | Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся
| D/03.6
| 6.3. | E | Библиотечное и информационно- библиографическое обслуживание обучающихся, поддержка их информационной деятельности, чтения
| 6 | Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно- библиографического обслуживания обучающихся, педагогов и других категорий читателей; библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ.
| E/01.6
| 6.1. | Формирование информационной культуры личности, навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации
| E/02.6
| 6.2. | Организационно-методическое обеспечение развития интереса к чтению, поддержка чтения как формы культурного досуга; воспитание личности учащихся средствами книги и чтения
| E/03.6
| 6.3. | F | Тьюторское сопровождение в образовании
| 6 | Педагогическое сопровождение проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ обучающимися
| F/01.6
| 6.1. | Педагогическое проектирование образовательной среды и обеспечение взаимодействия субъектов образовательного процесса
| F/02.6
| 6.2. |
.
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
| 3.1. Обобщенная трудовая функция
|
|
| Наименование
| Социально-педагогическое сопровождение и социальная aдаптация обучающихся
| Код
| А
| Уровень квалификации
|
|
|
|
|
|
| Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
| Возможные наименования должностей
| Социальный педагог
|
|
|
|
|
| Требования к образованию и обучению
| Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр», «Магистр»).
Среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика».
Допускается высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Гуманитарные науки: психология», «Социальная работа и организация работы с молодежью» с переподготовкой по направлению «Образование и педагогика».
Рекомендуется получение дополнительного профессионального педагогического образования по профилю педагогической деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке
|
|
| Требования к опыту практической работы
| _
|
|
| Особые условия допуска к работе
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством порядке
Ограничения допуска к педагогической деятельности лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности
|
| Дополнительные характеристики
|
| Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
| ОКЗ
|
| Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования
|
|
| Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
|
|
| Педагогические работники в средней школе
|
|
| Педагогические работники в начальном образовании
|
|
| Педагогические работники в дошкольном образовании
|
|
| Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЕКС[ii]
|
| Социальный педагог
|
| ОКСО[iii]
|
| Педагогика
|
|
| Социальная педагогика
|
|
| Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
|
|
| 3.1.1. Трудовая функция
|
| Наименование
| Проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся
| Код
| А/01.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
|
| Трудовые действия
| Изучение социальной микросреды, условий воспитания обучающихся, выявление проблем, потребностей, социальных рисков
|
| Разработка мер по обеспечению поддержки обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод
|
| Разработка программ и моделей формирования у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем
|
| Проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации
|
| Проектирование программ и моделей профилактики детской и подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, проституции, экстремизма, других социальных девиаций
|
| Необходимые умения
| Проводить диагностику состояния социальной микросреды, анализировать условия воспитания обучающихся, выявлять проблемы, потребности детей и молодежи, социальные риски
|
| Осуществлять разработку мер по обеспечению поддержки обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод
|
| Осуществлять разработку программ и моделей формирования у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем
|
| Осуществлять проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации
|
| Осуществлять проектирование программ и моделей профилактики социальных девиаций в детской и молодежной среде
|
| Необходимые знания
| Основы общей педагогики
|
| Теория и методика воспитания
|
| Основы социальной педагогики и социальной работы
|
| Основы социально-педагогического проектирования
|
| Нормативные и правовые акты в области образования и воспитания
|
| Другие характеристики
| -
|
| 3.1.2. Трудовая функция
|
| Наименование
| Организация социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся
| Код
| А/02.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод
|
| Организация мероприятий, направленных на приобретение обучающимися актуального социокультурного опыта самореализации в социальной практике, помощь в социальной адаптации, принятии решений в ситуациях самоопределения, поддержка их социальных инициатив
|
| Организация и творческих занятий и мероприятий, направленных на формирование у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем
|
| Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации
|
