На плацдарме Сандомирском




История развития военной топографии

Начало развития геодезических и картографических работ в нашей стране относится к эпохе Петра I. Он первым обратил серьезное внимание на необходимость географических сведений о государстве и составления подробных и достоверных карт России.В допетровский период в России употреблялись так называемые «географические чертежи». Составлялись они без всяких определенных правил и издавались в ограниченном количестве. Такими чертежами и были первые карты Сибири и Урала, составленные в 1667 году воеводой Петром Годуновым и в 1697 году боярским сыном Семеном Ремезовым. Указом от 9 декабря 1720 года из Морской академии было отобрано 30 человек, досрочно обученных геодезии и геометрии, и послано для описания и съемки Каспийского моря, Камчатки, Курильских островов, Сибири и других малоизвестных районов России. Картографическая съемка России 1720 – 1744 годов стала первой безопорной съемкой. Длительное время геодезические и картографические работы были связаны с общим географическим изучением страны и смежных с ней территорий.

В первой половине XIX века под руководством В.Я. Струве и К.И. Теннера было выполнено выдающееся для своего времени градусное измерение по меридиану от устья Дуная до берегов Северного Ледовитого океана. К началу ХХ столетия силами Корпуса военных топографов были произведены геодезические работы во многих губерниях Европейской части России.

На Урале в первой половине XIX века Корпус военных топографов и Горное ведомство для нужд Оренбургского казачьего войска приступили к освоению территории в топографо-геодезическом отношении. Для продолжения и завершения этих работ были командированы военные топографы. В результате была создана сеть под названием «Триангуляция Уральских горных заводов». Эта сеть, состоявшая из 533 геодезических пунктов, охватила центральную часть Урала на юг от параллели 60° до стыка с землями Оренбургского казачьего войска в районе города Миасс. Последняя состояла из 239 пунктов и опоясывала кольцом южную часть Зауралья до параллели города Оренбурга. Эти сети послужили основой для последующих топографических съемок различных масштабов.

В 1906 – 1914 годах Корпус военных топографов выполняет нивелирные работы по железнодорожным линиям Уфа - Омск, Челябинск - Екатеринбург - Тюмень- Омск.

В 1884 году была создана топографогеодезическаякомиссияпод руководством вице-председателя Русского географического общества П.П. Семенова, и в 1886 году комиссия разработала «Проект положения о Геодезическом Совете», с целью установления связи геодезических работ и возможного однообразия в приемах их производства разными министерствами. В последующем вопрос об улучшении организации и производства топографо-геодезических работ поднимался Академией наук в 1898 году, военным министерством в 1911 году, на съезде специалистов по геолого-разведочному делу в 1912 году, на съезде маркшейдеров в 1913 году, и, наконец, в 1916 году в Академии наук вновь организуется Межведомственная комиссия в связи с запиской академика В.И. Вернадского об учреждении топографо-геодезического института для объединения топографо-геодезических работ в России.

Вновь организованная Академическая комиссия провела ряд расширенных заседаний с присутствием представителей Военного министерства, на которых были заслушаны информационные доклады ведомств о топографо-геодезических и картографических работах, но никаких решений, по существу вопросов, принято не было.

 

Битва за Ленинград

Многие части Военно-топографической службы, выполнявшие до начала войны специальные задания по топографическим съемкам приграничных районов, по топографическому обеспечению строительства аэродромов, дорог, укрепленных районов в непосредственной близости от государственной границы, 22 июня 1941 г. оказались под ударами врага. Топографам пришлось отложить в сторону геодезические инструменты и взяться за оружие. Вместе с пограничниками они отбивали первые атаки фашистов.

В 1941 г. тяжелая обстановка сложилась на ленинградском направлении. Этот город гитлеровцы ненавидели особенно сильно как символ Великой Октябрьской социалистической революции и потому рвались к нему, не считаясь с потерями. Однако на Лужском оборонительном рубеже они встретили упорное сопротивление частей Красной Армии и дивизий ленинградского народного ополчения.

Группе военных топографов была поставлена задача: срочно и как можно точнее нанести на карту все противотанковые рвы, линии надолб, траншеи, дзоты, минные поля, проволочные заграждения, позиции артиллерии и минометов по всей линии Ленинградского фронта от Кингисеппа по р. Луге до оз. Ильменя. Военные топографы в течение нескольких дней выполнили это задание. Бесценная карта, помогла командованию найти оптимальные решения по организации обороны дальних подступов к Ленинграду.

Для борьбы с фашистской дальнобойной артиллерией, систематически разрушавшей бесценные памятники русской культуры и убивавшей едва живых от голода ленинградцев, была создана контрбатарейная группа из состава береговой артиллерии Кронштадта, кораблей Балтийского флота, стоявших на р. Неве, и фронтовой тяжелой артиллерии на железнодорожных платформах. Координаты огневых позиций арт-группы с величайшей тщательностью определили военные топографы. Они же ночами с крыш высоких зданий на окраине города при помощи теодолитов засекали вспышки выстрелов вражеских батарей, быстро вычисляли их координаты и немедленно передавали результаты на огневые позиции нашей дальнобойной артиллерии, Буквально через несколько минут после выстрелов гитлеровцев на их огневые позиции обрушивались многопудовые снаряды Кронштадта, боевых кораблей и железнодорожных тяжелых орудий. Когда фашисты убедились, что их постоянно выслеживают, они стали тщательнее маскировать и часто менять свои позиции. Однако и это им мало помогло. В ночь на 12 декабря 1941 г. военные топографы, например, засекли на станции Горы сверхтяжелую мортиру «Большая Берта». Это орудие успело сделать по Ленинграду только три выстрела. Четвертый выстрел не последовал: она сама была уничтожена меткими залпами ленинградских артиллеристов.

Военным топографам приходилось отыскивать вражеские батареи не только по вспышкам их выстрелов. Зачастую они делали это по аэроснимкам, полученным нашими самолетами-разведчиками. Умело изучая и анализируя мельчайшие пятнышки и штришки на аэроснимке, они обнаруживали хитроумно замаскированные орудия и определяли их координаты.

В январе 1943 г. войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось разорвать кольцо блокады, пробив узкий коридор вдоль южного берега оз. Ладоги. Буквально через две недели по этому коридору была проложена железная дорога, по которой с «большой земли» в Ленинград пошли эшелоны с продовольствием, вооружением и боеприпасами. А обратно эти эшелоны везли из Ленинграда обессилевших от голода женщин, детей и раненых. Эту дорогу ленинградцы тогда назвали Дорогой Победы. Однако была она трудной и опасной: в нескольких километрах от нее, на Синявинских высотах, находились вражеские наблюдатели, корректировавшие огонь своей артиллерии. От фашистских снарядов горели вагоны с хлебом, не дойдя до умиравших от голода ленинградцев, гибли женщины и дети, не доехав до спасительной «большой земли». Подавить гитлеровскую артиллерию помогли военные топографы. Одни из них обеспечивали исходными геодезическими данными наши артиллерийские части, защищавшие дорогу, а другие настойчиво искали вражеские огневые позиции и наблюдательные пункты. Благодаря переданным ими точным координатам фашистские наблюдательные пункты были уничтожены и эшелоны снова пошли в осажденный Ленинград.

 

Битва за Сталинград

В битве за Сталинград отличились военные топографы Донского и Сталинградского фронтов. Они успешно обеспечивали артиллерию геодезическими данными, а штабы - разнообразными специальными картами и разведывательными данными о противнике. Так, например, топографическое подразделение майора Г. С. Рощина было особо отмечено командованием за точную привязку артиллерии одной из армий Сталинградского фронта. Боевая работа этого подразделения способствовала тому, что не менее 30 % выпущенных артиллеристами снарядов имели прямое попадание по вражеским целям. Там же, под Сталинградом, группа топографов-дешифровщиков Донского фронта в составе А. М. Куприна, А. И. Александрова, П. Л. Саенко и других, тщательно проанализировав множество аэроснимков, определила местоположение сотен огневых точек противника, позиции его пехоты и артиллерии, даже местонахождение штаба окруженной в руинах Сталинграда фашистской группировки войск. Именно там и был пленен командующий 6-й армией генерал-фельдмаршал Паулюс.

Многое сумели сделать военные топографы при подготовке и в ходе Курской битвы летом 1943 г. Топографические части Центрального и Воронежского фронтов создали на Курской дуге густую сеть геодезических пунктов, позволившую артиллеристам наносить по врагу внезапные и точные удары. В результате, когда советскому командованию стали известны день и час перехода гитлеровцев в наступление, по готовившимся к атаке пехотным и танковым дивизиям врага был нанесен сильнейший упреждающий удар всей артиллерией двух фронтов.

Курская битва

В период Курской битвы и в последовавшей за ней битве за Днепр части Военно-топографической службы стали уделять больше внимания обеспечению войск специальными, особенно разведывательными, картами. Такими картами были обеспечены, например, все части бомбардировочной и штурмовой авиации советских Военно-Воздушных Сил, которые в мае - июне 1943 г. проводили крупную воздушную операцию с целью завоевания полного господства в воздухе. На этих разведывательных картах военные топографы, используя данные разведки, сумели точно отобразить все действовавшие и ложные аэродромы фашистской авиации, ее склады горючего и боеприпасов, авиационные штабы, позиции зенитной артиллерии и пр. Пользуясь такими картами, советские летчики уничтожили около 700 вражеских самолетов и много других объектов.

Разведывательные и другие специальные карты составляли и печатали фронтовые картографические части и подразделения. Одной из таких частей был так называемый поезд-литография, построенный в 1942 г. на одном из московских заводов. Этот картографический поезд прошел дорогами войны в составе войск Воронежского и 1-го Украинского фронтов от г. Воронежа до Берлина. На этом боевом пути вражеская авиация 59 раз бомбила поезд. Были потери в людях и технике, но все задачи, поставленные командованием, неизменно выполнялись только с хорошим и отличным качеством. В феврале 1945 г. эта часть была награждена боевым орденом Красной Звезды.

Топографам поручали определять точное положение переднего края своих войск и войск противника. В одном случае ошибочное изображение переднего края могло привести к поражению своих подразделений огнем своей же артиллерии и авиации, а в другом - к недостаточному подавлению противника. Чтобы избежать этого, командование часто давало топографам задание лично пройти вдоль переднего края своих войск и инструментально или глазомерно, но непременно точно, нанести на карту передовые линии своих и неприятельских войск. Это, конечно, требовало от военных топографов и умения, и сноровки, и мужества. Выполняя такие задания, они находились на виду у противника и часто становились мишенями для его снайперов и пулеметчиков.

 

Битва за Берлин

В 1944-1945 гг. все больше значения придавали четкой организации взаимодействия различных родов войск. Особенно велика была роль взаимодействия войск при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника. А это требовало от военных топографов решения некоторых новых задач. С 1944 г. войсковые топографы - так тогда называли топографов дивизий и корпусов - стали изготавливать макеты местности на участки прорыва вражеской обороны. Такие макеты создавали в крупном масштабе из подручных материалов (глины, песка, снега и т. п.). На них кроме элементов местности наглядно отображали траншеи и ходы сообщения, позиции артиллерии, минометов и танков, минные поля и другие объекты обороны противника. Для отработки оперативного взаимодействия между фронтами и армиями военные топографы на некоторых фронтах изготавливали рельефные планы в более мелком масштабе. Так, топографическая служба 1-го Белорусского фронта при подготовке Берлинской операции изготовила уникальный сборно-разборный рельефный макет Берлина и его окрестностей. Это произведение фронтовых топографов, ныне хранящееся в Музее Вооруженных Сил СССР, было высоко оценено Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым, который тогда вместе с командным составом фронта разрабатывал на макете различные варианты штурма Берлина.

К решающему штурму Берлина готовились все. Летчики и артиллеристы выбирали цели, которые подлежали уничтожению в первую очередь. Пехотинцы и танкисты готовились сражаться за каждый дом, превращенный гитлеровцами в крепость. И всех их надо было обеспечить в топографическом отношении. Ведь бой за крупный город, особенно такой крупный, как Берлин, не похож на бой в открытом поле. Бой в городе имеет свои законы, его ведут небольшими, но сильными штурмовыми группами. Обычно это был взвод пехоты, усиленный несколькими танками или самоходными пушками, саперами, огнемётчиками. А вела бой такая группа самостоятельно за каждый отдельный дом. Каждый ее солдат мечтал пробиться к зданию рейхстага, чтобы самому разделаться с Гитлером и всеми теми, кто развязал эту кровавую войну. И чтобы этим штурмовым группам было «видней» в тесной застройке горевшего и разрушенного города, для них были изготовлены подробные и точные планы Берлина, на которых были отображены и названия улиц, и характерные здания-ориентиры, и станции метро, и подземные коммуникации, и шлюзы, и многое другое. Пользуясь таким планом, командир штурмовой группы мог при необходимости сделать целеуказание своим артиллеристам или летчикам-штурмовикам, у которых имелись точно такие же планы.

2 мая 1945 г. после ожесточенного сопротивления гарнизон Берлина капитулировал. Над поверженным рейхстагом взвилось знамя нашей Победы. 9 мая прозвучали салюты Родины в честь Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Закончилась самая тяжелая и кровопролитная война для нашего народа, и на ее дорогах остались стоять обелиски на братских могилах павших советских воинов, среди которых были и военные топографы. А 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся исторический Парад Победы. В строю одного из парадных подразделений чеканным шагом прошли и военные топографы, достойно представлявшие героических воинов Советских Вооруженных Сил, отстоявших честь, свободу и независимость нашей Родины.

 

На плацдарме Сандомирском

Сюда пришли геодезисты.

Теодолит у них с собой.

Позвали их артиллеристы,

Чтоб подготовить вместе бой.

И вот, добротно поработав,

Они привязку провели

Орудий, минометов,

К нулю погрешности свели.

В работе дело их кипело,

Как полагалось в ту пору.

Расчет был точен до предела,

Чтоб в глаз попасть аж комару.

Взлетали кверху бревна дзотов

С землей могильною на них.

Смолкали пушки, пулеметы,

Косила смерть солдат чужих.

Так шквал огня артиллеристов

Врага заклятого разил.

За этот бой геодезистов

Сам Маршал Конев похвалил!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: