Рисование в общеобразовательных и специальных учебных заведениях России XVIII - XIX веков. Методика обучения рисованию в Императорской Академии художеств




Рисование в России XVIII века. (Прейслер, Г. А. Гиппиус)

До XVIII века основным методом обучения рисованию был копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века

Парсуны Симона Ушакова «Скопин-Шуйский» 17 век (икона-портрет)

Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам.

Алексей Зубов

В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры.

Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты.

 

Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Особый интерес для нас представляет книга Прейслера с методической точки зрения. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию.

Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ченику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.

Какой бы объект для рисования Прейслер ни предлагал, он прежде всего старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построения его на плоскости. Он наглядно показывает, как следует методически последовательно строить изображение.).

Как и большинство художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии.

Руководство Прейслера очень высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось как за границей, так и в России. Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому труд Прейслера у нас в России долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах более 100 лет.

Итак, к концу ХУШ века рисование как общеобразовательный предмет начинает получать широкое распространение. В это время Россия становится могущественной державой. В связи с развитием экономической и общественной жизни страны резко возросла потребность в людях, владеющих изобразительной грамотой, умеющих чертить и рисовать.

Рисование в общеобразовательных и специальных учебных заведениях России XVIII - XIX веков. Методика обучения рисованию в Императорской Академии художеств

Мысль о значимости художественного образования в начальных, средних и высших учебных заведениях различных нехудожественных специализаций и систематического обучения учащихся изящным искусствам наряду с другими общеобразовательными предметами - чтением, письмом, счетом - в отечественной педагогике была сформулирована в XVIII в.

Профессиональное художественное образование в России в XVIII в. можно было получить в частных мастерских (И. Аргунова, П. Рокотова), в Школе рисования, организованной Петром I в 1711 г. при Петербургской типографии. С 1758 г. научным и методическим центром художественного образования стала «Академия трех знатнейших художеств.

Методика обучения «рисованию» строилась по образцу европейских Академий художеств: усвоение технических навыков в процессе копирования образцов. В качестве оригиналов для копирования учащимися в школах использовалось «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству» И. Д. Прейслера, «Курс рисования» А. П. Сапожникова

В России первая Академия художеств была образована в 1757 в Петербурге как «Академия трех знатнейших художеств» - живописи, ваяния и зодчества. В 1764 была создана Императорская Академия художеств с Воспитательным училищем при ней. На протяжении всей своей истории Петербургская Академия была главным российским центром художественного образования. Крупнейшие русские архитекторы, скульпторы, живописцы, граверы прошли строгую, взыскательную выучку в Академии.

Академия художеств с самого возникновения была не только образовательным и воспитательным заведением, но и центром художественного просвещения, поскольку регулярно устраивала выставки. При ней были основаны музеи, научная библиотека, до сих пор входящие в структуру академии.

Важным направлением деятельности Академии художеств в 20в. являлась подготовка для музеев и учебных заведений России искусствоведов и преподавателей истории искусства. В 1944 г. институту живописи, скульптуры и архитектуры, созданному на базе Российской академии художеств, было присвоено имя великого русского живописца И. Е. Репина.

В институте сохранялись, развивались и складывались отношения на основе преемственности традиции петербургской школы. Воспитанники академии воспитывали новых талантливых учеников, а так же несли просветительские традиции в города России. Роль Академии художеств в развитии русского художественного образования жизни России была ведущей.

В 19 в появляется целый ряд теоретических трудов, где доказывается необходимость овладения графическими навыками, подчеркивается важность рисования как общеобразовательного предмета.

В 1844 году Г. А. Гиппиус издает труд «Очерки теории рисования как общего учебного предмета», посвященный рисованию как общеобразовательному предмету. Это был первый капитальный труд по данной теме, он охватывал как общетеоретические вопросы педагогики и изобразительного искусства, так и вопросы методики преподавания рисования.

Книга делится на две части - теоретическую и практическую. В теоретической части излагаются основные положения педагогики и изобразительного искусства. В практической части раскрывается методика обучения.

Гиппиус стремится научно-теоретически обосновать каждое положение методики преподавания рисования. По-новому он рассматривает и сам процесс преподавания. Методика преподавания, говорит Гиппиус, не должна придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов. В этом отношении Гиппиус предвосхищает современное понимание методики преподавания как искусства преподавания. Чтобы научиться правильно рисовать, нужно научиться рассуждать и мыслить, говорит Гиппиус, а это необходимо всем людям, и надо это развивать с детского возраста. Много ценных методических советов и рекомендаций дает Гиппиус во второй части своей книги. Методика преподавания, по мнению Гиппиуса, должна основываться не только на данных практической работы, но и на данных науки, и прежде всего психологии. К учителю Гиппиус предъявляет очень высокие требования. Педагог должен не только много знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. Работа каждого ученика должна быть в поле зрения преподавателя.

С вопросами методики Гиппиус тесно связывает обеспечение класса оборудованием и материалами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: