Один из наименее изученных вопросов, а он является важным в понимании организации сознания, - это топология процессов в сознанииДля исследования этой проблематики необходимо пользоваться четкими определениями и априори введенными постулатами.
В пределах контекста вопроса, охарактеризуем сознание, как некоторую информационную сущность ограниченного размера (в сантиметрах), локализованную в области черепа и имеющую некоторую организацию.
Под организацией сознания будем понимать динамическую структуру сознания, то есть определим сознание нечто состоящее из нескольких объектов, находящихся в постоянной динамике.
Объект в динамике есть процесс.
Все объекты информационные.
Существует зависимость состояния одних объектов от других.
Объекты существуют в некотором объеме пространства пространство сознания.
Объекты имеют определенную форму и локализацию в пространстве сознания.
Объекты неравнозначны между собой. Они все отличаются.
Причины динамики объектов заключаются в бессознательном.
Каждый объект является порождением своего класса-источника данных.
Теперь имея некоторое количество базовых определений и постулатов можно развить идею топологии сознания.
Безусловно, что сознание манипулирует информацией, сознание содержит только информацию, а значит сознание есть в чистом виде информация. Используя системный подход и имеющиеся технические аналогии, а также результаты психологических исследований, целесообразно классифицировать объекты сознания и указать их класс-источник (таб. 1).
Таблица 1. Разновидность объектов сознания и их класс-источник
Объекты сознания | Класс-источник* | |
Видеообъект | Бессознательное/Зрительная сенсорная система | |
Аудиообъект | Бессознательное/Слуховая сенсорная система | |
IMG-объект (воображение-объект) | Бессознательное | |
I-объект (мысле-объект) | Бессознательное | |
Морфо-объект | Бессознательное/Рецепторы давления и растяжения организма | |
Термо-объект | Бессознательное/Рецепторы температуры | |
SC-объект (пространство сознания-объект) | Бессознательное | |
Прочие объекты |
Примечание: * - класс-источник указан в общем виде с указанием пути его возникновения.
|
Как видно из таб. 1 практически все содержимое сознания является определенным объектом имеющим свой класс-источник в бессознательном, а в нем, для некоторых объектов сознания, класс-источник формируется на основе данных сенсорных систем и рецепторов организма.
Для анализа объектов сознания и их класс-источников целесообразно использовать широко применяемое в программировании понятие пути. Это понятие не только отражает установленный детерминизм, но и позволяет проследить различные связи в структуре сознания и бессознательного. Что даст возможность установить положение каждого исследуемого объекта в общей структуре психики, а также вскрыть наличие пока неизвестных объектов как в сознании, так и в бессознательном.
Уже на данном этапе необходимо ввести удобное для использования понятие среда сознания. Под средой сознания будем понимать все множество объектов сознания. Тут же оговоримся, что кроме объектов в сознании ничего нет. Эффект целостности среды сознания реализуется SC-объектом.
|
Кроме этого следует говорить о сложности объекта сознания. Обладая собственной динамикой объект постоянно изменяется. Наиболее яркий пример это I-объект. Сложность подразумевает наличие некоторой структуры у самого объекта. Назовем элемент структуры объекта каналом. Каждый канал будет содержать некоторый поток задач. Задача это наименьшая структурная единица канала.
Введение каналов обусловливается рядом психологических явлений памяти. К ним относятся:
1. Вспоминание (появление в среде сознания) конкретного факта, через некоторый промежуток времени (часы, дни, недели, месяцы) после утомительных попыток его вспомнить.
2. Наличие непроявленной но уже готовой к отображению в среде сознания информации, что встречается при вспоминании, образов например (последовательная смена), феномена эйдетической памяти, при речи, когда в конкретный момент времени в среде сознания имеется не весь текст речи на 2 часа лекций, например, а только часть. Остальной же текст подгружается постепенно.
Отсюда становится понятной структурирование канала на задачи. Например, вы что-то пытаетесь вспомнить. Не вспоминается. Но вам это нужно вспомнить. Таким образом в фоновом режиме запускается канал. Поскольку пока ничего не вспоминается (а система-то обрабатывает канал), вы продолжаете мыслить. Иначе говоря имеется текущий канал, обрабатываемый в реальном режиме. Через некоторое время вы вспоминаете то, что нужно (обработка фонового канала завершена и данные из фонового канала переданы в текущий канал). У текущего канала имеются собственная структура он как уже было сказано состоит из задач. Например, обычная речь на знакомую вам тему это работа текущего канала I-объекта. Задачами этого канала является мгновенно вспоминаемые вами сведения. Вдруг вы вспоминаете то, что хотели вспомнить некоторое время назад здесь происходит встраивание в текущий канал задачи с более высоким приоритетом.
|
Приведенное выше описание нуждается в своей логической доработке в символическом и алгоритмическом виде, что требует значительного количества времени. Возможности настоящей курсовой работы не позволяют сделать это.
Взаимосвязь объектов сознания происходит в пределах среды сознания на трех уровнях:
- объектном,
- канальном,
- задач.
Данная взаимосвязь большей частью имеет иллюстративный характер, что хорошо устанавливается при интроспекции и рефлексии, и, по-видимому, является результатом активности SC-объекта. Учитывая бессознательный источник возникновения объектов сознания, указанные взаимосвязи также имеют бессознательную природу.
В изучении топологии объектов сознания в психологии пока еще не сделано ни шагу. Это вызвано двумя причинами:
1. Эффектом целостности среды сознания.
2. Стандартным методическим подходом в психологии к исследованию сознания.