| Реализация программ и педагогических технологий профилактики социальных девиаций, организация индивидуальной профилактической работы с обучающимися и семьями группы социального риска, социальной реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения, имевших проявления девиантного поведения
|
| Необходимые умения
| Осуществлять социально-педагогическую поддержку обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод
|
| Организовывать мероприятия, направленные на приобретение обучающимися актуального социокультурного опыта самореализации в социальной практике, оказание им помощи в социальной адаптации, принятии решений в ситуациях самоопределения; осуществлять поддержку их социальных инициатив
|
| Организовывать и творческие занятия и мероприятия, направленные на формирование у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем
|
| Организовывать социально-педагогическую поддержку обучающихся в трудной жизненной ситуации
|
| Применять педагогические технологии профилактики социальных девиаций и социальной реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения, имевших проявления девиантного поведения; организовывать индивидуальную профилактическую работу с обучающимися и семьями группы социального риска
|
| Необходимые знания
| Основы общей педагогики
|
| Теория и методика воспитания
|
| Основы социальной педагогики и социальной работы
|
| Теория и практика социально-педагогиеской поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и профилактики социальных девиаций
|
| Нормативные и правовые акты в области образования, воспитания, социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и профилактики социальных девиаций
|
| Другие характеристики
| -
|
| 3.1.3. Трудовая функция
|
| Наименование
| Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся
| Код
| А/03.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
|
| Трудовые действия
| Организационно-методическое обеспечение реализации программ и мероприятий по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ, реализации их прав и свобод
|
| Организация консультативной поддержки обучающихся в освоении ими новых социальных ролей, в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям
|
| Реализация мер по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей
|
| Организационно-методическое обеспечение развития социального партнерства институтов социализации; взаимодействие с семьей, социальными службами, семейными и молодежными службами занятости, благотворительными, другими организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, попавшим в экстремальные ситуации
|
| Проведение мероприятий по профилактике рисков информационной социализации; формированию безопасной информационной среды
|
| Необходимые умения
| Осуществлять организационно-методическое обеспечение реализации программ и мероприятий по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ, реализации их прав и свобод
|
| Организовывать и осуществлять консультативную поддержку обучающихся в освоении ими новых социальных ролей, в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям
|
| Диагностировать актуальные социально-педагогические проблемы воспитания и социализации детей и молодежи, на основании диагностики разрабатывать и организовывать реализацию мероприятий по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей
|
| Осуществлять организационно-методическое обеспечение, координацию социального партнерства институтов социализации; организовывать взаимодействие с семьей, социальными службами, семейными и молодежными службами занятости, благотворительными, другими организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, попавшим в экстремальные ситуации
|
| Проводить мероприятия, направленные на профилактику рисков информационной социализации и формирование безопасной информационной среды
|
| Необходимые знания
| Основы общей педагогики
|
| Теория и методика воспитания
|
| Основы социальной педагогики и социальной работы
|
| Теория и практика социально-педагогиеской поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и профилактики социальных девиаций
|
| Нормативные и правовые акты в области образования, воспитания, социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и профилактики социальных девиаций
|
| Другие характеристики
| -
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
|
Наименование
| Создание условий для развития детского самоуправления, деятельности детских общественных организаций
| Код
| В
| Уровень квалификации
|
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
Возможные наименования должностей
| Старший вожатый
|
|
Требования к образованию и обучению
| Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр», «Магистр»).
Среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика».
Допускается высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Гуманитарные науки: психология», «Социальная работа и организация работы с молодежью» с переподготовкой по направлению «Образование и педагогика».
Рекомендуется получение дополнительного профессионального педагогического образования по профилю педагогической деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке
|
Требования к опыту практической работы
| .
|
Особые условия допуска к работе
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном действующими законодательными и нормативно-правовыми актами. Ограничения допуска к педагогической деятельности лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации
|
Дополнительные характеристики
|
Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
| Педагогические работники в средней школе
|
| Педагогические работники в начальном образовании
|
| Помощники учителей
|
|
|
ЕКС
|
| Старший вожатый
|
ОКСО
|
| Педагогика
|
| Организация воспитательной деятельности
|
| Социальная педагогика
|
3.2.1. Трудовая функция
|
|
Наименование
| Проектирование программ воспитания и социализации, деятельности детских общественных объединений, внеурочной и досуговой деятельности обучающихся и моделей развития детского самоуправления
| Код
| В/01.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
|
|
Трудовые действия
| Разработка программ воспитания и социализации обучающихся, обеспечение участия детей, педагогов и родителей в проектировании содержания совместной деятельности
|
|
Руководство разработкой программ деятельности общественных объединений обучающихся
|
|
Проектирование моделей развития самоуправления, лидерского потенциала обучающихся
|
|
Обеспечение проектирования программ внеурочной и досуговой деятельности обучающихся, руководство одним из направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное
|
|
Необходимые умения
| Разрабатывать программы воспитания и социализации обучающихся, организовывать участие детей, педагогов и родителей в проектировании содержания совместной деятельности
|
|
Осуществлять и организовывать разработку программ деятельности общественных объединений обучающихся
|
|
Осуществлять и организовывать проектирование моделей развития самоуправления, лидерского потенциала обучающихся
|
|
Осуществлять и организовывать проектирования программ внеурочной и досуговой деятельности обучающихся, руководство одним из направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное
|
|
Необходимые знания
| Основы общей педагогики
|
|
Теория и методика воспитания
|
|
Основы социально-педагогического проектирования
|
|
Теория и методика социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений
|
|
Нормативные и правовые акты в области образования, воспитания, деятельности детских и молодежных общественных объединений, организаций, движений
|
|
Другие характеристики
| -
|
|
3.2.2. Трудовая функция
|
|
Наименование
| Организация совместной социально и личностно значимой деятельности детей и взрослых, создание условий для развития детской самодеятельности
| Код
| В/02.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
|
|
Трудовые действия
| Организация совместной деятельности детей и взрослых по основным направлениям программы воспитания, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания
|
|
Поддержка социальных инициатив обучающихся, создание условий для проявления ими гражданской и нравственной позиции
|
|
Социально-педагогическое сопровождение деятельности общественных объединений и органов самоуправления обучающихся
|
|
Организация внеурочной деятельности обучающихся, проведение досуговых мероприятий, организация отдыха, развлечений
|
|
Необходимые умения
| Организовывать совместную деятельность детей и взрослых по основным направлениям программы воспитания, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания
|
|
Осуществлять поддержку социальных инициатив обучающихся, создавать условия для проявления ими гражданской и нравственной позиции
|
|
Осуществлять социально-педагогическое сопровождение деятельности общественных объединений и органов самоуправления обучающихся
|
|
Организовывать внеурочную деятельность обучающихся, проводить досуговые мероприятия, организовывать отдых, развлечения
|
|
Необходимые знания
| Основы общей педагогики
|
|
Теория и методика воспитания
|
|
Основы социально-педагогического проектирования
|
|
Теория и методика социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений
|
|
Нормативные и правовые акты в области образования, воспитания, деятельности детских и молодежных общественных объединений, организаций, движений
|
|
Другие характеристики
| -
|
|
3.2.3. Трудовая функция
|
|
Наименование
| Организационно-методическое обеспечение деятельности детских общественных организаций, объединений, внеурочной, досуговой деятельности обучающихся
| Код
| В/03.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
|
|
Трудовые действия
| Разработка методического обеспечения деятельности общественных организаций и органов самоуправления обучающихся, организационно-методическое сопровождение реализации программ воспитания и социализации обучающихся в учебное и каникулярное время.
|
|
Организационно-методическое обеспечение социального партнерства субъектов воспитания, развития форм их общения, формирования детско-взрослой общности
|
|
Поддержка инициатив детей в проведении ими досуговых, социально-значимых, благотворительных, добровольческих проектов для ближайшего социального окружения.
|
|
Педагогическая диагностика, анализ динамики развития деятельности детских общественных организаций, объединений, лидерского, творческого потенциала обучающихся.
|
|
Необходимые умения
| Осуществлять разработку методического обеспечения деятельности общественных организаций и органов самоуправления обучающихся, организационно-методическое сопровождение реализации программ воспитания и социализации обучающихся
|
|
Осуществлять организационно-методическое обеспечение социального партнерства субъектов воспитания, содействовать развитию форм их общения, формирования детско-взрослой общности
|
|
Оказывать организационно-методическую поддержку педагогам в проведении ими досуговых мероприятий и внеурочной деятельности
|
|
Проводить педагогическуюдиагностику, анализировать динамику воспитательного процесса, результаты совместной деятельности детей и взрослых
|
|
Необходимые знания
| Основы общей педагогики
|
|
Теория и методика воспитания
|
|
Основы социально-педагогического проектирования
|
|
Теория и методика социально-педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений
|
|
Другие характеристики
| -
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |