- не находитесь в районе взлета – посадки, руления и стоянки ЛА,
- быстро пересекайте ВПП строго поперек только осмотрев, что там нет взлетающего или садящегося ЛА,
- обходите вертолеты только спереди, а самолеты только сзади!
- не находитесь под открытым куполом на высоте ниже 100 м над ВПП, РД, местами стоянок ЛА,
- немедленно освободите ВПП при приземлении на нее.
ТЕМА № 6
ДЕЙСТВИЯ ПАРАШЮТИСТОВ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ
Эта тема посвящена вопросу о действиях парашютиста в случаях, если несмотря на все предпринятые меры безопасности ситуация начала развиваться не штатно. Ниже рассмотрены особые случаи в полете или парашютном прыжке к которым Вы должны быть готовы и должны знать, что необходимо предпринять, чтобы прыжок завершился удачно.
I. Особые случаи в ЛА.
II. Особые случаи в свободном падении.
III. Особые случаи при раскрытии парашюта
IV. Особые случаи под открытым куполом.
V. Особые случаи при приземлении.
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ в ЛА.
· Аварийная ситуация с ЛА от момента взлета до высоты совершения прыжка и действия парашютиста при ее возникновении.
· Возникновение проблем со снаряжением парашютиста в ЛА
Ситуация | Действия студента |
Отказ ЛА, Н = от момента взлета –300 м | Принять положение тела для аварийного приземления в ЛА |
Отказ ЛА, Н= выше 300 м до 800 м | Встать в двери ЛА, взять двумя руками кольцо ПЗ, отделиться по команде инструктора и немедленно выдернуть кольцо ПЗ |
![]() | Отделение с двумя инструкторами (1 - 3 уровень), с одним инструктором (4 – 6 уровень) или самостоятельно с немедленным раскрытием основного парашюта. |
Непреднамеренное открытие ранца в ЛА | Быстро взять в руки вытяжной парашют и все, что выпало, сесть как можно дальше от двери (рампы). Снижение и приземление в ЛА |
Вытяжной парашют за бортом ЛА, происходит наполнение основного купола | Немедленно отделиться от ЛА |
Основное правило для студента – Руководствоваться указаниями инструктора
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В СВОБОДНОМ ПАДЕНИИ
Нестандартная ситуация при отделении от ЛА и в свободном падении
Проблемы Действия студента
Нестабильное отделение, Нестабильное падение (вращение) | Прогнуться, расслабиться |
Потеря одного инструктора 1-ый, 2-ой уровень | Поддерживать положение прогиба и следовать указаниям оставшегоcя инструктора |
Потеря двух инструкторов 1-ый, 2-ой уровень | Поддерживать положение прогиба, считать «121, 122, 123, 124, 125», затем выполнить действия по раскрытию парашюта |
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРИ РАСКРЫТИИ ПАРАШЮТА
Общие определения
- Полный отказ - падение продолжается, ранец парашюта закрыт, над головой ничего нет.
- Частичный отказ – сопровождается частичным наполнением купола. Над головой что-то есть. Но безопасное приземление не обеспечивается.
- Проблемы с основным куполом – частичный отказ, который как правило можно устранить. Купол при этом наполнен.
- Критерии проверки работоспособности купола: наполнен, устойчив, управляем.
Высоты для принятия решения
- 600 м – предельная высота для принятия решения на отцепку главного и открытие ПЗ,
- 300 м – высота ввода в действие ПЗ без отцепки главного купола.
Порядок действий по раскрытию запасного парашюта
- прогнуться, закинув ноги назад, проконтролировать высоту, посмотреть на подушку
отцепки,
- взять подушку отцепки двумя руками, посмотреть на кольцо ПЗ,
- выдернуть подушку отцепки на всю длину рук, левой рукой довыдернуть оставшуюся
часть троса и выбросить подушку отцепки, по-прежнему смотреть на кольцо ПЗ,
- взяться двумя руками за кольцо ПЗ, выдернуть и выбросить его,
- контроль раскрытия ПЗ, его осмотр и проверка: наполнен, устойчив, управляем.
Проблемы с основным парашютом
Проблемы Действия студента
Закрутка строп | Контроль высоты, не трогая стропы управления, помогая своим телом, раскрутиться, только после этого можно расчековать стропы управления |
Не сход слайдера | Контроль высоты, расчековать стропы управления и резким движением обеих рук вниз натянуть стропы управления, пауза, отпустить вверх, повторить, 2-3 раза |
Крайние секции не наполнены | |
Зацепление вытяжного парашюта за стропы основного парашюта | Контроль высоты, проверка управляемости парашюта «Наполнен – Устойчив - Управляем», развороты вправо, влево, режим торможения. Если вы не можете или не уверены, что сможете управлять своим куполом и безопасно приземлиться, используйте действия по отцепке основного купола и открытию ПЗ. |
Обрыв строп | |
Порыв купола | |
Нерасчековка (или обрыв) одной стропы управления, Началось вращение | Расчековать вторую стропу управления и ее натяжением компенсировать вращение, продолжать снижение используя одну стропу управления или используя задний свободный конец. Если вы не можете или не уверены, что сможете управлять своим куполом и безопасно приземлиться, используйте действия по отцепке основного купола и открытию ПЗ. |
Частичный отказ
Отказ Действия студента
Перехлест | Контроль высоты, попытаться устранить – расчековать стропы управления и резким движением обеих рук вниз натянуть стропы управления, пауза, отпустить в верх, повторить действуя по принципу «двух попыток». Не получается - выполнить отцепку и раскрыть ПЗ. |
Купол во «флаге» или не наполнение купола | Контроль высоты, поддерживая положение прогиба, выполнить отцепку и раскрыть ПЗ. |
Не выход купола из камеры | |
Дуга | Сделать попытку устранить, Контроль высоты, поддерживая положение прогиба, выполнить отцепку и раскрыть ПЗ. |
Полный отказ
Отказ Действия студента
Рипкорд не найден | Поддерживая положение прогиба раскрыть ПЗ |
Рипкорд выдернут, ничего нет | Контроль высоты, поддерживая положение прогиба, выдернуть подушку отцепки и раскрыть ПЗ. |
Тяжелое выдергивание рипкорда | Убедиться, что вы дергаете рипкорд в правильном направлении и держите его в руке. Дважды дернуть двумя руками, после чего выдернуть подушку отцепки и раскрыть ПЗ. |
Всегда помнить и делать:
- Контролировать высоту.
- Проверять работоспособность купола: «Наполнен – Устойчив – Управляем».
- При невозможности устранить отказ – отцепка и раскрытие ПЗ.
- При неуверенности – отцепка и раскрытие ПЗ.